Читайте также:
|
|
именно посредством ролей, ролевого поведения индивидов воспроизводится структура социальных статусов. Воспроизводство статусно-ролевой структуры есть необходимая сторона воспроизводства социальной структуры общества, социума в целом.
7. Ролевое поведение не следует отождествлять с ролевыми ожиданиями. Исполнение роли зависит не только от статусных ожиданий, но также: а) от способностей индивида; б) значимости роли для него; в) системы стимулирования, вознаграждения, общественного признания; г) социального контроля.
8. Ролевое обучение, принятие роли, ролевое исполнение, ролевая динамика являются выражением (в существенной части) формирования, развития и этапов жизненного пути личности1.
9. Ролевое поведение не исключает возможности возникновения ролевых конфликтов. В общем плане под ролевым конфликтом понимается ситуация, при которой индивид сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей. В частности, к ролевым относятся конфликты следующих типов:
►«семья — работа». Ролевой конфликт данного типа представляет собой столкновение семейных и производственно-трудовых ролей человека;
►«тинэйджер». Этот тип ролевого конфликта есть противоборство обычных для тинэйджера ролей, таких как роль сына/дочери, роль ученика/школьника и роль друга/товарища в компании сверстников;
►«менеджер». На ролевом уровне профессия менеджера достаточно конфликтна. В самом деле, например, менеджер среднего звена может попасть в очень непростую ситуацию, когда требования и ожидания вышестоящего руководства серьезно разойдутся с требованиями, ожиданиями его подчиненных.
Личность в теории «зеркального Я»2. Основателями концепции «зеркального Я» являются американские ученые Чарльз Кули (1864-1929) и Джордж Мид (1863-1931).
Подробнее об этом см., например: Вельский В. Ю., Кравченко А. И., Курганов С. И. Социология для юристов. С. 177—183.
Подробнее см., например: Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 47-52.
10.3. Социологические теории личности 257
Ч. Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий (интеракций) между людьми. По сути, окружающие нас люди — зеркало, в котором мы видим себя. Получается, что наши представления о себе самих зависят от того, что, по нашему мнению, думают о нас другие. Таким образом, Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, устанавливаемой человеком с другими людьми, как главного источника данных о собственном «Я», обратной связи между «Я-каким-меня-видят-другие» и «Я-каким-я-сам-себя-вижу». В процессе интеракций люди создают свое «зеркальное Я». Этот феномен Кули представил утверждением: «Я есть то, что я думаю о том, что другие думают обо мне». Таким образом, «зеркальное Я» состоит из трех элементов:
1) как меня воспринимают другие;
2) как они реагируют на то, что видят;
3) как я отвечаю на реакцию других людей.
В концепции «зеркального Я» личность представляется социальным существом, поскольку формируется в процессе взаимодействий, общения, интеракций, зеркального отражения себя через других («я есть то,...что другие думают обо мне»). Этим концепция «зеркального Я» отличается от фрейдизма, выделяющего в структуре личности несоциальное «Оно». Кроме того, в теории «зеркального Я» личность также оказывается активным, самостоятельным, относительно автономным социальным существом. «Зеркальное Я» — не копия мнений других людей обо мне, а результат моей собственной реакции, моего мнения относительно того, что другие думают обо мне («я есть то, что я думаю...что другие думают обо мне»). Этим концепция «зеркального Я» отличается от бихевиоризма, с его формулой «стимул — реакция».
Дальнейшее развитие концепция «зеркального Я» связано с идеями Джорджа Мида. Как и Ч. Кули, он считал, что «Я» продукт социальный, формирующийся на основе взаимодействий между людьми. По Дж. Миду, человеческое «Я» (англ. Self — 1. собственная личность, свое «Я»; 2. личность, субъект) состоит из двух частей:
1) «Я-сам» — «Я как субъект» (от англ. I — личное местоимение в именительном падеже).
2) «Я-меня» ~ «Я как объект» (от англ. Me — местоимение «я» в косвенном падеже).
258 Глава 10. Личность в социологии Щ
Мид полагал, что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые имеются у других людей относительно этого человека. Он считал, что «Я-меня» (Me) образуют усвоенные человеком установки, значения, ценности, а «Я-сам» (Г) есть то, как человек в качестве субъекта воспринимает ту часть своего «Я», которая обозначена как «Я-меня» (Me). Совокупность «Я-сам» (Г) и «Я-меня» (Me) образует «интегральное Я» (Self).
Мид выделил три этапа формирования «зеркального Я» в детском периоде жизни человека:
1. Имитация, когда дети, имея очень ограниченный опыт, копируют поведение взрослых, не понимая его.
2. Игра, когда дети научаются языку и другим символам, осознают поведение как освоение определенных игровых ролей: врача, пожарного, учителя, разбойника. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и поступкам такой смысл, какой придают им другие.
3. Коллективная игра, когда дети учатся осознавать ожидания не одного человека, а группы, многих людей. Следование правилам коллективных игр (футбол, бейсбол, баскетбол) подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в социальных нормах, законе. На данном этапе приобретается чувство социальной идентичности.
Таким образом, в концепции Дж. Мида развитие личности связано с принятием ею на себя функций-ролей других людей. Ролевые перемены происходят под влиянием механизма обобщенного другого («значимых других»).
Диспозиционная теория личности. Термин «диспозиция» введен в научную лексику в 1920-е гг. О. Штерном как эквивалент термина «предрасположенность» (предрасположенность субъекта к чему-либо). Диспозиция означает субъективную установку или предрасположенность личности к определенному типу поведения. Наиболее известная психологическая теория диспозиций личности принадлежит американскому психологу Гордону Оллпор-ту (1897—1967). В социологии основателями диспозици-онной теории личности являются американские исследователи Уильям Томас и Флориан Знанецкий (см. § 2.4). Они ввели в научное употребление понятие «аттитюд»
10,3. Социологические теории личности 259
(установка), выражающее направленность (вектор) поведения личности.
В отечественной социологии автором диспозиционной теории личности является Владимир Александрович Ядов (р. 1929). Под диспозицией личности он понимает систему ее предрасположенностей (установок) к определенному поведению применительно к тем или иным ситуациям, условиям. В. А. Ядов выделил четыре уровня диспозиций:
1) элементарные фиксированные установки, выражающие готовность к действию по удовлетворению витальных потребностей в пище, тепле и др.;
2) ситуационные установки, формируемые на основе потребности в общении в обычных повседневных обстоятельствах;
3) базовые социальные установки, определяющие общую направленность интересов, деятельности личности;
4) ценностные ориентации личности, определяющие
формирование целей жизни и основных средств их реали
зации (достижения), образуют высший диспозиционный
уровень.
В. А. Ядов сформулировал концепцию диспозиционной регуляции {саморегуляции) поведения личности. Ее суть состоит в том, что установки различного уровня регулируют поведение индивида в различных социальных ситуациях: от удовлетворения жизненно-витальных потребностей, к реагированию в привычных ситуациях, через базовые социальные установки, к деятельности, связанной с реализацией целей жизни человека.
Ключевым моментом диспозиционной теории является выделение в структуре личности диспозиций, присущих каждому человеку, которые определяют его готовность к типичным действиям в различных ситуациях и выражают предрасположенность (направленность) личности удовлетворять ее потребности определенным образом. Структуру диспозиций личности составляют установки различного уровня от «низших», связанных с витальными потребностями личности, до «высших» — ценностных ориентации личности. Согласно концепции диспозиционной регуляции поведения, личность осуществляет выбор поведения в зависимости от ситуации и реализуется в рамках той или диспозиционной установки.
Концепция парадоксального человека. Автором этой социологической теории личности является крупный рос-
260 Глава 10. Личность в социологии
сийский социолог Жан Терентьевич Тощенко (р. 1935). Парадоксальный человек, по мнению Тощенко, есть порождение парадоксальной общественной ситуации, сложившейся в нашей стране в 1990-е гг., связанной с распадом СССР и обусловленной экономической, политической, духовно-культурной обстановкой, сформировавшейся в российском обществе в это время. Парадоксальный человек — атрибут переходного общества, он олицетворяет эпоху перемен1.
В общем плане парадоксальный человек представлен следующим образом: «...произошло изменение сознания людей, явный или открытый отказ от многих ценностей и установок, с которыми ранее люди жили в течение всей жизни. Но мировоззрение как ключевое звено в сознании достаточно консервативно: оно продолжает аккумулировать в себе приверженность к прошлому, одобрение и критику настоящего и неуверенность в будущем, вернее, в способах реализации цели, намерений и интересов. Именно этот "гибрид" сдвигов в общественном сознании, его проявление в конкретных ситуациях и позволяет говорить о парадоксальности сознания и поведения» людей2. Парадоксальный человек многолик, у него немалое число типов3.
Идее Ж. Т. Тощенко можно придать более широкое звучание. Парадоксальный человек присущ не только российскому обществу, он созвучен всякому переходному, нестабильному обществу на национальном и глобальном уровнях. Но, пожалуй, проблема парадоксального человека еще глубже. Современный/постсовременный мир XXI века очень динамичен, подвержен рискам, поэтому возможно, что парадоксальный человек — это вполне распространенный и обычный тип человека новейшей эпохи.
Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 222 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |