Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Краткие определения религии

Читайте также:
  1. II. CУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В ФОРМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  2. VI. Подберите определения к следующим словам.
  3. а)Определители 2-го,3-го и п-го порядков (определения и из св-ва). б)Теорема Лапласа о разложении определителя по элементам строки или столбца.
  4. Альтернативные определения
  5. АРХАИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ
  6. Архаичные религии
  7. Береговой рельеф. Основные определения
  8. В чем заключается сущность метода определения средневзвешенной цены капитала;
  9. в) постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов РФ
  10. Валовый внутренний продукт и проблемы его определения

Ф-фия религии

Ф-фия религии опирается на принципы разума, логики. Отличается от религиозной ф-фии (религ. ф-фия: изучение молитвы и веры, опирается на догмы религии). Бог - в ф-фии религии - символ добра, смысла жизни, высших ценностей.

 

Краткие определения религии

По: Пивоваров Д.В. Философия религии. Курс лекций. Часть первая. Лекция 2. Проблема сущности религии. Интернет ресурсы

Как видим, дефиниция религии как веры в сверхъестественное и неточна. Узким также является определение религии как веры в Бога или богов. Следует различать понятия религии, веры и конфессии. Можно, например, верить в существование Бога, но не искать с Ним связи или порывать эту связь. Так, Эпикур не сомневался в существовании богов, признавал их, но при этом полагал, что боги не вмешиваются в дела людей, и связь между большинством людей и богами отсутствует. Вместе с тем вера в существование полноты бытия (абсолютного Я внутри эмпирического я, социальной Софии, Бога) является центральным миросозерцательным ядром религии любого типа эгоцентрической, социоцентрической или космоцентрической.

Потребность во всеохватывающем определении религии до сих пор не удовлетворена. Читатель может поразмышлять над следующими определениями, сформулированными в прошлые и нынешние времена: религия это особое чувство зависимости человека от бесконечного (Ф. Шлейермахер); символика первобытных мифов о природе (М. Мюллер); вера в невидимые духовные существа (Э. Б. Тайлор); олицетворение и умилоствливание тех природных сил, перед которыми люди беспомощны (Дж. Фрейзер); фантастическое отражение в форме неземных сил таких внешних обстоятельств, которые господствуют над человеком (Ф. Энгельс); чувство священного (Дж. Хаксли); универсальный невроз навязчивости в форме защиты от чувства внутренней неуверенности и страха (З. Фрейд); ритуальная культивация социально принятых ценностей (Д. Фишер); вера в судьбу (Д. Б. Пратт); система истин, способная переделать характер признающего ее человека (А. Н. Уайтхед); стремление во что бы то ни стало отстоять всеобщую ценность какоголибо идеала (Дж. Дьюи). И это далеко не все из распространенных формул религиозности человека.

 

 

Концепции религии:

 

1) Ветхозаветная: бог создает мир, животных, чел-ка, землю. Бог «вдувает» в чел-ка душу, жизнь. Субстратом души явл-ся дыхание. Душа жива, насколько сохраняется дыхание. В эту душу Бог вкладывает веру в Себя, в Бога, любовь к Богу. Вера в Бога носит безусловный, врожденный хар-тер => вера в бога это врожденная установка, т.е. априорная и трансцендентальная. Религия определяется абсолютным, божеств. началом. Религия означает связь чел-ка с Богом => В Откровении Бог открывается ч-ку (через атрибуты).

 

2) Особое место в ф-фии Л. Фейербаха занимает проблема Бога. 1) Религия - форма антропологии. Проблема Бога – форма проблемы человека. Р. - форма самопознания чел-ка. Не бог создает чел-ка, а чел-к создал Бога - по образу своему и подобию. Это то, чем хотел бы себя видеть чел-к. Бог - фантастич. образ чел-ка, идея человека. Главная идея: Р. порожд-ся чувством зависимости от 1) природных сил (политеизм), 2) соц. сил (политеизм).

 

3) Мифологическая школа: герои, Боги – символы, персонификация (через конкретные образы): 1) природных циклов (зима-весна; день-ночь); 2) символы человеческих мотивов, поведения чел-ка. Любая форма деят-сти есть служение какому-то Богу (чел-к возделывает почву, воспитывает детей и т.д.). Боги символы чел-ских мотивов: боги, символизирующие эротическое стремление - это боги любви (Афродита, Венера, Амур, Эрос); процесс образования - это боги учебы (Тот, Афина-богиня мудрости, Меркурий - бог торговли, Гермес, св. Татьяна, св. Кирилл и Мефодий). Боги символизируют ту или иную силу. В ситуации бессилия чел-к поклоняется богам.

Э. Фромм: Религия - есть система 1. взглядов и 2. действий, к-рые определяют систему 1. ориентации и 2. предмет поклонения или почитания. Выделяется две формы религии: авторитарная и гуманистическая. Авторитарная религ-ть: отражает стремление к подчинию высшей силе, власти. Бог поним-ся как власть. Любая политич. власть - сокрализируется (обожествл-ся). Обожествляется любая сила. Фараоны – как живые боги. Бог - символ огранич. возм-стей чел-ка. Повинуясь богу, чел-к избегает чувство одиночества, незащищенности. Для этого необходимо чем-то жертвовать: он жер-ет собств-ой личностью, индивид-тью, свободой. Грех – как неповиновение власти, добродетель - повиновение. Великий Инквизитор- символ православной церкви. Историческая церковь «распинает» Иисуса Христа. Великий Инквизитор: люди - бунтовщики, они не могут вынести тяжесть свободы, не достойны духа Евангелия. Духовная свобода противна чел-ку. Церковь устраняет свободу чел-ка, заменяя ее собственным авторитетом.

Гуманистическая религ-сть: религия свободы. Она способ-ет самоактуализации личности. Бог - символ челов. сил. Он проецируется в чувстве всеединства, в любви.

Оба типа р-сти проявл-ся в теистической (связанной с образом бога) и внетеистич. форме. (Буддизм - самая неавторит. и внетеистич. религия).

 

Карл Густов Юнг: религия опр-ся архетипами- частная форма коллект., бессознательного. Личность состоит из подличностей (архетипы). Архетипы- проекция родового опыта, стр-ры опытов наших предков. Каждый архетип проявл-ся в совокупность религ.и нерилиг.образов: - Анима -жен. В муж.(пассивность, несамост-ть, лень) русалки, нимфы, дочери лесного царя; - Анимус - М в Ж психики (командов) меркурий, апполон; - тень это сфера вытесненного; то, что стыдно. Образы тени: сатана, дъявол. Общение с теневыми образами; если мы их боимся- они усиливаются.

 

Дюркгейм: соц. сущность религии: 1) тотемизм - первичная форма религии. Почитание животных, растений в качестве богов, родонач-ков. Тотем- символ рода, общности. (Тотемный характер фамилий - Воробьев, Медведев).

2) религ. нормы тождественны соц. нормам и происходят от них: не убий, не укради. Соц. нормы, насколько они значимы, сакрализируются. Религия сущ-ет столько же, сколько сущ-ет общ-во. Митинги (шествия) носят религ. хар-р;

3) религия форм-ет соц. чувство, форм-ет нравственность, социальные нормы, ограничив. агрессию;

 

4) Марксизм: а) религия порождается чувством зависимости, Р. - фантастич. отражение земных сил, к-рые господ-ют над чел-ком (болезнь, армия и пр.). Такое отражение, в котором земные силы принимают образ неземных.

б) религия-результат отчуждения; нарушения отнош-й, соц.связей. Как только чел-к обретает себя, религ-сть устраняется;

в) страх проецирует состояние зависимости отчуждение. Страх создает богов;

г) религия - духовная основа сис-мы эксплуатации. Классов. гнет дополняется духовным.

Фрейд: а) Р - рационализация собственных действий, определяемых действием бессознательного. Так возникают суеверия.

б) Р. - универсальный, всеобщий для всех невроз навязчивых состояний. 1. Чувство зависимости, 2. чувство вины, проецирующее комплекс греховности. Невроз чел-ка – индивид-ная религ-ть. Р. – форма психопатологии.

в) Р.- следствие инфантильности, неразвитости личности. Инфантильность – детское состояние, вне чув-ва ответственности. Инфантил - ищет опору в Боге, отличается несамостоятельностью.

Р.- временное явление - по мере 1. развития личности и устранения инфант-сти, 2. состояния зависимости, устраняется и религия.

З. Фрейд - один из основных богословов 20 века:

г) Р. - система психологич. Защит. Главная из них - вытеснение, репрессирование. Базовые влечения рассм-ся в кач-ве греховных, они подавляются, но в бессозн-ом остаются.

д) Р. – иллюзия, приходяща.

 

Исповедь: осознание греха в структуре личности. Исповедь - скрытый диалог, стоящий за монологом. Диалог с идеальным Я, с совестью, с высш. нормами. Атрибут Бога: совесть. Исповедь- осознание греховного в рамках личности. Связана с печалью осознания грехов. Исповедь есть психотерапия.

Покаяние: Вытеснение греховного божеств-ым из структуры личности.. Перестает быть эл-том личности. Грех - покаяние страдания. Ч/з чувство страха, стыда.

Молитва: 1) Проявл-е, основа самоактулизации; 2) тайна. Вербальная молитва - начал. форма молитвы. 3) Высшая - молитва как сост-е души; -трансцендирование - выход за границы данного (и в этом = медитации). Высшее проявление; 4) Молитва на уровне мольбы, просьбы – языческая М. Язычество - проявиление первичных потреб-тей - в еде, одежде. 5) Высшее проявление М. – «да будет воля Твоя (Бога)» (не моя), пусть будет то, что есть.; 6) М. - психотерапия, снимает напряжение. а) На низш. уровне проговариваем свои проблемы. б) ориентируемся на высшие ценности. Прблемы низшего уровня перестают существовать

 




Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 26 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав