Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Виды композиции

Читайте также:
  1. I. О понятии композиции
  2. IV. Время как фактор и задача композиции. Изображение движения и время
  3. Базовые принципы композиции
  4. Виды композиции
  5. ВОДНЫЕ КОМПОЗИЦИИ В ПАРКОСТРОЕНИИ
  6. Динамичные раппортные композиции
  7. Задания к теме 4. Теория композиции.
  8. Закон подчиненности всех элементов и средств композиции единому замыслу
  9. Закономерности композиции

В зависимости от исходных условий восприятия различают три вида композиции:

- фронтальная композиция, моделирующая восприятие формы зрителем из стационарного положения в пространстве, прилегающем к форме с одной стороны;

- объемная композиция, моделирующая последовательное восприятие зрителем формы в процессе движения вдоль всех ее сторон;

- пространственная композиция, моделирующая изменение восприятия в процессе движения зрителя в пространстве, организованного формами.

Те же три вида композиции имеют отличия по характеру организации:

- Пространственная композиция отличается преобладанием пространства над элементами, формирующими его. Зритель при восприятии оценивает именно особенности пространства, а не сами элементы, организующие его. Пространственная композиция может иметь развитие вдоль фронта поверхности, вверх и глубину. Глубинно-пространственная композиция - это композиция с преобладанием глубинной координаты и воспринимается при движении зрителя в главном направлении развития пространства;

- Объемная композиция имеет относительно равномерное развитие по трем координатам, и характеризуется монолитностью, связностью элементов ее образующих - замкнутостью их поверхностей;

- Фронтальная композиция характеризуется развитием по двум фронтальным координатам (горизонтальной и вертикальной), с подчиненной глубинной координатой.

Композиция состоит из элементов (линия, плоскость, объём, пространство) и связей (средства гармонизации), которые объединяют эти элементы.

Под элементами композиции понимается ее составная часть, ограниченная одним или несколькими замкнутыми контурами. Признаки элементов композиции - это характеристики, которые могут быть выделены воспринимающими системами человека (пространственное положение, цвет, форма).

Категории элементов композиции:

Категория “одинаковое - разное”. Признаки определения одинаковых и разных элементов:

- цвет,

- фактура,

- конфигурация (форма),

- размер,

- расположение (ориентация) на листе.

Категории “главное - второстепенное” позволяют зафиксировать прием контраста как средство выделения композиционного центра (композиционной доминанты). Контрасты по:

- форме,

- цвету,

- фактуре,

- величине (площади),

- конфигурации,

- расположению на листе,

- обособленности на листе,

- к непосредственному окружению,

- “пустота” как центр композиции,

- взаимосвязи фигур и композиционной плоскости.

Закономерности объединения элементов:

- симметрия - асимметрия,

- динамика- статика,

- организующая, направляющая линия движения

- ритм - метр,

- сгущение - разряжение,

- сюжет композиции (появление качества изобразительности).

Варианты создания доминанты в исходной композиционной системе. Приемы создания исключения из композиционного порядка.

- цвету,

- фактуре,

- величине (площади),

- конфигурации,

- ориентации на листе.

Кроме того, предложены варианты создания доминанты за счет:

- создания условий обособленности в системе,

- отсутствие одного из элементов, “пустота” как центр композиции,

- введение контурного элемента,

- использование приема “сгущение-разряжение”, для поляризации системы элементов (случай трансформации самой системы),

- введение объемного элемента (выход за рамки плоскостной фронтальной композиции как вида композиции).

 

Композиции могут быть как элементарными, простейшими по своей организации, так и сложными (предмет, комната, здание, ансамбль, город). В этой связи возможна классификация композиций по сложности в диапазоне: моноцентрическая композиция - полицентрическая композиция. В моноцентрической композиции только одна доминанта - формируемая элементом или его отсутствием, движением. Все остальные элементы создают фон для этой доминанты. Полицентрическая композиция представлена главным композиционным центром (доминантой), системой подчиненных ему композиционных акцентов и фоновых элементов. Простейшая моноцентрическая композиция может входить, как элемент-модуль, в более сложные и масштабные композиционные системы. Простейшим приемом организации взаимодействия элементарных композиционных модулей является их “трансляция ”:

- на основе прямого повтора (без контакта),

- повтора модулей с их сочленением посредством отдельных элементов,

- зеркальной симметрии,

- симметрии поворота.

 

3.1. Признаки - свойства – характеристики элементов композиции

Основу любой композиции определяют ее элементы и связи между этими элементами. Особенности, выразительность, своеобразие композиции как раз и определяются, признаками ее элементов и характером их связей.




Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 105469 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Назовите о э к о:-Буквы и э т| Средства гармонизации композиции

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав