Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Проблемы изучения города в работах социологов Чикагской школы

Читайте также:
  1. I. Диагностика проблемы
  2. I. Судебно-следственная практика формирования системы доказательств по уголовному делу (постановка проблемы).
  3. I. Философско-нравственные проблемы
  4. II. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса «Актуальные проблемы уголовного права».
  5. II. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
  6. XII. Проблемы биоэтики
  7. XIII. Церковь и проблемы экологии
  8. XVI. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма.
  9. А) Функции директора школы, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
  10. Автономную область, 3 города федерального значения,4 автономных округа,9 краев, 22 республики,46 областей.

Значительной вехой в формировании социологии города стала деятельность знаменитой Чикагской школы, яркими представителями которой являются Р. Парк, Э.Берджесс, Р.Маккензи, Л. Вирт[23]. Они видели свою главную задачу в нахождении механизмов пространственной организации города, представляя его социальной лабораторией, в которой можно изучать человеческую природу и содержание общественной жизни. Городское сообщество рассматривали они как мозаику различных социальных групп, каждая из которых претендовала на определенную территориальную зону. Рассмотрим непосредственно вклад двух наиболее ярких представителей Чикагской школы в изучение такого понятия как «город». Это Роберт Парк и Эрнст Берджесс[24].

Центральной фигурой Чикагской социологической школы и полным основателем считается Р. Парк. Правда, не он был основателем социологического факультета в Чикаго (это заслуга А. Смолла и У. Томаса), но именно ему этот университет обязан появлением еще одной из многочисленных своих школ в области социальных наук - социологической. Для появления собственно «школы» в науке необходимы не только новый взгляд на социальную реальность (новая парадигма), но и идейный вдохновитель, интеллектуальный лидер, способный собрать вокруг этой парадигмы единомышленников, организовать их работу, соединить теоретизирование с фактическим материалом в единой исследовательской программе. До Р. Парка американская социология знавала оригинальных теоретиков (Л. Уорд, У. Самнер, Ф. Гиддингс, Э. Росс, Ч. Кули и А. Смолл), но ни одному из них не удалось создать своей социологической школы, способной развиваться и оказывать идейное влияние на протяжении десятилетий, воспитать многочисленных учеников. В этом смысле Р. Парк был основоположником первой американской социологической школы, закрепившим за Чикагским университетом роль социологического центра вплоть до 1930 года.

Р. Парк был, несомненно, человеком незаурядным, беспокойным, предприимчивым, постоянно ищущим и даже романтичным. Р. Э. Парк родился 14 февраля 1864 года в графстве Люцерн, штат Пенсильвания. Первые восемнадцать лет провел в провинциальном городке на берегу Миссисипи (Миннесота). Окончив среднюю школу, десятым учеником в классе (из тринадцати), поступил в университет Миннесоты на естественный факультет. Однако через год сменил университет Миннесоты на Мичиганский и естественный факультет - на филологический. По окончании университета в 1887 году Р. Парк стал газетным репортером и, как это и полагается всякому талантливому репортеру, написал роман («Остров очарования») и даже пьесу («Право на ложь»).

В 1892 году Дж. Дьюи познакомил Р. Парка с новой идеей относительно роли прессы в развитии современного общества и с Ф. Фордом, уже заразившимся идеей принципиально новой газеты. Этот поворот предопределил, видимо, не только дальнейшие журналистские занятия Р. Парка, но и его особый интерес к развитию социальных процессов в их связи с развитием средств массовой информации.

1897-1898 годы Р. Парк провел в Гарварде, изучая философию при так называемом «Золотом дворе» - у У. Джеймса, Дж. Рейса и Дж. Сантаяны, одновременно занимаясь психологией в лаборатории Мюнстерберга.

1902 году защитил диссертацию «Толпа и публика: методологическое и социологическое исследование».

Р. Парк два года преподавал на философском факультете в Гарварде, одновременно занимаясь редакторской работой в Ассоциации по Конголезской реформе и в воскресном выпуске Бостонской газеты. Однако все это его не удовлетворяло. В академической атмосфере он чувствовал себя больным и усталым. Он отказался от преподавания в Гарварде и, кстати говоря, от предложения А. Смолла преподавать социологию в Чикагском университете. Стремление непосредственно познавать человеческую природу вширь и вглубь привело Р. Парка в 1905 году в Таскиджи (Алабама) в Институт Букера Вашингтона, негритянского общественного деятеля. В 1910 году Р. Парк и Б. Вашингтон посетили Европу, стремясь познакомиться с положением беднейших классов.

По возвращении из Европы Р. Парк занялся подготовкой международной конференции по негритянским проблемам, которая состоялась в 1912 году и была знаменательна для Р. Парка тем, что на ней он познакомился с У. Томасом - профессором социологии из Чикагского университета. Попытка У. Томаса привлечь Р. Парка в Чикаго оказалась более удачной, чем у А. Смолла. В 1914 году Р. Парк уже читал свой первый курс на социологическом факультете, посвященный проблемам негров в Америке (рабство и свобода, межрасовые отношения, источники напряженности на пути разрешения межрасовых конфликтов).

В Чикаго для Р. Парка начался период интенсивной исследовательской и преподавательской деятельности, основным итогом которой помимо многочисленных научных публикаций, стало появление Чикагской школы социологии. Основными темами, которые притягивали учеников Р. Парка, были расовые отношения и город как социальная среда.

И то, и другое Р. Парк воспринимал как «лабораторию» для изучения коллективного поведения в его различных проявлениях. В Чикаго Р. Парк прославился не столько своими лекциями по социологии, сколько манерой общения со студентами, способностью интенсивно работать с выпускниками, готовящими диссертации, не жалея времени и сил. Ему удавалось, по свидетельству Г. Блумера, «поднимать их на такой уровень достижений, который, как это ни парадоксально, превосходил все ожидания самого студента относительно своих способностей»[25]. Привлекая студентов к исследовательской программе, Р. Парк умел найти каждому его специфический интерес и помогал развернуть и обсудить намеченный исследовательский план в самом широком диапазоне. Для обсуждения разнообразнейших тем, которые затем нередко становились диссертационными.

Привычным методам работы со студентами, Р. Парк предпочитал неформальные семинары, обсуждения и даже «клубные» разговоры. Среди учеников, составивших школу Р. Парка, известные американские социологи: Ф. Трэшер, Э. Янг, П. Яш, Н. Андерсен, Ч. Джонсон, Дж. Россо, Р. Маккензи, Р. Редфилд, а Э. Хьюз, Г. Блумер, С. Купи, Л. Котрелл, Э. Рейтер, Р. Фэрис, Л. Вирт и Ф. Фрезер были президентами Американского социологического общества.

Основные работы Р. Парка (монографии, статьи, предисловия к диссертациям), написанные в Чикаго, группируются вокруг двух тем - расовые отношения и городская среда. Подробнее рассмотрим одну из них, а именно, тему города.

В исследовательской программе «Город как социальная лаборатория»[26] основным результатом является книга Р. Парка, Э. Берджесса и Р. Маккензи «Город: предложения по изучению человеческого поведения в городской сфере» (1925г.) Этой же теме было посвящено выступление Р. Парка при вступлении в должность президента Американской социологической ассоциации (1925г.). Основная идея исследовательской программы (и монографии Р. Парка – Э. Берджесса – Р. Маккензи) - организация эффективного социального контроля над разнообразными процессами, происходящими в городе, который в то же время был бы столь же «естественным», как и традиционные виды социального контроля (семья, клан, племя, соседская община и т.п.). Чикаго, как и любой другой город, был, по мнению Р. Парка, средоточием социальных процессов и проблем, свойственных современным цивилизованным обществам. При этом Р. Парк постоянно подчеркивал «естественность»[27] (объективность, эволюционность) происхождения и развития городского сообщества, определяя «город как социальный организм». Он настойчиво проводил во всех написанных им разделах данной работы мысль о том, что, для того, чтобы иметь возможность контролировать городские процессы, конфликты и прочее, необходимо изучить их как «социальные факты», развивающиеся по собственным законам, независимым от конкретных человеческих сознаний, как и естественные. Именно в этом смысле следует понимать организмические аналогии Р. Парка (и не сводить его социологию города к натуралистическому редукционизму).

Концепция городского развития, по Р. Парку, основывается на трех исходных принципах: социальном атомизме, пространственной мобильности и социальном взаимодействии. Р. Парк неоднократно в этой работе подчеркивает связь социального изменения с пространственными характеристиками процессов коллективного поведения. Город и процесс городского развития наилучшим образом демонстрируют эту взаимосвязь. Схема городского развития, по Р. Парку, связывает воедино эти три основополагающих принципа: рост населения и интенсификация миграции приводят в соприкосновение на одной территории все большие массы людей, что усиливает конкуренцию между ними, которая, в свою очередь, влечет за собой разделение труда (понимаемое Р. Парком как специализация) и формирование социальных институтов. Теперь город предстает в качестве функциональной единицы, состоящей из непосредственных и опосредованных взаимодействий «социальных атомов» - индивидов. «Общество как взаимодействие» - основа целостности сообщества и согласия. В целом же «организация города, характер городской среды и порядок, который в нем устанавливаются, в конечном счете, определяются численностью населения, его концентрацией и распределением на территории города».

В числе основоположников Чикагской школы социологии, наряду с Р. Парком, известно имя Э. Берджесса.

Если идейным лидером, «ключевой фигурой» школы был Р. Парк, то по части методов исследования Э. Берджесс был более глубок и оригинален, придавая общим методологическим идеям Р. Парка конкретную форму. Можно считать, что благоприятный интеллектуальный климат в чикагской социологии в начале 20-х годов установился благодаря этому сотрудничеству. Э. Берджесс, по мнению коллег, обладал качествами, прекрасно дополнявшими Р. Парка; «комбинация способностей обоих исследователей давала наиболее творческое соединение». Неординарные методологические ориентации, обширное знание современных методик, а также выдающиеся организаторские способности сделали Э. Берджесса незаменимой и неотъемлемой частью Чикагской школы.

Эрнст У. Берджесс родился 16 мая 1886 г. в Тилберн (Онтарио). Уже к семи годам у него проявились «академические способности»; его первый учитель называл Эрнста «маленьким профессором».

В 1905 году Э. Берджесс поступил в Кингфншер-колледж. По окончании его в 1908 году он собирался заняться английской филологией в Мичиганском университете. Но один из профессоров Кингфишер-колледжа, выпускник чикагского социологического факультета, рекомендовал Э. Берджесса А. Смоллу, после собеседования с которым, Э. Берджесс был принят на социологический факультет в Чикаго. Здесь он работал вместе с «большой четверкой» социологии: А. Смоллом, Ч. Хендерсоном, Дж. Винсентом и У. Томасом. Наибольшее влияние на него оказали, как признавался Э. Берджесс, Дж. Винсент и У. Томас.

После Чикаго Э. Берджесс отправился в Толедо (Иллинойс), где преподавал в местном университете в течение года; затем - в университете штата Канзас. В 1916 году возвращается в Чикаго, уже защитив к этому времени докторскую диссертацию «Функция социализации в социальной эволюции». С этого времени начинается его тридцатилетнее сотрудничество с Р. Парком и пятидесятилетнее преданное служение университету Чикаго.

Э. Хьюз[28] так описывает начало плодотворного сотрудничества: «Предполагалось, что Э. Берджесс будет читать вводный курс по социологии. Он попросил профессора Бедфорда, который вел аналогичный курс, составить его примерный конспект. Бедфорд отказался, сославшись на занятость. Тогда старший коллега Э. Берджесса Р. Парк помог ему разработать программу лекций вводного курса, которая после апробации в аудиториях стала знаменитым «Введением в науку социологии» Р. Парка и Э. Берджесса».

Главными областями его научных интересов были проблемы урбанизации, социальных патологий в городской среде, социализации личности, семьи и общины.

Э. Берджесс, вслед за Р. Парком, рассматривал город как «лабораторию» для изучения различных аспектов человеческого поведения. Однако «в отличие от химической или физической лаборатории, куда можно доставить соответствующие объекты для их изучения в контролируемых условиях, социальные объекты не могут быть извлечены из их среды (личности, группы, институтов… они должны изучаться в «лаборатории сообщества»). Для превращения реальных городских условий жизни разнообразных сообществ в «лабораторные», необходимо было создать соответствующую инфраструктуру социологических исследований в городе, способную обеспечить социологу условия работы, сравнимые с условиями естествоведов. Как раз в этом преобразовании Чикаго в «лабораторию» значение Э. Берджесса невозможно переоценить: он устанавливал и поддерживал контакты с самыми различными городскими организациями с целью получения необходимых для исследования данных, среди которых: Совет по соцобеспечению, Отделение здравоохранения, агентство, занимающееся юношеской преступностью, Коммерческая ассоциация, Городская лига, различного рода городские клубы, наконец, межфакультетские контакты в университете. Созданный в 1923 году первый комитет по изучению местного сообщества (положивший конец так называемому «периоду без фондов» и начало «Организованной исследовательской программы») и финансируемый из фонда Лауры Спелман Рокфеллер включал в свой состав Э. Берджесса как представителя от социологии.

Помимо финансовой и информационной организации инфраструктуры исследования Э. Берджессу принадлежит заслуга в разработке оригинальной теоретической концепции городского развития, органически дополнившей социально-экологический подход Р. Парка. В 1925 году Э. Берджесс опубликовал свою классическую работу - «Рост города: введение в исследовательский проект»[29], где впервые развил идею концентрических зон в Чикаго. Цель работы заключалась в описании процессов городского роста в понятиях «расширение», «последовательность» и «концентрация» и в определении этого роста как «метаболической» дисфункции в городском организме, источником которой является пространственная (затем и социальная) мобильность, поддающаяся измерению.

Он много занимался разработкой исследовательской процедуры - широко известна, в частности, его методика "концентрических зон", с помощью которой он выявил социальную неоднородность пространства большого города.

 

На примере Чикаго Р. Парк и Э. Берджесс выявили следующие концентрические зоны:

1. Центральный деловой район. В этой зоне расположены основные коммерческие предприятия, магазины и увеселительные заведения.

2. Смешанная зона. В ней имеются жилые дома и коммерческие предприятия. Именно здесь обычно формируются этнические общности: "маленькая Италия", "китайский квартал" и тому подобное.

3. Рабочий район. В нем находятся жилые дома рабочих. Они более добротные, чем дома в смешанной зоне. Жилые кварталы рабочих отличаются стабильностью, в них постоянно проживают многие семьи.

4. Жилая зона представителей среднего класса. Здесь сосредоточены главным образом односемейные особняки. В них живут чиновники и люди интеллигентного труда. Эти дома отличаются высоким качеством и изысканностью. Среди них имеется небольшое число многоквартирных домов и отелей.

5. Привилегированная зона. В этом районе проживают главным образом представители высшего - среднего и высшего класса, а также высокопоставленные администраторы и творческая элита. В сущности, это скорее пригород, а не город[30].

В центре расходящихся концентрических кругов находится деловой район (сити), где находятся фиpмы, магазины и т.п. и где никто не живет. Вокруг сити расположен район смешанной зоны (слам) - зона проживания бедноты, национальных и расовых меньшинств, которые живут в домах, напоминающих советские дома гостиничного типа и общежития (в просторечии - общаги). Здесь царствуют преступность и уличные банды. К ним примыкает рабочий район, более стабильный и застроенный добротными многоэтажными домами. Затем - ближний пригород, жилая зона среднего класса, односемейные особняки и, наконец, дальний пригород - привилегированная зона.

В соответствии с гипотезой концентрических зон модель развития города представляет собой расширяющийся ряд колец, или зон, сосредоточенных вокруг делового района или исторического ядра. Методом определения этих зон является социальное картографирование. На основании разработанной им «Карты социальных исследований города Чикаго» было выделено 75 «естественных зон» и более 3 тыс. локальных сообществ, которые затем исследовались методами включенного наблюдения, интервью, анализа документов.

Р.Парк и Э.Берджесс вместе со своими учениками эффективно использовали как теорию концентрических зон, так и метод картографирования к исследованию кримминогенных[31] районов Чикаго. Они буквально просканировали всё городское пространство, прочесывая один район за другим, составляя на каждый подробную статистическую справку о числе совершенных преступных акций, уровне неблагонадежности и социальной опасности. После того как на карте города были расставлены все цифры, а затем районы проранжированы по степени криминногенности и окрашены каждый в свой цвет, получилась наглядная картина девиантного пространства Чикаго. Пригодилось практически всё: методы личного наблюдения, пешего обхода районов, местная статистика, общая перепись населения.

Студенты, активно задействованные в исследовании города и в картографировании, в частности, имели счастливую возможность контактировать и с Р. Парком, и с Э. Берджессом одновременно, делившими рабочий кабинет в восточном флигеле библиотеки Харпера. Можно было запросто, начав обсуждение своей темы с одним руководителем, закончить его с другим.

Студенты Р. Парка сначала фактически попадали к Э. Берджессу: они шли к осмыслению теоретических основ социологии Р. Парка через конкретные исследования, проводимые под непосредственным руководством Э. Берджесса.

Ключевым процессом, стимулирующим городской рост, Э. Берджесс считал миграцию, или мобильность: мобильность семей, индивидов, институтов. Пространственная мобильность зачастую является показателем и ускорителем социальной мобильности. Внутригородская миграция, мобильность и подвижность границ (как пространственных, так и социальных) городской структуры словом, динамика городских процессов является содержанием концепции концентрических зон. При этом развитие этой динамики в направлении от центра к периферии с последовательным наложением и вытеснением носит, по Э. Берджессу, циклический, как бы волновой, характер. И в целом объяснение этой цикличносги у Э. Берджесса (организация в данном случае города, - дезорганизация - реорганизация) вполне соответствует социально-экологическому циклу Р. Парка. «Сейчас, - писал Э. Берджесс в 1964 году, - мы переживаем новое зональное движение, когда обновление города начинается с центра и постепенно надвигается на окраины, а те расширяются в новом диапазоне».

Э. Берджесс писал, что спустя четверть века городских исследований, концептуальная система городской социологии должна вобрать в себя социологическую теорию в целом.

Особое внимание Э. Берджесса в исследованиях городской среды было направлено на процессы социальной и личностной дезорганизации, поскольку она изменяет темп жизни города, то социальную дезорганизацию следует рассматривать не столько с точки зрения социальной патологии, сколько в контексте взаимодействия и приспособления, что ведет фактически к социальной реорганизации.

Ситуация, складывавшаяся в американских городах в этот период, во многом обусловила как реформистскую ориентацию исследовательских интересов, так и характер конкретных задач, ставившихся перед социологами: налаживание социального контроля, регуляция взаимодействия членов различных городских сообществ, локализация процессов дезорганизации и социализация «культурного неразвитого материала» (мигрантов) в духе американских идеалов - словом, создание эффективных средств социального контроля. Одним из наиболее явных проявлений «дезорганизации» был рост преступности среди молодежи, особенно иммигрантской. По данным картографирования, малолетние преступники концентрировались в так называемых районах «распада» и в «переходных» районах. Их почти не было в благоустроенных фешенебельных районах. Разумеется, отдельные случаи наблюдались во всех районах, но распределение следовало данному Э. Берджесом образцу. Для дальнейшего изучения причин этого феномена потребовались более тщательное исследование и более подробные данные о специфике каждого района и сообщества, его населяющего. Что касается дальнейших подробных исследований преступности, то здесь немаловажную роль играл созданный еще в 1910-е годы Институт по изучению молодежи (Institute for Juvenile Research). Э. Берджесс принимал самое непосредственное участие в его работе (на первых порах физиологические и психологические исследования подростков и молодежи), будучи инициатором и создателем социологической секции (1926 г.) в Институте.

Особую известность приобрело исследование Э. Берджесса (совместно с Дж. Ландеско и К.Тиббитсом), выполненное по заказу следственного управления Иллинойса относительно освобождения преступника под честное слово (ручательство). «Это первое прогностическое исследование в то время было замечательным примером успешно проведенного прикладного социологического исследования, - считает Г. Блумер. - Оно определило уровень вероятности нарушения данного слова (ручательства) в соотнесении его с социальными и личностными характеристиками преступника». В целом для исследований преступности, проводимых Э. Берджессом и его учениками, характерно акцентирование личностных и социально-психологических аспектов данного явления. Э. Берджесс стремился выявить социальные факторы личностной дезорганизации с тем, чтобы определить дальнейшие пути ее «реорганизации», или «реабилитации»: «Кажется, проще стать преступником, чем перестать быть им; легче объяснить, почему парень становится преступником, чем определить факторы, действительно влияющие на его реабилитацию».

Оценивая теоретическое наследие Э. Берджесса в целом, невозможно не заметить почти парадоксального соединения в его работах, казалось бы, несовместимых ориентаций натурализма и психологизма, социологического «реализма» и «номинализма». Характерный для чикагской социологии социально-экологический подход к развитию целостного социального организма (хотя бы города) на макроуровне дополняется на микроуровне формулой «общество как взаимодействие».

Э. Берджесс, следуя общим правилам чикагской социальной школы, стремился объяснять все типы общественных явлений как адаптивные реакции на изменения среды (физической, социальной, межличностной), как взаимодействие отдельного социального организма со средой, а отдельные акты социального поведения в пределах этого социального организма - как межличностное взаимодействие. Подчеркивая интеракционистский (социально-психологический) аспект социально-экологической концепции Э. Берджеса, его коллега Д. Бог называет его «в большей мере социальным психологом», нежели социологом: «Он смотрел на социальный лес, а видел социальные деревья».

Действительно, этот аспект присутствует во всех работах Э. Берджесса, связанных с эмпирическими исследованиями:

1) в исследованиях города - это выделение социальной и пространственной мобильности, миграции, интенсифицирующей межличностные контакты;

2) в социологической криминологии преступник для Э.Берджесса «прежде всего личность, а затем уже собственно преступник… он - индивид, с характерными для всех людей желаниями и представлениями о своем месте в коллективной жизни», которые и выступают для Берджесса в качестве исходных «социальных фактов» и т.д.

Э. Берджесс советовал своим ученикам, исследующим город, внимательно изучать романы Т. Драйзера[32] и Ш. Андерсона[33], анализируя свои данные о жизни американского города. Собственно говоря, case-study в том виде, как его понимал Э. Берджесс, - это не просто отдельный метод наряду со статистическими методами, а, скорее, тип социологического исследования, в котором преимущество отдается качественным методам в силу специфики (уникальности) его объекта. Основное достоинство используемых в монографическом исследовании методов (анализ личных документов, биографий, интервью) заключается в их способности раскрыть «то, что кроется под масками, которые носят все люди», «они позволяют проникнуть во внутренний мир воспоминаний и вожделений, страхов и надежд другого человека».

В последние годы жизни Э. Берджес часто болел, и смерть его сестры, с которой он не расставался 35 лет, стала для него, видимо, тяжким потрясением. Он умер в Чикаго в 1966 г., в возрасте восьмидесяти лет. Задолго до этого он завещал свое имущество и состояние Чикагскому университету с тем, чтобы там был основан Фонд Э. Берджесса для помощи студентам и развития социологических исследований.

Э. Берджесс «более, чем кто бы то ни было, способствовал развитию социологии в Соединенных Штатах… - считает Г. Блумер, - он был неутомим в формировании и расширении институциональных основ нашей дисциплины… Э. Берджессу принадлежит огромная заслуга во внедрении и укреплении интересов социологии как на общенациональном уровне, так и в Чикагском университете»[34].

Таким образом, проанализировав работу одних их самых ярких представителей Чикагской школы, можно сделать выводы.

Р. Парком и Э.Берджесс составляли блестящий исследовательский коллектив, усилиями которого сформировалось новое направление в социологии, Чикагская школа получила всемирное признание, были решены многочисленные практические задачи и воспитано целое поколение талантливых учеников.

Достижением чикагских социологов можно считать умение находить тесные связи с городским правлением. Социологи убедили власти Чикаго в том, что компетентное решение острейших городских проблем возможно только на основе глубокой профессиональной социологической проработки этих проблем, выдвижением альтернатив и анализом долгосрочных и среднесрочных последствий перспектив[35].

Сейчас уже трудно сказать, кому именно - Р.Парку или Э.Берджесу - принадлежат те или иные идеи, в своей совокупности составившие ставшую уже классической теорию концентрических зон (concentric zone theory[36]). Во всяком случае, книга, где впервые была она изложена, получилась коллективной.

 

Заключение

Подводя итог, проделанной работе, можно отметить следующее. Необходимо различать основные причины появления эмпирической социологии, и в особенности, причины ее зарождения и дальнейшего успешного развития в США. Эти причины заключаются в следующем:

- бурные темпы американского экономического развития в начале XXв.

- повышение уровня материального благосостояния работников.

- углубление социальной дифференциации, усиление социальной несправедливости.

- рост американских городов, бурная массовая иммиграция.

Все эти социальные изменения в США вызвали большое количество конкретных, локальных проблем, к решению которых стремились подключиться самые разные социальные и интеллектуальные силы. Одной из них оказалась эмпирическая социология.

Проанализировав этапы развития Чикагской школы, мы выяснили, насколько широк круг исследователей, занимавшихся изучением феномена города. Это такие ученые, как Р.Парк, Э.Берджесс, Л.Вирт, Р.Маккензи, Ф.Знанецкий, У.Томас и многие другие.

После рассмотрения города как предмета анализа в истории социологии, явно определились несколько ученых, которые заложили методологическую основу, и определили понятие и сущность такого явления, как город. Это М.Вебер и Г.Зиммель, которые видели город, как социально - пространственную форму существования общества, возникшую вследствие отделения ремесла от сельского хозяйства, и являющуюся специфической поселенческой структурой. М. Вебер охарактеризовал город как социальный институт, а Г. Зиммель раскрыл социальные аспекты городской жизни, функциональность городских контактов.

И наконец, охарактеризовав понятие города в работах Р.Парка и Э.Берджесса, мы сделали определенные выводы.

Р.Парк по праву может считаться идейным лидером Чикагской социологической школы, он был человеком незаурядным и предприимчивым, который мог найти подход к каждому из своих студентов. Он внес неоценимый вклад в развитие школы и навсегда останется в истории формирования социологии города. Он понимал город, как «социальный организм». Он настойчиво проводил во всех написанных им разделах данной работы мысль о том, что, для того, чтобы иметь возможность контролировать городские процессы, конфликты и прочее, необходимо изучить их как «социальные факты», развивающиеся по собственным законам, столь же непреложным и независимым от конкретных человеческих сознаний, как и естественные.

Если Р.Парк больше специализировался по теоретической части исследования, то Э.Берджесс – это практическая сторона вопроса. Неординарные методологические ориентации, обширное знание современных методик, а также выдающиеся организаторские способности сделали Э. Берджесса незаменимой и неотъемлемой частью Чикагской школы. Э. Берджесс, вслед за Р. Парком, рассматривал город как «лабораторию» для изучения различных аспектов человеческого поведения. Значение Э. Берджесса невозможно переоценить, помимо финансовой и информационной организации инфраструктуры исследования Э. Берджессу принадлежит заслуга в разработке оригинальной теоретической концепции городского развития, органически дополнившей социально-экологический подход Р. Парка.

Таким образом, изучение Чикагской школы и в частности исследований двух наиболее ярких ее представителей, позволило более полно и конкретизировано проанализировать и осмыслить феномен города в целом. Благодаря работам Р.Парка и Э.Берджесса мы можем наглядно увидеть, каким они видели город, живя в свое время, и какой город сейчас, когда мы оцениваем его. Как будущие социологии мы, несомненно, приходим к анализу, сравнению изученного нами материала, и делаем собственные заключения. Всё это, впоследствии, помогает нам делать прогнозы, предопределять как будет развиваться город, что произойдет, изменив мы что-то в общественной жизни. Сравнительно – историческое изучение феномена города позволяет нам грамотно влиять на развитие и функционирование города.

 

 


 

 


Список литературы

 

1. Бёрджесс, Э. Рост города: введение в исследовательский проект / Э. Бёрджесс; Перевод В.Г. Николаева // Социальные и гуманитарные науки. Серия 11. Социология. - 2000. - № 4. - С. 122-136.

2. Вебер, М. История хозяйства. Город / М.Вебер; Пер. с нем.; под ред. И. Гревса.- М.: Канон-Пресс-Ц. Кучково поле, 2001.- С. 360-365.

3. Добреньков, В.И. Современная американская социология / В.И.Добреньков. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 496с.

4. Добреньков, В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 5: Социальная структура / В.И.Добреньков, А.И.Кравченко. – М: ИНФРА–М, 2004. – 1096с.

5. Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 2: Эмпирическая и прикладная социология / В.И.Добреньков, А.И.Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2004. – 986с.

6. Зборовский, Г.Е. История социологии: учебник / Г.Е.Зборовский. – М.:Гардарики, 2004. – 608с.

7. Зиммель, Г. Большие города и духовная жизнь / Г.Зиммель //Логос. -2002. - №3-4.

8. История социологии в Западной Европе и США.Учебник для вузов. Г. В. Осипов.— М.: Издательство НОРМА, 2001. – 576с.

9. Николаев, В.Г. Экологический аспект в социологии Э.Ч. Хьюза / В.Г.Николаев //Личность. Культура. Общество. - 2009. - Вып. 2. - № 48–49.

10. Парк, Р. Город как социальная лаборатория / Р.Парк // Социологическое обозрение. Том 2. - 2002. - №3. – С. 86-99.

11. Парк, Р. Экология человека / Р.Парк // Теория общества: фундаменталь­ные проблемы / под ред. А. Ф. Филиппова. - М.: Канон-пресс-Ц, 1999. - С. 384-400.

12. Томас, В., Знанецкий, Ф. Три типа личности / В.Томас, Ф.Знанецкий // Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г Здравомыслов, Н.И. Лапин; Пер. В.Г. Кузьминов; Под общ. ред. Н.И. Лапина — М.: Высш. шк., 2006. - С. 173-189.

13. Фотев, Г. Флориан Знанецкий: гуманистическая социология / Г.Фотев // Современная американская социология. - М.: МГУ, 1994. - С. 50-62.

14. Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата посещения 1.11.10).

15. Социология и образование [Электронный ресурс]: http://sociologyst.ru/sociologiya-goroda-i-derevni (дата посещения 30.10.10).

16. Электронная библиотека Гумер [Электронный ресурс]: http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/Sociolog/dobr/ (дата посещения 1.11.10).

 


[1] Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 2: Эмпирическая и прикладная социология / В.И.Добреньков, А.И.Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2004. - С.169-172.

 

[2] Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 2: Эмпирическая и прикладная социология / В.И.Добреньков, А.И.Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2004. - С.172-174.

[3] Зборовский, Г.Е. История социологии: учебник / Г.Е.Зборовский. – М.:Гардарики, 2004. – С.335.

[4] То же, С.336

[5] То же, С.338.

[6] Зборовский, Г.Е. История социологии: учебник / Г.Е.Зборовский. – М.:Гардарики, 2004. – С.338-340.

[7] История социологии в Западной Европе и США:учебник для вузов. Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА, 2001.- С. 255.

[8] То же, С.258-262.

[9] То же, С.256-258.

[10] То же, С.259.

[11] Томас, В., Знанецкий, Ф. Три типа личности / В.Томас, Ф.Знанецкий // Общая социология. Хрестоматия/ Сост. А.Г Здравомыслов, Н.И. Лапин; Пер. В.Г. Кузьминов; Под общ. ред. Н.И. Лапина — М.: Высш. шк., 2006. — С.173-189.

[12] Фотев Г. Флориан Знанецкий: гуманистическая социология // Современная американская социология. М.: МГУ, 1994. - С. 50-62.

 

[13] История социологии в Западной Европе и США. Учеб-ник для вузов. Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА, 2001, С.260.

[14] История социологии в Западной Европе и США.Учеб-ник для вузов. Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА, 2001. - С.262.

[15] История социологии в Западной Европе и США.Учебник для вузов. Г. В. Осипов.— М.: Издательство НОРМА, 2001. — С. 254-263.

 

[16] Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 5: Социальная структура / В.И.Добреньков, А.И.Кравченко. – М: ИНФРА – М, 2004. - VIII, С.706.

[17] Социология и образование [Электронный ресурс]: http://sociologyst.ru/sociologiya-goroda-i-derevni. (дата посещения 30.10.10.)

[18] Добреньков, В.И., Кравченко А.И.. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 5: Социальная структура / В.И.Добреньков, А.И.Кравченко. – М: ИНФРА – М, 2004. - VIII, С. 682.

[19] То же, С.720.

[20] Вебер, М. История хозяйства. Город / М.Вебер. - Пер. с нем. под ред. И. Гревса. М.: Канон-Пресс-Ц. Кучково поле, 2001.- С. 335-338.

[21] Вебер, М. История хозяйства. Город / М.Вебер. - Пер. с нем.; под ред. И. Гревса. М.: Канон-Пресс-Ц. Кучково поле, 2001.- С. 360-365.

[22] Зиммель, Г. Большие города и духовная жизнь / Г.Зиммель // Логос. - 2002. - №3-4. – С. 9-10.

[23] Добреньков, В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 5: Социальная структура / В.И.Добреньков, А.И.Кравченко. – М: ИНФРА – М, 2004. - VIII, С. 722.

[24] Электронная библиотека Гумер [Электронный ресурс]: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/dobr/(дата посещения 1.11.10).

[25]Добреньков, В.И. Современная американская социология / В.И.Добреньков. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 136.

[26] Парк, Р. Город как социальная лаборатория / Р.Парк // Социологическое обозрение Том 2. - 2002. - №3. – С. 86-99.

 

[27] Парк, Р. Экология человека / Р.Парк // Теория общества: фундаменталь­ные проблемы / под ред. А. Ф. Филиппова. М.: Канон-пресс-Ц, 1999.- С. 384 – 400.

 

[28] Николаев, В.Г. Экологический аспект в социологии Э.Ч. Хьюза / В.Г.Николаев //Личность. Культура. Общество. - 2009. Вып. 2. - № 48–49.

[29] Берджесс, Э. Рост города: введение в исследовательский проект / Э.Берджесс. - Перевод В.Г. Николаева // Социальные и гуманитарные науки. Серия 11. Социология.- 2000. - № 4. - С. 122-136.

[30] Добреньков, В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 5: Социальная структура / В.И.Добреньков, А.И.Кравченко. – М: ИНФРА – М, 2004. - VIII, С. 728-731.

 

[31] То же, С.744.

 

[32] Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org/wiki/(дата посещения 1.11.10).

 

[34] Цит. по Баньковская С.П. Эрнст Берджесс // Современная американская социология. М., 1994. С. 32.

[35] Добреньков, В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 5: Социальная структура / В.И.Добреньков, А.И.Кравченко. – М: ИНФРА – М, 2004. - VIII, С. 723.

[36] То же, С.728.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 330 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | <== 5 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2025 год. (0.027 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав