Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Проектировочная функция

Читайте также:
  1. B) Функцияның төрт нөлдері бар. D) Функция кесіндіде үзіліссіз болады.E) Функция сегментте қатан өседі.
  2. III. Интерактивная функция педагогического общения
  3. Lt;variant>функция
  4. Microsoft Excel программасы. Кестелер. Автотолтыру. Функцияларды пайдаланып есептеулер.
  5. WWW –сервердің функциялары
  6. Агрегаттық функциялар.
  7. Адаптивная функция
  8. Азiргi қоғамдағы политологияның функциялары.
  9. Айқындалмаған функциялар. Мысалдар.
  10. Айқындалмаған функцияның бар болуы туралы теорема.

С рассмотренными функциями философии связана еще одна — проектировочная. Ввиду того, что философия выявляет механизмы и наиболее общие тенденции развития природы, общества и мышления, раскрывает требования, соблюдение которых обеспечивает действие этих механизмов и тенденций, она в состоянии стать основой для воздействия на природные и социальные процессы. Такое воздействие для обеспечения его четкой направленности и получения определенных результатов должно быть организованным. Предварительное проектирование социальной среды, например, в условиях освоения территорий, градостроительства, строительства заводов и фабрик требует участия философии, которая совместно с другими науками призвана разрабатывать наиболее общие принципы и нормы, составляющие нормативный каркас создания и функционирования объектов, используемых для организации жизнедеятельности людей в урбанизированной и иной среде. Такую же роль призвана играть философия и при организации экономического пространства. В более узком плане проектировочная функция философии реализуется в формировании образцов познавательной и практической деятельности. Рассмотрение функций философии является иллюстрацией ее масштабной роли в общественной жизни, в организации деятельности людей, направленной на познание и преобразование мира.

В деятельности экономиста функции усвоенной философии реализуются не только в содержании его профессиональной практической и теоретической деятельности. Воплощение мировоззренческой, гносеологической, методологической и других функций философии осуществляется как в плане осознания макроэкономических проблем, так и в их реализации на уровне микроэкономических отношений. При этом становится возможным как генерирование новаторских идей, принятие обоснованных решений по их реализации, успешное воплощение их в экономической деятельности, так и безупречное следование принимаемым к исполнению, действующим в обществе требованиям экономических отношений. Иными словами, философия, став достоянием экономиста как составляющая его профессиональной подготовки способна выступить в качестве фундамента его практической деятельности. Успешность этой деятельности будет наряду с прочим зависеть и от того, какую философию экономист усвоил, и как умело он может применять ее на практике.

 

6) Типы филосовствования: общее и особенное

Каждая крупная историческая эпоха знает свой исторический тип философствования и свой характерный тип философа. Что касается типов философствования, то сегодня в литературе существуют различные подходы к их классификации. Одни исследователи выделяют следующие типы:

А) Созерцательный (высшие ценности – безмятежность, спокойствие духа, спокойное созерцание вечной истины) – характерный для античности;

Б) Умозрительный (близкий к созерцательному) – ориентированный на иррациональные и сверхрациональные источники познания (интуицию, откровение, сверхчувственное созерцание), характерный для поздней античности, средневековья, русского религиозного ренессанса (конца XIX – начала XX века);

В) Деятельный тип философствования – социально-преобразовательный, становление которого связывается с философией марксизма;

Г) Новейший, социально-экологический тип философствования (учение В. И. Вернадского о ноосфере, еще – ранее идеи Н. Ф. Федорова о сознательной регуляции человеком природы), теоретические заключения «Римского клуба»), для которого характерно то, что идея сохранения мира, цивилизации становится важнейшей жизненной задачей всех и каждого.

Другие философы, в том числе представители Уральской школы, выделяют в качестве основных типов философствования, доминирующих в те или иные эпохи, Космоцентризм (натурализм), Теоцентризм, Антропоцентризм, Социоцентризм.

Так, например, спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, было стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом (КОСМОЦЕНТРИЗМ). Не случайно первых греческих философов называли «физиками» (от греч. phusis) – природа. Человек трактовался как часть мира, природы, космоса, своего рода микрокосм. В этот период высказаны интересные идеи о бытии, первооснове, движении, познании, которые определили основные направления философствования на достаточно длительный последующий период. Наиболее крупные мыслители: Фалес, Анаксимен, Пифагор, Гераклит (самое известное его высказывание: «Все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку»), Демокрит, Сократ («Познай самого себя», «Я знаю, что ничего не знаю»), Платон («Мудрость приносит три плода: дар хорошо мыслить, дар хорошо говорить, дар хорошо поступать»), Аристотель («Мудрость – это та наука, которая желательна для нее самой и для познания, а не та, которая желательна ради извлекаемой для нее пользы») и др.

В средние века основной формой философствования становится ТЕОЦЕНТРИЗМ. Утверждается идея о том, что природа и человек – это творения Бога. Основными проблемами философии становятся «Бог – человек – природа», «вера и знание», «предназначение человека», «надежда и упование». В средние века познание, система мышления, логика развивались как Схоластика (от лат. shola – школа). Схоластика – официальная школьная философия, основной особенностью которой была оторванная от реальной жизни игра словами и понятиями, а основной задачей – доказательство бытия бога и обоснование догм священного писания. Среди схоластов (с XI в.) возник спор реалистов номиналистов о природе общих понятий. Суть спора была в том, как идет наше познание: от вещей к понятиям, или, наоборот, от понятий – к вещам. Наиболее крупные мыслители этого периода: Августин Блаженный, Авиценна, П. Абелляр, Ф. Аквинский, Д. Скот, У. Оккам и др.

Для философии марксизма характерен СОЦИОЦЕНТРИЗМ. Основная особенность, отличающая его от предшествующих философских течений, заключается в том, что он утверждает принцип деятельности, общественно-исторической практики. В практике человек творит себя и свою историю, практика – источник и цель познания, критерий истины. В марксистской философии анализ материальной и экономической деятельности человечества является ключом к пониманию человека и истории. Способ философствования – результат многогранности отношений человека к миру, а также различных целей исследования, в котором раскрывается реальность человеческого бытия в том или ином модусе.

7) Соотношение биологического и социального в человеке.

Все современное человечество принадлежит к одному биологическо­му виду — человек разумный (Homo sapiens), представляющему собой уникальную жизненную форму, соединяющую биологическую и соци­альную сущности. Жизнедеятельность человеческого организма осно­вывается на фундаментальных биологических механизмах, закономер­ностях обмена веществ и энергии, обусловленных морфофункциональными особенностями организма, которые обеспечивают адаптацию к окружающей среде. В то же время биологическая сущность проявля­ется в условиях действия законов высшей, социальной формы движе­ния материи. В процессе антропогенеза формировалась социальная сущность человека как система материальных и духовных факторов, межчеловеческих и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Социальный фактор оказывает су­щественное влияние на жизнедеятельность человека, па его здоровье.

Вопрос соотношения биологического и социального в человеке всегда интересовал ученых. Существуют два противоположных пред­ставления о закономерностях становления личности. Сторонники панбиологизма объясняют все особенности человека его биологической сущностью, наследственными генетическими программами. Пансоциологизм считает, что наследственные факторы у всех людей одинаковы, а индивидуальные особенности личности развиваются под влиянием общественных отношений, обучения и воспитания.

В настоящее время в науке распространены представления о том, что человек является своеобразным и неотъемлемым компонентом биосферы. Особенность биологической сущности человека заключа­ется в том, что она проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. Из социальной сущности лю­дей вытекают закономерности и направления исторического развития человечества. Биологическим процессам, происходящим в организме человека, принадлежит фундаментальная роль в обеспечении важ­нейших сторон жизнеспособности и развития. Тем не менее, в популя­циях людей эти процессы не приводят к результатам, обычным для ос­тального мира живых существ. Так, естественный отбор — движущий фактор эволюции живых организмов — утратил свое значение (напри­мер, в видообразовании) в развитии человека, уступив ведущую роль социальным факторам. Процесс индивидуального развития человека базируется па информации двух видов. Первый вид представляет со­бой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирова­на в виде генетической информации в ДНК (универсальный для всех живых организмов механизм кодирования, хранения, реализации и пе­редачи информации из поколения в поколение). Благодаря этому в ин­дивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от дру­гих живых организмов. Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые приобретаются, сохраняются и используют­ся поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Ос­воение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и жизни в социуме. Данная особенность чело­века определяется понятием социальной наследственности, прису­щей исключительно человеческому обществу.

Происхождение человека как существа биосоциального явилось естественным и закономерным результатом развития одной из ветвей эволюции животного царства. Современное человечество представля­ет собой один вид — Homo sapiens, в пределах которого традиционно выделяют три основные расы: европеоидную (евразийскую), австрало-негроидную (экваториальную) и монголоидную (азиатско-американскую). Расы — это исторически сложившиеся группы людей, ха­рактеризующиеся общностью наследственных физических особенно­стей (цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, очертания головы и т. п.), являющихся второстепенными./По основным же признакам, характер­ным для человека (объем и строение головного мозга, строение кисти и стопы, форма позвоночного ствола, строение голосовых связок, спо­собности к творческой и трудовой деятельности), расы не различаются. Образование рас — сложный процесс, многие расовые признаки возникали путем мутаций, но они могли возникать и в результате та­ких эволюционных факторов, как дрейф генов и изоляция. С развити­ем цивилизации роль естественного отбора и изоляции начинает сни­жаться. В результате усиления взаимодействия между народами начи­нает проявляться метисация (смешение рас), особенно ускоряющаяся в наши дни благодаря возрастающим масштабам миграции людей, разрушению социально-расовых барьеров и т. п. По-видимому, эти процессы приведут к исчезновению расовых различий, хотя па это и уйдут тысячи и тысячи лет.

8) Индивид в системе социальных связей

Человек является субъектом, т.е. активным деятелем социальной системы. Однако конкретный индивид не способен вступить в отношение с целым обществом, он всегда связан с другими субъектами через конкретные виды деятельности. Социальные связи отличаются по виду, содержанию в зависимости от характера совместной деятельности людей и возникающих между ними отношений. В сфере производства складываются экономические социальные связи. В сфере политики и права социальные связи возникают на основе соблюдения законов. В сфере управления социальные связи определяются должностным положением субъектов деятельности.

Каждый человек одновременно вступает в несколько видов социальных связей и представляет собой не что иное, как «сгусток» общественных отношений (социальных связей), интегрированных в индивидуальности. Чем сложнее структура социальных связей, тем большую власть над личностью они приобретают. Иначе говоря, в многообразии социальных связей возникает опасность утраты личностной целостности и подмены ее функциональными проявлениями, когда система подавляет личность, формируя ее индивидуальные качества «под заказ».

 

9) Филосовский смысл категории бытия

Категория бытия. Она имеет большое значение и в философии и в жизни. Как же мы приходим к бытию? В чем его жизненные корни и философский смысл?
Содержание проблемы бытия включает в себя размышления о мире, о существовании, о жизни и смерти, о рождении и исчезновении. Мир обладает бытием. Он есть. Бытие мира — предпосылка его единства. Ибо мир сначала должен быть, прежде чем можно будет говорить о его единстве. Он выступает как совокупная реальность и единство природы и человека, материального бытия и человеческого духа.
Бытие — это философская категория, означающая реальность. Оно сводится к предметно-вещественному миру. Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.
Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные. Можно вычленить различные формы бытия:
1) бытие вещей, процессов и состояний природы;
2) бытие человека в мире природы;
3) бытие духовного, идеального;
4) индивидуализированное и внеиндивидуализированное (объективированное) духовное бытие;
5) социальное бытие (индивидуальное и бытие общества).
Философский смысл бытия проявляется и в противоречии конечного и бесконечного (всякое бесконечное состоит из конечных составляющих частей); в противоречии общего и отдельного, целого и части.
Итак, бытие — общее понятие, самое общее, которое образовываете» путем отвлечения от различий между природой и духом, индивидом и обществом. Мы ищем общее между всеми явлениями и процессами реальности и находим его. Результат этих поисков - бытие, то, что эти явления и процессы реально существуют.

10) Проблемы бития в античной философии

Проблема бытия была сформулирована в античной фи­лософии на самом первом этапе ее существования. Первые греческие натурфилософы стремились выявить предель­ные основы, первоначала мира, гарантирующие его стабиль­ность. Первоначала в античной натурфилософии представля­лись в качестве стихий: огонь, вода, воздух. Размышляя о первоначалах, греческие философы вряд ли имели в виду конк­ретные огонь или воду. После милетцев (философская школа) проблема бытия в иной, более абстрактной форме была поставлена элеатами. Элеаты продолжили поиск такого бытия, которое в своей неизменности и вечности было бы дано уму, а не чувствам, фиксирующим лишь измен­чивость и множественность. Парменид сформулировал основ­ной тезис своих размышлений следующим образом: бытие есть, а небытия нет. Он считал, что: а) бытие есть всегда, оно не возникает и не исчезает, т. е. оно вечно; б) бытие неподвижно и неизмен­но; в) бытие — это замкнутый шар (сфера), что означает его ограниченность и завершенность; г) знания о бытии мы полу­чаем с помощью разума, ибо чувства вводят нас в заблужде­ние. Бытие элеатов едино и неизменно, абсолютно не возникает и не уничтожается, оно — вся возможная полнота совершенств.

Итак, мысль есть бытие, а бытие есть мысль. То, что не мыслится непротиворечивым образом, не существует. Основы­ваясь на этом положении Парменида и развивая его, Зенон сформулировал свои апории о невозможности движения. Невозможность непротиворечиво помыслить движение приве­ла элеатов к выводу об иллюзорности множественности и из­менчивости мира. Таким образом, элеаты с помощью понятия непротиворечивого мышления удерживали мир от опрокиды­вания в изменчивость и множественность, т.е., по их мнению, в хаос и небытие.

Использовав идеи Парменида о неизменности бытия, с од­ной стороны, и идеи Гераклита об абсолютной изменчивости бытия — с другой, Платон создает собственную онтологичес­кую систему. В философии Платона бытие подразделяется на три уровня: а) умопостигаемое бытие вечных, бестелесных идей, которые первичны; б) чувственно постигаемое бытие вещей, которые производны от идей; в) бытие предметов искусства.

По его мнению, истинно сущим бытием яв­ляются эйдосы, идеи, им противостоит мир небытия — мате­рии. Между миром бытия и небытия балансирует мир чувственных вещей. Бытие чувственных вещей — это, согласно Платону, бытие по мнению, а не по истине. Эйдосы упоря­дочены в строгую иерархию, на вершине которой располага­ется идея Блага. Благо, в свою очередь, объемлет три эйдоса: истину, добро и красоту. Платон, в отличие от элеатов, не ис­ключает становления, однако связывает его только с миром чувственных вещей, бытие которых неподлинно, ибо истинное бытие, по его мнению, неподвижно.

Уже в Античности появляются противники теории единого бытия, к которым относятся прежде всего софисты и киники. Философы-релятивисты настаивали на самодостаточности субъективного человеческого разума, который не нуждается в идее единого и неизменного бытия. Бытие, понятое в качестве абсолюта, тяготит индивидуальный ум, принуждая его к со­размерности с собой. По мысли этих античных анархистов, человек должен жить только в согласии с самим собой, без ог­лядок на абсолютное бытие, волю богов или общепринятые истины

11) Диалог реализма и номинализма в философии

Номинализм и реализм - это то, что противостоит друг другу. Разница между ними велика. Понимание и того и другого дает возможность взглянуть на привычные вещи несколько иначе. Спор о том, какая теория правильная, является вековым. В нем принимали участие многие ведущие философы. Каждый выражал свое мнение, опираясь на труды более ранних мыслителей. Реализм и номинализм являются противоборствующими направлениями средневековой схоластической философии. Сторонники номинализма пытались доказать, что существуют только единичные вещи, а сторонники реализма были убеждены, что все существует в божественном уме. Крайние номиналисты утверждали, что общие понятия являются результатом абстрагирования, которое связано с мышлением, крайние реалисты же утверждали, что общие понятия являются универсалиями, которые существуют независимо от нас – они были еще до появления вещей. Номинализм и реализм в средневековой философии сильно отличались друг от друга, находились в состоянии противоречия. Дискуссии, которые возникали между сторонами, приводили к появлению и выработке определенной логики, которая в значительной мере повлияла на развитие схоластики. Также номинализм и реализм, а точнее споры, связанные с ними, привели к развитию научной строгости, повлияли на теорию множеств. Полемика номинализма и реализма длилась несколько веков. Реализм средних веков является учением, в котором утверждается, что реальностью обладают только универсалии (то есть общие понятия). При этом сами вещи являются временными, единичными и постоянно меняются. Понятия являются первопричиной вещей - они зародились из божественного разума. В номинализме же делается акцент на том, что воля преобладает над разумом. В божественном разуме нет никаких понятий. Воля Бога была направлена на сотворение именно вещей, понятия же являются творением познающих душ. Фома Аквинский пытался преодолеть обе крайности. В ответ номиналистам он говорил, что понятия, появившиеся по воле божественного разума, являются прообразами тех понятий, которые мы имеем сейчас. Реалистам же он доказывал, что те понятия, которые образуются в разуме человека, являются вторичными к основной сущности вещей. Фома Аквинский утверждал, что познание основано на том, что на человека действуют сразу две стороны – умопостигаемая, а также чувственная. Речь о том, что объекты ведут своеобразное двойное существование: внутри сознания человека, а также вне его. Чувственные виды дают людям возможность понимать индивидуальное в вещах. Философское познание вещей возвышает человека, приближает его к Богу. Номинализм и реализм чуть позже стали рассматриваться несколько иначе. При помощи познания вещей мыслители пытались ответить на вопросы, связанные с существованием вещей, его причинами, основами, а также смыслом. Многие считали, что именно через вещи можно постичь реальность. Реализм как направление схоластики является учением, в котором утверждается, что подлинная реальность связана только с универсалиями, а единичные предметы не имеют с ней ничего общего. Место существования таких предметов – эмпирический мир. О реальном бытие можно говорить только по отношению к вещам, обладающим постоянством, которые являются вечными. Универсалии – мысли, произошедшие из божественного разума. В номинализме существование общих понятий не допускалось. Универсалии – это то, что появилось позже вещей. Общие понятия являются только именами, которые вообще не могут обладать самостоятельным существованием. Номинализм и реализм – это спор о том, как взаимодействует сделочное и общее. Конечно же, в реализме много от идеализма, а в номинализме - от материализма.-

12) Иррационалистические концепции бытия

Иррационализм обращает внимание преимущественно не на устройство мира (т. е. традиционную философскую онтологию), а на проблему человека и человеческого познания. При этом исследовать человека предлагается внеразумными и вненаучными методами. Первый крупный иррационалист, бросивший вызов классической философии, — немецкий мыслитель Артур Шопенгауэр (1788-1860).Исходным и наиболее совершенным видом познания Шопенгауэр считал интуицию. Она, с точки зрения немецкого философа, не подчинена правилам логики и принципам рационального научного исследования. Интуиция позволяет решить знаменитую проблему Канта и понять природу вещи в себе. Шопенгауэр считал вещь в себе познаваемой, однако познать ее можно не разумом, а только посредством интуиции.

Вслед за Шопенгауэром Ницше стал в оппозицию к классическому рационализму. Для него основа мира — не «бытие», изучавшееся предшествующей философией, а жизнь. Жизнь — это первичная реальность, целостный органический процесс, предшествующий разделению материи и духа, бытия и сознания. Она является вечным движением, становлением, постоянным течением (тут явно использованы представления Гераклита об изменчивости мира).

Сущность жизни, по Ницше, — это «воля к власти», т. е. некая сила, ненасытно стремящаяся к господству. Сама жизнь является вечной борьбой этой воли за власть, за господство — как внутри человека, так и в обществе. В работе «Антихрист. Проклятие христианству» философ писал: «Что хорошо? — Все, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, саму власть. Что дурно? — Все, что происходит из слабости. Что есть счастье? — Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия». Воля к власти стоит за всеми процессами физической и духовной жизни человека. Любое обращение к разуму, истине, логически построенные системы доказательств и аргументации на самом деле являются только заменяющими физическое принуждение способами влияния одной воли на другую — индивидуальную или коллективную.

Идея «воли к власти» глубоко связана с идеями «переоценки ценностей» и «сверхчеловека». Критикуя гуманистическую систему ценностей, Ницше утверждал, что представления о равенстве и справедливости, гуманистическая мораль только разлагают человеческую природу. Помогая слабым, общество зря растрачивает силы, которые нужны ему для движения вперед. Философ перенес на общество дарвиновские идеи естественного отбора. Отсюда его знаменитый призыв, резко отрицающий этику европейского гуманизма: «Падающего — подтолкни». Во главе общества должна стоять «высшая каста» сильных людей, которые имеют право господствовать над серым большинством.

13) Способы существования материи

В истории философии было т ри точки зрения на проблему движения.

1. Объективный идеализм признавал движение ма­терии, но источник движения отрывал от материи и выно­сил его вовне.

2. Субъективные идеалисты отрицали объективный характер движения, считая его сменой, потоком ощущений или понятием, полученным из опыта.

3. Метафизический материализм высказал ряд цен­ных догадок, но в целом движение сводилось им лишь к макромеханической форме его существования. Также ни один из представителей этого направления не сумел вскрыть внутренний источник движения. Ф.Энгельс дал классическое определение движения: «Движение в приме­нении к материи - это изменение вообще... изменение, охватывающее все явления, начиная от простого механиче­ского перемещения и кончая мышлением»[3].

Движение является всеобщим способом существо­вания материи, ее коренным атрибутом. Мир есть движу­щаяся материя, в мире нет ничего, кроме движущейся ма­терии. Материи присуще самодвижение, источником кото­рого является единство и борьба противоположностей. Движение, как и материя, несотворимо и неуничтожимо.

Движение диалектически противоречиво по своей природе.

а) Движение абсолютно и относительно, то есть все посто­янно находится в движении и одновременно некоторые материальные объекты находятся в относительном покое.

б) Движение - это единство изменчивости и устойчивости. Причем изменчивость всеобща, абсолютна, а устойчи­вость относительна.

в) Движение одновременно непрерывно и прерывно (нет абсолютного прекращения изменений, в то же время в природе постоянно происходят скачки при переходе из одного качественного состояния в другое).

Таким образом, движение является способом суще­ствования материи. Современная философия отрицает ото­ждествление конкретных форм движения с движением во­обще. В то же время любая форма философии стремится дать классификацию форм движения в соответствии со сво­ей мировоззренческой позицией. Главные методологиче­ские идеи классификации форм движения материи с пози­ций диалектического материализма даны Ф.Энгельсом в его работе «Диалектика природы». Раскроем их:

Каждая форма движения материи имеет свой опреде­ленный материальный носитель.

Формы движения материи качественно различны и не­сводимы друг к другу (то есть они качественно специ­фичны, но взаимосвязь между ними есть).

Существуют общие закономерности, проявляющиеся во всех формах движения.

При определенных условиях формы движения материи способны превращаться друг в друга. Формы движения материи отличаются друг от друга по степени сложности.

Классификация форм движения материи находится в неразрывной связи с уровнем развития наук.

Основываясь на этих методологических принципах, Ф.Энгельс выделил следующие формы движения материи:

1) Механическое - пространственно-временное перемеще­ние тел.

2) Физическое - это атомарное движение. Энгельс называл эту форму движения еще механикой атомов.

3) Химическое - это движение молекул, или физика молекул.

4) Биологическое - это движение клеток, белковых образо­ваний. Энгельс называл эту форму химизмом белков. Эта форма движения материи знаменует переход от не­живой природы к живой. Не случайно одно из определе­ний жизни гласит, что жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого явля­ется обмен веществ.

5) Социальное - это движение людей и социальных орга­низмов. Это высшая форма движения, которая возникла сравнительно недавно.

Следует иметь в виду, что, в зависимости от крите­рия деления форм движения, можно сделать другие деления. Завершая данный вопрос, отметим, что все формы движения материи взаимосвязаны и переходят друг в друга. Чем выше форма движения материи, тем уже степень про­явления в ней низших форм. Высшей, наиболее сложной формой движения материи является социальное движение.

14) Понятие картины мира и ее виды

Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К.м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов.

Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не «вширь», а»вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.

Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все «суета сует». Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу.

Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.

Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира.

Научная картина мира (НКМ) — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания.

В процессе развития науки происходит постоянное обновление идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Таким образом, научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. В то же время, научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. В результате научные знания позволяют делать верные предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации. Противоречия между научными концепциями преодолеваются путём выявления новых фактов и сравнения их с предсказаниями различных теорий. В таком развитии — суть научного метода.

Научная картина мира существенно отличается от религиозных представлений о мире, которые основаны не столько на доказанных фактах, сколько на авторитете пророков и религиозной традиции. Религиозные интерпретации концепции мироздания постоянно изменяются, чтобы приблизить их к современным научным трактовкам. Догмы разных религий, как правило, противоречат друг другу, и эти противоречия весьма трудно преодолеть (в отличие от научных противоречий, которые преодолеваются экспериментальным путём).

15) Проблема доказательств бытия Бога в философии

Если Бога нельзя познать, то каким образом доказать, что Он существует? Так, представители «реализма», в частности Ансельм Кентерберийский, опираясь на свои философско-гносеологические принципы, приводили так называемое онтологическое доказательство. Его суть в том, что из понятия вещи - в данном случае из понятия Бога, как идеи высшего совершенства - выводится доказательство Его реального существования. Обязательно должна быть сущность, совершеннее которой ничего нет, ею и является Бог. Если Бог как идея содержит в себе свою реальность, то, значит, Сам Он действительно существует.
Сторонник «умеренного реализма» Фома Аквинский, отвергая онтологическое доказательство, приводит пять тесно связанных друг с другом доказательств существования Бога. Первое основано на том, что все, что движется, движимо чем-то другим. Этим определяется необходимость существования первого двигателя, которым является Бог.

Другое, которое получило название космологического, исходит из того, что каждое явление имеет свою причину. Поднимаясь по «лестнице» причин, мы приходим к мысли о необходимости существования Бога как верховной причины всех вещей и явлений.
Третье доказательство вытекает из взаимоотношения случайного и необходимого. Случайное зависит от необходимого, первой необходимостью является Бог.
Четвертым доказательством служат степени качеств, которые есть везде, потому должна существовать наивысшая степень совершенства и ею является Бог.
Последнее, пятое доказательство - темологическое (от греч. teleos - цель). Все в природе направляется к некоей цели, имеет смысл, полезность. Следовательно, существует Разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели, им и является Бог.
В отличие от «реалистов» номиналисты, исходя из своих гносеологических посылок, опровергали многие религиозные догматы. Так, Росцеллин предложил тритеистическую доктрину: если существуют три Божественные особы, то существует не один, а три самостоятельных Бога. Он поколебал и концепцию единства Церкви, ибо указал, что единство Церкви как однородного «тела» Христова является пустым звуком. В XIV в. подъем номинализма завершил критику философских доказательств существования Бога, объявив, что бытие Бога -предмет религиозной веры, а не философии, которая должна опираться на доказательства. Путем разума можно доказать лишь вероятное существование Бога, естественное же знание, опирающееся на опыт, ничего не говорит о его существовании. Таким образом, номинализм имел в средние века не только философское, но политическое значение.

16) Структура индивидного бытия

Если Бога нельзя познать, то каким образом доказать, что Он существует? Так, представители «реализма», в частности Ансельм Кентерберийский, опираясь на свои философско-гносеологические принципы, приводили так называемое онтологическое доказательство. Его суть в том, что из понятия вещи - в данном случае из понятия Бога, как идеи высшего совершенства - выводится доказательство Его реального существования. Обязательно должна быть сущность, совершеннее которой ничего нет, ею и является Бог. Если Бог как идея содержит в себе свою реальность, то, значит, Сам Он действительно существует.
Сторонник «умеренного реализма» Фома Аквинский, отвергая онтологическое доказательство, приводит пять тесно связанных друг с другом доказательств существования Бога. Первое основано на том, что все, что движется, движимо чем-то другим. Этим определяется необходимость существования первого двигателя, которым является Бог.
108
Другое, которое получило название космологического, исходит из того, что каждое явление имеет свою причину. Поднимаясь по «лестнице» причин, мы приходим к мысли о необходимости существования Бога как верховной причины всех вещей и явлений.
Третье доказательство вытекает из взаимоотношения случайного и необходимого. Случайное зависит от необходимого, первой необходимостью является Бог.
Четвертым доказательством служат степени качеств, которые есть везде, потому должна существовать наивысшая степень совершенства и ею является Бог.
Последнее, пятое доказательство - темологическое (от греч. teleos - цель). Все в природе направляется к некоей цели, имеет смысл, полезность. Следовательно, существует Разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели, им и является Бог.
В отличие от «реалистов» номиналисты, исходя из своих гносеологических посылок, опровергали многие религиозные догматы. Так, Росцеллин предложил тритеистическую доктрину: если существуют три Божественные особы, то существует не один, а три самостоятельных Бога. Он поколебал и концепцию единства Церкви, ибо указал, что единство Церкви как однородного «тела» Христова является пустым звуком. В XIV в. подъем номинализма завершил критику философских доказательств существования Бога, объявив, что бытие Бога -предмет религиозной веры, а не философии, которая должна опираться на доказательства. Путем разума можно доказать лишь вероятное существование Бога, естественное же знание, опирающееся на опыт, ничего не говорит о его существовании. Таким образом, номинализм имел в средние века не только философское, но политическое значение.

17) Филосовское понимание развития

Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением новых кач-ых состояний, кот. как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих кач-ых состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.

Существует несколько качественно различных форм движ материи: механ, физическая, хим, биологическая, социальная... Качественное разнообразие одного уровня не м.б. объяснено кач разнообразием другого. Точное описание движ частиц воздуха не может объяснить смысл чел речи. Однако необходимо иметь в виду и общие закономерности, свойственные вскм уровням, а также их взаимодействие. Эта связь выраж в том, что высшее включает низшее. (ДНК - хим соединение) Однако высшие формы не включены в низшие. (нет жизни в хим соединениях)

Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех указанных свойств выделяет процессы Р среди др изменений: обратимость изменений хар-ет процессы функционирования; отсутствие закономрности характерно для случайных процессов катастрофич типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для Р единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате Р. возникает новое качественное состояние объекта, к-рое выступает как изменение его состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к Р составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

18) Диалектика и метафизика: общее и особенное

Исторически сложилось два предельно общих философских метода: диалектический и метафизический.

Сам термин «диалектика» появился позже, чем термин «философия». Сократ (469–399 до н. э.) понимал диалектику как искусство вести беседу, обнаружение истины путем столкновения противоположных мнений. Искусство спора начинает пониматься как способ познания природы, человека и его мышления, как умение постигать изучаемые явления в их противоположных определениях.

Наряду с формированием диалектики зарождается метафизика. Термин «метафизика» обозначал группу трактатов Аристотеля (384–322 до н. э.). Греческая приставка «мета» означает «сверх», «над». Термин «метафизика» стал обозначать учения о том, что «сверх» физической реальности, а именно учения об особой сверхчувственной реальности, лежащей в основе физической, чувственно-данной реальности. Эта сверхчувственная реальность постигается не опытом, а посредством умозрения. Впоследствии многие века традиция называла «метафизикой» всякое философское учение, содержащее умозрительные размышления о сверхчувственной реальности.

Позднее, начиная с Гегеля, термин «метафизика» приобретает и другое значение, в смысле метода, противоположного диалектическому. Поскольку в умозрительных спекуляциях о сверхчувственном бытии всегда было стремление найти какие-то абсолюты, вечные неизменные основания чувственного бытия, эта методологическая установка и стала квалифицироваться как метафизика.

Как антипод диалектическому способу мышления, метафизика отрицает истинность того, в чем обнаруживается противоречивость.

Метафизическое мышление в общей форме заключается в отрыве друг от друга и абсолютизации тех или иных сторон, противоположных моментов действительности или ее познания.

Достижение истины предполагает применение правильного метода. Нужно учитывать, что и метафизический способ мышления дает определенное позитивное знание. Иногда полезно рассмотреть изучаемый объект в статике, отвлечении от некоторых связей и т. д. Но на этом останавливаться не следует. Движение к истине предполагает использование диалектического метода, который требует проведения всестороннего анализа и синтеза, раскрытия диалектики, динамики, противоречивости изучаемых объектов.

19) Содержание объективной диалектики

Объективная диалектика - развитие реального мира (природы и общества). Субъективная диалектика - это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) - отражение диалектического движения (развития) действительного мира; во-вторых, - теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития, движения как внешнего мира, так и самого мышления. Эти два ряда законов - на что обращал внимание Энгельс - по сути дела тождественны, а по своему выражению различны лишь постольку, поскольку человеческая голова может применять их сознательно, между тем как в природе, - а до сих пор большей частью и в человеческой истории - они прокладывают себе путь бессознательно, в форме внешней необходимости, среди бесконечного ряда кажущихся случайностей.

Следует иметь в виду, что существует и так называемая "субъективистская диалектика" (особенно характерная для софистики и эклектики) - это, по справедливому замечанию Гегеля, "внешняя, пустая диалектика", не доходящая до диалектики самих реальных предметов, не отражающая их, а "гибкость понятий" (т.е. их "текучесть", изменяемость) применяется чисто субъективистски, а не объективно.

Познание есть отражение реальной действительности и объективных законов ее движения, развития в сознании человека. Однако это не механическое, мертвое, зеркальное отражение, не пассивное созерцание мира изолированным индивидом. Познание - это прежде всего процесс активного отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности, который происходит на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной практики. В ходе последней и осуществляется переход логики (сущности, законов) бытия в логику познания, формирование мышления в понятиях. Следовательно, познание, диалектика понятий (субъективная диалектика), будучи отражением объективного мира, не может осуществляться по законам, принципиально отличным от законов развития реальной действительности, диалектики бытия (объективной диалектики).

Если бы закономерности развития объективного мира и закономерности развития мышления были бы совершенно различными, то верное отражение предметов материального мира в сознании людей было бы невозможно. Важнейшая задача диалектики как Логики состоит в исследовании того, как выразить в человеческих понятиях движение, развитие объективных явлений, их взаимосвязь, взаимопереходы, противоречия и т.д., т.е. воспроизвести диалектику изучаемого объекта в теории.

Таким образом, законы диалектики являются в то же время законами теории познания и логики. Примененная к проблемам познания, материалистическая диалектика выступает как теория познания; рассматривая развитие мышления, она представляет собой логическое учение. Тем самым, диалектика не с одной стороны - логика, с другой - теория познания, с третьей - онтология (учение о бытии), а целиком, со всех сторон есть учение о развитии вещей и о процессе познания их, о мышлении и его законах и формах.

Материалистическая диалектика является методом мышления, ведущим к достижению новых результатов, потому что она вскрывает объективные закономерности движения самого предмета. Чтобы познать объективную истину, мысль должна следовать законам, определяемым самим реальным миром

Итак, диалектика (греч. dialektice - вести беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В истории философии сложились три основные формы диалектики: а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.); б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем; в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Какую бы историческую форму диалектика ни принимала, в центре ее внимания всегда была проблема развития. В материалистической диалектике развитие - философская категория, выражающая процесс движения, изменения органических целостных систем - материальных (прежде всего) и духовных. Наиболее характерными чертами данного процесса являются: возникновение качественно нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность), развертывание во времени.

Развитие - универсальное и фундаментальное свойство бытия, его атрибут. Поскольку основным источником развития являются внутренние противоречия, то данный процесс по существу является саморазвитием (самодвижением). Современная наука (в частности, синергетика) подтверждает глубинную необратимость развития, его многовариантность и альтернативность, а также то, что "носителем" развития являются сложные, открытые, самоорганизующиеся органические системы.

20) Система категории детерминизма

Детерминизм - общенаучное понятие и философское учение о причинности, закономерности, генетической связи, взаимодействии и обусловленности всех явлений и процессов, происходящих в мире. К числу всеобщих категорий детерминизма относятся причина и следствие, отношение, связь, взаимодействие, необходимость, случайность, условие, обусловленность, возможность, действительность, невозможность, вероятность, закон, детерминация, причинение, функция, связь состояний, корреляция, предвидение и др. Можно выделить:

1) философский;

2) естественнонаучный, а в его рамках отдельно научную телеономию и телеоло гию;

3) технический и технологический, опирающийся на предыдущий Д. в сфере технических приложений;

4) социальный, который опирается на телеологию и действует в человеческом обществе.

Можно выделить несколько форм и концепций Д., сменявших исторически друг друга, но не исчезнувших до сих пор:

1) наивную и стихийно диалектическую (античная);

2) механистическую жесткую и однозначную (лапласовскую);

3) статистическую или вероятностную (естественнонаучную - в XX веке);

4) современную (синтетическую, диалектическую, по сути - синергетическую).

Коротко о них.

Античный детерминизм

Идеи причинности были самыми ранними в Д. К их признанию побуждала практика развитой политической и юридической жизни древнегреческих городов-полисов. Идеи причинности, а также необходимости выражены были еще Левкиппом (V век до н.э.), а затем Демокритом (ок. 450 г. до н.э.) в их атомистике.

Однозначный (лапласовский) детерминизм

Эта концепция была и остается фундаментом классический механики и физики. Она была подкреплена их успехами в науке и в границах применения законов науки. Суть ее в том, что силы (то есть некоторые внешние причины и факторы), действующие на материальную систему и ее начальное состояние, жестко, однозначно и линейно определяют ее развитие, историю всех дальнейших событий и состояний.

Вероятностный детерминизм

Исторически он возник в связи с развитием термодинамики и статистической физики для массовых явлений. Первоначально он рассматривался как паллиатив лапласовского: законы динамического типа считались первичными, а статистические - производными от них и как бы второстепенными

Современный детерминизм

Является синтезом предыдущих подходов, включая античный детерминизм, особенно в том пункте, когда признается диалектика. Сущность причинения нельзя понять без обращения к категории взаимодействия, то есть взаимной связи явлений, процессов, состояний, объектов разного рода. Здесь происходит перенос материи и движения, их превращения из одного вида в другой, а также в бихевиоральных системах - перенос и превращения информации. Взаимодействия суть источник изменений, направленности, результативности (эффективности) разного рода. Одностороннее действие - это фактически идеализация. Причинную связь необходимо трактовать как направленное взаимодействие, так что по "следам" причин в следствии можно судить о действующей причине. Заметим, что нельзя жестко противопоставлять причины и условия: условие само в определенной степени является причиной, а причина условием. Существуют три версии временного соотношения между причиной и следствием:

1) сначала возникает причина, а за ней сразу же следствие (большая "теснота" связи"); они непереставимы инеодновременны - "классическая" концепция;

2) в условиях близкодействия и конечной скорости взаимодействия между причиной и следствием есть интервал;

3) причина и следствие одновременны: зарождение причины сразу же вызывает появление следствия и тогда причина "затухает" в своем следствии.

Одним из самых острых вопросов Д. является вопрос о сущности случайности в ее связи с необходимостью и причинностью. Правда, определения необходимости как непреложности, как того, что обусловлено всем предшествующим развитием и должно непременно произойти, не вызывают особых споров. Случайное можно трактовать как то, что не вытекает из внутренней закономерности, а следует из внешних связей и отношений, длящихся к тому же кратко и действующих неустойчиво, спорадически. Важной категорией Д. является понятие "связи состояний". изучение связи состояний дает ответ не на вопрос почему произошло то ли иное событие, а на вопрос как протекает процесс, от чего к чему. Оно обозначает качественно - количественную меру реализации бытия объекта в данный момент времени, в науке оно отображается в виде совокупности сущностных параметров данного объекта. В широком смысле связь состояний может быть представлена и безотносительно к причинности (непричинная связь), как это имеет место в функциональной связи.

Функциональная связь - понятием функции как более общей формой описания последовательных состояний, безотносительной к субстрату и содержанию отношений между А и В. Так, в законе Бойля - Мариотта давление и объем не являются причинами друг друга, хотя они связаны функционально в формуле pV = Const.

Корреляционная связь выражает количественно определенное соотнесение объектов, свойств, состояний и т.п., их соответствие друг другу при изменениях, параллельность при наличии слабой тесноты связи, нередко, вызванной наличием промежуточных объектов и большой временной дистанции. Научная телеология, если ее развить основательно, представляется как наиболее развитая часть детерминизма. Детерминизм - может выглядеть как переход от темпорального и многопараметрического описания детерминистских зависимостей, характерных для.

21) Законы развития

1.Закон единства и борьбы противоположностей (закон диалектического противоречия) раскрывает источник развития и формируется: всякое самодвижение и развитие происходит благодаря взаимодействию, внутреннему едиству и взаимопроникновению противоположных, взаимоисключаемых сторон и тенденций предметов,явлений, процессов.

2.Закон перехода количественных изменений в качественные: количественные и качественные характеристики материальной системы связаны таким образом, что на определённом этапе развития изменения количественных приводит к изменениям качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.

3.Закон отрицания отрицания (диалектичкеского синтеза): в процессе развития каждая ступень, являющаяся результатом 2-го отрицания-снятия. Представляет собой синтез предыдущих ступеней, где на более высоком уровне воспроизводятся характерные черты исходной ступени развития.

Учение о развитии — диалектика.

22) Проблема критериев прогресса и регресса

Прогресс и регресс. Критерии прогресса Прогресс — направление развития сложных систем (в том числе социальных), для которого характерен переход от низших, менее совершенных форм к высшим, более совершенным. Казалось бы, прогресс в истории человечества очевиден. Однако с научной точки зрения это утверждения спорно. В настоящее время существуют теории либо отрицающие прогресс, либо сопровождающие его признаки такими оговорками, что понятие прогресса теряет всякое объективное содержание, становится относительным, зависящим от порции того или иного субъекта, от того с точки зрения какой системы ценностей субъектов подходит к пониманию исторического процесса. Основная проблема авторов данных теорий — абсолютизацией какой-либо одной или нескольких детерминант общественного прогресса (например, название техники, или развитие науки, или упадок культуры). С точки зрения системного подхода в качестве основного критерия прогресса выступает повышение уровня организации системы, что находит свое отражение в такой дифференциации и интеграции элементов и связей, которая повышает степень целостности системы, ее адаптационные возможности, функциональную эффективность и обеспечивает высокий потенциал последующего развития. Таким образом, прогрессом можно назвать процесс развития системы, при котором: • возрастает число ее подсистем, • усложняется структура системы, • увеличивается число связей между элементами системы, •возрастает набор функций отдельных элементов и подсистем системы. Это и есть критерии прогресса. К основным формам прогрессивного развития общества относят реформы и революции. Регресс — направление развития сложных систем, для которого характерен переход от сложных форм к более простым и менее совершенным. В результате регрессивного развития: • уменьшается набор полезных для системы функций, • распадаются существовавшие ранее структуры, • уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы. Как показывает анализ исторического процесса, развитие общества характеризуется многонаправленностью. Такое развитие предполагает прогрессивные, регрессивные, одноплоскостные и круговые изменения. Выделение главных тенденций развития социальной системы является весьма сложной задачей, так как усложнение определенных структур системы и совершенствование функций их элементов может сопровождаться обратными процессами в других структурах той же системы, что, собственно, отражает диалектическую связь прогресса и регресса, выраженную в категории — «единство противоположностей».

23) Традиции и новаторство в общественной жизни

две стороны процесса развития культуры. Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость, «инерционность» в культуре — это традиция. В традиции элементы культурного наследия — идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т. д.- сохраняются и передаются от поколения к поколению. Традиции существуют во всех формах духовной культуры. Можно говорить о научных, религиозных, моральных, национальных, трудовых и других традициях. Благодаря им развивается общество, так как молодое поколение не занимается «изобретением велосипеда», а усваивает достигнутый человеческий опыт, «отсеянные» временем нормы культуры.Система традиций отражает целостность, устойчивость общественного организма. В нее нельзя грубо, «топорно» вмешиваться, так как могут быть нарушены тонкие и сложные механизмы культуры. Не следует «улучшать» духовную жизнь общества, тотально разрушая старые духовные ценности, историческую память. В этой ситуации «новатор» окажется в роли Чингис-Хана, захватившего земледельческую область Кан Су. Его военачальники заявили, что не знают, что им делать с обработанными землями. Лучше всего, по их мнению, с «плодами победы» поступить так: сельское население уничтожить и поля, предоставленные самим себе, снова бы стали степью, вернулись к благородному состоянию пастбища.С другой стороны, культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, изменение являются другой стороной развития общества. Единство традиции и обновления -универсальная характеристика любой культуры.Человек является субъектом творческой деятельности в культуре. Однако, далеко не всякое новаторство становится фактом культуры. Новизна ради новизны не несет в себе действительного творческого содержания, превращается в бессмысленное кривлянье. Творчество культурных ценностей всегда носит общезначимый характер. Научное открытие или художественное произведение должны распространяться в обществе, получить отзвук в умах и сердцах людей. Конечно, речь идет не о сиюминутном признании. В свое время «королем поэтов» был провозглашен И. Северянин, а не его современники А. Блок или С. Есенин. Однако, история все расставила на свои места. Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением людей. Различное соотношение традиций и обновления, творчества в культуре дают основание для классификации обществ на традиционные и современные. В первых традиция господствует над творчеством. Культурные образцы воспроизводятся в «первозданном» виде. Изменения вносятся в рамках традиции бессистемным и случайным образом. Отклонения от нормы, как правило, не одобряются и отрицаются. Например, в средневековом обществе главная задача художника состояла в отражении того, что уже произошло - священной истории, истории пришествия Христа на землю, его мук и смерти во искупление грехов человеческого рода,— того, что зафиксировано в Библии и произойдет в будущем. Так, образцом для известного иконописного сюжета «Спас Нерукотворный» (изображение лица Христа) послужил описанный в легенде отпечаток лика Спасителя на полотенце. Для художника важно здесь не самовыражение своего творческого «я», а следование традиционному образцу. Отсюда становится понятным равнодушие средневековых мастеров к проблеме индивидуального авторства, когда целые куски литературного текста (музыкальных пьес, опер и т. п.) кочевали из произведения в произведение без всякого указания на источник цитирования.В современном обществе базисной ценностью является обновление, новаторство. Здесь действует принцип «запрета на плагиат». Всякая новация - научная, художественная, технологическая - имеет индивидуального автора. Повтор, копирование оценивается обществом весьма невысоко. Истинный художник или ученый - это всегда создатель нового. Каждая культурная ценность носит неповторимый, уникальный характер. Современное общество пронизано «гонкой за новизной». Это дает значительный эффект. Опытная наука за 300 лет своего существования в странах, охваченных научно-технической революцией, дала возможность поднять уровень жизни в 15— 20 раз.

24) Субъективная диалектика человеческого познания и мышления

Диалектика — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

Объективная диалектика — это развитие реального мира (природы и общества).

Субъективная диалектика — это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) — отражение диалектического движения (развития) объективного мира; во-вторых, теория диалектики, т. е. учение о всеобщих законах развития как внешнего мира, так и самого мышления.

Существует и «субъективистская диалектика» (особенно характерная для софистики и эклектики). Есть внешняя диалектика, не доходящая до диалектики самих реальных предметов, не отражающая их, а есть «гибкость понятий» (т. е. их текучесть, изменяемость), примененная чисто субъективистски, а не объективно.

Познание, диалектика понятий (субъективная диалектика), будучи отражением объективного мира, не может осуществляться по законам, принципиально отличным от законов развития реальной действительности, диалектики бытия (объективной диалектики). Тем самым объективный мир и человеческое мышление подчинены одним и тем же всеобщим законам — законам диалектики. Это значит, что они не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой.

25) Филосовские концепции происхождения и сущности сознания




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 152 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.035 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав