Читайте также:
|
|
см вопрос 21 (тоже самое)
Вопрос №24. МАТЕРИАЛЬНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ, ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО.
Сущность частного права выражена в его принципах - независимости и автономии личности, признании защиты частной собственности, свободы договора.
Предельно кратко можно сказать так: частное право - это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. В справочных изданиях и многочисленных работах содержатся развернутые доктринальные определения этого понятия. "Частное право (лат. jus privatum), - по мнению А.С. Пиголкина, - часть системы действующего права, которая обеспечивает интерес отдельной личности, коллективов людей, регулирует отношения граждан, их объединений, предприятий, фирм и иных хозяйственных подразделений и основана на договоре между равноправными субъектами.
Частное право регулирует сферы, непосредственное вмешательство государства в которые является ограниченным. Имущественные и личные неимущественные отношения людей в области действия частного права предопределены саморегуляцией личности, объединений граждан, осуществлением частной собственности и частного предпринимательства. Право в этом смысле выражает начала децентрализации, свободы отдельных субъектов. И, соответственно, возможность решения той или иной жизненной ситуации представлена самим участникам отношений. Здесь, по замечанию С.С. Алексеева, "обитель и господство частных воль и частных интересов". Действительно, в частном праве индивид, коллектив людей выступают как независимые, самостоятельные субъекты, вступающие в равноправные договорные отношения с другими субъектами права.
Советская правовая наука не признавала концепцию частного права как несовместимую с природой социалистического строя. Известно, что В.И. Ленин в связи с подготовкой первого советского Гражданского кодекса в 1922 г. выразил свою позицию по этому поводу следующим образом: "Мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное". Весьма примечательно, что это суждение длительное время служило методологической установкой для юридической теории и практики.
И нужно заметить: игнорирование частного интереса в экономике повлекло широкое вмешательство государства в хозяйственную жизнь, ограничение прав личности в имущественных отношениях, сужение частной собственности до объема личной собственности, что в конечном счете привело к застою хозяйственной деятельности.
ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО - та часть системы права, нормы которого направлены на защиту общего блага, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей. Исходя из этого, уточним: предметом публичного права является сфера публичных интересов (интересов государства, общества в целом).
Основополагающее значение здесь имеет то, что в основе публичного права - государственные интересы, "государственные дела", т.е. само устройство и деятельность государства как публичной власти, регламентация государственного аппарата, должностных лиц, государственной службы, уголовное преследование правонарушителей, уголовная и административная ответственность и т.д. Речь идет об институтах, построенных в "вертикальной" плоскости, на началах власти и подчинения, на принципах соподчиненности, субординации. В этой связи "публичному праву присущ один юридический "центр", характерны императивные предписания и запреты, обращенные к подчиненным, подвластным лицам".
С учетом отмеченных особенностей орган государства выступает в качестве носителя властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп. При этом в сфере публичного права государственный орган может императивно (достаточно категорично) предписывать определенные варианты поведения различных субъектов права, требовать от них должного соблюдения предписаний законов, иных нормативно-правовых актов, применять к правонарушителям средства государственно-принудительного воздействия (меры юридической ответственности и др.).
Одна из характерных особенностей здесь следующая: для публично-правовых отношений свойственно неравноправие сторон. Имеется в виду то, что одной из таких сторон обычно выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделенное государственно-властными полномочиями.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРАВО. Сам по себе признак "материальности" правовых явлений, можно сказать, не дает ясных представлений о юридических рамках, границах этих явлений. Вместе с тем можно сказать, что материальное право - специфическое юридическое понятие. Оно обозначает те правовые нормы, которые упорядочивают поведение индивидов, организаций в различных социальных сферах путем непосредственного правового регулирования.
В юридической литературе материальное право с учетом предмета правового регулирования подразделяется на соответствующие отрасли и институты права. Имеются в виду такие отрасли, как конституционное, гражданское, трудовое, административное, уголовное и др., и институты права - избирательное, пенсионное, право собственности, освобождения от уголовной ответственности и др. Нормы материального права названных отраслей и институтов закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливают правовой статус граждан, основание и пределы ответственности за правонарушение.
Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные отношения. Применительно к таким отношениям нормы материального права определяют взаимные права и обязанности их участников. Особенность в следующем: материальное право - совокупность общеобязательных, исходящих от государства, правил, включающая и материальные регулятивные нормы, и материальные охранительные нормы.
Первые из названных прямо влияют на определенную сферу общественных отношений, регулируют ее, закрепляют исходные права и обязанности соответствующих субъектов, обеспечивают регулятивную функцию права.
Вторые - предусматривают различные меры принуждения, юридической ответственности, меры защиты нарушенных прав и др. В целом можно еще раз подчеркнуть, что объектом материального права являются имущественные, трудовые, семейные отношения, отношения, связанные с возложением юридической ответственности, и т.д. Главное здесь в том, что нормы материального права определяют взаимные права и обязанности участников регулятивных и охранительных правоотношений.
ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО - совокупность правовых норм, определяющих процедуры, процессы применения материального права. Имеются в виду те нормы, которые регламентируют порядок рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства.
Нормы процессуального права также регулируют отношения, возникающие в процессе правотворчества (обсуждение законопроектов и др.), регламентируют процедуру правоприменения - порядок назначения пенсии, обмена жилых помещений, выделения земельного участка или предусматривают порядок заключения сделок, наследования и др. Иными словами, в системе права недостаточно иметь лишь нормы материального права. Необходимы и соответствующие, взаимосвязанные с ними нормы, определяющие порядок и процедуры их применения. Соответственно, следует признать, что процессуальное право в основном выполняет служебную роль по отношению к материальному праву. При этом надо исходить из той методологической предпосылки, что все процессуальные явления (нормы и др.) - процедурные. По мнению В.Н. Протасова, "в самом общем плане процедуру в праве можно определить как порядок осуществления той или иной юридической деятельности". Следовательно, процессуальная процедура - это порядок реализации норм материального права - охранительных и др.
Вопрос №25. МНОГОПЛАНОВОСТЬ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВА.
Как замечал известный русский ученый-юрист Б.Н. Чичерин (1828–1904), уже древних занимали подобного рода вопросы, уже древние оставили нам философское учение о государстве. Известно, писал он, что древнее государство отличалось от нового тем, что оно «в несравненно большей степени подчиняло себе личность. Древний гражданин жил для государства. Частная жизнь, обеспеченная рабством, служила ему только средством для исполнения гражданских обязанностей»[1].
Этот характер гражданского быта, проистекавший из всего миросозерцания античного мира, «в котором личность не получила еще полного своего развития», отразился и на учениях великих мыслителей, в которых наиболее полно выражено античное воззрение.
Совершенно обратным порядком, делал вывод автор, идет мышление Нового времени. «Там мысль исходила от объекта и затем перешла к субъекту; здесь, напротив, она исходит от субъекта и затем переходит к объекту. Там точкой отправления было государство как объективный организм, созданный самой природой вещей; только в дальнейшем движении поглощенная им личность предъявляет свои права и постепенно разлагает этот порядок. Здесь, наоборот, точкой отправления служат субъективные требования лица, которые постепенно ведут к восстановлению необходимого для их удовлетворения общественного строя и, наконец, к идее государства как высшего единства общественной жизни»[2].
Таким образом, неоднозначность восприятия государства – его идеи, представления о нем, о его понятии, роли и назначении – обусловлена прежде всего самим временем, в рамках которого оно возникает и развивается, а следовательно, уровнем развития общества, естественного сознания и мышления.
По мнению Кельзена – одного из основателей теории правового нормативизма, многоплановость понятия государство объясняется тем, что само понятие государства может употребляться и употребляется в различных смыслах:
Во-первых, в юридическом смысле. Государство, с точки зрения автора, может рассматриваться исключительно с чисто юридическихпозиций. Оно может быть представлено как юридическое лицо, «правовой феномен», как своеобразная корпорация. От других корпораций государство отличается при этом «лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком». В силу этого «с юридической точки зрения проблемы государства в значительной мере проявляются как проблемы национального правового порядка»[5]. Государство при этом выглядит не иначе как «такой образ действий и порядок поведения людей, который мы обычно называем правовым порядком».
При рассмотрении государства как юридического феномена предполагается, что «отношения между ним и правом должны рассматриваться по аналогии с отношениями между правом и индивидуумом»[6]. Это означает, по мнению Г. Кельзена, что государство, несмотря на то что оно издает или санкционирует право, должно быть, как и индивид, «в своем поведении и действиях связано правом»[7].
Во-вторых, понятие государства может употребляться в социологическом смысле. В данном аспекте государство должно рассматриваться как некая «социологическая общность», «социальная реальность, существующая независимо от ее правового порядка и правовой реальности».
Для государства, рассматриваемого в социологическом смысле, характерной чертой является исходное (с момента его возникновения и функционирования) рассредоточение власти по различным органам. Фактически, замечает автор, «не существует таких государств, где все акты и действия (команды, подаваемые от имени государства) исходили бы первоначально от одного правителя. В обществе всегда существовало и существует несколько командных структур. В результате их деятельности всегда возникало значительное число доминирующих в обществе отношений, а также бесчисленное количество всякого рода актов управления и подчинения, совокупность которых отражала то, что называется социологическим государством».
В-третьих, понятие государства может определяться как живой, «естественный организм». В соответствии с таким подходом оно рассматривается не иначе как «форма социальной биологии».
Подобный взгляд Г. Кельзена на понятие государства разделялся многими другими авторами, в основном сторонниками так называемой органической теории государства. Достигнув апогея в своем развитии на рубеже XIX–XX вв., данная теория пыталась объяснить всю социальную жизнь биологическими закономерностями. При этом общество полностью отождествлялось с организмом, а государство считалось «единственным институтом, предназначенным для обеспечения благополучия всех как ныне живущих, так и еще не родившихся граждан».
Наконец, в-четвертых, понятие государства определяется Г. Кельзеном и его сторонниками-нормативистами как «система норм», «нормативный порядок» или же как «политически организованное общество», как «государство-власть».
Государство, подчеркивал автор, имеет политический характер, проявляется как политическая организация прежде всего потому, что оно устанавливает «порядок использования силы, потому, что оно обладает монополией на применение силы»[10].
Итак, сложность и многоплановость государства как явления и понятия, с одной стороны, и субъективность его восприятия различными авторами – с другой, объективно обусловливают возможность и даже неизбежность его многовариантного понимания и не менее разнообразного его толкования.
Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 138 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |