|
1. Понятие научной картины мира, ее эволюция. Виды научных картин мира.
Научная картина мира— система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи. Научная картина мира не является ни философией, ни наукой.
Виды:
· общенаучная картина мира (систематизированное знание, полученное в различных областях)
· естественнонаучная картина мира и социально(общественно)-научная картина мира
· конкретно-научная картина мира (физическая картина мира, картина исследуемой реальности)
· специальная (частная, локальная) научная картина мира отдельных отраслей науки.
· "Наивная" картина мира
Сотворенный всеблагим и всемогущим Творцом мир понимался как иерархически упорядоченное строение, восходящее и стремящееся к совершенству Бога, но никогда его не достигающее. В этом мире, как и в античном, нет места зрителю, который бы мог обозревать мир, как картину, но все существа в нем вовлечены в единый процесс самосовершенствования с целью спасения.
2. Философия Фомы Аквинского.
Фома Аквинский (1225 — 1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви.
Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира).
Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:
· движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;
· причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;
· случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
· степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог;
· цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.
Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:
· разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества;
· подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);
· подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;
· считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);
· доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;
· сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.
Исходя из данных посылок, согласно Фоме:
· все состоит из материи и формы (идеи);
· суть любой вещи — единство формы и материи;
· форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;
· форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;
· идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 16 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |