Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Русская философия первой пол 19 в (Чаадаев, славянофилы, западники)

Читайте также:
  1. А16. Что было характерно для экономического развития Рос­сии в первой половине XIX в.?
  2. Ай философияда мәдениет алғаш рет философиялық зерттеудің пәні болып қалыптасқан?
  3. Айта өрлеу дәуірі Еуропалық өркениет дамуындағы сілкініс және Жаңа замандағы философия мен ғылымның қалыптасуы
  4. Аналитическая философия
  5. Антика дәуріндегі философия аясында жеке ғылымдардың бастауларының пайда болуы
  6. Античная философия
  7. Античная философия
  8. Античная философия
  9. Античная философия
  10. Античная философия

Выдающимся русским философом и соц-ым мыслителем был Петр Яковлевич

Чаадаев (1794-1856). Родоначальник русской религиозной философии. Отвергая

расхожее воззрение на характер всемирно-исторического прогресса утверждал,

что ни воображаемым сцеплением причин и следствий, ни деятельностью личности

не объясняется смысл и единство процесса: истинным руководящим и объединяющим

принципом человеческой истории является Провидение, или вполне мудрый разум,

управляющий не только течением событий, но и влияющий на ум человека, который

всегда шел по пути, указанному ему Высшим разумом.

Именно в этом смысле следует понимать религиозное единство и истинную

философию истории, представляющей нам разумное существо подчиненным одному и

тому же общему закону, как и все творение. Только христианство придает

нравственный смысл истории.

Чаадаев считал, что русский народ постоянно повторяет прошлое европейской

истории, а истины давно известные в других странах, в России только

открываются. Беспочвенное

существование делает нас людьми, не способными ни к серьезной мысли, ни к

последовательной систематической работе, и отравляет ядом апатии и

равнодушием к добру и злу, истине и лжи.

Чаадаев делал вывод: должно произойти сближение России с Западом и

воссоединение русской православной церкви, мистический дух которой должен

быть при этом усвоен Западом, с католической; строгую организацию, которой он

хотел использовать в России.

Славянофилы, западники и евразийцы о путях развития России.

в России в 19 в.

сформировались идеологии западничества и славянофильства.

Западничество: декабризм, революционный демократизм и народничество.

Философия декабризма - «революции» без народа – на позиции материализма и

религиозного – деизма (П.И.Пестель, М.А.Фонвизин). Разночинцы, революционные

демократы (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А.Добролюбов,

Д.И.Писарев отражали материалистические и диалектические убеждения и

разрабатывали идеи общинного социализма.

Славянофилы И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, К.С. Аксаков - за самобытный путь

развития России, связывая эту самобытность с приверженностью русского народа

православию. Без оглядки на Запад заражённый индивидуализмом, рационализмом,

раздвоенностью. Идеализировали допетровскую Русь; критиковали Петра-I за

европеизацию России; представляли «славяно-христианское», «православно-

русское» воззрение. Принцип общественного развития: православие, народность,

самодержавие.

По их мнению, православие явилось источником особенностей русской души:

глубокая религиозность, повышенная эмоциональность, приоритет коллективного

начала над индивидуальным, приверженность к самодержавию и т.д.

Развивая теорию славянофильства Н.Я.Данилевский отрицал существование

«человечества» как целого, признавал реальным субъектом исторического

процесса отдельные «культурно-исторические типы», народы с их самобытными

цивилизациями, не подлежащими передаче и заимствованию. Непрерывная борьба

культурно-исторических типов проходят определённые стадии: от

этнографического состояния к государственному, от госу-дарственного к

цивилизованному.

Славянофильство дало толчок развитию философии русского

консерватизма, историософской идеологемы самодержавия.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 38 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | <== 4 ==> | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав