Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Дж. Локк

«Опыт о человеческом разуме» - основная работа.

В его работах содержатся не только критика метафизики с точки зрения сенсуализма, подчеркивающего важную роль в чувственном восприятии познания. Разработал принципы естественного права, предложил тот естественный правовой идеал, которым выразились потребности нового общества – индустриального, капиталистического к неотчуждаемым правам человека. 3 основных права:

1. На жизнь

2. Свободу

3. Собственность

Правовое равенство является необходимым следствием принятия 3-х неотчуждаемых прав. Локк исходит из изолированных, обособленных частных интересов индивидов.

Правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждому тем, чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.

Человек в философии 19 в. предстоит с одной стороны, как отдельный изолированный индивид, действующий в соответствии со своими частными интересами, с другой стороны – отменяя прежние формы единства человеческого общества философии 18 в. Предлагает новую форму единства перед лицом которой индивиды равны. Во имя этой новой формы просветители требуют освобождения от любых конфессиональных, национальных, сословных границ. В этом отношении характерно творчество немецких просветителей. Любая из религий есть не более чем суеверия. И в тоже время в каждой из религий заключена истина в силу того, что их содержание проникнуто духом нравственности, разума, любви к ближнему.

Для французского просвещения характерна эволюция просветительского миропонимания, выразившееся в отношении к человеку. Утверждают, что человек по своей натуре добр.

Поскольку нет ничего дурного в стремлении человека к самосохранению, то нельзя осуждать и все те чувственные склонности, которые являются выражением этого стремления.

«Любить удовольствие, избегать страдания» - природа человека, а все природное – хорошо.

Такова мировоззренческая подоплека сенсуализма. Гельвеций отождествлял чувства. Дидро не соглашается с ними, но разум считал общим чувством.

В защиту человеческой природы вступает также Руссо, защищая тезис об естественном состоянии, который искажается цивилизацией.

Особенность французского просвещения – ориентация на естествознание (механика).


11.Немецкая классическая философия: синтез философского знания

Кант, Иоганн Фихте, Шеллинг, Гегель

3 основных работы Канта:

1. «Критика чистого разума» - возможности теоретического познания (гносеология+онтология)

2. «Критика практического разума» - вопросы морали, нравственности

3. «Критика способности суждения» - вопрос эстетики, способность судить о прекрасном, безобразном и т.п. Опосредует первые критики.

Кант считает, что существуют вещи, не зависящие от познающего субъекта. Вещи в себе не познаваемы, о вещах в себе ничего не можем сказать. Вещи в себе познаются только в том виде, в котором они являются познающему субъекту, то есть как феномену.

Объект: вещь в себе, феномен, согласно этому разделению С.:

1. Априорные формы чувственности, каковыми он называет пространство и время.

Пространство – форма внешнего созерцания, время – внутреннего чувства.

2. Априорные формы рассудка – категории «я мыслю» как трансцендентальное единство апперцепции (я мыслю, сопровождая все представления) – т.е. предвосприятие.

Посредник между априорными формами чувственности и формами рассудка = творческое воображение, одновременно пассивная, как чувственность, активность, как разум.

Разум регулятивная функция – осуществляет возможность познания.

Объекты чувственного созерцания – феномены через чувственное созерцания, объекты рассудка являются идеи.

Главный недостаток и последующая критика философии Канта связана с разделением субъекта и объекта.

Затем попытки преодоления разделения субъекта и объекта. У Фихте субъективное единство субъекта и объекта.

Единство полагается на трансцендентальное «Я» (Фихте)

Объективное единство субъекта и объекта, единство полагается в природе. У Шеллинга.

С именем Гегеля связано абсолютное единства субъективного и объективного единства С и О.

 

Гегель состоит из 3 частей:

1. «Наука логики» - изображает мирный дух или абсолютную идею таким, каким он был до возникновения природы.

2. «Философия природы» - описывает воплощение идеи в природе

3. Идея воплощения в субъективном духе и возвращается к самой себе, становясь абсолютной идеей.

«Философия духа»

Ядро системы: диалектика с 3-мя принципами, единство и борьба противоположности, закон отрицания. Источники развития – противоречие.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 18 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | <== 5 ==> | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав