Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Московское княжество во главе свержения татаро-монгольского ига Русью

Читайте также:
  1. Автомобильное Московское общество (АМО) — ЗиЛ
  2. Беларусь во время войн середины XVII ст.: антифеодальная казацко-крестьянская война 1648-1651 гг., война с Московским княжеством 1654-1667 гг.
  3. Владимиро-Суздальское княжество
  4. Во главе Совета министров. Конец карьеры
  5. Вопрос 6. Принятие Русью христианства.
  6. Вывод по главе 1.
  7. Выводы по 1 главе
  8. Выводы по второй главе
  9. Выводы по второй главе
  10. Выводы по главе 2

Политику Ивана Калиты продолжали его сыновья - Семен Гордый (1340-1359) и Иван 2 Красный (1353-1359). После смерти Ивана 2 московским князям стал его 9 летний сын Дмитрий (1359-1387). В это время ярлыком на княжение обладал Суздальско-Нижегородский князь Дмитрий Константинович. Между ним и группировкой Московского боярства развернулась острая борьба. На стороне Москвы выступил митрополит Алексей, фактически возглавивший московское правительство пока в 1363 году победу окончательно не одержала Москва.

Великий князь Дмитрий Иванович продолжал политику укпрепления Московского княжества. В 1371 году Москва нанесла крупное поражение Рязанскому княжеству. Продолжалась борьба и с Тверью. Когда в 1371 году Михаил Алексеевич Тверской получил ярлык на великое княжение владимирское и попытался занять Владимир, Дмитрий Иванович отказался повиноваться ханской воле. В 1375 году Михаил Тверской вновь получил ярлык на Владимирский стол. Тогда против него выступили почти все князья северо-восточной Руси, поддержав Московского князя в его походе на Тверь. После месячной осады город капитулировал. По заключенному договору Михаил признавал Дмитрия своим сюзереном

В результате внутриполитической борьбы в Северо-Восточных Русских землях Московское княжество добилось ведущего положения в собирании русских земель и превратилось в реальную силу, способную противостоять орде и Литве. С 1374 года Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Золотой Орде. Большую роль в укреплении анти-татарских настроей сыграла русская церковь.

Причины возвышения Москвы:

1. Удачное географическое положение. Прикрытость русскими княжествами с Юга и с Северо-Запада.

2. Затрудненность проникновения татар, а следовательно приток населения и превращения в крупный ремесленный центр Северо-Востока.

3. Тонкая осторожная, дальновидная политика московских князей, привлекающих на свою сторону горожан, мелких и средних феодалов, а главное церковь.

4. Включения в свой состав мелких княжеств (добровольное вхождение, бездетность феодалов, покупка территорий и прямые захваты).

В 60-ее, 70-ее годы 14 века происходит усиливание междуусобиц внутри Золотой Орды. За два десятилетия появляются и исчезают до двух десятков ханов. Появлялись и исчезали временщики. Одним из таких, самым сильным и жестоким был хан Мамай. Он пытался собирать дань с русских земель, он пытался собирать дань с русских земель, несмотря на то, что законным ханом был Тахтамыш. Угроза нового нашествия объединила основные силы Северо-Восточной Руси под главенством московского князя Дмитрия Ивановича. В походе участвовали перешедшие на службу к московскому князю сыновья Ольгерда Андрей и Дмитрий. Союзник Мамая великий князь Ягайло опоздал прибыть на соединение с ордынским войском. Не присоединился к Мамаю и рязанский князь Олег Иванович, лишь формально вступившей в союз с Золотой Ордой.

6 сентября объединенное русское войско подошло к берегам Дона. Так впервые после 1223 года, со времен битвы на речке Калке, русские вышли в степь навстречу ордынцам. В ночь на 8 сентября русские войска по приказу Дмитрия Ивановича перешли Дон.Сражение произошло 8 сентября 1380 года на берегу правого притока Дона р. Неправды, в местности, носившем название Куликова поля. Вначале ордынцы потеснили русские полка. Тогда по ним ударил засадный полк под командованием Серпуховского князя. Ордынское войско не выдержало натиски свежих русских сил и обратилось в бегство. Битва превратилась в преследование отступающего в беспорядке врага.

16. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ X-XIII ВВ. + Важную роль сыграло в развитии культуры принятие христианства. Усилились культурные связи с Византией. Возникли церковные школы и монастыри. В живопись проникают греческие каноны. Начинается строительство каменных храмов. Христианство укрепляло власть князя («всякая власть — от бога»).

В X в. возводится Десятинная церковь в Киеве (не сохранилась), в XI в. — Софийский собор в Киеве и Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове. В архитектуре XII в. сочетаются русско-византийский и романский стиль. Во Владимире возводятся Успенский и Дмитриевский соборы, в его окрестностях — храм Покрова на Нерли, в Юрьеве-Польском — Георгиевский собор, в Новгороде — церковь Спаса на Нередице, собор св. Николы на Ярославовом дворище.

Выдающимися памятниками живописи являются фрески Софийского собора в Киеве, иконы «Георгий Воин», «Спас Нерукотворный», мозаики «Дмитрий Солунский», «Святые Лаврентий и Василий».

В XI в. появляется первое крупное произведение литературы — «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. В 1073 г. из различных цитат составлен «Изборник» Святослава Ярос-лавича. Создается житийная литература, в частности «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского» летописца Нестора. В начале XII в. появляется первая русская летопись — «Повесть временных лет». Владимир Мономах написал «Поучение» своим сыновьям. В Суздальской земле Даниил Заточник создает «Слово» и «Моление». Вершина древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). О распространении письменности свидетельствует множество текстов на берестяных грамотах Новгорода. В Новгороде найдена древнейшая русская рукопись — цера, книжечка с псалмами. Другие древнейшие рукописи — Реймсское и Остромирово евангелия.

Наряду с официальной, сохранялась и народная культура — скоморохи, народные гуляния. Влияние церкви на народ было еще слабым.

Прикладное искусство Древней Руси до сих пор поражает красотой, разнообразием материала и высочайшей техникой -- сканью, зернью, эмалью.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 23 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | <== 17 ==> | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав