Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Сущность, структура и типы институтов

Читайте также:
  1. A) структура рабочего стола
  2. I. Правосознание: понятие, структура, функции и виды.
  3. I. Сущность, формы, функции исторического знания.
  4. II Перестройка главных институтов государства
  5. II. Система культуры и её структура.
  6. II. СТРУКТУРА отчетА по Практике по профилю специальности
  7. II. СТРУКТУРА отчетА по УЧЕБНОЙ Практике
  8. II. Структура правовой нормы.
  9. II. Структура программы
  10. III. Структура регионального центра социального преображения

Культурный прогресс - это поступательное, восходящее развитие культуры, смена культурных типов, из которых каждый последующий превосходит предыдущий, открывает большие возможности для развития культуры.

Культурный регресс - это развитие культуры по нисходящей линии, ее попятное движение, утрата уже достигнутого, уничтожение культурных ценностей.

Регресс не следует понимать как возврат к старому. Это процесс качественного обновления систем, но с той особенностью, что уровень развития новых образований менее высок, чем у исходных форм.

Посмотрим, как в историческом плане разрабатывались концепции культурного прогресса? Уже в античности существовала вера в культурный прогресс. Она нашла отражение в учениях Протагора, Демокрита, Лукреция. Заслуга разработки теории культурного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII века - Ж. Кондорсе (1743 - 1794), А. Тюрго (1724 - 1781), И.Г. Гердеру. Основой прогресса просветители считали совершенствование разума, рост знаний. Культурный прогресс они связывали прежде всего с прогрессом науки, научного познания.
Дальнейшую разработку теория культурного прогресса получает в марксизме. Основу марксистской концепции культурного прогресса составляет учение об общественно-экономических формациях. Культурный прогресс в ней понимается как закономерный, поступательный процесс смены формационных типов культуры. Иногда классиков марксизма упрекают в том, что они свели все многообразие культуры к пяти формационным типам. Это не совсем верно. В марксистской теории культуры обращается внимание на то, что любая культура существует в рамках того или иного региона, особенности которого (географические, хозяйственные, общие национальные, этнические, религиозные традиции, общность исторической судьбы) в значительной мере влияют на конкретно-историческое развитие входящих в него культур. К примеру, в рамках феодального типа культуры можно выделить существенные различия между византийской и западноевропейской культурами.

В марксизме развитие культуры связывается с материальным производством, с развитием производительных сил и производственных отношений. При этом отмечается, что связь способа производства материальных благ с культурой опосредована рядом промежуточных звеньев, и прежде всего характером политического устройства. В рамках одного и того же экономического базиса формы политического устройства могут существенно различаться по странам и регионам. И это оказывает влияние на своеобразие культуры. Так, античная демократия, гармония интересов гражданина и государства послужила основой для расцвета древнегреческого искусства, в центре которого оказался человек как "мера все вещей". Централизованная теократия, воинственность ислама обусловили слабое развитие индивидуального начала и традиционность ближневосточной и азиатской культур. Централизованная власть, получившая религиозную санкцию, культ императора и империи приводят к унификации и централизации общественной мысли и художественного творчества в Византии. Эти особенности политического развития во многом объясняют строгую регламентированность и канонизацию византийского искусства.

Кроме того, в марксистской теории отмечается, что не только экономический базис и политическая система влияют на культуру, но и все виды культуры оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Все эти факторы обуславливают своеобразие культур, принадлежащих к одной и той же общественно-экономической формации. Например, в рамках рабовладельческой формации, на основе одного и того же экономического базиса развивались такие разные культуры, как греческая, римская, египетская, вавилонская, китайская. Таким образом, понятие общественно-экономической формации позволяет показать единство и многообразие культурно-исторического процесса.

Посмотрим, как рассматривается проблема культурного прогресса в современной культурологии? Прежде всего, обращается внимание на то, что о культурном прогрессе можно говорить лишь как об общей тенденции, магистральном направлении развития культуры. Следует иметь в виду и то, что культурный прогресс имеет противоречивый и неравномерный характер. Неравномерность развития культуры проявляется в следующем:

1. Неодинаковы темпы и уровень развития отдельных видов и элементов культуры. В разные исторические эпохи на первый план выступали те виды культуры, которые наиболее полно отражали своеобразие эпохи, ее потребности и идеалы. Например, в античную эпоху главную роль играли сначала мифология, затем - философия, в средние века - религия, в эпоху Возрождения - искусство, в Новое время - наука. Если взять искусство, то в античности на первый план вышли скульптура и театр, в средние века - архитектура и музыка, в эпоху Возрождения, прославляющую красоту человека и мира, портретная и пейзажная живопись стала играть первостепенную роль. В современном мире лидируют такие виды искусства, как кинематограф, телевидение, эстрадная музыка.
2. Центры мировой культуры постоянно перемещаются из одной страны в другую, из одного региона земного шара в другой. Вначале это были страны Древнего Востока, затем античные Греция и Рим, в средние века - Византия, в эпоху Возрождения - Италия, в XVII веке - Голландия, в XVIII - Англия и Франция и т.д.
3. Неравномерность проявляется в том, что в развитии культуры периоды подъема, расцвета могут сменяться периодами упадка, застоя, кризиса.

Культурный застой - это состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов и знаний, приверженность общества неизменным традициям и резкое ограничение или запрет нововведений.

Устойчивость обычаев, норм и стилей не обязательно означает застой, так как подразумевает сохранение самобытности данного общества. Однако консервация системы ценностей, догматизация религии или идеологии, канонизация художественной жизни, отторжение нововведений или заимствований может означать застой и приводить к длительной стагнации общества в целом. В этом состоянии общество может существовать десятилетиями и даже веками. Застой - характерная черта устойчивых малых этнических групп, адаптированных к окружающей среде и не способных выработать механизм изменений. Однако застой становится уделом и высокоорганизованных цивилизаций, сложившихся в различных регионах Востока. Как застой следует охарактеризовать длительный период существования цивилизаций древности, (фараоновский Египет и др.), цивилизаций доколумбовой Америки или же восточных цивилизаций позднего средневековья, столкнувшихся в XVII - XIX вв. с вызовом европейского Запада.

Упадок и деградация культуры - это изменения, которые ведут к ослаблению или устранению каких-то элементов культуры, прежде устойчивых норм и идеалов, упрощению культурной жизни.

Такого рода процессы описываются этнографами на материале некоторых малых народов, попавших в орбиту сильных культур (индейцы Северной Америки, малочисленные народы Севера). Слабые локальные культуры обнаруживают способность к выживанию, но ценой изоляции и замыкания в себе. Упадок имеет место и в различных сферах высокой культуры - в том случае, когда ослабевает духовная значимость тех или иных направлений и жанров, а в обществе получают признание другие варианты художественного творчества. Такова была, например, судьба художественной культуры в Италии, Франции, Англии, когда после взлета высокого Возрождения появились упадочные школы маньеризма (II половина XVI в.). Маньеристы стремились подражать мастерам Возрождения. Но при этом они усваивали лишь внешние формы, формальные приемы, вырывая их из общего контекста. Они копировали "змеевидные" повороты фигур Микеланджело, заимствовали у Леонардо таинственные улыбки. Но все это принимало вычурный, жеманный, даже карикатурный характер. Маньеристы стремились к занимательности, к виртуозности, к сложным формальным решениям, но утратили при этом ясность языка, монументальность, гармонию, присущую работам мастеров Возрождения.

Упадком была отмечена русская иконопись в XVIII - XIX вв., воспроизводившая лишь слабые подобия работ иконописцев Древней Руси. Примитивизация и архаизация неоднократно имели место в истории культуры и общества в прошлом и в современности. Установление жесткого тоталитарного правления неизбежно сопровождается подавлением развитых форм политической и духовной жизни, стандартизацией мышления и поведения.

Развитие культуры носит противоречивый характер. Противоречивость развития культуры проявляется в том, что возможны несоответствия, противоречия между разными видами культуры, (например, культурой эстетической и нравственной). Об этом писал еще римский историк К. Тацит. В дальнейшем к этой проблеме обращались Ж.-Ж. Руссо, А. Швейцер и другие мыслители. Историческая практика подтвердила правоту их взглядов. В Германии - стране с высочайшим уровнем художественной культуры, науки, философии возникает фашизм с его расовой идеологией, концентрационными лагерями.

Возможны несоответствия, противоречия между элементами, сторонами одного и того же вида культуры, (например, между познавательной и нравственной сторонами науки). Развитие науки связано с приобретением новых знаний, и это прогрессивный процесс. Благодаря этому улучшаются условия жизни человека, полнее удовлетворяются его потребности. В то же время научные знания могут быть использованы в различных, в том числе и в антигуманных, военных целях, могут обернуться против самого человека. Таким образом, возможно рассогласование познавательного и нравственного аспектов науки.
Возможны противоречия между создателями и потребителями культурных ценностей, между старым и новым. Велика сила сложившихся стереотипов, сила инерции. Поэтому почти каждое новое направление в культуре встречало непонимание и непризнание современников и с трудом пробивало себе дорогу. Так было с многими научными открытиями, с такими направлениями в искусстве, как романтизм, импрессионизм, авангардизм.

Одним из проявлений противоречивости развития культуры является инверсия.


Инверсия - это изменения от одного полюса культурных значений к другому (маятниковые колебания).

Такого рода перепады возникают в том случае, если в культуре не сложилось устойчивое ядро, "золотая середина" или прочная структура. Поэтому ослабление жесткой нормативности и ограничений может приводить к распущенности нравов, бессловесная покорность по отношению к существующим порядкам и их носителям может сменяться бунтарством и анархией, разгул страстей и чувственности может уступать место крайнему аскетизму и рационализму. Чем меньше степень стабильности общества и чем слабее налажены отношения между его компонентами, тем больший размах приобретают повороты в его духовной или политической жизни.

Элементы противоречивости присутствуют на разных уровнях развития культуры. Для мифологического сознания эта противоположность осмысливается как соперничество двух разнонаправленных витальных начал: дня и ночи, жизни и смерти и т. д. Их поочередная инверсия означает лишь временную смену состояний. В китайском культурном наследии большое место отводится соотношению двух противоположных жизненных начал - ян и инь. Это два главных символа китайской культуры. Они имеют условные обозначения в виде геометрических фигур, знаков, цвета, природных стихий. Ян - активное, светлое, положительное, мужское начало, небо, нечетное число, круг. Инь - пассивное, темное, отрицательное, женское начало, земля, четное число, квадрат. Эти знаки обнаруживаются в узорах на бронзовых зеркалах, в планировке культовых сооружений (квадратный алтарь земли и круглый храм неба в Пекине). На более высоком уровне развития философского сознания возникает концепция "единства и борьбы противоположностей" и "перехода количественных изменений в качественные".

Инверсионный характер имели изменения в разные времена и в разных обществах. На определенном этапе такой характер принимал переход от язычества (политеизма) к монотеизму, сопровождавшийся искоренением предшествующих культов; от религии к атеизму, приведший к разрушению прежних святынь, огульной критике религии; от культурной изоляции к интенсивному подражанию западным образцам; от государственно-партийного тоталитаризма к плюрализму как прямо противоположной модели политической и культурной жизни.

Как инверсионное движение социокультурной системы зачастую предстает революция, означающая радикальное изменение как социальных отношений, так и доминирующего в обществе типа ценностей. Далеко идущая инверсия приводит к разрушению накопленного ранее позитивного достояния, что приводит рано или поздно к возрождению или реставрации прошлого, восстановлению необходимых компонентов духовной культуры, без которых жизнь общества оказывается неполноценной. Западноевропейский Ренессанс привел к восстановлению достижений античной языческой культуры, культурных ценностей, которые отвергались церковью на протяжении многих веков. Однако за Ренессансом последовали Реформация и Контрреформация, частично восстановившие религиозное достояние. За революцией неизменно следует реставрация, частично восстанавливающая прежние компоненты социокультурного достояния, ощущаемые как необходимые.

Говоря о противоречивом характере развития культуры следует обратить внимание и на такой момент. Диалектика становления нового качества такова, что оно не сразу и не во всех отношениях превосходит старое. На стадии становления новое только набирает силу, еще не может развернуть свои преимущества во всей полноте и в определенных отношениях уступает старому. Этим объясняется существование моментов регресса на этапе становления более прогрессивной по своему качеству культуры. Например, переход от рабовладельческого общества к феодальному был прогрессивным процессом. Однако на первых этапах феодальное западноевропейское общество уступало античной рабовладельческой цивилизации, прежде всего по уровню развития политической, правовой, художественной культуры. В Европе в эпоху средневековья был длительный период упадка, деградации, и только с XII века начался подъем.

Таким образом, культурный прогресс носит противоречивый и неравномерный характер. Всю сложность и противоречивость культурного прогресса отражает спиралеобразная форма. Она показывает, что в развитии культуры есть и поступательная направленность, и моменты регресса - утраты достигнутого, и повторение пройденного на более высоком уровне развития. На новом витке развития культуры могут повторяться определенные принципы, идеалы, ценности, нормы предшествующих этапов развития культуры. Например, в истории культуры неоднократно происходило обращение к античному наследию: в эпоху Возрождения, в классицизме XVII века, в неоклассицизме конца XVIII - начала XIX вв.

Важным для данной темы является вопрос о критериях культурного прогресса. В литературе нет единого мнения по этой проблеме. Одни авторы (Л.И. Котов) считают возможным ограничиться одним универсальным критерием. Другие исследователи (В.В. Ванслов, Р.В. Петропавловский, А.Н. Иезуитов) полагают, что невозможна выработка единого критерия культурного прогресса, что для каждого вида культуры существуют свои критерии прогресса. Третья группа исследователей (А.С. Бушмин, Н.В. Гончаренко, А.И. Арнольдов, А.И. Титаренко) приходит к выводу о том, что наряду с определением специфических критериев возможна и необходима выработка единого, основного, высшего критерия прогресса культуры.

Главным критерием культурного прогресса является мера развития сущностных сил человека (объективированных и субъективированных). В процессе культурного развития все более совершенными становятся средства практического и духовного освоения действительности, растет мастерство человека, совершенствуются его умения, навыки, практические способности (технологическая сторона прогресса). Происходит прогрессивное развитие и объективированных сущностных сил человека, прежде всего средств производства. Прогресс здесь очевиден - от примитивных каменных орудий до современных автоматизированных линий, роботов, микропроцессоров, компьютеров. Культурный прогресс включает и гносеологическую сторону. Он связан с обогащением человеческих знаний, со все более углубленным и разносторонним отражением действительности в различных видах духовной культуры (философии, науки, искусства и др.). Развитие гносеологической стороны культурного прогресса в свою очередь создает условия для расширения свободы выбора. По мере исторического развития возрастает свобода выбора во всех сферах общественной деятельности человека: экономической, политической, духовной. Культурный прогресс связан также с развитием и обогащением человеческих потребностей.

Кроме главного существуют и специфические критерии культурного прогресса для отдельных видов культуры. Прогресс в искусстве проявляется в том, что в процессе его развития расширяется и углубляется область художественного исследования, возрастает информационное содержание искусства, становятся более совершенными и многообразными художественные средства, возникают новые виды, жанры и направления в искусстве. В качестве примера рассмотрим литературу. Аристотель в "Поэтике" различал три вида литературы: эпос, трагедию и поэзию. А сейчас существует многообразие ее видов и жанров. Многообразие наблюдается даже в рамках одного и того же вида литературы. Из истории литературы мы знаем о существовании таких видов романа, как плутовской, социально-бытовой, психологический, роман-метафора (типа "Чумы" А. Камю), интроспективный, исторический и др. Каждый из них отличается своим содержанием и формой - техникой, стилистикой, композицией.

Общепринятым критерием прогресса науки считается накопление, обогащение, рост знаний. Человеческое познание развивается как вглубь, так и вширь. Рост познания находит выражение в таких количественных показателях, как объем научных знаний, число ученых, количество книг и журналов, научных учреждений и лабораторий. Происходит ускорение научного прогресса. За каждые 10 - 15 лет удваивается объем научной информации. Важным критерием прогресса науки является возникновение новых направлений познания и рост числа научных дисциплин. Этот показатель свидетельствует о том, что расширяется сфера научных исследований и область практического применения науки. Критерием прогресса науки, как и других видов культуры, следует также считать степень распространения научных знаний. Передача знаний происходит в процессе обучения, обмена информации между странами. Науке подчинена и такая область культурной жизни, как образование, просвещение.

Критерии прогресса образования вытекают из критериев прогресса науки. К ним можно отнести количество школ и университетов по сравнению с предшествующим периодом, число учащихся школ и студентов, количество и качество подготовки педагогических кадров; число книг, библиотек и лабораторий, имеющихся в распоряжении учащихся и студентов; доступность образования.

Противники идеи прогресса часто аппелируют к сфере морали. Однако и в этой сфере можно говорить о прогрессе. Прогресс в сфере морали проявляется в том, что в процессе ее исторического развития происходит обогащение мотивов поведения, возрастает свобода выбора, расширяется диапазон возможных форм поведения, происходит вытеснение элементов принуждения в морали, равноправие распространяется на все больший круг лиц, возрастает мера осознанного, духовно мотивированного в нравственном поведении.

Таким образом, критериями культурного прогресса являются количество и качество материальных и духовных благ, производимых определенной общественной системой, а также доступность этих благ для членов данного общества и степень их участия в культурном творчестве. Культурный уровень развития общества определяется комплексом факторов:
1. Характером производства духовных ценностей, степенью участия людей в культурном творчестве.
2. Содержанием тех духовных ценностей, которые создаются в данном обществе, полнотой и разнообразием культурной жизни, характером идей, господствующих в обществе, состоянием науки и искусства.
3. Системой распределения духовных ценностей, состоянием образования, степенью демократичности культурных ценностей, равномерностью их распределения по территории страны.
4. Характером процесса потребления духовных ценностей, уровнем культурного развития различных слоев общества, содержанием и направленностью их духовных запросов, разносторонностью их духовных потребностей.
Таким образом, критерии культурного прогресса включают в себя как богатство содержания духовных ценностей, так и всю систему их производства, обмена, распределения и потребления.

 

Сущность, структура и типы институтов

Чтобы лучше понять сущность института, его влияние на поведение, представим себе институт метафорически как некий лабиринт. Войдя в него, можно разны­ми путями добраться до выхода. Если мы попадем в коридор, который кончается тупиком, нам, что­бы выйти из лабиринта, придется перелезать через стену, что связано с большими трудозатратами и риском свернуть себе шею, и мы лучше вер­немся обратно и пойдем другим путем. В этом смысл института. По отношению к человече­ской воле институт есть нечто внешнее, навязанное законом ли, обычаем ли. Но в любом слу­чае человек понимает, что каких-то вещей делать нельзя или что их надо делать определенным образом.

Как ведет себя человек в лабиринте? Когда он зайдет туда впервые, он будет очень долго бродить, прежде чем найдет выход, причем оптимального пути от входа до выхода он с первого раза так и не определит. Вторично попав в лабиринт, он учтет прежние ошибки, будет помнить, где он наткнулся в прошлый раз на стену и куда идти не надо, а где пройти можно. Налицо про­цесс обучения, который возможен и на основе собственного опыта, и на основе информации, полученной со стороны. При сотом (как и при пятисотом) прохождении лабиринта человек уже может даже по сторонам не смотреть. Он станет действовать рутинно, без рационального осмысления того, как и зачем он поворачивает туда или сюда.

Лабиринт от долгого употребления слегка обвалится и будет нуждаться в реставрации. Тогда люди начнут спорить, в каком виде его следует восстановить — в том же самом или в не­сколько ином? Одни примутся кричать: «Ребята, мы всю жизнь так ходили! Отцы и деды наши так ходили! Давайте восстановим стену там, где она стояла». Другие предложат не строить в этом месте стены, чтобы можно было пройти напрямик, выиграв время. В обществе вспыхнет конфликт, который разрешится, в конце концов, созданием и закреплением нового пути через лабиринт. Такова схематично судьба института.

Структура института состоит из составляющих:

- атрибуты, они определяют группу людей, на которую рас­пространяется действие института (отвечает на вопрос кто должен что-то делать/не делать?);

- фактор долженствования: разрешительный (может делать), предписывающий (должен делать) или запрещающий (не должен делать) (отвечает на вопрос что должен делать/не делать?);

- цель применения института: достижение компромисса, координация действий, экономия трансакционных издержек, элиминация неправильного поведения и т.д. (отвечает на вопрос зачем?);

- условия, при которых действуют те или иные правила, которые образуют институт (отвечает на вопрос если,… то…);

- санкции, накладываемые на нарушителей правила (отвечает на вопрос что будет тем, кто нарушает правило?);

- механизм реализации санкций (действия института), с помощью чего действует институт, то есть как наказание настигает нарушителя (отвечает на вопрос кто и как накажет нарушителя?).

При наличии всех составляющих любая социальная структура является институтом, при отсутствии механизма реализации санкций это правило, при отсутствии механизма реализации санкций и самих санкций – это норма, при отсутствии механизма реализации санкций, санкций и фактора долженствования – это совместная стратегия.

С точки зрения происхождения социально-экономические институты можно разделить на два класса – естественный и искусственный. Институт является естественным, если его возникновению и формированию не предшествовал во времени тот или иной план – идеальная нормативная модель, существующая в сознании субъекта или зафиксированная в знаковой форме. К искусственным относят институты, сформированные человеческими действиями, осуществляемыми в соответствии с идеальной нормативной моделью. Иначе говоря, искусственное предполагает предвосхищение действий, а не реакцию на них постфактум. Анализ исторического материала показывает, что базовые экономические институты, такие, как обмен, собственность и т.п., не являются результатом осуществления какой-либо развернутой и продуманной программы. Напротив, будучи совокупностью массовых действий, эти явления лишь тысячелетия спустя после своего возникновения стали объектом научного анализа и были осознаны как институты. Вместе с тем такой массовый тип экономических институтов, как организации, включил в себя искусственные элементы с начала своего возникновения: естественное разделение труда вызвало необходимость организации взаимодействия производителей, выделения учета и контроля и т.д. Еще один массовый тип института – контракт. Первые контракты как устные договоренности о планируемых обменах можно отнести к естественным институтам, а разработка юридически верных контрактов в современных условиях может рассматриваться как искусственный институт. Это важно для институционального проектирования, целью которого является формирование институтов, эффективно решающих определенные проблемы.

По уровню формальности институты делятся на формальные и неформальные. Они опираются на формальные и неформальные правила. Формальные институты обязательны для исполнения всеми или определенными гражданами, за их невыполнение власть (государство, руководитель и т.п.) применяет соответствующие санкции. За невыполнение неформальных институтов также могут последовать санкции в виде изменения отношения со стороны других людей, остракизма и др. В структуре формальных институтов имеются политические и экономические институты, институты контрактации и др. Для выполнения функций формальных институтов создаются специальные организации.

По типу возникновения институты разграничиваются на пер­вичные и вторичные, в частности пер­вичные и вторичные контракты. Это связано с тем, что действие механизма, обеспечивающего соблюдение правил, предпо­лагает набор действий, регламентируемых другим набором правил.

Выделяются внутренние и внешние институты. Осно­вание для этого разграничения состоит в необхо­димости проведения различий между институтом и организацией при определении одного и того же объекта. Например, характеристики организации в терминах структуры оказываются внутренними институтами, тогда как правила, в рамках кото­рых или по поводу которых осуществляется взаимодействие с другими организациями, могут быть определены как внешние ин­ституты.

По сферам функционирования выделяются институты рынка, фирмы, домашних хозяйств, государства, экономики, политики, идеологии, этики и т.д.

По распространенности можно выделить: 1) всеобщие институты (например, закон о собственности); 2) групповые институты (например, закон о товарных биржах, правила, распространенные в студенческой среде, и т.д.); 3) единичные институты (например, специфический контракт на покупку особо сложного изделия).

По степени определенности участников институты можно разделить, во-первых, на ориентированные на конкретных, определенных участников; во-вторых, ориентированные на неопределенных участников – всех, кто может выполнять действия, организуемые данным институтом. Пересечение этих классификаций дает четыре типа экономических институтов: 1) формальная структура для неопределенных участников; 2) формальная структура для определенных участников; 3) неформальная структура для неопределенных участников; 4) неформальная структура для определенных участников

К первому типу относятся конституции, законы и подзаконные акты, обычное право, постановления, типовые положения и общие контракты, ко второму – организации, создаваемые для известных будущих ее членов, единичные контракты под конкретную сделку и др. Третий тип охватывает нормы, обычаи, кодексы, привычки, существующие или «внедряемые» в тех или иных совокупностях экономических агентов. В четвертом рассматриваются неформальные организации, например клубы, а также нормы и заведенные порядки для определенных групп лиц. С учетом основных типов институтов может быть выполнен сравнительный анализ возникающих проблем.

 

Типы экономических институтов




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 35 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав