Читайте также: |
|
Акмеизм в переводе с греческого означает «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора».
Так назвали свое течение поэты, объединившиеся в 1911 году в Цех поэтов. Возглавляли кружок два синдика, мастера (по примеру средневековых ремесленнических цехов) — Николай Гумилев и Сергей Городецкий. В «подмастерьях» значились А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Зенкевич.
В 1912 году на одном из собраний Цеха, когда решался вопрос о названии течения, было предложено еще одно название — «адамизм» (от Адама, первого человека на земле, воплощающего мужественность и твердость).
Поэты нового течения дебютируют в журнале «Аполлон», где в 1913 году выходят сразу две теоретических статьи, в которых было дано обоснование акмеизма: «Наследие символизма и акмеизм» Н. Гумилева и «Некоторые течения в современной русской поэзии» С. Городецкого.
В статьях-манифестах представлены основы акмеистического миропонимания и поэтики. С. Городецкий утверждает, что «после всяких «неприятий» мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий». Новая поэзия отказывается от иных миров и мистических откровений. Борьбу между символизмом и акмеизмом С. Городецкий расценивает прежде всего как борьбу «за этот мир, звучащий, красочный, имеющий форму, вес и время, за нашу планету Землю». Н. Гумилев отдает дань уважения своим учителям-символистам. Он пишет: «Чтобы это течение (акмеизм) утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо, чтобы оно приняло наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом».
Что принимают в наследство, а от чего отказываются акмеисты, согласно их манифестам:
1. Музыкальность и напевность символистской поэзии вытеснена поисками новых ритмов путем пропуска слогов и свободной перестановкой ударения. «Головокружительность символических метафор приучила их к смелым поворотам мысли; зыбкость слов, к которым они прислушивались, побудила искать в живой народной речи новых — с более устойчивым содержанием; и светлая ирония, не подрывающая корней нашей веры <...> стала теперь на место той безнадежной немецкой серьезности, которую так взлелеяли наши символисты. Наконец, высоко ценя символистов за то, что они указали нам на значение в искусстве символов, мы не согласны приносить в жертву символу прочих способов поэтического воздействия и ищем их полной согласованности».
2. Размышляя о месте человека в мироздании, Гумилев противопоставляет индивидуализму символистов самоценность каждого явления. «Перед лицом небытия — все явления братья». Поэт-акмеист, ощущая себя таким же явлением, становится причастным мировому ритму. Тяга к смерти символистов перечеркивается провозглашением «последнего часа, который не наступит никогда».
3. Отрицая мистику и оккультизм, доходящие до мифотворчества, акмеисты заявляют, что «непознаваемое, по самому смыслу слова, нельзя познать». «Демоны, ангелы и духи служат только материалом для художника наряду с другими образами».
В заключении статьи Гумилев называет имена, которые являются и образцом, и ориентиром для акмеистов: Шекспир, Рабле, Вийон. Шекспир показал внутренний мир человека, Рабле — тело и его радости, Вийон — это жизнь, знающая все: «и Бога, и порок, и смерть, и бессмертие». Т. Готье — безупречная форма. «Соединить все эти четыре момента — вот та мечта, которая объединяет акмеистов».
Таким образом, в литературных манифестах акмеизма заявлено:
• «возвращение на землю»;
• интерес к жизни и всем ее явлениям;
• мужественный, твердый взгляд «в обмен на неврастению»;
• целомудренное отношение к непознаваемому, к вере.
4. Что касается форм стиха, то здесь они строгие. Четкие ритмы с мужественным напором (Н. Гумилев) приблизились к разговорному языку и задушевной интонации (А. Ахматова, О. Мандельштам). Обогатившись опытом символистов, их достижениями в области техники стиха, акмеисты возвращают поэзию в классическое русло, предложив новый, характерный для них образный ряд (предметы внешнего быта, окружающего мира), интерес к психологическим деталям, емкость и сжатость словесных формул.
Еще в 1916 году В. М. Жирмунский причислил акмеистов к «неореалистам», с оговоркой, что это вовсе не означает «натуралистическую простоту прозаической речи», поскольку «от эпохи символизма они унаследовали отношение к языку как к художественному произведению». Акмеисты не возвращаются к классическому реализму в том виде, как он представлен поэтами прошлого века: они дети своего времени с мироощущением человека начала XX столетия. Их поэзия — это своеобразный синтез модернистских тенденций, связанных с мироощущением личности нового времени, и строгого классического исполнения. Поэзию акмеистов отличают устремленность к идеалу, чувство вечности, интерес к незаурядной личности, какой является и сам поэт, а также четкость, графичность в сочетании слов, «простой и точный психологический эмпиризм» (В. Жирмунский).
Важной особенностью поэзии акмеистов являются твердые нравственные ориентиры, установка на традиционные общечеловеческие ценности: веру, честь, совесть, долг, добро, любовь. Пошатнувшиеся было при символизме основы нравственности упрочились, граница между добром и злом обозначилась четко и определенно. Акмеисты возвращают поэзию к Пушкину, к светлым истокам, только уже на другом уровне.
Еще одно требование времени выполнили акмеисты: дали забытый с державинских времен и утраченный женственной поэзией символистов идеал совершенной мужественности. Размышляя об этом, О. Мандельштам писал в статье «О природе слова»: «Общественный пафос русской поэзии до сих пор поднимался только до «гражданина», но есть более высокое начало, чем «гражданин», — понятие «мужа». В отличие от старой гражданской поэзии, новая русская поэзия должна воспитывать не только граждан, но и «мужа».
Таким образом, акмеисты дали образцы поэзии новейшего времени, шагнув далеко вперед. Разумеется, школа остается школой, любой талантливый автор рано или поздно вырастает из определенных рамок и выходит на самостоятельный путь, как это было с Гумилевым, Ахматовой и Мандельштамом. А с закрытием Цеха поэтов в 1914 году (бессильные попытки возродить его после революции в расчет не берутся) акмеизм формально перестал существовать как течение.
Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 76 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |