Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Мировоззрение.

Читайте также:
  1. Вопрос 2.Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
  2. Мировоззрение.
  3. Мировоззрение.
  4. Мировозрение, его общественно- исторический характер, философское мировоззрение.
  5. Природа философских проблем и специфика философского знания. Философия и мировоззрение.
  6. Религия и мировоззрение.
  7. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
  8. Философия и мировоззрение. Специфика философии.
  9. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ТИПОЛОГИЯ

Реализм.

Реалисты стремятся изобразить жизнь такой, какая она есть, с описанием конкретных бытовых деталей жизни персонажей, стремятся описывать человека всесторонне, объективно – описать разные качества героя, персонаж чаще всего не может быть однозначно отрицательным или положительным, он разный. Обычная позиция писателя-реалиста – беспристрастная фиксация того, как бывает в жизни, какие бывают люди без однозначного сочувствия или осуждения.

Важнейшее качество реализма - аналитичность - стремление понять окружающую реальность, проанализировать, проникнуть во внутреннюю сущность всех процессов – прежде всего во внутренний мир человека –психологический анализ. Проанализировать – это значит понять, почему всё произошло именно так, как до этого дошло, и могло ли быть по-другому.

Реалистический стиль ближе к живой разговорной речи, для него характерны простота, краткость, точность, сдержанность, минимум эмоций и украшений.

Однако почти нет ни одного реалиста, у которого бы не было элементов романтизма, романтический герой, конфликт, элементы неправдоподобия, даже фантастика.

 

Французский реализм.

 

Стендаль (1783-1842)

 

Стендаль - это псевдоним, настоящее имя Анри Бейль.

Немного биографии.

В юности был увлечён личностью Наполеона, его силой, решительностью, необыкновенным умом. С 1806 года Стендаль в армии Наполеона, служил до 1814 года. Участвовал и в походе на Россию, был в захваченной Москве. Правда, он был всего лишь интендантом, то есть обеспечивал армию продовольствием. Стендаль считал, что эпоха Наполеона – это эпоха величия и славы Франции, время героев, сильных страстей и сильных людей. «Я люблю Наполеона всей ненавистью к тому, что пришло после него». Францию после Наполеона Стендаль ненавидел как общество корыстных, трусливых людей.

Мировоззрение.

Основой нравственности Стендаль считал не любовь к другим, не сострадание, а честь, понимаемую как самоуважение. Уважающий себя человек не может совершить никакую подлость, гадость, никакое зло, которые унизительны прежде всего него самого.

Смысл жизни, с точки зрения Стендаля, - в переживании сильных, ярких чувств. Самое сильное и яркое чувство – это любовь, именно любовь делает человека счастливым. Для Стендаля настоящая любовь – это не длительное спокойное супружество, не семья, а бурная страсть, связанная с необходимостью бороться за её, преодолевать препятствия. «Любовь – это восхитительный цветок, но надо иметь мужество, чтобы сорвать его на самом краю пропасти». Настоящую любовь-страсть дано испытать отнюдь не всякому, а только людям смелым, дерзким, страстным и сильным. Именно такими людьми Стендаль восхищался, их считал настоящими людьми.

Так же как и Байрон, способность испытывать сильные чувства Стендаль ценил выше, чем нравственность, понимаемую как соблюдение нравственных норм. Людей духовно ничтожных, трусливых, безразличных ко всему кроме денег, но «нравственных», не совершивших ничего греховного, он презирал от всей души. Его любимые герои – это люди подлинной чести, благородства, но их никак нельзя назвать высоконравственными в общепринятом для 19 века значении, они способны на нарушение общепринятых запретов, прелюбодеяние, например, – это то, что они совершают постоянно.

В доказательство этого сошлёмся на предисловие к роману «Пармская обитель». «Эту историю трудно назвать назидательной, и теперь, когда во Франции мода на евангельскую непорочность, она может создать вам славу настоящего убийцы». «Признаюсь, я осмелился сохранить за моими героями (итальянцами) всю резкость их характеров. Зачем наделять их высокой нравственностью и обаятельными качествами наших французов, которые больше всего на свете почитают деньги и никогда не совершают грехов, порождённых ненавистью или любовью?». Приведённая цитата – яркий пример иронии, истинный смысл скрыт, он противоположен явному и буквальному. Явно он хвалит обаятельных французов, но на самом деле чувствуется, что он их презирает. Современники почти совсем не заметили Стендаля, по-настоящему его стали ценить лишь в ХХ веке.

 

Для тех, кто желает побольше узнать о Стендале рекомендую книгу: Андрие Р. Стендаль, или Бал-маскарад. – М.: Прогресс, 1985. – 288 с.

 

Особенности творчества.

Основные особенности творчества Стендаля – аналитичность и правдивость, точность. Он написал первый по-настоящему психологический реалистический роман, где очень глубоко, подробно и, главное, очень правдиво, точно описал все противоречия сложной человеческой души. Его главная цель не взволновать душу читателя, а именно проанализировать, понять, что происходит в душе и почему. Этим его творчество и ценно.

Стиль Стендаля реалистический в полном смысле слова, его черты: точность, краткость, простота, сдержанность. В этом Стендаль полная противоположность Гюго (немудрено, что они друг друга не любили).

Творчество.

Среди всего написанного Стендалем наибольшее значение имеют новелла «Ванина Ванини» (1829), романы – «Красное и чёрное» (1830) и «Пармская обитель» (1839).

Роман Стендаля «Красное и чёрное» (1830) - лучший роман Стендаля – первый великий европейский реалистический роман. На многих он производит сильное впечатление, его стоит прочитать.

1. Реально-биографический комментарий.

Однажды Стендаль читал «Судебную газету», и его внимание привлёк один репортаж из зала суда. В декабре 1827 г. суд города Гренобля (родного города Стендаля на юго-востоке Франции) слушал дело некоего Антуана Берте, девятнадцатилетнего сына сельского кузнеца, воспитанного священником мест­ного прихода. Этот молодой человек, попав в ка­честве наставника детей в дворянское семейство, спустя несколько лет стреляет во время богослужения в церкви сперва в мать се­мейства, а потом в себя. Оба остались живы. Антуана Берте судили и приговорили к смертной казни. Французские газеты на все лады комментировали эту скандальную исто­рию, осуждая Берте.

2. Род – эпический, жанр – роман (большой объём).

3. Заглавие – символически отражает основной конфликт романа: противостояние страстности, яркости главного героя (красный цвет пламени) и общества, ограниченного узкими сословными, религиозными нормами и правилами, подчинённого мрачной религиозности (чёрный цвет одежды католического священника). Также красное и чёрное – цвета трагедии, крови, горя и т.д.

4. Сюжет. Экспозиция: первые три главы, в которых иронически описаны жители города Верьера (списанного Стендалем с Гренобля) и его мэр, главными словами для которых было «Приносить доход». Завязка сюжета: Жюльена Сореля – сына плотника, почти случайно получившего неплохое образование (его взялись обучать сначала бывший полковой лекарь армии Наполеона, а потом местный священник, поскольку мальчик неожиданно проявил большие способности), берут гувернёром к детям мэра. Потом его берёт к себе в Париж секретарём могущественный маркиз де Ла Моль - и всё благодаря рекомендациям тех людей, которые могли оценить необыкновенные способности Жюльена. Будучи гувернёром, он влюбился в жену мэра, госпожу де Реналь и вступил с ней в связь, будучи секретарём маркиза он влюбился в его дочь Матильду, и она полюбила его, добилась от отца разрешения на их свадьбу, дарования Жюльену, сыну плотника, дворянского титула, производства его в поручики гусарского полка (о чём он всегда мечтал). Далее следует кульминация. Гос-жа де Реналь под влиянием приступа религиозного раскаяния и под диктовку священника пишет лживое письмо маркизу, обвиняя Жюльена в корысти и лицемерии. Маркиз разрывает его брак с Матильдой, лишает его всего достигнутого. Оскорблённый Жюльен, едет в Верьер и в церкви стреляет в го-жу де Реналь, ранит её, его садят в тюрьму. Развязка. На суде он должен публично покаяться и он спасён, поскольку Матильда продолжает его любить, подкупает нужных чиновников суда. Жюльен на суде бросает обществу вызов, и его казнят.

Сколько-нибудь значительных внесюжетных элементов нет.

4. Композиция: простая, линейная. В основном события описаны в той последовательности, в которой происходили.

5. Доминирующая форма психологизма – открытый или прямой. Автор сам раскрывает содержание внутренней жизни героев – через внутреннюю речь, через прямое описание и анализ.

6. Стиль уже описан.

7. Основные образы.

Жюльен Сорель – личность необыкновенная, оригинальная, яркая, он не похож на большинство. Прежде всего, он от природы наделён самостоятельностью мышления, он умён, храбр, благороден, страстен, необыкновенно целеустремлён, у него необыкновенная память (он выучил наизусть Новый Завет по латыни), наконец, он был красив. Но самое важное его качество – огромная гордость, самолюбие и честолюбие. С самого раннего детства он стремится к успеху, карьере, славе, богатству. И он всего этого был по своим выдающимся способностям был достоин. Но доступ наверх ему был закрыт, так как он был всего лишь сын плотника, почти случайно выучившийся читать. Вся книга о том, как Жюльен достиг своей заветной цели – занять высокое место в обществе.

Кумир Жюльена – Наполеон, человек, имя которого запрещено даже упоминать. Сорель мечтает о карьере, подобной наполеоновской. С другой стороны он знает, что во времена революции и наполеоновских войн он смог бы легко отличиться и стать офицером, а то и генералом. Он человек той эпохи, эпохи крови и сильных страстей. Его цвет красный. Таким образом, мы подобрались к смыслу названия романа, которое выражает основной конфликт: Жюльена и общества.

Но это был достаточно своеобразный конфликт, скрытый. Ненавидя это общество и большинство окружающих людей, Жюльен в этом обществе стремился сделать карьеру и ему пришлось не только скрывать свои истинные чувства, но и принять все законы этого общества, жить по ним, ненавидя их. Жюльен поневоле стал лицемером, приспособленцем, как и все. Но в его лицемерии и приспособленчестве нет низости и подлости, ибо по сути своей души он другой.

Жюльен понимает, что для него единственный реальный путь пробиться наверх в этом обществе - сделать карьеру священника, стать, например, епископом. Для этого он и выучил Новый Завет, не веря в бога. Демонстрировал свою память и благочестие так: просил открыть человека Новый завет в любом месте и начать читать любой абзац и он должен был продолжить.

Главное достоинство романа – подробный, глубокий, правдивый психологический анализ. На протяжении всего романа Жюльен жил в постоянном напряжении, вынужденный подавлять свои истинные чувства и скрывать мысли. Его огромное честолюбие не давало ему вести себя естественно, так, как хочется. Боязнь показаться смешным или трусом, а также стремление выглядеть опытнее, смелее, умнее, чем он есть, заставляли его разыгрывать несвойственные ему роли. Самый яркий пример: только ради возвышения в собственных глазах он затеял ухаживать за красивой женой мэра, детей которого учил, и разыгрывал с ней роль опытного ловеласа, бесстрастного победителя женских сердец. Однажды он заметил, что она отдернула руку, когда он коснулся её и поставил себе целью взять её за руку и удержать. Ему было 18 лет, госпоже де Реналь - 30. Ему было очень страшно, он целый день был сам не свой, а вечером исполнил задуманное. Потом он ночью пришёл к ней в спальню и неожиданно легко добился всего, но не благодаря своему донжуанскому напору, а потому что она сама в него влюбилась. Роль опытного ловеласа мешала ему наслаждаться её любовью, он сам испытал огромное наслаждение, только когда стал вести себя естественно, и тогда он влюбился в неё.

У госпожи де Реналь трое детей, ей 30 лет, а впервые полюбила она лишь сейчас Жюльена. Самое тяжёлое для неё то, что она глубоко и по-настоящему религиозна: прелюбодеяние, измена – для неё великий грех, её ждёт ад, в который она верит буквально. Но не совершать этот грех она не может, так велика её любовь (причём, изображена она как чистейший, простодушный, высоконравственный человек). Вот её слова. «Я великая грешница, и прощения мне нет… я осуждена на вечную муку. Но в глубине души я не раскаиваюсь. Если бы всё началось сызнова, я бы опять согрешила» (1.19). «Я тебя люблю… Нет, нет… я тебя обожаю, … жизнь началась для меня с той минуты, как мы с тобой увиделись; … в самые безумные дни моей молодости я не представляла себе, что можно быть такой счастливой, какой я была благодаря тебе;… я пожертвовала ради тебя жизнью, … своей душой» (1.20).

Очень интересно описаны противоречия человеческой души в любви Жюльена и Матильды, дочери маркиза де Ла Моля. Она в него влюбилась именно как в оригинального сильного человека, отличающегося от всех, кто её окружал. Но у неё был «чудовищный характер». Её любовь и восхищение им очень часто и неожиданно сменялись ненавистью и презрением. Её огромная гордость не могла вынести того, что она отдалась во власть человеку низкого происхождения. Кроме того, как только она убедилась, что он её любит преданно и покорно, ей стало неинтересно. Он упал в её глазах и возвысился лишь после того, как захотел её убить за то, что она назвала его первым встречным. Она опять им восхищена. В конце концов, он понял: чтобы удержать любовь этой девушки, ей нельзя показывать свою любовь к ней, нельзя служить ей, нужно быть её бесстрастным господином, держать её в постоянном страхе разлуки. Он окончательно завоевал её тем, что долго и упорно добивался любви другой и делал вид, что влюблён в эту другую. Любовь и гордость разрывают её душу. В 29 главе она то оскорбляет Жюльена, то кидается к нему в объятья.

В конце концов, Матильда выходит за Жюльена замуж и убеждает отца принять этот брак, и тот сделал своего зятя богачом, дворянином, полковником. В 23 года Жюльен достиг почти всего, чего хотел, и не выдержал такого испытания. Его душа очерствела, он стал высокомерен сверх всякой меры, думал лишь о продолжении карьеры, о своём будущем сыне.

Но вдруг всё рухнуло. Маркиз де Ла Моль получил от госпожи де Реналь письмо, где она под влиянием своего духовника, священника, видно, в порыве религиозного раскаяния, ложно представила Жюльена как подлого, корыстного совратителя, который через женщин делает карьеру. Маркиз расторг его брак с Матильдой. Жюльен, ослеплённый местью, едет в Верьер, стреляет в госпожу де Реналь, им движет оскорблённое честолюбие. Его сажают в тюрьму, и он ожидает казни за покушение на убийство дворянки (она лишь легко ранена). И здесь с ним происходит душевный переворот, этот выстрел избавил его самого от бешеного честолюбия. А когда к нему в камеру стала приходить го-жа де Реналь (которая уже давно раскаялась в своём поступке, лживом письме), он почувствовал, что любит её больше всего на свете и, самое главное, что именно в любви заключается истинное счастье и смысл жизни, а не в карьере, богатстве, успехе, как он думал до этого. А потом ему отрубили голову, а через три дня умерла го-жа де Реналь, просто потому что не смогла больше жить.

Матильда тоже была хороша, но слишком много в ней было неестественного, наигранного, театрального, она была слишком тщеславна.

Действие происходит в конце 1820-х годов, в эпоху Реставрации, которую Стендаль ненавидел. Общество, в котором действует Жюльен, описано автором с явным презрением. В нём царит стяжательство, корысть, лицемерие, подлость, зависть, ненависть ко всякой оригинальности, индивидуальной яркости, самостоятельности мысли, господствующие классы – дворяне и богатые буржуа – смертельно бояться повторения революции и потому никакого свободолюбия, никакой свободы слова не допускается. Главное, чтобы никто не выделялся. Огромную роль в этом обществе играет религия, священники очень богаты, они нужны государству, чтобы держать народ в слепом, невежественном повиновении перед властью. Потому в обществе царило ещё и ханжество, лицемерное благочестие и религиозность. Чёрный цвет – цвет одежды католического священника – стал мрачным символом этого общества.

Жюльен Сорель вступил в конфликт с этим обществом. Главный смысл романа – прославление лучших, с точки зрения Стендаля, человеческих качеств: истинного благородства, возвышенности души, смелости, индивидуальной яркости, оригинальности и, конечно, воспевание истинной любви, страсти. Стендаль показал нам, какие люди на самом деле являются настоящими людьми: такие, как Жюльен Сорель, г-жа де Реналь и Матильда – три главных героя романа.

Последний роман Стендаля «Пармская обитель» далеко не шедевр, хотя многие литературоведы его расхваливают. В нём очень мало «фирменного» стендалевского психологического анализа, зато много подробного описания многочисленных внешних событий, приключений героев. Слишком много. Эти приключения не увлекают, а скорее утомляют.

Но одна из сцен романа стала особенно знаменита и сильно повлияла на нашего великого писателя Льва Толстого. Это очень странное описание знаменитой битвы при Ватерлоо – с точки зрения ничего не понимающего в происходящем 17-летнего главного героя Фабрицио, который увидел только незначительный краешек сражения, зато он увидел страшную, прозаическую, грязную изнанку войны, совсем не то, что через 20 лет опишет Гюго в «Отверженных». Это первое реалистическое описание войны такой, какая она есть на самом деле, какой её видят рядовые солдаты и офицеры. Оно не захватывает так, как описание Гюго, оно не очень интересно, но оно правдиво. Стендаль первый написал правду о войне. Толстой в своих довольно многочисленных описаниях войны (начиная с Севастопольских рассказов) идёт по следам Стендаля. В учебнике (под ред. Засурского и Тураева) приведены слова Толстого о влиянии на него Стендаля (185 с.). Благодаря Стендалю Толстой понял войну.

Кроме художественных Стендаль написал много книг иного рода, из коих наиболее интересно и полезно большое (200 с.) эссе «О любви» (1822) – это подробный психологический анализ этого чувства. Надо сказать, что у писателя был большой опыт в этом деле – он любил много раз, хотя не был ни разу женат. И тем не менее он не был Дон Жуаном. В последней главе эссе он сравнивает два типа – Дон Жуана и Вертера (главного героя романа Гёте «Страдания юного Вертера»), т.е. любовь физическую и духовную, и, безусловно, отдаёт предпочтение Вертеру. Вертер во много раз более счастлив: меняя любовниц каждые три месяца и добиваясь от них лишь одного, Дон Жуан лишает себя гораздо более глубокого и яркого наслаждения настоящей, более длительной любовью, того необыкновенного восторга, который доступен только истинно влюблённому. Чем дольше любовник добивается своей цели, тем больше его счастье. А в счастье главное не количество, а качество. Лучше любить один раз, но по настоящему, чем иметь 200 любовниц. Тем более, что главная цель любовника – не физическая близость сама по себе, а способность получать максимальное наслаждение от каждого мгновения любви. «В любви обладание – ничто, а способность наслаждаться – всё». «Возлюбленная, которую желали три года – поистине возлюбленная в полном значении этого слова; к ней приближаются с трепетом, и я должен сказать донжуанам: мужчина, который трепещет, никогда не скучает».

 


Оноре де Бальзак (1799-1850).

 

Частица «де» перед фамилией (если фамилия начинается с гласной, то просто «д» через апостроф – д’Артаньян) во Франции означает принадлежность к аристократии, дворянству. Но Бальзак не был дворянином. Его дед был простым крестьянином. Бальзак самовольно начал подписывать свои произведения с частичкой «де», ибо это было его заветной мечтой - стать дворянином, он был тщеславен, он хотел славы, богатства, очень любил роскошь. Почти до конца жизни ему не удавалось расплатиться с долгами, хотя зарабатывал он своими произведениями очень много (больше, чем кто-либо из его современников), ибо тратил он ещё больше.

Подгоняемый мечтой о славе, стремлением рассчитаться с долгами, а также своим бурным, весьма эмоциональным темпераментом, Бальзак писал буквально день и ночь, для поддержания работоспособности постоянно пил крепчайший кофе, чего в конце концов не выдержало сердце, умер он от сердечной болезни.

Раздвоенность личности и мировоззрения.

Мировоззрение Бальзака было очень традиционно. Он был католик, проповедовал в своих произведениях религию, христианскую мораль: смирение, альтруизм, доброту, совесть, супружескую верность, крепкую семью. Бальзак обличал эгоизм, эгоистические страсти, наслаждения, к которым стремятся большинство людей в капиталистическом обществе. Основной причиной наблюдаемого им упадка нравов писатель считал атеизм, упадок религиозной веры. «Достигнуть правдами и неправдами земного рая роскоши и суетных наслаждений, превратить сердце в камень, а тело изнурить, ради обладания преходящими благами, как некогда претерпевали смертельные муки в чаянии вечных благ, - такова всеобщая мысль. Когда учение это перейдёт от буржуазии в народ, что станется со страною?» - пишет Бальзак в романе «Евгения Гранде».

Таково было мировоззрение Бальзака, но он никуда не мог деть свою собственную страстную, любвеобильную, жадную до всяческих наслаждений натуру, не мог её победить, да и не хотел. Как мы уже знаем, он очень любил славу, роскошь – не самые христианские стремления. Также он был большой любитель женской красоты. Он пользовался своей писательской славой, и вступал в многочисленные связи с замужними женщинами (которые, кстати, сказать, часто принадлежали к высшей аристократии и были старше его – например, первый роман у 22-летнего Бальзака был с 45-летней дамой), и всё это видно в его произведениях, в ярких, эмоциональных описаниях светских наслаждений, страстей, которыми автор явно увлечён.

Нельзя назвать это сознательным лицемерием, это было естественным раздвоением личности, с одной стороны, он на сознательном уровне проповедует традиционные нравственные ценности, с другой стороны, бессознательно, в соответствии со своей натурой, оправдывает эгоистические страсти и т.д. И то, и другое было у Бальзака вполне искренне.

 

«Человеческая комедия». Структура и идейное содержание.

Все произведения, написанные Бальзаком за 20 лет (всего 98, 74 из них романы, остальное – повести и рассказы), складываются в единый огромный цикл под названием «Человеческая комедия» (по аналогии с «Божественной комедией» Данте). Бальзак поставил себе грандиозную задачу - отразить, как в зеркале, всё современное ему французское общество, а через него и всё человечество, потому такое название. Он стремится описать все социальные слои, профессии, характеры, типы французского общества, от министров и богатейших банкиров до крестьян и нищих. Каждому социальному явлению должна быть посвящено хотя бы одно произведение. В 1844 году Бальзак составил подробнейший план «Человеческой комедии» - список всех уже написанных и будущих произведений, названия и приблизительное содержание. Всего 144 названия (успел 98).

Произведения цикла не являются продолжением одно другого, чаще всего они не связаны сюжетно, в каждом из них свой законченный сюжет, но все они описывают один и тот же мир, одну и ту же Францию, выдуманную Бальзаком, как две капли похожую на реальную. Там действуют одни и те же герои (переходящие), только в одном романе они главные герои, а в другом второстепенные. В разных романах описаны разные эпизоды из их жизни.

Все классические произведения актуальны, но произведения Бальзака особенно, поскольку он описал общество, очень похожее на наше, он показал скрытую сущность капиталистического общества, где главную, решающую роль играют деньги, практически всё зависит от них. Бальзак объективно показал, что деньги, с одной стороны, действительно дают наслаждения, благополучие. С другой стороны, они разрушают душу человека, убивают в людях лучшие человеческие качества – доброту, совесть, искренность, способность любить и т.д.

 

Творчество.

Итак, самые лучшие, самые интересные, самые значимые произведения Бальзака.

Роман «Шагреневая кожа» (1831) – не самый интересный для чтения, но важный и интересный по сюжетной ситуации. А ситуация автобиографическая – провинциал в Париже, дошёл до последней степени нищеты и отчаяния, собирается покончить жизнь самоубийством, но тут к нему сказочным образом попадает волшебный предмет (редкий случай прямой фантастики у Бальзака) – кусок шагреневой, т.е. ослиной кожи, который автоматически исполняет все желания владельца, но есть маленький нюанс: с каждым исполненным желанием кожа уменьшается, и когда она совсем исчезнет, владелец умрёт. Сначала Рафаэль как типичный эгоист и гедонист (человек выше всего ценящий наслаждение) по полной программе наслаждается, но, заметив, что жизнь его стремительно уменьшается, испугался и постарался жить, ничего не желая. Это ему, конечно, не удалось и он умер.

Несомненно, Бальзак хочет доказать, что исполнять все свои желания, интенсивно наслаждаться, испытывать сильные эмоции, прожигать жизнь – значит, разрушать, убивать самого себя. И наоборот, чем меньше человек испытывает сильных эмоций, чем больше он сохранит нервов, тем дольше он живёт.

В произведениях Бальзака часто встречаются два типа людей: прожигатели жизни и бесстрастные долгожители.

В центре знаменитого рассказа «Гобсек» (1830) – старый ростовщик Гобсек типичный долгожитель, который специально бережёт себя. Это одно из воплощений скупости в мировой литературе, воплощение власти денег. Живёт он крайне скудно, а между тем сказочно богат. Ему не нужна роскошь, он извлекает свою выгоду из стремления к ней других. Он даёт деньги под огромные проценты самым богатым и знатным дворянам Франции, и упивается своей властью над ними. В глубокой старости Гобсек сходит с ума, превращается в Плюшкина.

Ему противопоставлен образ прожигателя Максима де Трая, молодого красивого мерзавца, у которого, по выражению Гобсека, вместо крови в жилах течёт грязь. Он живёт тем, что влюбляет в себя богатых женщин и разоряет их семьи, роскошно живёт за чужой счёт. У него есть огромное преимущество перед многими другими: он умеет наслаждаться жизнью и другим дать наслаждение.

 

Роман «Отец Горио» (1834) многими нитями связан с «Гобсеком». Этот роман я смело могу рекомендовать вам для чтения. Он в целом хорош, а в конце вообще производит очень сильное впечатление.

Бедный провинциал в Париже, Эжен де Растиньяк открывает для себя, каков на самом деле высший свет и вообще какова, так сказать, «взрослая» жизнь – циничная, бессердечная, бессовестная. Её главный закон – закон джунглей – каждый за себя, выживает сильнейший. Хочешь добиться успеха – иди по головам; чтобы не быть раздавленным, нужно самому давить других и т.д. А он очень хочет успеха и богатства и вынужден решить «проблему мандарина»: «как бы ты поступил, если бы мог, не выезжая из Парижа, одним усилием воли убить в Китае какого-нибудь старого мандарина (чиновника) и благодаря этому сделаться богатым». Ведь какая разница годом раньше или позже умрёт какой-то тебе не известный старик, своё уже поживший, а зато у молодого человека появиться возможность не убивать лучшие годы на учёбу и работу, а насладиться жизнью вовремя. Он должен всего лишь дать согласие на смерть неизвестного ему человека и сделаться богатым. Здесь можно увидеть то зерно, из которого вырос роман Достоевского «Преступление и наказание». Параллелей масса: Растиньяк - бедный студент, у которого в провинции осталась семья в первую очередь любящие его мать и две сестры, у которых он выпрашивает деньги на приличную одежду; скрывающийся преступник Вотрен, который ему предлагает «операцию», расписывает ему его жалкое будущее, если он останется честным тружеником, и предлагает ему стать выше законов и морали, стать человеком «высшего порядка», приводя в пример Наполеона. Друг Растиньяка Бьяншон, честный студент-медик, предупреждает, что такие мысли могут привести на каторгу.

Растиньяк в конце концов отказывается от предложения Вотрена, но скорее потому что он ему лично не симпатичен, к тому же у него возникла возможность пробиться в высший свет – через красивую любовницу. Растиньяк – родовитый, но бедный дворянин, он имеет доступ к знатной и влиятельной виконтессе де Боссеан, в круг которой мечтает проникнуть Анастази де Нусинген, вторая дочь Горио, которая замужем за банкиром Нусингеном, богатым, но не принятым в высшем свете. Анастази мечтает через Растиньяка попасть к виконтессе де Боссеан, а Растиньяк рассчитывает, что статус любовника красивой женщины, муж которой очень богат, сделает его заметным и соблазнительным для других более значительных женщин и девушек, женитьба на одной из них сделает его богатым. Его связь с Анастази – это взаимовыгодная сделка, хотя самому Растиньяку кажется, что он влюблён.

Наиболее ярко бессердечие света показано в истории жизни отца Горио, которую наблюдает Растиньяк, Горио - богатый купец, наживший своё состояние не очень честно. Больше всего на свете он любит двоих своих дочерей, которым обеспечил роскошную счастливую жизнь, исполнял все капризы, выдал замуж одну за графа (именно её разорил Максим де Трай в «Гобсеке»), другую за банкира, дал за обоими огромное приданное. Но вскоре после замужества они стали стыдиться своего неотёсанного, простого отца, вспоминали о нём, только когда им были необходимы деньги на развлечения и любовников. А он был рад служить и даже в качестве кошелька, он отдавал, отдавал, и отдал всё, окончательно обнищал. Кульминацией романа стала следующая сцена. Отец Горио отдал последние свои деньги для счастья одной из дочерей, но тут неожиданно приходит вторая и говорит, что ей нужна крупная сумма денег, иначе её ждёт позор и нищета. У Горио разрывается сердце от того, что он не может помочь, старик готов на всё: ограбить банк, продать себя в солдаты, лишь бы его дочери были счастливы. У него не выдержало сердце и он умер в полной нищете, на похороны дочери не явились.

 

Замечателен роман «Евгения Гранде» (1833), в нём описана ужасная история молодой девушки, жизнь её погубил её собственный отец, богатейший делец, папаша Гранде, невероятно скупой, миллионер, обрёкший свою семью почти на полуголодное существование в мрачном, холодном доме, запретивший ей выходить замуж за бедного. Она, выросшая в полном подчинении отцу, решилась на маленький бунт ради своего возлюбленного Шарля, и это для неё равносильно бунту против бога (без спроса отца она отдала Шарлю подаренные отцом деньги). Отец жестоко её наказывает несколько месяцев она сидит под домашним арестом, в собственной комнате на хлебе и воде. Папаша Гранде только тогда смягчился, стал нежным и любящим отцом и супругом, когда ему стали нужны подписи дочери и жены на финансовых бумагах. Человеческие чувства пробуждаются в папаше Гранде только под влиянием коммерческой выгоды – в этом весь ужас.

Более 10 лет Евгения смиренно ждала своего Шарля, когда он разбогатеет и попросит её руки. Но он изменил. После смерти отца она становится фантастически богата, но абсолютно несчастна: ибо она совершенно не умеет пользоваться богатством, она не умеет получать удовольствие от жизни. Всю свою душу без остатка она вложила в обманувшую её любовь. Роман производит сильнейшее впечатление.

 

Очень известен роман «Утраченные иллюзии» (1842), лучшая его часть – часть вторая «Провинциальная знаменитость в Париже». Этот роман мог бы стать центральным, главным произведением Бальзака, если бы был написан более сжато и чётко, более совершенно в художественном плане. В романе слишком много разнообразных фактов, событий, персонажей, за которыми трудно следить.

Роман более подробно описывает искушение молодого провинциала в Париже: Люсьен, мечтает о добытых честно славе и богатстве, но когда оказалось, что ради этого нужно долго и нудно работать и жить почти в нищете, Люсьен предпочёл более быстрый и простой путь продажного журналиста. Позабыв про совесть, он богат и счастлив. Но скоро настаёт расплата, вчерашние дружки-журналисты, завидовавшие его таланту, сговорились его уничтожить. И вот он нищ, его возлюбленная – заболела и умерла. Чтобы её было на что похоронить, Люсьен пишет весёлые, похабные кабацкие песенки на заказ – прямо в комнате, где лежит тело умершей.

Важнейшая часть романа – описание грязной, неприятной правды о скрытой изнанке журналистики, издательского и театрального дела. Газеты были в 19 веке единственным средством массовой информации, именно газеты формировали общественное мнение, а журналисты обладали огромной властью, именно от них напрямую зависели доходы от продаж новых книг и выручка от новых театральных представлений – от того, как журналисты оценят их, расхвалят или раскритикуют. Поэтому издатели и директора театров предпочитали платить влиятельным журналистам за нужные статьи, угождать им во всём, а журналисты охотно писали заказные статьи. «Мы торгуем словом и живём этой торговлей», - говорит один из них. В этом мире вообще всё продаётся и покупается. У каждой молодой актрисы был пожилой покровитель, который, пользуясь её благосклонностью, содержал её и обеспечивал успех спектаклей с её участием, покупал журналистов, нанимал специальных людей - клакеров, которые во время спектакля начинали первыми хлопать и увлекали весь зал, создавали спектаклю успех. Конкуренты данного театра нанимали клакеров, чтобы, наоборот, освистать спектакль, провалить его. Также в этом мире нередок шантаж, когда журналист вынуждает богатых раскошелиться, иначе грозит напечатать те или иные компрометирующие материалы.

«Деньги – вот разгадка всего», выгода выше совести, понимает Люсьен, но это его не смущает, он рвётся в бой. Ему советуют забыть про совесть: «совесть, мой милый, - это палка, которою всякий готов бить своего ближнего, но отнюдь не самого себя».

Продолжение жизни Люсьена описано в романе с заманчивым названием «Блеск и нищета куртизанок» (1847). Но этот роман значительно хуже лучших произведений Бальзака. Сюжет закрученный, но неубедительный.

Таковы наиболее знаменитые произведения Бальзака.

Кроме того, у Бальзака много менее известных, но весьма полезных романов о разнообразных женских характерах. В первую очередь стоит упомянуть роман «Воспоминания двух юных жён» (1842). Это сопоставление двух разных женских характеров. Одна понимала смысл жизни в наслаждении любовью, но пришла к самоубийству, другая обрела подлинное счастье в семье, счастье жить ради своих детей. Материнское счастье описано в этом романе очень полно и ярко, впервые описаны такие процессы: беременность, роды, кормление, купание маленьких детей.

Также интересны повесть «Герцогиня де Ланже», о том, как женщина из кокетства влюбила в себя хорошего человека, но держала его на расстоянии, а потом и сама в него влюбилась, но он уже её разлюбил и бросил. Роман «Тридцатилетняя женщина» - о женщине, неудачно вышедшей замуж в 17 лет, страдавшей в браке от одиночества, а в 30 лет у неё началась вторая жизнь, потому что она полюбила другого и стала его любовницей, поняла, что хранить мужу верность бессмысленно. Однако в целом Бальзак её осуждает, обвиняя в эгоизме, всю жизнь она была сосредоточена лишь на своих чувствах, страданиях, радостях. Своих детей она по-настоящему не любит. В повести «Побочная семья» разоблачается женщина, религиозная и нравственная до бесчеловечности. Она умела только исполнять долг, но не умела радоваться жизни, не давала радоваться другим. В доме царила ледяная тоска, дух ханжества. «Между их кроватями угнездилось несчастье, так как в наслаждениях Гименея молодая женщина не видела ничего, кроме долга».

 

 

Проспер Мериме (1803-1870).

Писатель не великий, но значительный. Был любителем мистификаций, загадок и розыгрышей. Первая его книга – сборник пьес «Театр Клары Газуль» (1825) – вышла под именем никогда не существовавшей испанской актрисы и писательницы. На обложке красовался её портрет – это был сам Мериме, изображённый с женской причёской. Далее в 1827 году он выпустил сборник якобы народных южнославянских баллад (сербов, хорватов и т.д.). Это была стилизация самого Мериме (стилизация – произведение, написанное в подражании какому-нибудь стилю, подделка под какой-то стиль). В подлинность баллад поверили многие, в том числе Пушкин, который в 1834 году перевёл большинство из них под названием «Песни западных славян».

Главные художественные принципы Мериме: 1) краткость и простота стиля; 2) устно-разговорная интонация, часто произведения Мериме написаны от имени рассказчика, непосредственного свидетеля событий, иногда очень необычных, что придаёт им убедительности и правдивости.

Первое значительное произведение Мериме – исторический роман «Хроника царствования Карла IХ» (1829) о жестокой и бессмысленной гражданской войне 16 века – между католиками и гугенотами, французскими протестантами.

Более популярны новеллы и повести Мериме. Их можно разделить на три группы: 1) светские; 2) экзотические; 3) таинственные.

1) светские – описание светского общества. Новелла «Этрусская ваза» - о том, как из-за глупой необоснованной ревности на дуэли погиб хороший человек: он откровенно не поговорил со своей возлюбленной, а копил свою ревность, свои подозрения в себе – результат печален.

2) экзотические новеллы – гораздо более интересные и яркие. Там описываются необычные страны и герои, не тронутые цивилизацией, грубые, жестокие, но естественные, страстные, яркие. Повесть «Коломба» и рассказ «Маттео Фальконе» описывают первобытные обычаи острова Корсика. Самый знаменитый рассказ группы – «Кармен», он стал всемирно известен благодаря одной из самых лучших опер в мире, которую написал Жорж Бизе, французский композитор. Кармен - женщина страстная, смелая, свободная и безнравственная, она не подчиняется ничему, кроме своих желаний. Она способна украсть, обмануть, причинить любой вред человеку, но она симпатична яркостью, силой темперамента. Она предпочитает умереть, но не жить с нелюбимым человеком. Контрабандисты.

3) таинственные рассказы – это самая интересная часть творчества Мериме. В этих рассказах посреди обычной реалистически описанной жизни происходят сверхъестественные события. Вся прелесть в том, что сверхъестественное описано не прямо, а косвенно – через намёки, детали, которые постепенно наводят читателя на мысль о мистике. О самых фантастических событиях Мериме пишет как всегда спокойно, просто.

«Венера Илльская» - самая яркая новелла Мериме. Один фермер на юге Франции откопал древнеримскую статую Венеры, лицо которой выражало злую насмешку. Через несколько дней женился сын фермера. Чтобы не потерять в суете обручальное кольцо для невесты, жених перед церемонией надёл его на палец статуе, на кольце была надпись «навеки с тобой», а потом не смог снять кольцо, ему показалось, что статуя чуть согнула палец. Ночью рассказчик услышал, как кто-то очень тяжёлый прошёл в спальню новобрачных, а на рассвете вышел. Наутро выяснилось, что жених мёртв, а сошедшая с ума невеста несёт всякий бред: о том, что пришла статуя и задушила жениха. Но никто ей не поверил.

В том же стиле новелла «Локис».

Теперь ещё одно. Мериме – более всех связан с Россией из всех зарубежных писателей 19 века. Он знал много языков, в том числе и русский, перевёл на французский некоторые произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева. Написал обо всех троих статьи. Все трое, с точки зрения Мериме, писатели общеевропейского уровня.

 

 

Французская поэзия середины ХIХ века.

 

Пьер-Жан Беранже (1780-1857).

Считается, что его стихи ближе к реализму, чем к романтизму. Им свойственны простота, разговорность языка, изображение бытовых подробностей, сатирическое обличение социальной несправедливости. Дважды он сидел за это в тюрьме. Часто его стихи написаны от имени разных представителей народа. Также его стихи пронизаны юмором, весельем, прославляют простые радости жизни, многие из них стали народными песнями. Например, сатирическое стихотворение «Знатный приятель», написанное от лица человека с рабской психологией, он очень доволен тем, что стал другом графа, и делает вид, что не видит, что его жена - любовница графа.

Я всей душой к жене привязан; // Я в люди вышел... Да чего!

Я дружбой графа ей обязан, / Легко ли! Графа самого!

Делами царства управляя, / Он к нам заходит, как к родным.

Какое счастье! Честь какая! / Ведь я червяк в сравненье с ним!

С его сиятельством самим!

Прошедшей, например, зимою / Назначен у министра бал;

Граф приезжает за женою, - / Как муж, и я туда попал.

Там, руку мне при всех сжимая, / Назвал приятелем своим!..

Какое счастье! Честь какая! / Ведь я червяк в сравненье с ним!

С его сиятельством самим!

 

 

Поэзия парнасцев.

Поэзия парнасцев - это второй этап развития французского романтизма. С 1866 года регулярно выходил сборник «Современный Парнас», объединивший поэтов по определённым идейно-художественным принципам. Но начало этим принципам положили два сборника, вышедшие одновременно в 1852 году - «Эмали и камеи» Теофиля Готье и «Античные поэмы» Леконта де Лиля. Парнасцы считали, что реальная жизнь ужасна, несправедлива, большинство людей грубы, тупы, эгоистичны и т.д. и никогда жизнь не станет иной, исправить её, исправить человеческую природу невозможно. Поэтому выход один – уход в чистое искусство, искусство для избранных, утончённых одиночек, эстетическое наслаждение. Истинное искусство не может иметь иных целей, кроме эстетического наслаждения. Кроме того, парнасцы отказались от эмоциональности, исповедальности. В стихах поэт должен не открывать свою душу, а скрыть её за описанием прекрасных, экзотических, ярких картин. Поэт должен быть полностью бесстрастен. Поэт должен описывать красоту и ничего более. Парнасцам подражали многие русские поэты серебряного века – Брюсов, Гумилёв и др.

Теофиль Готье (1811-1872) Например, стихотворение «Облако».

Над горизонтом возникая, / В лазури облако плывет,

Как будто девушка нагая / Среди просторных светлых вод.

Рожденная воздушной пеной, / В эфирной этой вышине

Плывет Киприда[1] по вселенной / На перламутровом челне.

Маячит контуром неясным / В причудливости томных поз.

Сама заря плечам атласным / Своих не пожалела роз.

Неудержимо, исступленно / Душой стремлюсь я к ней опять.

Двойник безумный Иксиона[2], / Готов я облако обнять.

Мне говорит рассудок: «Это / Твоя же греза пред тобой.

Игрушка ветерка и света, / Мираж в пустыне голубой».

Перечит сердце: «Ну и что же! / Все, что зовется красотой,

С прекрасной этой тенью схоже: / Мгновенный призрак, звук пустой.

Безбрежной синевой небесной / Смелей свою наполни грудь!

Пускай любовь - обман прелестный! / Живи любовью! — В этом суть».

 

Шарль Леконт де Лиль (1818 – 1894) – самый яркий, типичный парнасец. Его стихотворенье «Ягуар».

 

Над тинистой рекой воспрянув из туманов,

Холодная луна сквозь лиственный шатер

На спины черные всплывающих кайманов

Накладывает свой серебряный узор.

 

Вот час, когда в ветвях, присев на задних лапах,

Прищуривая глаз и напрягая нюх,

Прекрасношерстый зверь подстерегает запах,

Живого существа чуть уловимый дух.

 

Для предстоящих битв он держит наготове

И зуб и коготь. Весь в стальной собравшись ком,

Он рвет, грызет кору и в предвкушенье крови

Облизывается пунцовым языком.

 

Но, вдруг умолкнув и простершись бездыханней

Гранитной глыбы, ждет, укрытый меж ветвей:

Громадный бык идет неспешно по поляне,

Задрав рога и пар пуская из ноздрей.

 

Еще два-три шага, и, ужасом объятый,

Бык замирает. Льдом сковав ему бока

И плоть его сверля, горят во мгле агаты,

Два красным золотом налитые зрачка.

 

Шатаясь, издает он жалобные стоны,

Мычит, влагая в рев предсмертную тоску,

А ягуар, как лук сорвавшись распрямленный,

На шею прыгает дрожащему быку.

 

Гюстав Флобер ( 1821 – 1880)

Писатель-реалист, но по своим теоретическим взглядам на жизнь и искусство Флобер очень близок к парнасцам. Для Флобера характерно презрение и даже ненависть к тупым, грубым обывателям. Счастье для абсолютного большинства людей недостижимо. От беспросветности жизни можно укрыться лишь в искусство, которое Флобер называл башней из слоновой кости, нечто безупречно прекрасное, чистое и высокое. «Закроем двери, взберёмся как можно выше на нашу башню из слоновой кости, на последнюю ступеньку, ближе к небу: там иногда холодно, зато видишь сияние звёзд и не слышишь болванов».

Флобер считал, что искусство, литература должна превосходить реальность прежде всего красотой и совершенством формы, стиля. И этим элементам он уделял огромное внимание. Красота для Флобера-реалиста - это прежде всего точность, краткость, гармония, ни одного лишнего слова. Самого Флобера можно назвать фанатиком точности и совершенства, всю свою жизнь он провёл за письменным столом, мог месяцами кропотливо работать над одной сценой, занимающей всего несколько страниц, искал самые подходящие, единственно верные слова, добивался предельной точности и совершенства. «Я – человек-перо, я существую из-за него, ради него, посредством него, я больше всего живу с ним».

Вот как Флобер описывает в письмах свою работу над романом «Госпожа Бовари». «Я люблю свою работу яростной и из­вращенной любовью, как аскет — власяницу, царапающую ему тело. По временам, когда я чувствую себя опустошенным, когда выражение не дается мне, когда, исписав длинный ряд страниц, я убеждаюсь, что не создал ни единой фразы, я бросаюсь на ди­ван, лежу отупелый и погружаюсь в тоску. Я ненавижу себя, я обвиняю себя в безумном честолюбии, которое заставляет меня гнаться за_химерой. А через четверть часа все изменилось, серд­це бьется от счастья. В прошлую среду мне пришлось встать и пойти за носовым платком — у меня по лицу текли слезы. Я сам умилился над тем, что писал; я испытал сладостное волнение и от своей идеи и от фразы, передавшей эту идею, и от удовлетворения, что нашел самую фразу».

«С двух часов дня (за исключением двадцати пяти минут на обед) япишу «Бовари». Описываю прогулку верхом, сейчас я в самом разгаре, дошел до середины; пот льет градом, в горле ком. Я провел один из тех редких дней в моей жизни, когда с начала до конца живешь иллюзией. Давеча, в 6 часов, в тот момент, когда я писал слова «нервный припадок», я был так возбужден, так горланил и так глубоко чувствовал то, что переживает моя бабенка, что даже испугался, как бы со мной самим не случился нерв­ный припадок; чтобы успокоиться, я встал из-за стола и открыл окно. У меня кружилась голова...» (Примечания к Собранию сочинений Флобера).

И ещё одна особенность сближает Флобера с парнасцами – стремление к полной объективности, бесстрастности. Он считал, что автор не вправе навязывать читателю свои взгляды на жизнь, не должен его ничему учить, писатель может и должен только как можно правдивее изображать жизнь такой, какая она есть: читатель сам сделает выводы.

 

Творчество.

Лучший роман Флобера – первый «Госпожа Бовари» (1857). Этот роман был обвинен в нарушении общественной нравственности, над Флобером состоялся суд, который ничем не кончился. В романе описывалась измена и явно не осуждалась, кроме того, роман очень откровенен для своего времени в описании любовной, сексуальной сферы.

Для самого Флобера главное в романе – изображение провинциальной пошлой, мещанской, беспросветной жизни. Но для меня самый важный вопрос романа: отчего зависит судьба человека, от него самого или в большей степени от внешних обстоятельств? Может ли человек управлять обстоятельствами? Существует ли у человека реальная свобода выбора своей судьбы? Был ли в судьбе Эммы хоть один момент, когда она действительно делала свободный выбор? Я считаю, что нет, не было. Ведь поведение и судьба человека обусловлены не только внешними обстоятельствами, но и внутренними, теми внутренними качествами, которыми человек обладает на данный момент: темпераментом, характером, уровнем образованности, кругозором, мировоззрением, умом и т.д. А все эти качества складывались в свою очередь помимо воли самого человека – у него были врождённые черты, данные от природы, сформированные родителями, окружающей средой, которых сам человек выбирать не может и т.д. И тогда получается, что человек поступает только так, как может он поступить в данной ситуации, и других вариантов нет. Нашу судьбу складывают независимые от нас самих разные обстоятельства, а сам человек лишь может наблюдать, как зритель, за своей собственной жизнью. Иногда возникает иллюзия, что мы сами что-то делаем, но это иллюзия. Мы как щепки в потоке жизни, куда закинет, такова и судьба.

Вполне возможно, что я ошибаюсь, каждый имеет право на свою точку зрения, только надо самостоятельно мыслить.

Флобер написал ещё несколько произведений, более или менее известных, но ни в одном из них он не достиг уровня «Госпожи Бовари».

Второй роман «Саламбо» (1862) – исторический. Это уход от современности, красочное, детальное описание далёкого, экзотического прошлого – город Карфаген в 3 веке до н.э.

В третьем романе «Воспитание чувств» (1869) Флобер возвращается к современности. Описана неудачная безрадостная жизнь слабого пассивного человека, который всю жизнь был влюблён в замужнюю женщину, не смог ни забыть её, ни соединиться с ней.

Стала знаменита одна новелла Флобера «Простая душа» (1877). Печальная история жизни неграмотной служанки Фелиситэ, простодушной и доброй, но абсолютно одинокой.

 

 




Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 35 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.041 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав