Читайте также:
|
|
Накануне перемен В 1982 г. после смерти Л. И. Брежнева новым генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю. В. Андропов, ранее возглавлявший КГБ. Он признал наличие в обществе серьезных проблем и необходимость преобразований. Андропов начал борьбу с коррупцией в высших эшелонах власти и с хищениями в системе государственной торговли, были заведены уголовные дела, в том числе на людей из ближайшего окружения Брежнева. Также предпринимались меры по борьбе с нетрудовыми доходами и по поддержанию трудовой дисциплины. Однако после смерти Андропова в 1983 г. новый руководитель партии К. У. Черненко приостановил этот курс. Черненко, так же как и Андропов, вступил в должность, уже будучи смертельно больным. За время его короткого правления в руководстве партии окончательно сформировалось реформаторское крыло во главе с М. С. Горбачевым — сподвижником Андропова, самым молодым на тот момент членом Политбюро ЦК (54 года). После смерти Черненко в апреле 1985 г. Горбачев был избран руководителем партии. Горбачев, подобно Андропову, начал свое правление с резкой критики существующих недостатков, прежде всего в экономике. С целью ликвидации наметившегося замедления темпов экономического развития была выдвинута концепция ускорения научно-технического прогресса. Ускорения предполагалось достичь путем использования скрытых резервов производства. Одновременно с этим для подъема трудовой дисциплины и улучшения качества продукции была развернута антиалкогольная кампания. Государство резко повысило цены на алкогольную продукцию и сократило ее производство, началась вырубка виноградников. Антиалкогольная кампания положительно сказалась на демографической ситуации в стране, однако увеличилось нелегальное распространение суррогатного алкоголя. Авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г., имевшая тяжелые экологические последствия, показала отрицательные стороны политики ускорения. В результате к 1986 г. руководство пришло к выводу, что необходимы более глубокие преобразования в обществе. Была выдвинута концепция перестройки, под которой вначале понималась перестройка механизма управления экономикой. Затем в это понятие стала вкладываться идея комплекса экономических и политических реформ в рамках социалистического строя, направленных на его обновление и усовершенствование.
Начало 1980-х годов было временем почти полной смены руководства СССР. Военное поколение - те, кто победил на фронте и прошёл тяжёлое послевоенное восстановление, естественным образом состарились, вышли на пенсию или умерли.
К руководству приходили те, кто взрослел в сытые 1950-1960-е годы и вырос на бытовом материализме хрущёва. К началу 1980-х в СССР накопилось много проблем. К ним можно было подойти как к своим проблемам. Да, очереди. Да, в доме непорядок. Да, старые методы не работают. Надо разобраться, в чём причина, и исправить.
Был возможен и второй подход. Наплевать на всё, бросить свой дом, посмотреть, как хорошо жить на Западе, и попытаться скопировать его методы. Для поколения «догнать и
перегнать» был гораздо ближе и гораздо проще второй подход.
* * *
Это время стало весьма благоприятным для Орды. Военными и силовыми методами победить СССР было невозможно, поэтому она в очередной раз использовала методы управления сознанием. Индивидуальным сознанием высших руководителей, изучением которых десятками лет занималось «кремлеведение», и сознанием общества в целом.
Хотя привыкшего озвучивать чужие мысли и превозносить себя горбачёва и было легко заставить говорить и делать то, чего хотел Запад, болтовня «реформаторов» не должна была сильно противоречить идеологии. Надо было разнести советское общество, используя внутренние противоречия его философии.
Нет ничего удивительного в том, что многие из ярых идеологов коммунизма превратились в его ярых ненавистников. Для части начальников коммунистическая идеология давно стала просто способом удержания у власти. Так же как европейские аристократы за несколько веков до этого заменили бога, ставшего более ненужным и неудобным, на золото, так эти начальники искали способ замены коммунистических символов на «твёрдую» валюту.
Но при всей неприязни к ним, следует помнить, что глубинные корни этого - не только в качествах характера. Они лежат и в марксистском приравнивании золота и труда, в понимании развития исключительно как материального прогресса.
Это был не только кризис убогости отдельных личностей. Конечно, это никак не был
кризис производства. Это был глубокий кризис противоречий всей философской системы.
* * *
И советским людям, и поганым, и советским потребителям, и партийному руководству, была подсунута одна и та же старая дурилка - дурилка свободного рынка.
Стоит начать поклоняться всемогущему рынку, и его магическая рука сразу даст потребителям изобилие лучших товаров, начальникам - мудрость и смекалку, обществу - согласие и справедливость. А мастера культуры создадут новые, не ограниченные узкими рамками идеологии, глубоко духовные шедевры, вдохновившись гонорарами в твёрдой валюте.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 177 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |