Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ВОДНЫЕ КОМПОЗИЦИИ В ПАРКОСТРОЕНИИ

Читайте также:
  1. I. О понятии композиции
  2. IV. Время как фактор и задача композиции. Изображение движения и время
  3. Б. Азотсодержащие соединения - производные гистидина
  4. Базовые принципы композиции
  5. Беспроводные интерфейсы подключения
  6. Вводные све­де­ния
  7. Вводные све­де­ния
  8. Вводные све­де­ния
  9. Вводные све­де­ния
  10. Вводные све­де­ния

Особенно большое значение имеет вода и водные устройства в паркостроении. Вода не только улучшает микрокли­мат парка, она служит и для организации различных форм отдыха. А. Т. Болотов называл воду «душой парка» и «оком земли». В зависимости от использования водоема возникают специальные требо­вания к его размерам, форме, глубине, устройству берегов и дна, а также к качеству воды и сооружений на ней. Любой водоем может служить неиссяка­емой «художественной палитрой». Уме­лое использование ее в композиции парка придает его ландшафту большую выразительность. Сверкающая спокой­ная гладь озера или канала, извивающая­ся подвижная лента ручья, переливаю­щиеся, играющие под солнцем струи фонтанов, участки с водными растения­ми вносят в ландшафт парка элемент динамики, оживляющей пейзаж. Отсут­ствие водоема не только лишает посетителей парка многих видов развле­чений и занятий спортом, но и обедняет его ландшафт.

Таким образом, обводнение парковой территории является одной из актуаль­ных задач создания парка. Для этого необходимо тщательное изучение рель­ефа парка и других его природных данных, что позволяет определить размеры и характер возможных водо­емов с минимальными затратами. При устройстве парковых водоемов широко применяется различная землеройная техника (земснаряды, скреперы, транс­портеры и т. п.). Применение такой техники позволяет создавать водоемы в короткие сроки, с разнообразной конфигурацией берегов, отсыпкой остро­вов и земляных плотин.

В условиях высоких грунтовых вод (в поймах рек, на заболоченных территориях) целесообразно создавать парки с формами отдыха преимуще­ственно на воде — гидропарки. В таких парках площадь водоемов занимает 45 % и более от всей территории парка. У нас в стране широко известны такие парки в Киеве, Минске, Омске, Кишиневе, Днепропетровске.

В последнее время стали создаваться так называемые аквапарки, т. е. парки с формами отдыха исключительно на воде. В них проводятся соревнования по парусному спорту, гонки на катерах и лодках, катание на водных лыжах и т. д.

ВОДНЫЕ УСТРОЙСТВА В ГОРОДСКИХ АРХИТЕКТУРНЫХ АНСАМБЛЯХ

В настоящее время не меньшее эстетическое значение имеет применение водных устройств и в общегородских ансамблях (рис.11), особенно в го­родских центрах, в комплексе с обще­ственными сооружениями. Так, компози­ция главной площади Ашхабада построе­на на органичной взаимосвязи архитек­туры сооружений с водой. В центральном пространстве площади расположен бас­сейн сложной живописной формы с выразительными фонтанами. Эффект живописности пространства создается игрой водяных струй, отражениями в зеркале бассейнов, фрагментами высокой растительности и островками газонов.

Впечатляющий водный ансамбль со­здан в ознаменование 2750-летия ос­нования Еревана (рис.12). Он пред­ставляет собой своеобразный партер из 2750 фонтанирующих струй с за­вершающим его памятником Шаумяну, у которого также устроен бассейн с двумя высокими многоструйными фон­танами.

Партерный фонтан состоит из пяти пар бассейнов (25 м длиной и 8 м шири­ной каждый), в которых фонтанируют по 550 струй. В средней части партера на гранитной площадке горит вечный огонь. Вид на фонтаны партера в обрат­ном направлении открывается из-за колоннады памятника. Пространствен­ная композиция водных устройств на бульваре Шаумяна завершается боль­шим бассейном с могучими фонтанами на площади В. И. Ленина. Это «поющие фонтаны». Они создают яркий цвето - светомузыкальный ансамбль — один из лучших подобных ансамблей в мировой практике.

Создание декоративных водных устройств на различных городских территориях начинает приобретать в на­ше время повсеместное распростра­нение.

Все вышесказанное о воде и водоемах позволяет разделить их на две большие группы:

· естественные водоемы: озера, ручьи, водопады, родники, гейзеры, реки и т..п.

· искусственные водоемы: фонтаны, пруды, каналы, колодцы, каскады и т. п.

 

 

Рис.11. Величина фонтанной чаши. Основное правило для установления величины фонтанной чаши: расстояние от края чаши до наивысшей водяной струи должно равняться полуторной высоте струи

 

 

Рис.12 Схема плана фонтанного партера из 2750 струй, олицетворяющего годовщину города (Ереван):

1- вход на пл. Ленина, 2- фонтаны; 3- вечный огонь, 4- памятнику Шаумяну и декоративный бассейн

 

Растительность. Растительность является одним из главных компонентов многофункционального парка. Насаждения в виде массивов, рощ, куртин, групп, солитеров, пространств полян и лужаек с травянистым покровом являются основой устойчивости создаваемого культурного садовопаркового ландшафта в условиях городской среды. Для паркового строительства в России широко применяются свыше 180 видов деревьев и кустарников и около 200 видов травянистых растений. При подборе растения разделяют на основной местные растения или находящиеся в длительной культуре и дополнительный ассортимент.
Основу насаждений, проектируемых на больших площадях многофункциональных парков в средней полосе России, должны составлять главные лесообразующие породы ель, сосна, дуб, липа, береза.
Применение дополнительного ассортимента растений зависит от величины, функции объекта и преимущественно используется для создания акцентов по форме, цвету, фактуре. Насаждения должны быть биологически устойчивыми; по сочетанию растений близкими к природным. Определение основных паркообразующих видов древесных растений, соответствующих лесорастительным условиям климату, рельефу и почвам, осваиваемой территории, проводится по двум методам оценки лесорасти тельных условий:
1) доминант растительного покрова;
2) фитоиндикация климата и почв.
Для метода фитоиндикации приняты следующие классификационные единицы: тип участка, тип леса, тип древостоя.
Пользуясь таксационным, геоботаническим или почвенным описанием территории, отведенной для организации парка, определяют возможный состав главных паркообразующих пород.
При создании парков на безлесных территориях учитываются природные условия рельеф, глубина залегания грунтовых вод, а также особенности тяжелых почвенноклиматических условий Поволжье, районы Предкавказья и черноморского побережья Кавказа, условия северных городов.
Вдоль границ новых парков проектируют защитные полосы из деревьев и кустарников в виде рядов или свободного размещения. Насаждения закладываются с расчетом на сокращенные сроки формирования насаждений и использование механизации. При этом необходимо учитывать следующее:

создание парковых насаждений по типу лесных культур с последующим прореживанием загущенные посадки;
создание временных насаждений из быстрорастущих пород;
выделение в проекте парка специальных ответственных мест (участков) для посадки взрослых деревьев до 10 %;
четкую объемно-пространственную организацию парковой территории с газонами, цветниками, группами, куртинами, массивами деревьев и кустарников.
Примерами строительства парков на безлесных территориях являются исторические парки: Версальский парк (Франция), Стрельна (Россия), Тростянец (Украина). Из современных парков следует назвать парк «Амстердамский лес» в Голландии; парки СанктПтербурга Приморский (большая часть) и Москвы парк Победы; ЮжноПриморский парк, парк Авиаторов.
Создание многофункциональных парков может проводиться на лесо покрытых территориях, территориях бывших парков, а также территориях, лишенных древесных растений, или имеющих их в незначительном количестве. На лесопокрытой территории составляются схема имеющихся в натуре открытых и закрытых ландшафтов; схема размещения насаждений; характеристика их по видовому составу, классу возраста, полноте, категории санитарного и эстетического состояния; отмечаются участки, подвергающиеся дегрессии; дается эстетическая оценка территории по участкам. В условиях лесопокрытой территории с богатым композиционным потенциалом предусматриваются мероприятия по выявлению данных территории, возможности создания дополнительной системы полян; мероприятия по прореживанию и расчистке существующих насаждений с целью улучшения обзора, формирования опушек, создания объемов групп из деревьев, кустарников, выразительных по силуэту, цветовой гамме и исключающих жесткость контуров.
Примерами создания парков на лесопокрытой территории являются Измайловский ПКиО в Москве (авторы М.П. Коржев, М.И. Прохорова), ПКиО «Сокольники» в Москве (рис. 47), ПКиО у озера Киш в Риге (Латвия, автор проекта Э. Фогелис). ПКиО в Риге (Латвия) расположен на холмистодюнном рельефе, который сочетается с равнинными участками. Насаждения парка представлены сосновым лесом, дополненным посадками дуба черешчатого и красного, клена остролистного, липы мелколистного, березы повислой. Лесные, луговые участки и обширное водное пространство озера Киш создают выразительный ландшафт и способствуют организации различных видов отдыха. В парке размещены: выставка, большая эстрада 30 тысяч зрителей; зоосад, трасса для мотогонок, лодочная станция, зеленый театр, кинотеатр, кукольный театр, лекторий. Зона массового отдыха составляет 251,2 га; культурномассовая зона 20,2 га; спортивная зона 74,0 га; детская зона 30,0 га; зона обслуживания хозяйственный сектор, автостоянки 10,8 га. Всего 387,0 га.
При проектировании многофункционального парка культуры и отдыха на территорий бывшего парка, предназначенного проектом реконструкции для нового функционального использования, детально изучаются территория, возможность дальнейшей эксплуатации имеющихся дорог, площадок, сооружений. Составляют схемы открытых и закрытых ландшафтов, водной системы, посещаемости. Отмечается дегрессия отдельных участков, дается эстетическая оценка насаждений и всей территории по участкам. Ценные в историко-художественном отношении части парка выделяются в заповедные или просто сохраняются, а при необходимости реставрируются.
Территории, предназначенные для создания многофункциональных парков, имеют следующие варианты использования:

Вокруг восстанавливаемых парковых объектов выделяют локальные зоны планировки, в которых озеленение и благоустройство отдельных участков решаются в соответствии с архитектурой сооружений. Границы таких зон определяются с учетом величины сооружения и условий его зрительного восприятия.
Состояние растений в насаждениях парков, включающих различные растительные группировки массивы, куртины, группы и др., во многом определяется их местоположением на территории объекта, близостью к магистралям, влиянием на них антропогенных факторов среды.

На состояние насаждений в бывших парках, образующих неустойчивые фитоценозы, существенное влияние оказывают рекреационные нагрузки изза стихийно проложенных посетителями пешеходных и лыжных трасс, а также в результате накопления мусора и уплотнения почвы, стихийного строительства торговых павильонов, точек питания и т. п.
Структура насаждений в парковых массивах и куртинах может претерпевать значительные изменения в сторону постепенной деградации. Это происходит в результате переуплотнённого размещения древесных растений, происходящей у них деформации крон, вытягивания стволов, отмирания ветвей, появления сухих сучьев.
При разработке проектов реконструкции насаждений парков необходимо провести функциональное экологическое зонирование территории, выявить «зоны риска» и условия для произрастания жизнеспособных растений, определить комплекс мероприятий по уходу за деревьями, кустарниками, газонами.
При восстановлении части парка в его насаждениях выявляют сохранившиеся ценные композиции, намечают обзорные маршруты и направления визуальных осей, определяют места рубок и посадок. При этом, кроме рационального сохранения исторических парков в пределах парковых комплексов, необходимо установить архитектурно-художественную взаимосвязь их с новым окружением: изоляцию памятника или органичное включение его в среду путем контраста старого и нового, архитектурных объектов и сооружений парка.
Довольно яркими примерами таких парков являются старый Останкинский парк в комплексе ПКиО, а также архитектура старого Останкинского дворца и близость Московского телецентра «Останкино». Реконструированный водоем Останкинский пруд стал своеобразным фокусом архитектурно-ландшафтного комплекса: в его поверхности отражаются портик старого дворца, дубрава, мощные опоры гигантской башни. Особое значение для парка приобретают выделение заповедной зоны и соприкосновение с ней функциональных зон парка (см. рис. 41).
В городе Набережные Челны в городском парке площадью 270 га в центре парка выделена заповедная зона соснового бора, 70 га, как зона строгого режима. Размещение зон активного отдыха со стороны жилой застройки освобождает от перегрузки посетителями заповедную часть. Чистые сосновые насаждения за пределами заповедного бора преобразованы в более устойчивые хвойно-лиственные насаждения.
В подобных парках культурно-познавательная функция рассматривается как ведущая, что находит отражение в композиции.
Важную роль играет плотность парковых насаждений густота посадок на единицу территории. Норма размещения деревьев и кустарников определяется в зависимости от композиционных особенностей тех или иных участков. В центральных частях парков, в зонах массовых посещений норма размещения деревьев составляет в среднем 90... 100 шт., а кустарников 1 000... 1 500 шт. на 1 га. Здесь преобладают линейные посадки деревьев в виде аллей, бордюров, живых изгородей.
В прогулочных частях парков характерно преобладание плотных групп, куртин, массивов. Плотность размещения растений в среднем составляет на 1 га: деревьев 170...200 шт., кустарников 800... 1 200 шт. В массивах предусматривается посадка саженцев 2й группы, 8... 11 лет, с размещением их на расстоянии 5><5 м или 400 шт. на 1 га. Изреженные рыхлые посадки выполняются саженцами 3й группы, 12... 16 лет, с увеличением расстояния до 6...8 м или 230 шт. на 1 га.
Открытые ландшафты формируются одиночными экземплярами деревьев из расчёта 50 шт. на 1 га, причём растениями 3й группы крупномерными саженцами. Соотношение деревьев и кустарников принято в пределах 1:4... 1:10.
Средняя норма плотности размещения растений на территории защитных зон должна составлять до 400 шт. деревьев и 1 200 шт. кустарников. В массивах может быть предусмотрена плотность посадок до 500 шт. деревьев, саженцы 1й группы, и до 1 200 шт. кустарников. Создание парков на нарушенных территориях. Восстановление рельефа нарушенных территорий сложная технически и биологически ландшафтноархитектурная проблема. Отечественный и зарубежный опыт освоения неудобных земель, моделирования рельефа при использовании современной техники землеройные, транспортирующие механизмы показывает неограниченные возможности ландшафтной архитектуры. Моделирование рельефа преследует утилитарные шумо и пылезащита, защита от наводнений, устройство гор для зимнего спорта, создание гребного канала и др. и чисто художественные цели: создание видовых террас, декоративных бассейнов и пр. Но в каждом случае преобразованный рельеф служит основой для создания нового ландшафта.
Разнообразие пластической обработки рельефа условно можно подразделить на три категории, но А.П. Вергунову:
1) имитация встречающихся в природе форм парк Авиаторов в СанктПетербурге;
2) создание геометрических регулярных или абстрактных форм сад в Эрфурте, Германия;
3) формы, исходящие от функции объекта Центральный стадион в СанктПетербурге.
Особенно сложные условия формирования парков на нарушенных территориях индустриальных районов. Это территории с отвалами, терриконами и с «отрицательными» формами рельефа карьерами, бывшими разработками угля. Наиболее сложна рекультивация терриконов отвалов пустой породы. Подобные районы находятся в стадии эксперимента. Предусматриваются разнообразные виды преобразования терриконов полная разборка или, наоборот, сохранение их, отсыпка отвалов заданных очертаний и озеленение. Подобные работы проводятся в районах Донбасса, Караганды, Мурманска и др.
Строительство парков в районах добывающей промышленности, в крупных индустриальных центрах невозможно без проработки предварительной проектной документации на утилизацию городских и промышленных отходов. Так, например, при создании Олимпийского парка в Мюнхене свалка мусора проводилась в пределах границ и высоты проектируемого холма высотой в 60 м. В дальнейшем холм озеленялся и благоустраивался.
При освоении отвалов, терриконов сначала проектируют противо эрозионные мероприятия:

При этом рекомендуются газоустойчивые виды древесных растений с соблюдением всех агротехнических требований, поскольку в районе терриконов происходит выделение газов.
Задачей первостепенной важности является озеленение гигантских площадей золоотвалов, образующих тучи мельчайшей пыли.

Освоение территорий мест разработки угля, карьеров различного происхождения требует детального изучения, после которого рекомендуется использование для строительства парка или зоны отдыха.
Рекультивация выемок проводится путем частичной или полной засыпки с созданием почвенного слоя толщиной 0,2...0,3 м, выполаживания склонов и дна, нанесения водоупорного слоя с последующим частичным или полным заполнением водой за счет грунтовых вод или близлежащих источников. Затем разрабатывается проектная документация на создание парка.
Примеры создания парков на нарушенных территориях. В Ленинграде (СанктПетербурге) в первые послевоенные годы для создания водоемов парка Победы в Москве были использованы бывшие карьеры кирпичного завода. В отдельных местах образовавшийся при рытье водоемов грунт использовали для формирования искусственного рельефа.
В городе Катовице (Польша) был создан парк культуры и отдыха площадью в 600 га (авторский коллектив под руководством профессора В. Немировского). Парк создавался на месте рекультивированных карьеров каменоломен, выработок угольных шахт, болот, пустырей. Бывшие карьеры использованы для создания водного комплекса для парусных судов, гребли, купания. Функциональнопланировочное зонирование включило: спортивную зону со стадионом на 100 тыс. мест 52 га; зону зоологического сада 50 га; зону аттракционов 42 га; зону выставки цветов 40 га; центр техники 32 га; зону тихого отдыха 232 га. В зону обслуживания вошли узкоколейная железная дорога, канатная дорога, автостоянки, цветочное хозяйство.
В городе Кельце (Польша) построен парк культуры и отдыха площадью 20 га на месте • бывших известковых карьеров. В пониженной части карьера создан водоем. Вокруг него расположена зона выставок с геологическим музеем, сохранены старые пещеры и «скала геологов», есть пионерская площадка, кафе, санные спуски, видовые площадки. Наиболее крупным сооружением является открытый театр на 7 тысяч зрителей (рис. 49).
Парки на рекультивированных территориях достигают своей выразительности при использовании особенностей техногенного рельефа:
использование исходных форм карьера;
смягчение формы отвала; пластическая обработка террас; варианты использования отвала полная и частичная разборка, трансформация отвала в группу холмов;
варианты ликвидации и использования выемок и провалов.
При восстановлении и совершенствовании водных систем производятся санитарная очистка водоемов и водотоков, восстановление и реконструкция гидротехнических и мелиоративных сооружений.
Восстановление рельефа территории парка проводится путем приостановления эрозионных процессов, подсыпки просевших участков, возобновления элементов рельефа
Примеры многофункциональных парков, созданных в XX веке
Центральный парк культуры и отдыха им. М, Горького в Москве. В 1978 году отмечалось 50летие создания парка. Парк был заложен на месте бывшей сельскохозяйственной выставки, архитектор И. Жолтовский, открывшейся в июне 1923 года, а также Голицынского и Нескучного садов. Первый проект планировки, застройки и благоустройства парка разработан группой молодых архитекторов: Л.С. Залесская, МП. Коржев, А.С. Коробов, М.И. Прохорова. Над оформлением парка работали главный архитектор парка Э. Лисицкий, скульптор И. Шадр, художники В. Рындин, А. Дейнека и др. (см. рис. 40).

Схема планировки парка в г. Кельце (Польша): 1 амфитеатр; 2 кафе; 3 плескательный бассейн; 4 геологический музей: 5 пещеры; 6 выставочная площадь; 7 спортивный павильон; 8 санный съезд

В 1930 году был объявлен конкурс на проект перспективного развития парка. В конкурсе участвовали крупнейшие архитекторы Я. Гинзбург, К.С. Мельников и многие другие всего было представлено 10 проектов. Многие предложения в конкурсных проектах нашли отражение в генеральном плане Москвы 1935 года. Перед Великой Отечественной войной архитекторы А.В. Власов и К.С. Алабян разработали новый интересный вариант планировки парка входная площадь, зеленый театр, район бывшего Голицынского пруда и т. д. В последнем проекте парка, 1950е годы, разработанном архитекторами В.И. Долгановым и К.И. Павловой, планировка Воробьёвых гор увязана с высотным зданием Московского университета. Парк вытянут узкой полосой по правому берегу Москвыреки от Садового кольца, Крымский вал, до высотного здания Московского университета.
Общая площадь проектируемого парка 300 га, в настоящее время освоено 109 га, из которых входная партерная часть занимает 50 га. Главный вход находится в регулярной части парка, где размещены аттракционы, выставочные павильоны, рестораны и кафе. Центральная аллея ведет к пруду бывшего Голицынского сада, затем переходит в широкую набережную, подводящую к зеленому театру. За театром начинается зона тихого отдыха бывший Нескучный сад; это пейзажная часть парка.
Центром композиции парка являются партер с цветниками, водоемами в обрамлении блестящего черного марблита, скульптура «Девушка с веслом» И. Шадра. На боковых аллеях партера скульптуры М. Манизера «Дискобол», «Физкультурница», «Балерина». В оформлении широко использовались вазы. В этом парке впервые в стране были сооружены зеленый театр и киногигант на 20 тыс. зрителей; эстрада на острове с залом на 800 мест на берегу; трамплины для прыжков в воду 1934 году, высота 40м, и для прыжков на лыжах 1937 году, высота 75 м. Созданы комплексный детский городок, городок науки и техники и городок однодневного отдыха; техникум массовиков, школа танцев на льду, 1931 год, и школа современных бальных танцев; первые клубы и объединения по интересам.
В 1930е годы в ЦПКиО создавались новые формы политической и культурнопросветительной работы театрализованные праздники: в зеленом театре ставили «Кармен» силами Большого театра, балет «Кавказский пленник», развивались зимние формы физкультурно оздоровительной работы. Посещаемость парка в 1930х годах составляла до 10 млн. человек в год.
Первый Центральный парк культуры и отдыха г. Москвы расположен в центре столицы среди массивов насаждений, на берегу реки Москвы, что создает благоприятные условия для отдыха населения.
В настоящее время зона отдыха расширена за счет включения сада Искусств и Государственной картинной галереи на Крымском валу 1977 г., архитекторы Н.Н. Сукоян, Ю. Шеверляев, М. Круглов и др., что создает праздничность предпарковой площади. Анализируя композицию парка, следует отметить, что сложность объемно пространственной организации заключалась в необходимости использовать бывшую архитектурную композицию выставки, ее павильоны. В результате этого образовались площади колоссальных размеров, зрелищные и другие постройки сконцентрировались у главного входа, парадный партер совместился с аттракционами. Кроме того, сооружение театра, перерезая территорию парка, прижимает посетителей к реке, которая органически не включена в композицию, центральная часть до Нескучного сада. Центральный парк культуры и отдыха в Санкт-Петербурге расположен на островах. Перспективный план 1931 года предполагал создание парка культуры и отдыха на трех островах общей площадью 620 I а: Каменный остров, 106 га, для тихого отдыха, на котором еще в 1920 году отрылись первые дома отдыха; Крестовский остров, 420 га, для активного отдыха спорт и развлечения; Елагин остров, 94 га, «заповедный» парк для тихого отдыха.
В настоящее время на Каменном острове размещены пансионаты, профилактории, санатории. Елагин остров центральный парк культуры и отдыха. Крестовский остров с его морскими берегами, широкими песчаными берегами Средней и Малой Невки способствовали превращению острова в центр спортивной жизни города. На реках проводятся соревнования по гребле, на заливе парусные гонки. На Крестовском острове размещаются гребные станции, теннисные корты, плавательные бассейны, стадион «Динамо» и др. Западная часть острова отведена для Приморского парка Победы.
Центральный парк СанктПетербурга площадью 95 га расположен на Плагином острове в дельте Невы в окружении Большой и Средней Невки, на территории бывшей резиденции русских царей. Живописный старый пейзажный парк с водоемами девять водоемов общей площадью 20 га и полянами является художественной достопримечательностью города; садовые мастера Джозеф и Иоганн Буш. 5 августа 1932 года состоялось открытие парка. Работал летний театр на 1 600 зрителей, имелись эстрады на 1 500 зрителей, читальни, лодочные станции, выставочные павильоны, аттракционы, спортивные площадки, детские игровые площадки, базы спорта, отдыха, рестораны, кафе. Помимо новых павильонов и устройств в парке были использованы: бывший дворец, архитектор К. Росси, где расположилась база отдыха; парковые павильоны, архитектор К. Росси; в доме бывшего смотрителя читальня; в конюшенном корпусе главный ресторан парка; в павильоне гауптвахты кафе; в бывшем музыкальном павильоне молочный буфет. В настоящее время здесь вновь играет оркестр.
После сильного наводнения 1924 года, принёсшего сильные разрушения, в 1927 году по проекту архитектора Л.А. Ильина на западной стрелке парка была сооружена большая терраса, облицованная розовым гранитом и украшенная старинными изваяниями львов на каменных постаментах, что явилось художественным дополнением пейзажей парка.
Центром композиции парка являются дворец и Масляный луг перед ним. Перепланировка отдельных частей парка, строительство новых сооружений выполнялись по проекту архитекторов К.А. Иогансена и Е.И. Катониина.
В парке была создана центральная аллея длиной в 1 250 м, протянувшаяся от Масляного луга до западной стрелки у Финского залива. В 1936 году на аллее были разбиты цветники, установлены мраморные вазы, одна них образец украшений XIX века, скульптора II. Трискорни; установлены скульптуры «Танцовщица», «Дискобол», «Девушка, переходящая ручей», выполненные скульпторами Е.В. Янсон-Манизер и М.Г. Манизер. В парке проводится культурно-просветительная работа, устраиваются тематические театрализованные праздники, ярмарки, работают школа здоровья, школа фигурного катания на коньках, секция рисунка, секция иностранных языков для детей и др. Ансамбль Елагина острова, насаждения парка, около 30 видов как памятник мирового значения охраняются государством.
Нагорный многофункциональный парк в Баку, Азербайджан. Парк расположен на склоне восточных отрогов Кавказского хребта на высоте 160 м над уровнем Каспийского моря, площадью 120 га. Проект разработан архитектором Л.А. Ильиным, 19321936 годы, и частично осуществлен в предвоенный период. Парк расположен на четырех террасах типа Бакинского амфитеатра, на верхней площадке которого был установлен памятник С.М. Кирову. Для сооружений парка использован естественный строительный материал местный белый камень различных оттенков: от белого до желтого; только для ступеней частично допускается применение мозаичного бетона из мраморного щебня. Нагорный парк представляет собой сочетание небольших амфитеатров, образующих, в свою очередь, один огромный амфитеатр с видами на отдельные части города и моря. Сооружения парка решены в скупых геометрических формах, в духе национальных традиций.
Композиция парка увязана с городским планом, рельефом местности. Ведущие сооружения парка воспринимаются с улиц города, являясь достойным завершением перспектив. Парадная лестница парка с гротами, видовыми площадками, фонтанами подъем от 4 до 70 м, 350 ступеней в своих наиболее узких частях имеет ширину около 20 м и архитектурно связывает парк с городом. В проекте учтены жаркий климат, сильные ветры, тонкий слой растительного грунта, экономичный расход воды, сложность условий произрастания растений, что объясняет относительную бедность ассортимента растений.
Общая схема частей парка решена по проекту архитектора Л.А. Ильина:
1 ярус от 5 до 60 м над уровнем моря входная часть; II ярус от 65 до 100 м над уровнем моря определяет центр парка; здесь размещены центральная площадь, детский и культурно просветительный сектора;
III ярус от 110 до 140 м над уровнем моря, западная часть плато, видовая терраса с монументальной видовой галереей и гротами под ней, с открытым театром на 2 500 зрителей, аттракционами, выставочным комплексом, физкультурным сектором со стадионом, к которому ведут широкие удобные дороги;
IV ярус от 140 до 160 м над уровнем моря преимущественно решается трассировкой дороги с видовыми площадками, не включающими сооружений. Решающее значение для композиции парка имеют мысообразные выступы ярусов с наиболее крутыми склонами, доминирующие над нижними пространствами, на которых расположены главные сооружения, воспринимаемые из города.

 

 

Еще вариант: МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ ПАРКИ КУЛЬТУРЫ и ОТДЫХА

Многофункциональные парки сравнительно новый тип общественного парка, возникший в начале XX века. Многофункциональный парк культуры и отдыха (ПКиО) многокомплексное учреждение культуры, где сочетаются культурнопросветительные мероприятия с воздействием природной среды, способствующие здоровому отдыху человека и его всестороннему гармоническому физическому и духовному развитию.
Первый парк культуры и отдыха в Москве был организован в августе 1928 года на территории первой Сельскохозяйственной выставки и Нескучного сада по проекту архитектора А.В. Власова, площадью 109 га. По данным 1982 года, в ведении Министерства культуры СССР в 80е годы XX века в городах насчитывалось более 2 ООО парков культуры и отдыха. Было утверждено специальное "Положение о парках культуры и отдыха", которого придерживались проектные организации при проектировании городских парков. В "Положении" указывалось следующее.
1. Парк культуры и отдыха является государственным учреждением и создается в городе, поселке, районном центре в целях лучшего использования природных условий для организации культурного отдыха населения и проведения разнообразной культурнопросветительной и физкультурно оздоровительной работы среди взрослых и детей.
2. В задачи парка культуры и отдыха входят: организация разнообразных культурных мероприятий, развлечений, зрелищ, отвечающих запросам различных групп посетителей парка; пропаганда научнопросветительных знаний, достижений науки, техники, искусства и литературы, содействие развитию физкультуры и спорта, организация разнообразного отдыха посетителей активных и пассивных форм.
3. Для осуществления поставленных задач дирекция парка культуры и отдыха организует: лектории, библиотеку-читальню, стационарные и передвижные выставки; профессиональные и самодеятельные театральные, танцевальные и музыкальные коллективы, школы обучения танцам; школы обучения плаванию, гребле, ходьбе на лыжах, катанию на коньках; различные аттракционы и игровые устройства; цикловые и эпизодические лекции и доклады, сеансы научных и хроникальных фильмов, тематические вечера, беседы, справочно-консультационную работу; спектакли театров, концерты филармонии и эстрады, духовой и симфонической музыки, выступления художественной самодеятельности, демонстрацию художественных фильмов, литературно-художественные вечера;
конкурсы самодеятельности, танцевальные вечера, балы; разнообразные игры и развлечения; народные гуляния в дни праздников, знаменательных дат, в выходные дни, дни отдыха;
массовые мероприятия, способствующие вовлечению в занятия физкультурой и спортом;
показательные выступления мастеров спорта, вечера добровольных обществ, физкультурные праздники, различные спортивные соревнования на призы парка.
Кроме того, дирекция парка культуры и отдыха издает справочные и информационные материалы о работе парка.
4. Для проведения культурнопросветительной, физкультурнооздоровительной работы среди детей парк культуры и отдыха должен организовать специальные массовые мероприятия, создать на территории детский городок и детские площадки.
Был накоплен богатый опыт организации массового отдыха среди природы. Многофункциональные парки больших размеров являются, как было сказано выше, основными звеньями системы озеленённых территорий города, решаемые в строгом соответствии с генеральным планом развития города, то есть с учетом природных и градостроительных условий.
Лучшими парками российских городов признаны Приморский парк Победы в СанктПетербурге, ЦПКиО им. А.М. Горького в Москве, ПКиО «Сокольники» в Москве, парк им. В. Белинского в Пензе, ЦПКиО на Ела гином острове в СанктПетербурге (рис. 40).
Многофункциональные парки общегородского значения обслуживают население всех районов города. Они характеризуются размерами территории, благоприятными природными данными существующие насаждения, рельеф, водоемы; центральным расположением и удобной транспортной связью.
В крупнейших городах при проектировании многофункционального парка районного значения следует обеспечить его доступность для жителей района на расстоянии не более 1 200 м. Расстояние между жилой застройкой и ближним краем парка следует принимать не менее 30 м. Размеры парковых территорий определяются расчетом посещаемости. Количество
посетителей парка, одновременно находящихся на его территории, условно принимается в 5...8 % численности населения города, при этом учитывается сменяемость количества посетителей; коэффициент сменяемости равен 1,2... 2,0.

На основе опыта создания парков в городах России минимальная площадь парка условно установлена в 15 га. При создании в парке полного комплекса устройств и сооружений в условиях, приближающихся к природным, площадь его должна составлять не менее 50 га. По строительным нормам и правилам (СНиП 2.07.01.89*) расчётное число единовременных посетителей территории парка следует принимать для городских парков 100 чел/га. Для нормальных условий полноценного отдыха на одного посетителя парка требуется в среднем до 50...60 м2 озеленённой территории. Характер посещаемости парка определяется демографическим составом населения, культурным уровнем и благосостоянием его, а также природными условиями, живописностью пейзажей, сезоном года. Изучение запросов посетителей показало, что в первой половине дня примерно 80 % посетителей пожилые люди, причем половина из них приходит с детьми дошкольного возраста. После 15 часов дня парк начинают посещать школьники, студенты посещение кружков, лекций. В вечернее время увеличивается количество молодёжи и людей среднего возраста клубы по интересам: садоводов-любителей, коллекционеров, фотолюбителей и т. д.; лекции, развлечения, выставки, читальни, спорт, танцы, игры. При расчете парковых зон, сооружений обычно учитывают, что примерно 25 процентов общего количества посетителей составляют дети. При проектировании, как правило, устанавливается определённое соотношение планировочных элементов парка. Планировочные элементы это зелёные насаждения и водоёмы, аллеи, дорожки, площадки различных типов, сооружения и застройка. При проектировании площадь водоёмов необходимо принимать не более 2 % от общей площади территории парка.




Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 56 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

ВОПРОС 2: Теоретические схемы систем зеленых насаждений городов | Взаимопроникновение застройки и озелененных пространств | Комплексная оценка существующего состояния городской среды | Принципиальная модель взаимосвязанной системы внутригородских и пригородных открытых пространств | Рельеф. | АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ САДОВ И ПАРКОВ | Парки на сложном рельефе. | Формирование парков на нарушенных территориях. Геопластика. | СТРУКТУРА ПАРКОВОГО ПРОСТРАНСТВА | СВОЙСТВА ВОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЛАНДШАФТНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав