Читайте также:
|
|
В качестве общей правовой и одновременно нравственной установки при обращении к любой из мер уголовно-процессуального принуждения выступают закрепленные в ст. 21 Конституции РФ положения о том, что “достоинство личности охраняется государством” и “ничто не может быть основанием для его умаления” (ч. 1).
Средством, гарантирующим сохранение личности такого блага, выступает и конституционное положение о том, что “никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию” (ч. 2).
Приведенные нравственные требования закреплены в ряде международных документов, например во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 5), Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 7), Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.
Свое нормативное закрепление, как мы уже отмечали, они получили и в УПК РФ 2001 г.
С особой остротой вопросы о соблюдении правовых и нравственных норм возникают при задержании лиц по подозрению в совершении преступления и применении к подозреваемым и обвиняемым мер уголовно-процессуального пресечения. В том и другом случае имеет место определенное ограничение прав и свобод граждан, включая и естественное право каждого на свободу и личную неприкосновенность.
Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления Это одна из наиболее распространенных мер уголовно-процессуального принуждения (гл. 12 УПК РФ). Несмотря на то что в период действия УПК РФ 2001 г. количество лиц, задерживаемых по подозрению в совершении преступления, несколько снизилось (с 416 тыс. в 2001 г. до 287,1 тыс. в 2005 г.), оно остается все еще весьма значительным. Задержание же связано хотя и с кратковременным (на срок не более 48 часов), но все же лишением человека его естественного права на свободу. В силу этого оно должно осуществляться только при наличии четко определенных в ст. 91 УПК РФ оснований и только в установленном ст. 92 УПК РФ порядке (комментируется и протокол задержания подозреваемого).
С точки зрения нравственности при этом очень важно:
(1) соблюдать в отношении лица, задерживаемого по подозрению в совершении преступления, все содержащиеся в ст. 21 Конституции РФ положения о недопустимости действий, умаляющих достоинство личности и опасных для его жизни и здоровья;
(2) обращаться с задерживаемым подозреваемым как с лицом, виновность которого в совершении преступления еще не доказана. В силу презумпции невиновности (ст. 49 Конституции РФ, ст. 14 УПК РФ) такое лицо считается невиновным, а потому к нему надлежит относиться как к обычному человеку и гражданину, обладающему всеми конституционными правами и свободами (гл. 2 Конституции Российской Федерации).
Приведенные конституционные положения предопределяют порядок и условия содержания подозреваемого под стражей согласно специальному федеральному закону.
Глубоко нравственными являются и закрепленные в ч. 1 ст. 96 УПК РФ положения, регламентирующие порядок уведомления о задержании подозреваемого его родственников. Такое сообщение должно быть произведено следователем (дознавателем) или самим подозреваемым не позднее 12 часов с момента оформления протокола задержания.
Исключение из приведенных правил может иметь место лишь в случае необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания. Но такое исключение не распространяется на случаи, когда подозреваемым является несовершеннолетний (ч. 4 ст. 96 УПК РФ).
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 158 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |