|
Люди с возвышенным складом ума считают конформизм пороком, союзником всякого зла, соглашательством с несправедливостями мира. Однако, оглядитесь вокруг: добродетель огромного большинства держится на добром согласии с окружающей социальной средой. Оставь таких людей без поддержки общественного мнения - они собьются с "пути истинного", так как не в силах поддержать нравственные ориентиры самостоятельно. Типичный пример тому - молодой человек, приехавший из деревни в город и без присмотра "пустившийся во все тяжкие". С давних пор маменьки боятся "развращающего влияния света", "столицы", "дурного общества", "улицы" и т.д. Эти страхи и смешны, и оправданны. Тот, чья сит от одобрения и осуждения окружающих, легко поддается влиянию. В нем слабо воспитана автономия морального духа, внутренняя убежденность, чувство личной ответственности за совершенные поступки. Казалось бы, здесь отсутствуют важнейшие признаки морального поведения. Однако посмотрим на личность такого типа в привычных для нее условиях.
Главная ценность конформистского типа - это чувство общности с социальной средой. Будь то родная деревня, нация, класс или просто круг знакомых, именно социальная группа является для такой личности источником нравственных норм и представлений. Если в окружении укоренились высокие требования к поведению, человек вырастает прекрасно воспитанным. Может быть, даже с излишней строгостью. Возвышенные идеалы, забота о репутации, верность христианским добродетелям - так и вырисовывается пансион благородных девиц, "приличное общество" всех времен и народов. Держится оно на широко разносящемся общественном мнении, когда каждый проступок приводит к огласке. Санкция следует незамедлительно: "отказать от дома", "не подавать руки", "я с тобой не играю", Страх, "что станет говорить княгиня Марья Алексеевна", вовсе не случаен. Этот страх нелеп для развитой личности, но добиваться подобной самодостаточности от всех и вся - бесплодная затея.
Мало того, что личность здесь социально ориентирована, ее устремления носят коллективистский характер, а не индивидуалистический, как у "потребителя". Личному счастью предпочитается всеобщее согласие, приспособление к господствующим ценностям считается лучшим путем нравственного совершенствования, а главный мотив поведения - быть, "как все. А потому, раз последующие поколения поступают, как и предыдущие, складываются мощные традиции, которые придают устойчивость нравам.
непохожесть изгоняется. Если "потребительский" тип наивно верит, что все люди одинаковы, то "конформистский" хочет, чтобы все были одинаковы - похожи на него. Отсюда - нетерпимость к другим моральным системам, но достаточная снисходительность к нарушителю внутри своей среды. Если только он нарушает правила, но не отвергает сами нормы. Грешник может раскаяться и вновь будет принят "в лоно". Страшнее же инакомыслия зверя нет. Идеи, на которых мораль держится, полагаются не подлежащими обсуждению. Вот почему мотивы особо не выясняются: предполагается, что есть один правильный мотив. Это представление для бесхитростных душ, не ведающих о борьбе равно моральных мотивов, о "глубинах" и "безднах" души, о бесконечном ее самообмане.
Итак, основная нравственная ценность конформистского типа - это коллективное счастье. Такая социальная ориентация предполагает любовь к традициям, приспособление к ним, желание поступать, "как все", ориентацию на дела в сочетании с непоколебимой верой в основы нравственности.
Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 73 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |