|
Как показали работы последнего сорокалетия, большую помощь при археологической разведке античных городов может оказать применение аэрофотосъемки. Последняя была успешно применена при исследовании древних памятников Средиземноморья. В 1925—1932 гг. А. Пуадебар провел с помощью аэрофотосъемки большие археологические изыскания[170] в Сирии и Ливане для изучения великого караванного пути, связывавшего Римскую империю со странами Востока. Методика исследований А. Пуадебара[171] заключалась в сочетании наблюдений над рельефом местности и ее растительным покровом; задача несколько облегчалась нередко очень хорошей сохранностью памятников, малодоступных из-за нахождения их в пустыне. В 1934—1936 гг. А. Пуадебар завершил свой труд исследованием гавани Тира, при котором съемка с воздуха сочеталась с подводными работами и раскопками на суше[172], тот же метод был применен им и в работах 1946—1950 гг. в другом важном порту — Сидоно[173]. Особенно интенсивное применение аэрофотосъемка получила в последние десятилетия[174]. С ее помощью оказалось возможным не только установить границы античных городов, но даже выявить основные черты городской планировки и расположение главных магистралей[175]. Немалую пользу принесла съемка с воздуха и при исследовании следов древних каналов, дорог, могил и границ земельных участков[176].
Ознакомление с топографическими условиями необходимо производить не только путем непосредственного наблюдения местности, а также путем геодезической съемки. Это особенно поможет исследователю, если местность сильно пересеченная и труднообозримая. Съемка генерального плана городища является не только технической задачей. Иногда учет даже небольших колебаний рельефа местности очень существен для понимания археологической топографии исследуемого урочища.
При исследовании археологической топографии городища весьма важно учесть требования греческой фортификации, согласно которым оборонительная линия обычно проходила по краям командных высот, над склонами холмов, балок и оврагов, что и определяет нередко границы античных городов. Другим признаком большинства торговых городов, расположенных на берегу моря или лимана, является наличие гавани; ею могла служить более или менее закрытая бухта с отлогим берегом, покрытым песком или галькой. Наконец, еще одним условием, обычно соблюдавшимся древними градостроителями, было наличие в достаточном количестве хорошей питьевой воды. Правда, нужно оговориться, что археолог может обращаться к последнему признаку только с известной осторожностью, ибо за два с половиной тысячелетия, которые примерно прошли после основания античных городов нашего юга, гидрологические условия могли в той или иной местности сильно измениться.
Но наибольшее внимание, конечно, должно быть обращено на чисто археологические данные — наличие культурного слоя на территории городища. Это надежнее всего может быть установлено по обнажениям слоя в обрезах на берегу моря или реки, в промоинах оврагов, иной paз по краям оползней, по стенкам недавно вырытых канав и ям. О том же может свидетельствовать подъемный материал на всей поверхности городища, особенно если она вспахана, а также находки на дне промоин и в выкидах новых ям. Среди предметов, добытых сборами, обломки строительных материалов могут наиболее надежно свидетельствовать о наличии населенного пункта.
Если древнее городище размывается морем, то под водой около берега, как правило, встречаются камни (которые могут отсутствовать в ближайших окрестностях), а вдоль линии прибоя в морском песке заметны окатанные фрагменты древней керамики: черепиц и сосудов.
Наконец, следует отметить, что в тех случаях, когда граница античного города проходила не по краю холма, а по ровной местности, ее можно уловить по изменению рельефа. В результате многовековых отложений культурных напластований города занимаемый им участок может стать значительно выше окружающей его местности.
В задачи руководителя экспедиции входит всестороннее визуальное изучение исследуемого городища, а равно и окружающего ого ландшафта.
В случаях, когда поселение впервые обнаружено, можно произвести разведочные раскопки, чтобы выяснить мощность и характер культурных напластований. Для этой цели лучше всего зачистить какое-либо уже имеющееся вертикальное обнажение культурного слоя: обрез на берегу моря или реки, промоину оврага, край недавно вырытой ямы. Для разведочного раскопа надлежит выбрать участок, наиболее подвергающийся разрушению. Длина раскопа вдоль обреза должна быть 4—5 м, а ширина — 1—1, 5 м. Приемы работ на подобном раскопе такие же, какие при меняются на обычных раскопах городища. Раскопов-зачисток может быть несколько в различных частях исследуемого городища с целью изучения его археологической топографии.
Применять шурфовку, т. е. вскрытие незначительной площади (размером 2 X 2 или даже 2 X 1 м), или раскоп в виде траншеи (шириной 1—2 м) на ровной неповрежденной поверхности городища можно только в крайних случаях, когда ситуация настолько неясна, что исследователь сомневается в наличии на данном месте культурного слоя. При уверенности в том, что на данном месте находится древнее поселение, применять шурф можно лишь в тех случаях, когда культурный слой сильно поврежден, например глубокой вспашкой. В обычных же условиях более или менее хорошей сохранности культурных напластований шурфовка античного населенного пункта ничего не даст, ибо для выяснения стратиграфии придется либо разрушать какие-либо сооружения, либо значительно расширить вскрываемую площадь. Не представляется нам целесообразным и применение стратиграфического винтообразного зонда[177] с целью извлечения фрагментов керамики с различных горизонтов культурного слоя. Этот прием при незначительных размерах пробуравленной поверхности (диаметр 4—6 см) может дать неясное и даже превратное представление о времени культурных напластований. Иное дело применение в таких случаях геофизических методов[178], которые могут оказать существенную пользу (хотя и не всегда), выявив наличие находящихся под землей каменных сооружений. Еще большую пользу, как нам представляется, может принести палеомагнитный метод[179], позволяющий обнаружить скопление обожженной глины (например, очаги, глинобитные печи, зерновые ямы, стенки которых были обмазаны глиной, специально обожженной)[180]. В условиях Северного Причерноморья указанный метод мог бы способствовать выявлению гончарных печей. Наконец, следует отметить метод анализа почвы для выявления в ней содержания фосфатов[181], что позволяет установить местонахождение древних поселений; таким образом могут быть обнаружены и малозаметные античные селища. Однако в большинстве случаев их можно легче обнаружить по наличию обломков керамики на поверхности земли.
После того как наличие ранее неизвестного населенного пункта установлено, нужно хотя бы в самых общих чертах проследить площадь, на которую распространяется культурный слой этого памятника. Далее следует составить схему предполагаемых очертаний городища и нанести ее на карту, лучше всего масштабом 1: 10 000. В условиях работ в местности, где привязка к ориентирам и нанесение на карту сильно затруднены (например, в ровной степи или пустыне), для фиксации местонахождения памятника очень удобно пользоваться секстантом. Этот портативный прибор дает возможность (в солнечный день) определить местонахождение любой точки на земном шаре с точностью до 1 секунды, т. е. примерно 30 X 30 м.
Все обнаруженные при разведке археологические памятники (древние населенные пункты, курганы, валы и пр.) должны быть нанесены на карту с обозначением пройденного маршрута. Свод таких карт является материалом для составления генеральной археологической карты одного из больших членений античного мира, например Херсонесского государства, Боспорского царства и т. д.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 79 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |