Читайте также:
|
|
См. также: Диалектика
В философии Гегеля существенную роль играет понятие диалектики. Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развёртывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость», метод исследования, противоположный метафизике.
Необходимость и движущее начало диалектического процесса заключается в самом понятии абсолютного. Как таковое, оно не может относиться просто отрицательно к своему противоположному (не абсолютному, конечному); оно должно заключать его в самом себе, так как иначе, если бы оно имело его вне себя, то оно им ограничивалось бы — конечное было бы самостоятельным пределом абсолютного, которое таким образом само превратилось бы в конечное. Следовательно, истинный характер абсолютного выражается в его самоотрицании, в положении им своего противоположного, или другого, а это другое, как полагаемое самим абсолютным, есть его собственное отражение, и в этом своём внебытии или инобытии абсолютное находит само себя и возвращается к себе как осуществлённое единство себя и своего другого. Скрытая во всём сила абсолютной истины расторгает ограниченность частных определений, выводит их из их косности, заставляет переходить одно в другое и возвращаться к себе в новой, более истинной форме. В этом всепроникающем и всеобразующем движении весь смысл и вся истина существующего — живая связь, внутренне соединяющая все части физического и духовного мира между собой и с абсолютным, которое вне этой связи, как что-нибудь отдельное, не существует вовсе. Глубокая оригинальность гегелевской философии, особенность, свойственная исключительно ей одной, состоит в полном тождестве её метода с её содержанием. Метод есть диалектический процесс саморазвивающегося понятия, и содержание есть этот же самый всеобъемлющий диалектический процесс — и больше ничего. Из всех умозрительных систем только в одном гегельянстве абсолютная истина, или идея, не есть только предмет или содержание, но сама форма философии. Содержание и форма здесь вполне совпадают, покрывают друг друга без остатка. «Абсолютная идея, — говорит Гегель, — имеет содержанием себя самое как бесконечную форму, ибо она вечно полагает себя как другое и опять снимает различие в тождестве полагающего и полагаемого».
Диалектический метод К. Маркса – специализированное, рационально-материалистическое представление опорного метода гегелевской философии, но не учитывающее богатство сверхчувственности. Поэтому он вторичен по отношению к основным методам диалектической философии (в первую очередь, к методу философии Гегеля) и является достаточно узким, неприменимым ко многим процессам. Его можно сравнить с лазером: метод Маркса позволяет сконцентрировать значительные методологические ресурсы для решения конкретной научной или общественной проблемы материального образа, но он недостаточен для полного освещения многогранных объемных вопросов. При этом диалектический метод К. Маркса не имеет самодвижения или внутреннего источника развития, присущего методам диалектической философии, т.е. без поддержания был обречен. Более того, этот метод имеет много слабых сторон и подвержен догматизации, что на практике подтвердилось. Единственной возможностью поддержания его эффективности являются неоднократно указываемые К. Марксом и В.И. Лениным постоянное его обновление и приведение в соответствие с текущими научными открытиями и исторической ситуацией, а не декларация этого. Наиболее сложной частью такой работы является обновление метода в системе с диалектическим материализмом и в соотношении с общественной жизнью. А самой сложной проблемой самого метода Маркса является его классовый (пролетарский) аспект (характер), который с исчезновением пролетариата (например, при объявлении общности советских людей – по сути, нового общества) должен был быть трансформирован в новую идеологему, но которая обрушила бы устои и этого метода, и диалектического материализма. Эту проблему должны были решить общественные науки. Но в СССР они оказались догматизированными, служащими идеологии и, в конечном счете, погруженными в лозунги. В связи с отсутствием развития и бесклассовым выхолащиванием диалектического метода Маркса он обрушился, и диалектический материализм тоже...
К. Маркс дает концептуальное определение своего метода следующим образом.
«Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является прямой его противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург (создатель) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней… У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно… В своем рациональном виде диалектика внушает буржуазии и ее доктринерам-идеологам лишь злобу и ужас, так как в позитивное понимание существующего она включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели…» Несмотря на то, что в таком понимании, во-первых, имеется подмена понятий – (движения) сознания на метод, а, во-вторых, марксов метод есть частность (рационально-материалистическое представление) метода гегелевской философии, тем более, Метода, К. Маркс первым определил, что возможно частное субъектное использование диалектики для решения конкретных поставленных задач (но только рационально-материалистическое использование).
Рационально-материалистическое представление метода гегелевской философии есть выражение идей Маркса о том, что теория может стать материальной силой.
Но у К. Маркса сняты положения того, что диалектика - в объективной действительности, и идея отлична от сознания (рассудка); эти положения не только очевидны, на эти положения указано Лениным.
10) Категории диалектики
Диалектика не исчерпывается тремя основными законами. Кроме них так же существует ряд диалектических закономерностей, конкретизирующие и дополняющие основные законы диалектики, выраженные в категориях: сущность и явление, содержание и форма, случайность и необходимость, причина и следствие, возможность и действительность, единичное, особенное и всеобщее и т.д.
Категории и закономерности диалектики существуют в определенной системе, в которой и выражено само содержание диалектики.
Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории Сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию.
Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Термин "форма" употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан, т.о., с понятием структуры.
Необходимость и случайность - категории диалектики, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности. необходимость – вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития.
Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. Причина и следствие находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия.
Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность. Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.
Единичное, особенное, всеобщее. Единичное — определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей данного качества, рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к миру в целом по их качественной определенности; предел количественного деления данного качества. Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов — единичного и всеобщего. Обычно особенное рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между единичным и всеобщим. Категория всеобщего - есть отражение реально всеобщего, т. е. объективного единства многообразных явлений природы и общества, в сознании человек.
11) Законы диалектики и их характеристика
Принципы диалектики конкретизируются в ее законах. Традиционно закон определяется как «необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями».
Все многообразие законов, действующих в мире, можно классифицировать по различным основаниям. По степени общности выделяют следующие законы:
специфические или частные, действующие в ограниченных областях, например, закон естественного отбора;
общие, присущие целому ряду сфер бытия, например, закон сохранения энергии;
всеобщие, универсальные, действующие во всех сферах бытия. Это законы диалектики, названные марксизмом «основными», «главными».
Всеобщность законов диалектики заключается не в их приложимости ко всему и вся, а в том, что они детерминируют тенденции самовоспроизводства мира. Их универсальность выражается не в их вездесущности, а в объективной неизбежности закономерного взаимодействия мировых явлений.
Другой особенностью законов диалектики является их вероятностная, статистическая природа. И еще одна особенность законов диалектики заключается в том, что их формулировки носят качественный характер и не содержат в себе какие-либо количественные константы.
В любом процессе развития законы диалектики выступают в органическом единстве, но в то же время каждый из них раскрывает определенную сторону в развитии.
Центральное место в диалектике занимает закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий источник развития. Согласно этому закону всем явлениям действительности присущи диалектические противоположности, между которыми в результате взаимодействия возникает противоречие. Противоречие представляет собой систему отношений, в рамках которых противоположности порождают друг друга, взаимопроникают и переходят друг в друга, разрешаясь в нечто новое. Вся окружающая нас действительность подтверждает данное положение. Химический процесс, например, это единство ассоциации (соединение) и диссоциации (разъединение) атомов. Изменчивость и наследственность, будучи факторами эволюции, взаимопроникают и переходят друг в друга, разрешаясь всякий раз образованием нового вида живой материи.
Механизм возникновения, развития и разрешения диалектических противоречий можно понять, соотнеся понятия «тождества», «различия» и «противоположности». Категория «тождества» означает одинаковость, симметричность, единство взаимоисключающих сторон существования предмета. Любое животное, растение в каждый момент своей жизни не только тождественны сами себе, но и отличаются от самих себя благодаря усвоению, выделению веществ, отмиранию клеток. Данные наук говорят о различии внутри тождества. Незаметные в начале различия перерастают затем в противоположности, непосредственно несовместимые друг с другом стороны. Взаимоотношение этих противоположностей перерастает в ярко выраженные между ними противоречия. Разрешение противоречия приводит к образованию нового предмета.
Следует знать, что противоречия могут разрешаться, а могут не разрешаться, и в зависимости от этого, роль противоречия в развитии будет существенно различной. Противоречие нередко является тормозом движения и побуждает двигаться вспять и назад. Так, например, аэродинамическое торможение искусственного спутника Земли с низкой орбитой, вызванной силой сопротивления верхних слоев атмосферы, замедляет скорость и постепенно гасит кинетическую энергию летящего спутника. В результате под воздействием притяжения Земли он рано или поздно упадет на ее поверхность и прекратит существование. Движение прекращается в результате возникновения и разрешения противоречия между силами инерции летящего по орбите спутника и силами сопротивления среды.
Таким образом, противоречие может выступать и двигателем, и тормозом движения (нередко одновременно), и эта его роль зависит от конкретного содержания, масштаба и способа разрешения. Но главным результатом разрешения противоречий развития должно быть продвижение вперед и рождение вследствие этого новых, отличных от прежних еще большей глубиной, силой и масштабом противоречий, т.е. создание предпосылок для дальнейшего движения и развития.
Закон диалектического противоречия формулирует общие условия превращения обычного движения в восходящий процесс, в развитие. Внутренний механизм, само таинство превращения простого в сложное, низшего в высшее, старого в новое вскрывает закон взаимного превращения количественных и качественных изменений.
Согласно этому закону накопление количественных изменений в состоянии любого объекта приводит к скачкообразным качественным изменениям. Для уяснения содержания данного закона необходимо усвоить категории «качество», «свойство», «количество».
Качество выражает внутреннюю определенность предметов, явлений, их черты, свойства и структуру, благодаря которым предметы являются сами собой и отличаются друг от друга. Качественная определенность включает свойства предметов, явлений в их совокупности. Свойство - признак выявления качества предмета, характеризующий его отдельную сторону. Каждый предмет обладает многими качествами, единство которых выражает их качество. Свойства вещей, предметов, явлений объективны.
Качество и свойство нельзя рассматривать в отрыве от количества. Количество - это определенность предмета со стороны его величины и объема, степени развития и интенсивности присущих ему свойств.
Количество и качество органически связаны между собой, они не могут существовать друг без друга. Количество и качество соотносятся в понятии «мера». Мера - это своего рода граница, в пределах которой предмет остается самим собой. Так, мерой ртути в жидком состоянии является температура от минус 39 до 375 градусов (по Цельсию).
Количественные изменения происходят постепенно, а качественные преобразования совершаются резче, быстрее, скачкообразно. Скачок представляет собой универсальную форму перехода от старого качества к новому. Он выражает перерыв непрерывности, перерыв постепенности и начало возникновения нового качества.
Взаимоотношение количественных и качественных изменений осуществляется в форме революции и эволюции. Примером первой формы служат изменения, происходящие в микромире, акт атомного взрыва, процесс превращения одних химических элементов в другие. Вторую форму можно проиллюстрировать на примере возникновения жизни на Земле, переход от мануфактуры к крупной машинной промышленности. Таким образом, революция - стадия коренных качественных изменений в различных областях мира. Стадия медленных, незаметных количественных накоплений, изменение несущественных для данного предмета свойств, признаков, черт называется эволюцией.
Качественные превращения возможны лишь как отрицание старого состояния. Противоречивость вещи означает, что она содержит в себе свое собственное отрицание. Диалектика рассматривает отрицание как условие и момент связи нового со старым, отрицаемого и отрицающего. Эта связь обусловливается действием закона отрицания отрицания. Согласно этому закону всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все необходимые положительные моменты последней.
Диалектическое отрицание - это такой переход от старого качества к новому, при котором определенные стороны, элементы содержания старого качества входят (хотя в преобразованном виде) в содержание нового качества. Диалектическое отрицание - это триединый процесс, включающий в себя деструкцию, преодоление, разрушение старого; кумуляцию, частичное сохранение, преемственность и, наконец, конструирование, формирование, созидание нового.
Отрицание отрицания как категория диалектики отражает процесс перехода уже полученной второй противоположности, теперь уже в свою противоположность. При этом происходит не полное отрицание предыдущего состояния, а переход к новому циклу развития с воспроизведением в качестве его существенных моментов некоторых свойств и отношений предыдущей стадии.
Реальным аналогом отрицания отрицания и в природе и в обществе служат в частности спиралевидные процессы, сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность. Каждый цикл выступает как виток в развитии, а спираль - как цепь циклов.
Характерная черта процесса отрицания отрицания - это его необратимость, т.е. такое развитие, которое в качестве общей тенденции не может быть движением вспять, от высших форм к низшим, от сложных к простым. Это объясняется тем, что каждая новая ступень, синтезируя в себе все богатство предыдущих, составляет основу для еще более высоких форм развития.
Рассмотренные черты отрицания отрицания ярко проявляются в развитии познания. Так при исследовании природы света вначале была выдвинута идея о том, что он есть поток световых корпускул, частиц. Затем возникает противоположная ей волновая теория. Физика ХХ века столкнулась с тем фактом, что ни один из этих взглядов сам по себе не объясняет реальности. Поэтому выдвигается новая теория, которая рассматривает свет в единстве его корпускулярно-волновых свойств.
Таким образом, новое в мире появляется не иначе как с помощью отрицания и становится результатом отрицания отрицания. Действие закона отрицания отрицания обнаруживается не в каждый момент, а лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития.
12)
Путь мудрости - познание необъятного. Мудрость состоит в том, чтобы обо всех известных людям вещах судить, исходя из признания их общей, неизменной основы. Постижение необъятного открывает человеческому уму вечное, бесконечное, единое в неисчислимом множестве изменяющихся, имеющих свой конец, разнообразных вещей. Вот почему не всякое знание (например, знание единичного, случайного, эмпирического калейдоскопа повседневной жизни, «глупой бесконечности») является мудрость. Такое обилие знаний, мудрости не прибавляет, как говорит пословица, “Уму не учит”.
Таким образом, цель философии – познание необъятного.
Философия не только стремится подниматься над случайным и единичным, а и перешагнуть через время. Философская мысль - это мысль о вечном. Она является тем волшебным зеркалом, вглядываясь в которое человек видит себя как существо космическое, вечное. Поэтому в фокусе познавательного интереса философии на протяжении всей истории ее существования находятся такие вопросы (вечные проблемы): что является основой и первоначалом всего сущего. Как соотносятся в мире материальное и духовное начала. В каком состоянии пребывает космический универсум: в движении он или в покое, хаотический или упорядоченный, свободный или детерминированный, имеет цель своего развития или нет. Но самое главное это то, что философов всегда интересовал не мир сам по себе, не мир как таковой (этот объективный мир является главным объектом внимания науки), а живое отношение человек - мир, взятое в целостности и общности.
Например, даже ранних греческих натурфилософов проблемы вселенной, космоса интересовали не сами по себе, а в контексте решения проблем человеческого бытия. За видимым бесконечным разнообразием тел и явлений природы греческие философы - досократики (VI -V вв. д.н.э.) пытались познать единую сущность. Бесконечная сила, упорядоченность и гармония космоса были в глазах греков надежной опорой, основой того, что гармоничным и разумным должны быть и их общий мир, и их моральность. Софисты (учителя мудрости) уже в V в. д.н.е. Провозгласили известный тезис «Человек является мерой всех вещей», а Сократ в своей ироничной шутливой манере заявил, что природу он не замечает, она его не интересует. Лозунгом его философии, как известно, стало выражение дельфийского оракула «Познай самого себя».
Специфическая роль философии в обществе: выступая квинтэссенцией духовной культуры эпохи, она решает прежде всего смысложизненные проблемы человека. Поэтому антропоцентризм является характернейшим признаком философского знания. Как философский
мировоззренческий принцип, антропоцентризм является таким пониманием мира, в который включен человек как сознательно деятельностный фактор, определяющий в конечном счете бытие мира.
В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда являлась ведущей, а в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира. Ее становление было связано с пониманием человека не просто как биосоциального существа, но с осознанием человеком себя как индивида и личности. Содержание принципа антропоцентризма исторически менялось вслед за изменением понимания сущности человека и развитием научного знания о природе человека. (См.: от Протагора - «человек есть мера всех вещей», Сократа - «человек мыслящий есть мера всех вещей» и Демокрита - «человек как микрокосм» до Вернадского В.И. - «человечество как геологическая сила», ставшее сознательным соучастником мировой эволюции,
что выдвигает на первый план нравственные и все остальные духовные качества личности). Развития антропоцентризма показало, что на ранних этапах человек выступает как результат эволюции мира, затем становится постепенно участником мирового процесса, а в настоящее время превращается в решающий фактор организации мира.
13)
Термин " философская антропология " употребляется в двух основных смыслах. Часто под ним называют раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека. Вместе с тем, термин "философская антропология" закреплен и за конкретной современной философской школой, главными представителями которой были немецкие философы М.Шеллер, А.Гелен, Г.Плесснер и др.
Представители "философской антропологии" выдвинули программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Они предложили соединить онтологическое, естественнонаучное и гуманитарное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным философским постижением. Принципиальной задачей философской антропологии является разработка проблемы сущности человека. По мнению основателей, философская антропология - это "базисная наука о сущности и сущностном строении человека". Последователь М.Шеллера, Г. - Э.Херстенберг уточняет: " Философская антропология - это учение о человеке с точки зрения бытия самого человека. Тем самым она в корне отличается от всех наук, которые также изучают человека, но делает это с региональных точек зрения: философской, биологической, психологической, лингвистической и т.д.".
В чем конкретно "философские антропологии" усматривают сущность человека? В решении этого вопроса их взгляды расходятся. М.Шеллер, полагает, что такой сущностной идеей человека является антропологический дуализм духа и жизни. Сущностное определение человека, с точки зрения немецкого, есть одновременное определение его особого положения в порядке бытия. Соответственно принцип антропологического дуализма будет в качестве сущностной характеристики человека, если будет доказано на основе этого принципа особое положение человека в бытии. И поскольку жизнь как один из способов антропологического дуализма в представлении М.Шеллера является чем- то общим для человека и остального органического мира, то человек может претендовать на особое положение в бытии, если только дух предстанет как нечто принципиальное для жизни.
В работе "Положение человека в космосе" статус человеческого бытия выявляется в космической перспективе через соотношение человека с другими формами органичного мира в плане становления и эволюции психического начала: чувственного порыва, инстинкта, ассоциативной памяти и практического интеллекта. Жизнь человека содержит в себе эти формы отношения с миром и в этом смысле человек в принципе не отличается от животного. И.М.Шеллер убежден, "человек - естественный человек есть животное. Он не развился из животного царства, а был, есть и всегда останется животным". Однако между человеком и остальными животным миром, по мнению М.Шеллера, имеется сущностное различие. Это различие обусловлено наличием у человека духа. Наиболее базисно важной характеристикой человеческого духа объявляется его "открытость миру". Животные органы средой обитания, дух же человека преодолевает ограничения среды и выход в открытый мир, осознавая его именно как мир. Таким образом, сущностная особенность связывается Шеллером с его онтологической свободой. В силу этой свободы дух способен постичь качественное бытие предметов в их объективном бытии. В силу этого человеческий дух предстанет как объективность. Из этих базовых качеств человеческого духа вырастают такие его составляющие, как способность к интеллектуальному познанию и эмоционально-чувственное отношение к миру.
Всякий дух необходимо носить личностный характер. Личность - это сущностно-необходимая единственная форма существования духа. Только на личностной основе существует возможность творческой самореализации духа. Таким образом, благодаря своей дуалистической природе человек, в концепции Шеллера, представляет как определенная целостность - микрокосм, находящийся в определенном отношении с "макрокосмом - запредельным миром".
Идеи Шеллера развивал его последователь А.Гелен. Он критикует те теории, в которых низшие ступени человеческого развития расцениваются как близкие к животному образу жизни и лишь последующие. Высшие ступени как подменно человеческие. Вместе с тем он специфику и сущность человека выводит и определяет лишь в ходе сравнения с животным. Эту специфику А.Гелен связывает с особой исключительностью биологической организации человека. По его мнению, "человек - это существо, открытое миру". Эта "открытость" определяется его биологическим недорсувитием и недостаточностью.
Человек как биологически "недостаточное" существо должно решать задачу своего выживания. В силу этого человек является действующим существом.
14)
Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 84 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |