Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Билет 9

1. Проблема свободы и смысла жизни в экзистенциализме.

(Философия существования). - иррационалистическое направление, возникшее (в России в начале 20-ого века, в Германии после I Мировой войны,

во Франции в период II Мировой войны, после и в других странах) как выражение кризиса буржуазного общества. Центральное понятие: экзистенция - человеческое существование (как нерасчлененная целостность объекта и

субъекта). Основные проявления человеческого существования: страх, забота, решимость, совесть, которая

определяется через смерть. Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого

себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за всё происходящее в мире.

Характерные черты экзистенциализма:

1. пессимизм

2. субъективное толкование свободы

3. отрицание рационального познания

4. утверждение интуитивного (непосредственного)

5. постижения реальности.

Экзистенциалистская концепция выдвигает на передний план абсолютную уникальность индивидуального бытия человека. Он рассматривает переживание индивидом своего жизненного пути, основу которого составляют страх, бессмысленность существования, внутренняя тревога, ожидание болезни и смерти.
Экзистенциализм возник в период мировых войн как духовное отражение драматизма эпохи 20 века.
Духовное начало экзистенциализму положила "философия жизни" (Дельтей, Ницше, Шпенглер).
К 30-м годам 20 века философия жизни уступает место экзистенциализму. Главная идея - движение индивида к личной свободе с целью спонтанного самотворчества, самосозидания. Быть свободным - значит быть самим собой. Такую свободу человек творит сам, а не получает из вне.
Представители экзистенциализма выделяют 3 категории своего учения: сам мир, бытие-в-мире и бытие.
В. Ясперс говорил, что человек встречает свое сущее бытие в трех ипостасях:
1. Первый уровень - жизнь в мире. Самый поверхностный, характерен для естествознания и медицины.
2. Второй уровень - экзистенциализм. Экзистенция подвигает индивида к выявлению собственной уникальности.
3. Трансцендентный мир- связан с осознанием собственной души в результате озарения.
Ясперс отрицал то, что философия - наука. Это как состояние ума, живой процесс мыслетворчества. Философия должна давать людям ориентиры, озарять человеческую экзистенцию, приближая ее к трансценденции.
Трансценденция - самый высокий уровень бытийности, лежит за пределами физического мира и человеческого существования, но именно она сообщает глубокий смысл жизни. Это Бог.
Французские экзистенциалисты: Марсель, Сартр. В их представлении человек выступает как постоянный творец самого себя. Существование всегда предшествует сущности, создает её. Причем индивид творит себя спонтанно, а по собственному плану. Сформировав своё собственное "Я" человек вырывается из безликой толпы или поднимается над ней.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 21 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав