Студопедия
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Владимир Святославич

Читайте также:
  1. Авторская песня. Владимир Высоцкий.
  2. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. “Белокаменные” соборы
  3. Билет 4.Причины и исторические последствия феодальной раздробленности на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская феодальная республика.
  4. Борьба Твери и Москвы за Великое Княжение Владимировское. Иван Колита. Причины возвышения Москвы.
  5. В княжение великого киевского князя Владимира Святославича произошло важнейшее событие в истории Древней Руси - принятие христианства (православия).
  6. ВЛАДИМИР КАЗАРИН КРАЕВЕД
  7. Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900).
  8. Владимиро-Суздальская земля
  9. Владимиро-Суздальская Русь.

Владимир Святославич (после крещения — Василий) (ок. 948—1015, правил в 980—1015) — великий князь Киевский, сын Святослава Игоревича и ключницы Малуши. В 969г. Святослав оставил своего сына Владимира княжить в Новгороде. В 977г. Владимир вынужден был бежать в Скандинавию. Затем он вернулся на Русь и захватил власть в Киеве.

Во время своего правления Владимир расширил территорию государства, упорно боролся с печенегами, укрепил южные и юго-западные границы Руси, построил по рекам Десне, Осетру, Трубежу, Суле и Стугне цепь хорошо укрепленных городов. Провел религиозную реформу, крестив Русь в 988г. по православному обряду.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ВАРЯГОВ?

После взятия Киева дружинники потребовали дань «с каждого жителя по две гривны». Деньги немалые. Что было делать Владимиру? Отправить варягов домой? Опасно. Разнесут они по Скандинавии весть о том, что князь Киевский не выполняет обещание, кто после этого будет доверять ему? Значит, лучше собрать дань? Но соберешь одну — попросят больше, известное дело.

Князь Владимир Святославич

Владимир и здесь нашел выход. Он собрал дружины, честно рассказал варягам о своих проблемах, упомянул о войске, которое он с их помощью обучил из славян, кривичей, чуди и других племен. Затем поведал о прекрасной стране Греции, в которой, как известно с давних пор, все есть, причем все самое лучшее. Слова князя так раззадорили варягов, что они в один голос попросили: «Отпусти нас, княже, в Грецию, а мы тебе долги простим». Владимир развел руками и, скрывая улыбку, сказал: «Держать не буду». Самых лучших дружинников он, правда, оставил, хорошо их наградил, дал им в управление города.

Византийскому императору Владимир отправил тайное письмо, в котором посоветовал распылить варяжскую дружину, разослать воинов по разным местам, а заодно попросил не посылать их обратно на Русь. Василию II в борьбе против Болгарского царства и других противников нужны были воины. Просьбы князя он выполнил.

ГДЕ НАЙТИ ВЕРУ?

Владимир Святославич, был, прежде всего, человеком государственным, хотя его и можно поругать, если вспомнить некоторые грешки. Женщин, например, он сильно любил, почти как библейский царь Соломон. Имел князь пять законных жен. Рогнеда родила ему четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода.

Вторая жена, родом из Греции, бывшая супруга Ярополка, родила Святополка, правда, от первого мужа. Две «чехини» было у Владимира. Одна родила Вышеслава, другая — Святослава и Мстислава. Болгарыня родила Бориса и Глеба. Много сыновей, радость-то какая! Да только сыновей нужно к государственному делу приобщить, решив главный вопрос передачи власти в стране.

В столь важном деле князь Владимир, как и другие великие князья киевские до и после него, проявил полную беспомощность, что привело страну к большим бедам. Впрочем, винить Владимира и других князей в этом нельзя, потому что не пришло еще время для решения подобных вопросов. Кроме того, перед князем Киевским в последние два десятилетия X в. стояла не менее важная проблема веры.

Языческий идол.

Владимир думал о ней, будучи еще наместником в Новгороде. Сложная страна Русь. Сколько племен и народов, сколько культов и богов, обычаев — не перечесть, не учесть. А учесть надо. Раз уж стали собираться восточноевропейские племена и народы в единое государство, то и проблему религии — новой, единой для всех веры — нужно было решать сообща.

Князь привез из Скандинавии культ Перуна, пытался поставить его во главе пантеона богов и божков. В таких городах, как Новгород и Киев, Перун быстро завоевал сердца людей. Для некоторых горожан он был неплохим богом. Владимиру, например, Перун позволял иметь не только четырех собственных жен и одну — доставшуюся от Ярополка, но и 300 наложниц в Вышгороде, да 300 в Белгороде, 200 в селе Берестове! Чем же плоха была языческая вера?

Но для человека государственного, организатора и строителя многонациональной державы, языческая религия не подходила. Мешала она князю в государственных делах. Владимир понимал, что настало время новой религии. Понимали это и бояре, советники. Но одно дело понимать, другое — найти религию, которая бы наиболее соответствовала душевному складу и характеру формирующейся нации. Бог един — эту истину признают чуть ли не все религиозные системы, в том числе и многие языческие. Князь знал об этом. Кроме того, ему было известно о существовании ислама, христианства, религии древних иудеев. Бог един, а религии разные. Почему? Потому что люди все разные; и истории стран и народов в тех или иных районах земного шара разные, и обычаи, и духовные и душевные приоритеты — разные. Все — разное. Только Бог един.

Но какая же вера будет милее и ближе сердцу русского человека?

Сложнейшая задача стояла перед князем Владимиром. Решал он ее не спеша, много думал, людей мудрых слушал. Да не спорил, не ругался, не оскорблял никого — а сопоставлял, сравнивал.

В 986 г. прибыли из Волжской Болгарии послы, стали расхваливать ислам — религию, которую они приняли не так давно. Много мудрого таит в себе ислам, и многоженство разрешает. Пророк Мухаммад, основатель ислама, был великим человеком. Но мусульманам запрещается есть свинину, пить вино. Мальчикам они делают обрезание... Нет, не пришлось подуше вера пророка Мухаммада князю Владимиру. Согласно летописи, русский князь так ответил болгарам:

— Вино есть веселие для русских, не можем быть без него.

Но, думается, у Владимира были более веские причины, из-за которых он отказался от веры исламской.

Приходили к нему немцы от папы Римского, хазарские иудеи, философ из Константинополя. Всех выслушал князь, всем дал отрицательный ответ, хотя слово философа, подробно поведавшего о вере в Господа Иисуса Христа по православному обряду, запало ему в душу. Посланец из

Константинополя почувствовал это и изрек:

— Если хочешь с праведниками быть, то крестись.

— Подожду еще немного, — ответил осторожный князь.

Щедро наградил русский князь философа из Константинополя, проводил с почестями, вызвал к себе бояр и «градских старцев», стал совет держать.

Перун. Привеска. XII в.

— Князь! — сказали они. — Всякий человек хвалит свою веру. Чтобы узнать, какая лучшая, нужно послать людей к иудеям в Хазарию, к болгарам на Каму, к немцам в Германию.

Так и порешили. И вскоре десять самых мудрых людей отправились в долгий путь. Они еще не знали, чего хотят, но уже знали, чего не хотят. Немало для выбора правильного пути.

Прибыли киевские послы в Камскую Болгарию. Храмы там стояли бедные, люди молились уныло, лица у всех были грустные. Не понравилось это русским. Пошли они в земли немецкие. Храмы в Германии богаче, только слишком много в них острого, серого, каменного, словно скопированного со скал горных хребтов, либо с мечей боевых, острых. На фоне неукрашенного камня и обряды исполнялись «без всякого величия и красоты».

Отправились посланцы Владимира в Константинополь.

Поплутав по европейским дорогам, прибыли они в город и лишь открылись пред ними городские ворота, лишь увидели они — пока снаружи! — храм Святой Софии, как тут же, будто что-то давно известное, но почему-то забытое всколыхнуло память, порадовало сердца уставших путников. Вот ведь как! Из того же камня, что и храмы в Западной Европе, построена была София Константинопольская в 532—537 гг., но в линиях и пропорциях главного храма Греческой Церкви чудились русским послам мягкие овалы родных далей, незатейливая вязь речных узоров на холмистом, бескрайнем полотне российской природы, плотно закрашенной многоцветьем лесов. Камень! Удивительно пластичный материал в умелых руках. София Константинопольская мощно стояла на земле, и богатырское что-то чудилось в ее крепких линиях.

Византийский император Василий II повелел отправить гостей в храм Святой Софии, где патриарх совершал литургию. Переступив порог церкви, послы замерли. Изысканное благолепие и богатое убранство алтарей, строгая по форме, но щедро украшенная одежда греческого духовенства и проникновенное многоголосие с клироса, мелодия которого обволакивала собравшихся в храме единоверцев, соединяла их друг с другом и всех — с Богом. Благоухание фимиама и торжественные лики икон и лица людей, принесших в церковь все самое доброе, человеческое, поразили гостей. Они нашли здесь свою веру. Вернувшись на родину, послы с душевной радостью передавали свои впечатления князю, и его душа возрадовалась.

Образ Богородицы в апсиде храма

Св. Софии Константинопольской. IX в.

На какие же средства Владимир Святославич хотел строить в Киевском государстве церкви? Одних мастеровых, строителей, архитекторов, живописцев придется выписывать из-за границы так много, что любому повелителю страны страшно станет — где столько денег брать?! На что же надеялся Владимир?

На русский народ. Князь понял, что православная вера придется по душе его соотечественникам, что никаких средств и богатств русские люди не пожалеют для строительства великолепных храмов, что русские же мастера, переняв секреты иностранцев, создадут удивительные памятники искусства, неповторимые по красоте и благолепию шедевры.

И князь не ошибся в выборе веры. В этом состоит его главная заслуга перед русским народом.

Речь грека-философа перед князем Владимиром. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XIII в.

КРЕЩЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА И РУСИ

В 988 г. князь Владимир с дружиной подошел к греческому городу Корсунь, расположенному неподалеку от современного Севастополя. Греки построили его еще в V в. до н. э., назвали город Херсонесом и вели здесь выгодную торговлю, окружив крепость мощными стенами. Власть императоров Византии купцы формально признавали, но дань им не платили. Жители Корсуни избирали себе начальников, установили для себя республиканские законы. Не боялись они никого. Всех врагов громили без труда. Неприступная крепость, сильный свободолюбивый народ, мудрые руководители, дисциплинированная, боеспособная армия...

Зачем же явился в эти края Владимир, недавно решивший принять крещение и крестить Русь? Князь начал осаду, предупредив горожан, что если они не сдадутся, то он будет стоять здесь год, два и три, пока они все не умрут с голоду. Корсуньцы не сдавались.

Русский князь приказал соорудить огромную насыпь, ведущую к стене. Работа пошла полным ходом. Люди трудились весь световой день. Рано утром они вышли к сооружаемой так старательно насыпи и удивились: гора земли, камня и щебня явно уменьшилась. Люди нехотя продолжили работу. Они ходили словно в полусне к насыпи и обратно, не догадываясь о том, что защитники крепости сделали подкоп под насыпь: туда, как в бездонный колодец, проваливалась земля, камень, щебень, а трудолюбивые жители Корсуни переносили все это в центр города, где на площади поднимался холм. За несколько дней упорного труда большая гора образовалась в центре Корсуни, и ее наконец-то увидел Владимир. Всю ночь думал он, как взять город, а утром принесли ему стрелу с запиской. Некий человек по имени Анастас, враг города, написал Владимиру о том, что на востоке от лагеря русских находятся колодцы — единственный источник питьевой воды в Корсуни, перекрыв которые, можно легко справиться с упрямцами. Князь повелел перекрыть подземные ручьи, и вскоре осажденные сдались.

Эта победа изумила и напугала византийских императоров Василия и Константина. Боялись они не зря. В Константинополь прибыли послы Владимира с грозной вестью о том, что киевский князь хочет жениться на царевне Анне. Если же, объявили послы, им будет отказано, то русское войско возьмет Константинополь. Дела в Византийской империи после смерти Иоанна Цимисхия ухудшились. Междоусобица подточила силы могучей державы. А тут еще угроза киевского князя. Лучше было бы уважить Владимира. Он имел большое войско и, породнившись с императорами, помог бы им справиться с врагами Византии.

Отказать Владимиру братья не решились. Все же условие ему поставили:

— Если крестишься, то и сестру нашу в жены возьмешь. Киевский князь ответил согласием, но и сам поставил перед ними условие:

— Пришлите мне в залог доверия и дружбы вашу сестру. Царевне Анне не хотелось идти замуж за дикого варвара, да делать было нечего: в сопровождении высших государственных чиновников и знаменитых духовных деятелей она села на корабль и поплыла в Корсунь.

Городской люд встретил ее с великой радостью, как избавительницу, а Владимир, добившись своего, с крещением решил не торопиться. Дело-то серьезное. Но вдруг разболелись у него глаза, перестал он видеть, опечалился — экая напасть в расцвете сил! Анна принялась убеждать его поскорее креститься, уверяя, что болезнь сразу же пройдет. Владимир согласился, и свершилось чудо! Лишь только святитель возложил на него руку, как прозрел князь. Это чудо видели все русские бо-яре, сопровождавшие Владимира. Они в тот же миг решили принять веру Христову и крестились. Владимир женился на византийской царевне Анне, отдал Корсунь грекам, возвратился в Киев.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 87 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2025 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав