Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Философия религии Л. Фейербаха

Читайте также:
  1. Ай философияда мәдениет алғаш рет философиялық зерттеудің пәні болып қалыптасқан?
  2. Айта өрлеу дәуірі Еуропалық өркениет дамуындағы сілкініс және Жаңа замандағы философия мен ғылымның қалыптасуы
  3. Аналитическая философия
  4. Антика дәуріндегі философия аясында жеке ғылымдардың бастауларының пайда болуы
  5. Античная философия
  6. Античная философия
  7. Античная философия
  8. Античная философия
  9. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  10. Античная философия

Людвиг Фейербах (1804-1872). Основные сочинения: К критике философии Гегеля; Сущность христианства; Основные положения философии будущего; Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии; О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли; Эвдемонизм.

С точки зрения Ф., философия и религия - противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, а в философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Величайшая задача философии - критика религии, разоблачение иллюзий.

Для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение Бога, а часть вечной природы. В этом суть антропологизма Ф. Центр - человек как психофизическое единство, единство души и тела.

Антропологический принцип Фейербаха выражается в том, что он по новому интерпретирует само понятие "объект". Понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - другой человек.

Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних веще й.

Антропологический принцип в философии:

· Единство мышления и бытия, о котором трактовала философия тождества Шеллинга и Гегеля, реально лишь в человеке – единственном субъекте мышления.

· Но человека отличает от животных не только способность мышления: если бы он не отличался от животных в своих ощущениях, то не отличался бы от них и в мышлении. Сущность человека – это прежде всего чувственность, проявляющаяся в многообразии переживаний, стремлении к счастью, любви, т.е. жизни не только ума, но и сердца.

· Человек осознаёт себя человеком лишь в общении, в основе своей – чувственном, с другим человеком: самосознание «Я» опосредовано сознанием «Ты». Самосознание, следовательно, сопровождается осознанием человеческой сущности как родовой:

o стремление к единению с другим («Я» с «Ты»),

o пробуждает осознание принадлежности к роду,

o каковое и есть разум (= любовь),

o причём эта родовая сущность осознаётся как тождественная во всех индивидах и образующая их родовое единство.

· Но между родовой сущностью человека и его индивидуальным существованием имеется противоречие: разум, например (вопреки Канту) ограничен лишь в индивиде, но не в роде.

· Попыткой преодоления этого противоречия является религия.

· Религия – не просто результат корыстного обмана (хотя её и используют в корыстных интересах) и невежества (хотя непонимание её корней и её действительной функции играет существенную роль в её возникновении и в сохранении её в существующей – «отчуждённой» – форме).

· Сущность религии – в перенесении родовой сущности человека, не реализуемой в индивидуальном человеческом существовании, на индивидуальное существо и в поклонении этому существу как своего рода «идеальному человеку».

· В результате такого переноса это антропоморфное идеальное существо оказывается наделённым атрибутами человеческого рода, которых лишены действительные человеческие индивиды: бессмертием, могуществом, всеведением и пр., иными словами – традиционными атрибутами Бога монотеистических религий.

· Но такое разрешение противоречия между сущностью и существованием человека ведёт к «отчуждению» – отрыву человеческой сущности от самого человека, противопоставлению первой второму и – сначала идеальному, а потом и реальному – порабощению человека плодом его собственной фантазии.

Это «отчуждение» должно быть преодолено: необходимо вернуть реальному, живому «ты» его законное место в мыслях, чувствах и сердце «Я», не по праву занятое Богом – этой проекцией вовне человеческих желаний.

 

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 31 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | <== 2 ==> | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав