Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Глубинно-пространственная композиция

Читайте также:
  1. АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ САДОВ И ПАРКОВ
  2. Выборочная композиция против наследования
  3. ГЛУБИННО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ
  4. Глубинно-пространственная композиция
  5. Градостроительная композиция Афинского акрополя.
  6. Декомпозиция бизнес-процесса
  7. Декомпозиция в ходе моделирования
  8. Занятие 3. Фотокомпозиция.
  9. Какая цветовая композиция строится на различных соотношениях одного цвета

Линия - это последовательно расположенная в одном направлении группа точек, не имеющая разрывов. По форме характеризуется протяженностью, обладает длиной, направлением, расположением. Характер линейно-графической формы во многом определя­ется материалом и техникой ее исполнения. Благодаря своей внутренней структуре линия имеет начало и конец. Исключение составляет замкнутая линия, как переходный элемент к плоскости. По динамике формы линии делятся на прямые, кривые и ломанные. Линия может соединять, связывать/ поддерживать, окружать, пересекать другие зримые элементы. По отношению к фону линия может выступать как положительная, нейтральная и отрицательная форма. При построении возможно пространственное изображение геометрических фигур при помощи утончения или утолщения линий или их тональной (светотеневой) моделировки. Протяженная линия превращается в плоскость.

Плоскость -является результатом развёртывания энергетического потенциала линии в ширину, обладает длиной, шириной, конфигурацией, поверхностью, ориентацией, расположением. Главная характеристика плоскости - форма. Ее очерчивает линейный контур, образующий края плоскости. Дополнительные свойства плоскости - цвет, рисунок, фактура поверхности -влияют на качество ее зрительного восприятия: массивность, твердость и т. п. Создавая архитектурный проект, мы оперируем тремя исходными типами плоскостей: верхняя, стенная, нижняя.

Плоскость имеет тенденцию к развитию в объём, проходя промежуточную стадию развития в вид рельефа. Чем больше размер плоскости, тем слабее влияние пограничного контура на её плотность.

По своим знаковым характеристикам все плоские формы делятся: на положительные, текучие, визуально движущиеся изнутри и наружу, идущие от структуры круга, нейтральные формы, идущие от структуры квадрата, отрицательные, острые, треугольные формы, резко визуально уходящие в глубину фона.

По своему очертанию плоскость может носить замкнутый, разомкнутый и интерьерный характер. Силовой план плоскости характеризуется наличием зон сжатия, растяжения и относительного покоя. Максимальной своей выразительности они достигают в момент равновесия между фоном и изображением.

Пятно - это группа точек с нечеткими границами (очертаниями) или силуэт. В отличие от точки и линии пятно, как правило, заполняет большую часть графической плоскости. Являетсячастным случаем существования точки. Размытый край пятна плавно переходит от изображения к фону.

Тема 66 Статика, Динамка. Статика и динамика могут быть выражены в композиции разными средствами: расположением элементов, цветом, пластикой и др. При этом они могут придавать композиционной форме неоднозначный характер. Динамика - это зрительное восприятие движения, стремительности формы. Динамичная форма может быть присуща как неподвижным объектам (например, памятник Петру I в Ленинграде работы скульптора Фальконе, скульптурная группа В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница» и памятник, посвященный покорению космоса, установленные в Москве на Выставке достижений народного хозяйства), так и быстро движущимся предметам: самолетам, легковым автомобилям и т. п. Однако проявления этого свойства в неподвижных и движущихся предметах весьма различны. Если, например, сделать динамичной форму токарного станка, то это не будет обусловлено требованиями эксплуатации, назначением самого станка, той работой, которую он должен выполнять. Это не будет определяющим форму качеством и будет противоречить логике назначения его функции. Если же взять гоночный автомобиль или сверхзвуковой самолет, то динамика их формы выражает сущность самого предмета и чем выше скорость, тем стремительнее форма. Динамичность делает форму броской, активной, заметной, выделяя ее среди других. При переходе от статичного состояния к динамичному, возникают смежные смешанные формы с частично нарушенной статикой. Для динамических изображений характерно несколько центров, один из них необязательно должен быть доминирующим. Статика - это состояние покоя, равновесия формы, устойчивость во всем ее строе, в самой геометрической основе. У статичных предметов есть явный центр, своего рода ось, вокруг которого организуется форма. Все предметы быта — холодильники, стиральные машины, радио- и телеаппаратура, кухонная утварь — имеют статичную форму. Статичность требует ровных, спокойных движений линий и масс, четких членений по вертикалям и горизонталям. Иногда изделие проектируется на основе этих двух начал - динамики и статики. В таких случаях проектировщику необходимо четко осознавать, что объективно должно преобладать, быть основным, главным в этом промышленном изделии - динамичность или статичность, в противном случае может быть утрачена целостность формы. Чтобы в общем виде представить себе проявление важных закономерностей развития динамичной и статичной формы, следует обратиться вначале к условным геометрическим моделям. Динамика или статика формы может быть задана с помощью разнообразных приемов как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Динамичность требует резкой смены в направлении движения масс. Для выражения статичной формы на плоскости лучше всего брать такие геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, а в пространстве: шар, цилиндр, куб и т. п. Много фигур брать не нужно. Достаточно умело соединить три - пять фигур соответствующих размеров, чтобы достичь впечатления статики. Для передачи динамической формы на плоскости следует брать прямоугольники и трапеции с соответствующим соотношением размеров, треугольники, а в объемно-пространственной модели — конусы, пирамиды, призмы и другие фигуры. В таких композициях динамических форм не исключена возможность использования прямоугольных фигур в качестве основания. По степени зрительной и физической стабильности формы можно разделить на следующие четыре вида: Зрительно и физически статичные формы. К ним можно отнести: квадрат, прямоугольник, параллелепипед, положенный на широкое основание, куб, пирамиду. Композиция из таких форм носит монументальный, предельно статичный характер. Физически статичные, но зрительно динамичные формы, оцениваемые так по впечатлению их некоторой неуравновешенности. Эта оценка касается стационарных форм, устремленных, например, в одном направлении, с нарушенной симметрией и другими специфичными для динамичных композиций свойствами. Зрительно статичные, но физически частично динамичные формы. Они имеют устойчивую основу, в которой «двигаются» отдельные элементы. При этом их композиция в целом носит статичный характер. В формальной композиции — это зрительное движение в статичной форме от отдельных элементов. Зрительно и физически полностью динамичные формы. В композиционном плане им присущ предельно динамичный, стремительный характер. В формальной композиции — это так называемые гибкие, открытые, изменяющиеся по структуре, комбинаторные формы.

Тема 67 Модуль,ритм, метр,метро-ритмы. Модуль - соразмерность частей, подчинённых одному закону. Модуль равняется тождественности. Модуль-единица измерения, носитель метричных состояний (Корбюзье). Модуль - повторение одной величины в другой целое число раз. Группа - метр и ритм - характеризует движение. Метр - простейшее повторение одного и того же элемента (кирпичная кладка). Метр и ритм в основе своей имеют симметрию. Но ритм, в отличие от метра, строится на чередовании разных, но повторяющихся элементах. Усложняясь, он порывает с симметрией, (например, сложный ритм живописной картины) сопровождая своевольный рисунок движения, меняя его характер, темп, направление. Ритм может иметь и регулярный характер (например, в орнаменте). Но всегда он вносит организующее начало в хаотическое движение и без него немыслима гармония. Все четыре группы связаны между собой, проникают друг в друга и дополняют друг друга. Так, например, в метре и ритме присутствует симметрия; ритм пронизывает пропорции; для ритма характерен и контраст, и нюанс, так как ритмическое движение, включает в себя чередование контрастирующих и нюансных элементов. Ритм - это гармоничное чередование однородных или подобных геометрических форм, пятен и линий. Выстроить интересный ритм могут не только деревья в парке или фонарные столбы вдоль дороги, но и яблоки на рыночном лотке, дома на улице, даже люди в одинаковой одежде. Чем монотоннее ритм — тем спокойнее композиция. Рваный ритм сделает фотографию экспрессивной. Ритмический рисунок с убывающими размерами задает направление, создает перспективу в кадре и часто наполняет движением. Гармонизация на основе метра и ритма предполагает установление закономерного порядка в расположении элементов композиции. Чтобы порядок состоялся необходимо не менее трех элементов Ритм – более сложное чередование, основанное на непрерывном изменении свойств элементов. На изменении величины элементов основана организация нарастающих и убывающих рядов. Плавное нарастание характеризует статичность ряда, резкое – динамичность. Организация ритмических рядов основана на множестве приемов: изменение интервалов, сужение – расширение, параллельность и встречность движения, изменение цвета, пластики, светотени и др.Многое зависит также от протяженности ряда. Если он слишком короткий, то не в состоянии взять на себя организующую роль. Ритмический ряд предполагает не менее четырех-пяти элементов. Три элемента еще не создают впечатления закономерного повтора, так как воспринимаются скорее как начало или фрагмент ряда. Активный ритм задает сильное композиционное движение. Прекращение ритма может создать впечатление незавершенности движения, случайной остановки. Если метрический повтор в этом случае не имеет особых затруднений, тема ритма в ряде случаев требует особых приемов для завершения композиции, чтобы не возникло впечатления случайного обрыва ритма.

 

 

Тема 68 Контраст, нюанс, тождество. Контраст и нюансхарактеризует степень сходства и различия элементов композиции. Она может быть выявлена только при сравнении элементов по одному композиционному свойству, например размеру или геометрическому виду. Разнородные по свойствам элементы, оцениваемые раздельно, скажем, отличающиеся размером и цветом, несопоставимы. Элементы могут находиться в нюансном отношении по одному признаку и контрастном — по-другому.

Нюанс - это носитель малых изменений формы объекта по основным композиционным признакам.Нюанс может служить самостоятельным сред­ством выражения, когда художественное произ­ведение целиком построено на нюансных отно­шениях, сближенных тонах или в одной цвето­вой гамме. Нюанс способствует установлению зрительного равновесия между частями компо­зиции, достижению ее цельности. Контраст – это максимальное изменение качеств изобразительных средств. Тождество – это повторение качеств нюанса и контраста. Тождество -аналогияэлемен­тов. Оно может быть полным (абсолютным) и частичным. Полное сходство выражается в одинаковости элементов по всем их композиционным свойствам, например размеру, цвету, пластике и т. д. На его основе часто строятся так назы­ваемые раппортные композиции. В таких композициях элементы повторяются, образуя одинаковые орнаментальные ряды и равномерно заполненные, декоративные плоскости. Композиция, составленная из тождественных элементов, носит спокойный, уравновешенный характер. При абсолют­ном тождестве элементов она может отличаться монотонно­стью. Для того, чтобы нюанс или контраст заработал как средство гармонизации, нужно составить ему пару – тогда появится возможность для сравнения. В основе восприятия формы и ее эмоциональной оценки лежит сравнение объективных свойств с такими же свойствами др. формы. Контраст направлен на обострение восприятия формы. Выразительность скучной геометрической формы можно повысить, используя контрастные взаимодействия ее внутренних линий, цвета, фактуры. Контраст активизирует любую форму, но для достижения гармонии его надо дополнить теми необходимыми нюансными отношениями, без которых он может казаться слишком резким. Нюанс создает дополнительные связи между элементами, обеспечивает мягкие, живописные эффекты в композиции формы. Тождественность и подобие в строении формы вносят объединяющее начало в отношения элементов композиции, оттеняя более сложные нюансно-контрастные зависимости. В тождестве, в метре и ритме присутствует симметрия; ритм пронизывает пропорции; для ритма характерен и контраст, и нюанс, так как ритмическое движение включает в себя чередование контрастирующих и нюансных элементов. С понятием «соотношение» тесно связаны понятия контраста и нюанса, или контрастных и нюансных соотношений.

Нюансные отношения, сближенные по форме, по тону, по цвету, по фактуре, объему, размеру и пр., — обо­гащают форму игрой оттенков, деталей.

Контра­стные отношения, противопоставляя основ­ные элементы, характеризующие форму, явля­ются движущим стимулом развития формы.

Нюанс и контраст дополняют и обогащают друг друга: контраст подчеркивает нюанс, выявляет его игру; нюанс смягчает, дополняет контраст. Крайними полюсами отношения «нюанс—контраст» являются полное сходство или тождество элементов компози­ции. Применительно к предметному миру можно любое сравнение (объемов, линейных величин, фактур, цвета) охарактеризовать с точки зрения контрастности или нюансности. Например, пластмассовый колпачок от флакона контрастен по отношению к тулову: этот колпачок непрозрачен, покрыт рифлением, поверхность же флакона гладкая, стекло, из которого он сделан, прозрачное и т. д. Контрастно и соотношение их величин — колпачок ничтожно мал по отношению ко всему корпусу. Контрастен может быть и сам предмет по отношению к его окружению (так контрастно металлическое блюдо на фоне ворсистого ковра). Примеры нюансных, сближенных соотношений столь же часты. Здесь степень сходства (или несходства) может быть едва заметна. Пример нюансного отношения можно привести, сравнивая два измерения (величины двух отрезков или объемы двух кубов, допустим). Нюанс и нюансировка. Нюансная проработка формы во многом связана с технологией производства изделия и применяемым материалом. Художник-конструктор должен тонко чувствовать особенности материала и уметь правильно их использовать. Как средство композиции нюанс проявляется в пропорциях, ритме, цвете, пластике, декоре, фактуре поверхности и т. д. Построенные на нюансах формы спокойны, не сразу раскрываются в отличие от форм, построенных на контрастах. В работе над формой одного изделия может быть использован нюанс не только одного, а и многих свойств. Даже вся композиция изделия может быть построена на нюансах. Использование нюанса важно при проектировании мебели и разработке интерьеров. Смягчая контрасты, нюансы придают изделиям и среде необходимую теплоту, что для жилой среды особенно важно. Нюанс является самым тонким из всех средств композиции, использование его требует от художника-конструктора высокой квалификации.

 

 

Тема 69 Симметрия, диссиметрия, ассиметрия, контрсимметрия. Понятие симметрия отражает фундаментальное свойство материального мира и в настоящее время используется многими науками, изучающими законы построения и организации мертвой и живой природы. Симметрия характеризует постоянство определенных свойств объекта или явления относительно каких-либо изменений. Равновесные системы - равновесие между прав. и лев. сторонами. Симметрией наз. закономерное расположение равных частей объемно-пространственной формы относительно друг друга; при этом, под равными, подразумеваются как совместимо, так и зеркально равные части. Основными симметричными преобразованиями являются: отражение, поворот и параллельный перенос. Вспомогательные геометрические эл-ты (точки, линии и плоскости), с помощью которых осуществляются симметрические преобразования, называются элементами симметрии. В зеркальной симметрии отражающиеся фигуры разделены линией или плоскостью симметрии. Линия, при полном обороте вокруг которой форма несколько раз совмещается сама с собой, называется осью симметрии, а число таких совмещений – порядком оси симметрии. Ассиметрия - это полн. отсутствие симметрии, но есть точка равновесия. Асимметричные системы не имеют никаких эл-тов, кроме осей первого порядка. Эти системы не могут быть приведены в самосовмещение никакими другими симметрическими преобразованиями, кроме поворота на угол 360˚ вокруг любой прямой. Дисиметрия- это отклонение от симметрии, нюанс. Диссимметрия - это несимметрическое расположение основных частей целого, при которых, второстепенные элементы, расположены симметрично. Отсюда следует, что это динамическая структура со статическими элементами. Нельзя смешивать ее с уравновешенной симметрией, которая является статической структурой с динамическими элементами. Равновесия, которое мы ищем ("баланс" масс), можно достичь с помощью геометрической конфигурации, цвета, текстуры и относительной энергии элементов - отсюда возникает "напряжение". Диссиметрия, вносит во множественность, порядок и спокойствие. С эл-тами пространства происходит примерно то же самое, но при их изучении не следует забывать, что они рассматриваются "изнутри". Сущ. целое и его части, кот. без целого сущ. не могут - контрсиметрия -это симметрия которая повторяет по форме первую, но несёт отличие(цвет, фактура) знак инь янь(пример).

 

 

Тема 70 Масштаб и масштабность. Масштаб - это результат сравнения размеров и форм и как следствие этого, сравнение размеров материальной формы и модели, выражает относительную величину формы. В распространенном значении такая величина заключает отношение натурального размера к изображаемому размеру. В этом смысле о такой величине можно говорить как о размерном масштабе. Он может быть выражен как в числах (численный масштаб) — 1:2, 1:5, 1:10 и т. д., так и в линии. Л инейный масштаб. Его передает линия, которая разделяется на отрезки, уменьшенные или увеличенные в определенное число раз по сравнению с какой-то натуральной (исходной) величиной. Под масштабностью предметного мира понимается соразмерность или относительное соответствие формы размерам ч-ка, соответствие назначения предмета его действительной величине и окружающему пространству. М-б и м-сть соотносятся между собой как, например, пропорции и пропорциональность, ритм и ритмичность. М-б архитек. сооружения, так же как и любого др. техничес. объекта, не определяется его абсолютной величиной. Мал. здание может иметь круп. м-б и наоборот. Поэтому арх-р, проектируя здание, около его фасадов изображает фигуру ч-ка в м-бе чертежа. Тогда она выступает как арх. мера и заставляет соотносить с собой все эл-ты здания. М-б механизмов сам задается техничес. условиями, кинематикой, конструкцией и т. д. Натуральный масштаб -это полное соответствие между размерами модели и формой 1:1. Масштаб уменьшения – 1:2. Антропометрический масштаб – это масштаб, связанный с фигурой человека. Размер выражает абсолютную величину формы. Эта величина ни с чем не сравнивается. Она оценивается просто как большая или малая. Исходной для него является некая абстрактная единица, включаемая в ту или иную систему мер — метр, дюйм и т. д. Размерныймасштаб – это отношение натурального размера к изображаемому размеру. 1:50

Композиционный масштаб – это масштаб, представляющий собой соразмерность, выраженную не в числах или отрезках, а в зрительном соответствии формы чело­веку. В более широком понимании, композиционный масштаб представляет собой, определённую, зрительную соразмерность формы с фигурой человека. Основной его особенностью является членение формы, по отношению к человеку, на крупную форму и мелкую. Крупный композиционный масштаб характерен для монолитной слаборасчленённой формы. Он придаёт ей монументальный, статичный характер. Мелкий композиционный масштаб характерен для сильно расчленённой формы. Он может относиться и к большой форме, придавая ей лёгкий, динамичный характер.

Большую роль играет единство м-ба и общий уровень организации в условиях сложной, насыщенной предметной среды, где ч еловеческий фактор связан с обеспечением надежности всей системы, напр. в пилотской кабине соврем. самолета, - здесь разнобой в м-бе приборов и др. эл-тов совершенно недопустим. То же относится и к операторским пунктам, где единство м-ба – одно из необходимых условий, без кот. трудно достичь столь важной здесь целостности. Прежде всего - выбором такого размера, кот. соответствует нашим представлениям и не нарушающего соотношения предмета с ч-ком или с матер. окружением (предметами, архитектурой) и пространством. Бол. значение имеют так наз. мерители масштаба. Это детали, имеющие «жесткое» функц. назначение и известную для нас величину. В арх-ре это высота лестнич. перил, ступеней, сидений. В колесной машине — высота кабины, всегда рассчитанной на рост ч-ка. Обусловленные размером рук, органы управления машиной также могут подсказать размеры целого и создать ощущение действительного м-ба. Присутствие этих «указателей масштаба» очень важно, оно может дать «ключ» к представлению о величине предмета. Особенности масштабных построений в среде представляют многоуровневые пространства и различаются как:

1. Мезоуровень (помещение, дом, комплекс зданий)

2. Макроуровень (улицы, кварталы)

3. Гиперуровень (городской ландшафтный комплекс)

Масштабность среды (ин-р, экстерьер) решается в принципе так же, как и м-сть предмета, и основана на соответствии между реал. величиной пространства и его композиционным решением. К мас-сти, однако, не следует относиться как к догме. Преуменьшая или преувеличивая м-б, проектировщик изменяет худ. облик предмета или среды. Механическим аттракционам, например, присуща нарочитая укрупненность при внешнем уподоблении игрушек. К подобному сочетанию взаимоисключающих начал прибегают как к средству создания необычного, «нереального», м-ба, что и формирует худ. «сказочный» образ. При проект-и раб. среды пользуются уже др. масштабными соотношениями, не вызывающими ощущения миниатюрности или, наоборот, величия. Все как бы усредняется, реал. м-б ощущается через сопричастные ч-ку предметы — столы, сиденья, стеллажи. Таким образом, м-сть решается многими средствами и часто влияет на создание худ. образа. Особенностью дизайн - объектов является точность их масштабной проработки, обусловленную непосредственной связью объектов дизайна с человеком. Нарушение масштабности ведёт к необратимым процессам разрушения тектоники формы на всех этапах дизайн - проектирования

 

 

Тема 71 Материал, текстура, цвет, фактура. Любая форма, органического, неорганического и искусственного происхождения обладает общими характеристиками, по которым мы оцениваем качество поверхности. Это материал, текстура, цвет, фактура. Фактура, текстура и цвет, используются, прежде всего, для того, чтобы передать естественные качества материала, раскрыть его своеобразие.

Поверхность является границей между пространством и массой, она разделяет и соединяет их, воздействуя одновременно на то и другое. Поверхность несёт в себе информацию о третьем измерении формы, тактильную информацию. Она может быть гладкой и фактурной, мягкой и жёсткой, тёплой и холодной.

Оценка качественных характеристик поверхности напрямую зависит от особенностей освещения. При лобовом, ярком освещении, все рельефные и фактурные качества поверхности сглаживаются, они выглядят более плоско. При боковом освещении, напротив, проявляются максимально. В рассеянном свете наиболее ярко проявляются цветовые и текстурные качества поверхности. В сумеречном освещении дать объективную характеристику качества поверхности невозможно. Материал-это проявление формы, идущей от тактильных ощущений твёрдости, мягкости, пластичности, вязкости, теплоты. Внешняя оценка материала идёт по его текстуре, характерному рисунку, присущему этому материалу. По фактуре разделяются:

1. Выявляющие пластику формы (которые в силу естественных свойств передают изломы, повороты, изгибы.)

2. Твердые с гладкими поверхностями (металл, стекло)

3. Сглаживающие пластику формы, имеющие пористую структуру, матовую или шероховатую поверхность (камни типа известняка, ракушечника)

Текстура -наблюдаемые на поверхности внешние признаки структуры материала, из которого предмет изготовлен. Характеризуется свойствами, вытекающими из внутреннего строения формы. Отличается крайним разнообразием рисунка — от мелких вкраплений, до выразительных узоров, образованных внутренним «рисунком» формы. Наиболее ярко выявляется при гладкой поверхности. Наиболее часто текстурой (рисунком) харак-ся изделия из дерева и ткани. Различные текстуры исп-ются как декоративный эл-нт при проработке изделия. Фактура – св-во, характеризующее зарубежное строение поверхности формы (шероховатая, гладкая, лащеная, рифленая, матовая и др.). Фактурность мат-ла зависит от плотности и величины микро-искажений поверхности, занимает промежуточное местомежду такими состояниями плоскостной формы, как гладкая поверхность и рельеф. В зависимости от количества и величины соста­вляющих ее пластических элементов (выступов), фактурная поверхность приближается либо к первому, либо ко второму виду. Первый из видов представляет собой гладкие поверхности, у которых элементы фактуры столь малы, что они зрительно не различаются. Второй же вид пред-ет собой эл-ты фактуры, которые по своим габаритам воспринимаются как самостоятельные эл-ты формы и их кол-во достаточно мало, так что они ясно различимы. В этом случае элементы фактуры поверхности становятся уже элементами членения (рельефа) поверхности. Характер фактуры выявляется тем сильнее, чем она сильнее «высту­пает» и ближе к зрителю. С дальних точек фактура может выглядеть просто гладкой поверхностью. При разнодалеких точках зрения целесообразно применение в плоскостных формах как мелкой, так и крупной фактуры, близкой к рельефу. Цвет – частный случай выражения текстуры материала, связанный с особенностями восприятия человеческим глазом отраженных от материала лучей света. Цвет обладает такими основными характеристиками, как цветовой тон (различные оттенки цвета), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность цветовой поверхности). Исходные цвета: желтый, красный, синий. Их смешения попарно дают спектральные цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Рельеф - характеризуется еще более крупным, чем фактура, пластическим строением формы. Различие видов рельефов, так же как и фактур, выражается в крупности — количестве и величине элементов, образующих рельефную поверхность. Главный признак рельефности формы ее открытость и положение в пространстве. Вообще рельеф предмета и его трехмерная форма воспринимаются, прежде целого, благодаря градациям и переходам от более освещенных участков к меньше освещенным.

 

 

Тема 72 Ассоциативные образы. Восприятие человеком окружающего мира зависят от психофизического устройства организма человека, от устройства органов восприятия, высшей нервной деятельности, мозга. Проводником, посредством которого осуществляется связь человека с миром, являются эмоции. Чувства, эмоции, ощущения не обладают зримыми формами. Поэтому их нельзя изобразить, но можно обозначить через предметы или геометрические формы. Следовательно, всякое изображение является визуальным знаком (кодом) эмоциональных отношений.

Образ -это выражение сути внутреннего состояния предмета или действия. Образ предстает как некая целостность формы и содержания, как единство внутренней и внешней формы. Образ представляет собой совокупность двух явлений, восприятия и переживания.

Образность – основанная на ассоциативности способность возбуждать в сознании художественные образы. Например, объект, не виденный ранее, способствует возникновению какого-либо близкого, давно знакомого образа. Ассоциативность и образность зависят от развития человека: они тем богаче, чем выше его интеллект. Образы могут быть связаны между собой, могут, наоборот, быть совершенно независимыми друг от друга. В случае наличия связи не всегда можно найти ей четкое рациональное и логическое объяснение. В этом случае говорят, что элементы связаны между собой ассоциативно. В каждом виде искусства эти образы имеют свою особую структуру, обусловленные особенностями передачи духовного содержания и характером материала, в котором это содержание воплощается (архитектурные статичны, танцевальные динамичны, цветовые живописны). Ассоциативый образ -субъективное состояние, основан. на нашем, психическом состоянии и ощущениях. Ассоциативный образ - это образ, возникающий в результате неожиданного сочетания далеких понятий, обладающий повышен. метафоричностью и субъективностью. Ассоц. образ построен на интенсивном выявл-и дополнительных, как бы необязательных, непреднамеренных связей, это намек (аллюзия), требующая иногда напряженного восприятия. Мыслить образами (асоциатив. образ)– это значит конкретно воспроизводить содержание предметов, понятий, мыслей с живостью и яркостью, свойственным представлению, возникшему в результате ассоциаций, в кот. используется жизнен. опыт, накоплен. графический опыт и творч. дар худ-ка. Интегративный образ -это образ, кот. состоит из слагаемых образов в совокупности, дающих ощущение цел. образа. Художественный образ – это выражение авторского ощущения, личностного видения предмета, явления, окружающего мира. Это форма отражения объектив. реальности с позиций определен. эстетического идеала в ис-ве и кул-ре. Худ. образ предст. собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационал. и эмоционал., абстрактного и конкретного, общего и индив., необходимого и случайного, части и целого, сущности и явления, содержания и формы. С худ. образом связана способность ис-ва доставлять ч-ку глубокое эстетичес. наслаждение.

 

 

Тема 73 Рельеф. - вид изобраз. ис-ва, один из основных видов ск-ры, в кот. всё изображаемое создаётся с пом. объёмов, выступающих над плоскостью фона. БАРЕЛЬЕФ [фр. низкая выпуклость] - распространенный вид ск-ры, низ. рельеф, в кот. выпуклое изображение не более чем на половину своего объема выступает над плоскостью фона. Барельеф - выпуклое изображение отдел. челов. фигур, целых групп или каких-либо предметов. Они делаются из раз. мат-лов: вылепливаются из глины, высекаются из мрамора или из какого-либо др. камня, вырезываются из дерева или отливаются из алебастра и из бронзы. Употребление барельефов мы видим в глубокой древности и почти повсюду на древнем Востоке: в Индии, Ассирии и Персии, где они достигают иногда колоссальных размеров, в Египте, в древней Америке, в Греции и Риме, в средневековом и в новом европейском ис-ве. Собственно барельефом, т. е. низ. рельефом, наз. изображение слабой выпуклости; изображение же бол. выпуклости наз. горельефом, или выс. рельефом. Горелье́ф (фр. высокий рельеф) - вид ск-ры, в кот. выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема. Наиболее известный пример горельефа- Пергамский алтарь. Горельефы часто испол. для украшения архит. сооружений и декорат. изделий. Они позволяют отобразить многофигурные сцены, пейзажи. Контррельеф (от лат. contra - против и «рельеф») - вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Вид худ. резьбы со снятием фона рельефа в основе технического исполнения в данном варианте с более усложн. техникой, усиливается внеш. худ. эффект, прибавляется разнообразие возможного исполнения за счет вырезания объемн. рельефа. Прорезной рельеф нередко украшает худ. предмет без добавления фона. Это-частн. случай рельефа, когда пластина прорезыв. насквозь и рельеф превращ. в контражурно простр-во. Накладной, или отрывной рельеф накладывается на пластину или полностью отрывается от неё.

По своим пластическим характеристикам рельефные формы делятся на открытые, закрытые и смешанные.

Открытые рельефные формы - формы из листовых материалов, наложенные на плоскость или врезанные в неё, использующие особенности тонких пластинчатых поверхностей и линейных форм.

Закрытая форма рельефа - это монолитная форма, выступающая или заглублённая в фон. Она характеризуется общей плотной рельефной массой.

Смешанные формы рельефа встречаются крайне редко, так как совмещение объёмных и плоскостных форм ведёт к структурному нарушению целостности формы.

Основные типы рельефных форм: выгнутая; изогнутая; прорезная с отгибами; гранёная; волнистая; ребристая; профильная; рустованная; капелированная; жалюзная; силуэтно-врезная; контурно-выступающая, профильно-выступающая;плоскостно-выступающая;объёмно-выступающая

 

 

Тема 74 Объем - количественная харак-ка пространства, занимаемого телом или веществом. Объём тела или вместимость сосуда определяется его формой и линейными размерами. Объём - это аддитивная функция от множества (мера), характеризующая вместимость области пространства, которую оно занимает. Изначально возникло и применялось без строгого определения в отношении тел трёхмерного евклидова пространства. Трактовка объема и освещенности объектов зависит от светотеневых эффектов, образующих всевозможные контрасты тени, полутени и рефлексы, наделенные своими цветовыми качествами и свойствами. Всякий предмет имеет, как известно, три измерения, и соотношение этих трех измерений мы всегда ощущаем. Поэтому объемная характеристика предмета зависит от его основных измерений. Если ширина и высота несравненно больше глубины, то такое строение называется фронтальным. Предмет, обладающий подобным строением, как бы вытянут по фронту. Если же его глубина того же порядка, то такое строение мы называем пространственным, а фигуру с таким строением будем называть пространственной. В этом случае между передней плоскостью и удаленной частью тела есть ощутимое пространство. Характерным признаком фронтальной композиции является распределение в одной плоскости элементов формы в двух направлениях по отношению к зрителю: вертикальном и горизонтальном, например, фасады зданий, стенды наглядной агитации, ткани, ковры и т. д. Объемная композиция представляет собой форму, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Выразительность и ясность восприятия объемных композиций зависят от взаимосвязи и расположения их элементов, вида образующей форму поверхности, от точки наблюдения. Выразительность объемной формы зависит также от высоты горизонта. В процессе восприятия объемной формы при низком горизонте возникает впечатление ее монументальности. С приближением зрителя к предмету увеличивается перспективное сокращение его граней. Примером могут служить станки, машины, бытовые приборы и т. п. Объемная композиция всегда взаимодействует с окружающей средой. Среда может увеличивать или уменьшать выразительность одной и той же композиции.

Объем отличается от плоскостной формы относительно равным развитием в трех координатных напра­влениях: по горизонтали, вертикали и в глубину. При этом объемная форма как бы замыкается вокруг своего компози­ционного центра (или оси). Важный композиционный признак объемной формы — ее геометрический вид. По этому признаку можно определить основ­ные виды объемных форм.

Любой объем можно трактовать как тело, состоящее из:

1. точек, или вершин, где сходятся несколько плоскостей

2. линий, или ребер, где сходятся плоскости

3. плоскостей, или поверхностей, которые очерчивают границы иди пределы объема

Как трехмерный элементобъем может быть двух типов: либо сплошным массивом, т. е. дополненным изнутри веществом, либо полым, т. е. состоящим из пространств, ограниченных плоскостями. Сохраняя один геометрический вид, объемная форма может менять свой пластический характер в зависимости от степени открытости. Эта степень зависит от заполнения объемной формы пространством. В зависимости от нее объем разделяется на три основных вида: закрытый, полуоткрытый и открытый.

Закрытый объем характеризуется отсутствием в нем пространства, замыканием формообразующих плоскостей и предельной плотностью массы.

Полуоткрытый объем - характеризуется частичным ограничением формы и разным, в том числе и профильным, расположением в ней плоскостей относительно друг друга.

Открытый объем -характеризуетсяформообразованием за счет использования исключительно линейно-пластических элементов.

Каждый вид выделяется специфическим композиционно-пластическим характером. Закрытая форма монументальна, полуоткрытая — легкая, открытая — совсем воздушная, пронизанная пространством.

По характеру образующей поверхности объемы делятся на положительные (шар), отрицательные (пирамида) и нейтральные (куб). По характеру движения они могут двигаться вовнутрь, наружу, замедленно или ускоренно, жестко или мягко.

Первичное свойство объема - форма. Ее задают очертания и взаимное расположение плоскостей, ограничивающих объем.

Форма - понятие многозначное. Оно обозначает узнаваемый внешний вид и определенное состояние, в котором то или иное вещество себя проявляет. Чем проще и правильней форма, тем легче она воспринимается и понимается. Самые важные из них первичные формы: круг, треугольник, квадрат.

Круг -плоская криволинейная фигура, каждая точка которой располагается на одинаковом расстоянии от фиксированной точки внутри кривой.

Треугольник - плоская фигура, ограниченная тремя сторонами и имеющая три угла.

Квадрат - плоская фигура, имеющая четыре равных стороны и четыре прямых угла.

При вращении или продолжении в пространстве первичных геометрических фигур образуются объемные фигуры. Из кругов получаются сферы и цилиндры, из треугольников - конусы и пирамиды, из квадратов - кубы. Все прочие формы могут рассматриваться как трансформация основных объемных фигур, вариантами, полученными при манипуляциях с одним или несколькими измерениями или путем добавления или изъятия, тех иди иных элементов.

Виды трансформации объема: Изъятие, присоединение, смещение, удлинение, укорачивание.

Принцип объединения объемных форм дает начало новым конструктивным образам. Объемные формы простой конфигурации становятся элементами конструкции в процессе сборки формы. Правильные объемы с изъятыми из них фрагментами называются дефрагментированными. В процессе такой трансформации формы приобретают свою уникальность и неповторимость.На основе сопоставления в пространстве таких форм строится пространственная композиция.

Структура - внутреннее строение объемной формы. Выражается эта структура в количестве и относительном расположении основных ее элементов. Ее крайние состояния — моноструктура и поли­структура или форма, собранная из нескольких разнохарак­терных по пластике элементов. Основные принципы такого объединения: внедрение, зажим, сцепление, изгиб, кручение, связка, спайка, охват, переплетение. Формирование узла -ключевой момент развития структуры объемной формы.

 

 

Тема 75 Пространство. Пространство - это соотношение между расположением тел. Так, по Энгельсу, находиться в пространстве – значит быть в форме расположения одного возле другого, существовать во времени - значит быть в форме последовательности одного после другого. Реальное пространство – базис бытия арх-ры. Реальное пространство ощущаемо только тогда, когда начинаем в нём двигаться во времени. Пространство, как и пространственную композицию, отличает преимуще­ственное движение в глубину при наличии прочих координат­ных направлений развития. Оно может быть хаотичным и системным, в зависимости от степени организации взаимодействия пустот и объемов. Простейшей формой организации пространства является хаос, полное отсутствие системы.

Реальное пространство может рассматриваться со всех точек зрения. Его восприятие связано с характером движения.

Характер взаимосвязи между объемом и пространством зависит от степени их взаимодействия. Когда объем вторгается в пространство, оно изменяется подобно пластической массе, вытесняется объемом, проникает в него. При положительной форме объема,напр. Шар, пространство выступает как отрицательная форма. При отрицательной форме объема, напр. Вогнутая полусфера, пространство наступает на форму объема и приобретает положительные свойства.

Качество заполнения пространства определяется плотностью его заполнения объемами и варьирует от сверхразряженного до сверхплотного.

Объемно-пространственная композиция строится исходя из особенностей зрительного восприятия. Строится такая композиция на основе сопоставления в пространстве разных пластических (линейных, плоскостных или объемных) форм. Эти формы могут по-разному восприниматься зрителем. Восприятие может быть:

Фронтальное - с одного главного направления, при относительно статичном положении зрителя в пространстве.

Объемное - с разных точек при движении зрителя вокруг композиционно-пространственного центра или внутри него,

Глубинное - при движении зрителя в глубь пространства.

Фронтально-пространственная композиция отличается небольшой глубиной и преимущественным фронтальным расположением элементов. Развивается преимущественно по 2 координатам (вертикаль и горизонталь). Воспринимается спереди. Таким образом, она приближается к плоскостной композиции. Но в отличие от нее составляется не просто из фактурных или рельефных плоскостей, а из глубинных или разделенных в плане элементов. Эти элементы отделяются от задней фронтальной плоскости, выдвигаются вперед, располагаясь на расстоянии друг от друга. Они рассматриваются уже не как рельефные, а как пространственные формы. В архитектурной композиции этим формам придается значение объемов, обращенных своей главной фронтальной плоскостью к зри­телю. В дизайнерских разработках они становятся про­странственно-плоскостными формами.

Виды фронтальной пространственной композиции по отношению к его глубинной координате: Плоское, плоское с интервалом, рельефное, кулисное, кулисное рельефное, текучее, ломаное, глубинное, тупиковое, угловое, сквозное, низкое интерьерное, среднее интерьерное и высокое интерьерное.

Важные условия построения пространственной композиции:

1. Конфигурация форм. Она выражается в сопоставлении разных по геометрическому виду и расположению элементов. Чем четче это сопоставление, тем характер пространственной композиции выразительнее.

2. Ритмическое построение. Специфичным здесь является использование в качестве композиционного средства порядка смещения пространственно-плоскостных элементов относительно друг друга и образование нескольких ритмических групп. Из них и складывается простая или сложная фронтально-пространственная композиция.

3. Графическо-пластическая моделировка элементов. Основывается это условие на выразительной игре силуэтов, фактур, рельефов, цветных плоскостей и пр. Близкое расположение элементов друг к другу предопределяет целостность фронтально-пространственной композиции. Главной задачей в ее построении становится установление различия между элементами при достижении их единства.

Объемно-пространственная композиция х арактеризуется развитием пространственных элементов в трех координатных направлениях при соблюдении их компактности. В архитектурных композициях развитие в глубину часто превалирует. В дизайнерских разработках — сопоставимо с развитием в ширину и высоту. Объемно-пространственная композиция воспринимается, как правило, с разных сторон. Зритель находится, как правило, снаружи объемно-пространственной формы.

В объемно-пространственной композиции имеет место более сложное, чем в объемной композиции, планировочное решение. Оно основывается на разном пространственном расположении элементов. раскрываются доминирующие свойства разных пространственных элементов — их конфигурация, расположение, силуэт и членение.

Композиционные задачи объемно-пространственной композиции:

1. Выявить общий вид геометрических пространственных форм.

2. Подчеркнуть статичный или динамичный характер композиции.

3. Подчеркнуть сочетание в пространстве разных пластических форм (объемных, плоскостных и линейных).

Большое значение в этом построении имеет широкое использование разных пластических средств, в частности цвета, фактуры и рельефа.

Глубинно-пространственная композиция

Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство.

Его протяженность определя­ется отношением глубины пространства к ширине. При отно­шении менее чем 1:1 пространство характеризуется как отно­сительно неглубокое (поперечное), при отношении более чем 1:1— как глубокое (продольное). При отношении, равном 1:1,— средней глубины.

Основные характеристики:

1. Степень открытости выражается отношением глубины пространства к высоте ограничивающих его плоскостей. Если отношение больше, чем 2:1, то пространство считается открытым, если меньше — замкнутым.

Протяженность. Большая протяженность и полная открытость присуща внешнему пространству. Ограниченное по протяженности иоткрытости, в том числе и по вертикали, пространство выступает как внутреннее.

При доминировании высоты надшириной и глубиной пространственная композиция носит вертикальный характер. При относительно небольшойвысоте она приобретает черты горизонтального пространства. При равных значениях основных координатных метров ограничивающих плоскостей — кубического.




Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 118 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ПОШАГОВАЯ СИСТЕМА ПОСТРОЕНИЯ БИЗНЕСА| Поняття та особливості валютних правовідносин

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.028 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав