Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Траектория космогенеза: преджизнь – жизнь – мысль – сверхжизнь.

Читайте также:
  1. Афанасий Филлипович: жизнь и творчество
  2. Б. 55. Статья 317 посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов.
  3. Белорусская философская и общественно-политическая мысль.
  4. Белорусская философская мысль эпохи Возрождения и реформации (Ф.Скорина, С. Будны, С.Полоцкий и др.)
  5. Билет 25. Духовная жизнь и ее роль в развитии чела и общества.
  6. Быт и общественная мысль
  7. Влияние глобализации на политическую жизнь в обществе. Антиглобализм
  8. Внутренняя политика и общественно-политическая жизнь в 1965-1985 гг.
  9. Возникновение философии. Философская мысль Востока и Запада
  10. Возникновение философии. Философская мысль Востока и Запада

§ а ) преджизньэволюция материи. Возникновение атома и молекулы положило начало геогенезу; формы замыкания: барисфера – литосфера – гидросфера – атмосфера – стратосфера;

§ б ) жизнь - появление клетки – крупинки жизни, способной к внутреннему синтезу молекул, к самоорганизации; форма замыкания – организм; н а смену геогенезу пришел биогенез, представленный веером жизни: растение, насекомое, животное. Формой замыкания биогенеза, прогресса живого является биосфера.

§ в) мысль: направленность жизни – рост сознания. Скачок в развитии человека – появление рефлексии (самосознания, клеточки сознания), поворотная точка от психозоя к ноосфере. Биогенез завершен, на смену ему пришел ноогенез - развертывание ноосферы посредством форм сознания (мифология, религия, философия, наука, экономика) и общностей (род, нации, государства).

§ г) Сверхжизнь, «конец света»: мегасинтез, дух земли, человечество как единство, единодушие, сверхсознание, ноосфера (предмет веры и логики эволюции).

§ д.Точка замыкания, точка Омегасверхличность, центр центров. Состоит из личностей, а не индивидуальностей. Черты нового состояния универсума: автономность, наличность, необратимость; трансцендентность, ускользает от пространства и времени, укореняется в нетленном; внутренний возврат, свертывание всей ноосферы, достигшей предела сложности и сосредоточенности – резюме эволюции универсума; отделение сознания от материальной матрицы, успокоение в точке Омега, в вечности. Точка Омега – точка возникновения и обнаружения, созревания и ускользания. Человек – ступень и точка преобразования универсума (ускользание в вечность), но точка, способная положить конец эволюции универсума.

 

66. Что такое явление, по мнению античных скептиков? Ответ:

§ - явление - не предмет чувственного мира, а то, “ что мы испытываем вследствие представления и что невольно ведет нас к его признанию”.

§ - Явление - наше состояние, аффектация органов чувств, впечатление.

§ - Явление - не предмет познания. Сомнения касаются не явления, а того, что говорится о явлении.

67. В чем сомневаются скептики? Ответ:

§ Во-первых, из факта явления скептик не делает вывода о том, что за ним (явлением, за впечатлением, которое мы испытываем)) обязательно стоит нечто объективное, есть внешний мир, воздействующий на органы чувств человека и вызывающий образы предметов.

§ Во-вторых, если за явлением ест ь все же нечто преходящее, то у нас нет оснований утверждать, что предмет сам по себе есть то же самое, что и его явление нам. Т.е. следует воздержаться от утверждения, что наши ощущения снимают копии с вещей. Но следует воздержаться и от обратного утверждения, что явления не соответствуют предметам внешнего мира, если последний имеет место.

68. Что такое агностицизм? Ответ:

§ - направление в гносеологии, полагающее, что мир сам по себе принципиально не познаваем (Кант – яркий пример, «вещь в себе» не познаваема, познать мы можем только «явление»).

69. Что такое «верификация»? Ответ:

§ — доказательство, подтверждение, понятие, употребляемое в логике и методологии науки для обозначения процесса установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

70. Что такое фальсификация? Ответ:

§ - то, что может быть опровергнуто, может быть предметом научного познания; то, что невозможно опровергнуть (бога, например) – не предмет для науки.

71. Что такое истина? Ответ:

§ - истина – это истинный мир, например, платоновский сверхчувственный, умозрительный мир идей (античность, греки);

§ - истина – это соответствие наших представлений реальности (самая распространенная точка зрения классической науки с Нового времени);

§ - истина – это конвенциальное соглашение ученых, которые согласились считать какое-либо объяснение истинным (современная наука).

 

Общество как предмет философского анализа. Стратегии исследования общества, сферы общественной жизни

72. Когда и что послужило толчком к становлению человеческого общества, «второй природы» (вне природных общественных отношений)? Ответ:

§ - неолитическая революция (10-12 т. л. до н.э.). Человек перестал вести природный образ жизни (собирательство и охота) и занялся производством средств существования (сельское хозяйство, животноводство, ремесло). Кровно - родственные отношения уступили место общественным отношениям (разделение труда, обмен, соц. неравенство и пр.).

73. Основные сферы человеческой жизнедеятельности? Ответ:

§ - сфера материального производства, «техносфера»;

§ - с оциосфера (социальные отношения);

§ - сфера политико-управленческая;

§ - сфера духовного производства, «инфосфера».

74. Какие существуют подходы к истории развития общества? Ответ:

§ - линейный (просветители, отчасти, Гегель);

§ - формационный (марксизм);

§ - цивилизационный (Данилевский, Шпенглер и др.);

§ - «мультилинейный» (20-е столетие);

§ - «неолинейный» (Тоффлер)

75. Периодизация Э. Тоффлера, волны цивилизации? Ответ:

§ - сельхозцивилизаци я (неолитическая революция – 16 столетие);

§ - индустриальная цивилизация (17 ст. – середина 20-го ст.);

§ - информационная цивилизация (вторая половина 20-го ст.).

 

Философия истории: линейные и формационные концепции (Гегель, Маркс и др.)

76. Гегелевская периодизация истории, ее сущность? Ответ:

§ - сущность исторического прогресса – прогресс понятия «свобода »;

§ - восточный мир (один свободен, все не свободны, деспотии);

§ - греческий полис (некоторые свободны: эллины, мужчины);

§ - римская империя (некоторые свободны: граждане Рима);

§ - германский мир (все свободны, равенство всех перед законом).

77. Марксистская периодизация истории? Ответ:

§ субстанция-субъект истории – материальные отношения, отношения собственности;

§ - первобытно - общинная формация (первобытный коммунизм: отсутствие собственности);

§ - рабовладельческая общественно-экономическая формация (предмет собственности: человек);

§ - феодальная общественно-экономическая формация (предмет собственности: земля);

§ - к апиталистическая ОЭФ (предмет собственности: средства производства);

§ - коммунистическа я ОЭФ (общественная собственность на недра, средства производства).

78. Тайна капиталистической эксплуатации, по мнению К. Маркса? Ответ:

§ - на рынке труда наемный работник продает конкретный труд (навык) измеряемый квалификацией и зарплатой;

§ - собственник же средств производства покупает абстрактный труд, измеряемый рабочим временем;

§ - за часть рабочего времени отрабатывается зарплата, остальное время и результаты труда безвозмездно присваиваются собственником; если работает 10 человек, то за один день будет присвоено, например, 50 часов неоплаченного времени (3 часа на себя, 5 – на собственника).

79. Что значит «свободный труд», по мнению Маркса? Ответ:

§ - это труд не на себя, а работа над собой;

§ - изменение предмета труда; усилия направляются не вовне, на предметы природы, а на самого себя, на развитие задатков, способностей и пр.

§ - Разумеется, для свободного труда необходимы и социальные условия: признание ваших талантов не должно зависеть от купли-продажи, рынка.

80. Какие способы принуждения к труду имели место в истории? Ответ:

§ - внеэкономическое (физическое, политическое принуждение);

§ - экономическое принуждение (капитализм).

81. Какие черты присущи «одномерному обществу», по мнению Маркузе (неомарксизм)? Ответ:

§ - это общество без альтернатив (капитализм и социализм – два варианта одного и того же общества);

§ - политическое принуждение заменено научным, технологическим;

§ - тоталитаризмвсесторонний контроль со стороны государства за человеком посредством производства и потребления (сфера материального производства дополнилась производством и потреблением услуг и сознания);

§ - утрачена свобода по отношению к экономике (долой буржуев и частную собственность – лозунги из прошлого), рабочий класс перестал быть революционной силой;

§ - увековечено рабство (человек в руках другого человека – средство), рабство со счастливым сознанием;

§ - утрачена свобода по отношению к политике (вопрос о власти снимается, а вместо него решается вопрос, «кто очередной срок будет господином»?)

§ - утрачена свобода по отношению к производителям информации, следствие: индивидуальное сознание вытеснено общественным; не мы наблюдаем за экраном, монитором, а он за нами;

§ - целенаправленно формируются репрессивные потребности – потребность не в потребительских свойствах вещей, а потребность потреблять вещи (гонка потребления);

§ - целенаправленно формируется одномерное сознание, посредством:

а. перетолкования двумерных понятий в одномерные (рабочий класс – труженик предприятий, профессия, а не эксплуатируемый класс);

б. вы имеете то, о чем мечтали поколения предков: свободу, право, демократию;

в. нет метафизической реальности, нет потусторонних смотровых площадок (добро и зло, бог, духовные ценности), с позиции которых раньше взирали на падший мир, не с чем сравнивать реальность. Небо посрамлено реальностью.

 

Глобальные проблемы современности. Глобализация, ее черты и трактовки.

82. Что такое дегуманизация мира? Ответ:

§ - смерть ценностей, господство цинического разума;

§ - вместо ценностей человеком правят интересы (деньги, власть, слава);

§ - все знают, что такое хорошо и что такое плохо, но сознательно выносят их за скобки в повседневной деятельности.

83. Что такое «вестернизация»? Ответ:

§ - форма, в которой происходит в большинстве своем глобализация, навязывание всему миру евро-американских ценностей, экономических, политических институтов, образа жизни и пр.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 31 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав