Читайте также:
|
|
В новых условиях на первый план выдвигается многосторонняя дипломатия. Традиционные посольства выходят за рамки формата двусторонних отношений и активно подключаются к многосторонней дипломатической деятельности. Альтернативной карьерой для растущего числа молодых людей, желающих посвятить себя дипломатии, становится карьера международного чиновника, работающего в одной из международных организаций, как правительственных, так и все более многочисленных неправительственных.
Характерной чертой современных международных отношений стали встречи в верхах — саммиты, то есть двусторонние и многосторонние встречи политических лидеров различных стран мира — глав государств, правительств и различных правительственных ведомств. В основном потребность во встречах на высшем уровне объясняется тем, что профессиональные дипломаты отнюдь не всегда уверены, получат ли предпринимаемые ими за рубежом акции поддержку со стороны парламентских институтов, органов местной власти, муниципальных властей.
Это в свою очередь наносит ущерб престижу дипломатических представителей в глазах принимающей стороны. В условиях демократизации международных отношений и стирания граней между внутренней и внешней политикой реальное решение проблем могут обеспечить лишь деятели, имеющие непосредственное влияние на своих избирателей. К тому же скоростные средства передвижения и электронные средства связи, позволяющие немедленно получить необходимую информацию как международного, так и внутреннего характера, превращают саммиты в постоянный институт мировой политики. Между тем еще теоретики прошлого предупреждали о том, что встречи на высшем уровне не являются лучшим средством в распоряжении дипломатии. И действительно, личные симпатии и антипатии, недопонимание и превратное толкование, неожиданные эмоциональные заявления превращаются в элемент международной политики и нередко ставят в трудное положение профессиональных дипломатов.
Получило распространение мнение, будто министерство иностранных дел, исторически выполнявшее роль «стража» государственных интересов и удерживавшее под контролем всю совокупность внешних связей, в новых условиях утратило свое былое значение. Напомним, что внешнеполитические ведомства возникли в Европе в связи с выделением внешней политики в отдельную сферу государственного управления. Причем и сами министерства лишь постепенно, следуя за государственной системой, которая эволюционировала от средневекового универсализма к территориальному суверенитету, освобождались от функций контроля над рядом внутренних процессов.
В ходе происходящих изменений сформировалось своего рода «внешнеполитическое сообщество», объединяющее акторов, действующих вне министерства иностранных дел. Еще в 1925 г. известный французский дипломат Жюль Камбон счел нужным высказать сомнение: «Демократия всегда будет нуждаться в послах и министрах, однако неизвестно, будет ли она нуждаться в дипломатах?». Действительно, обстоятельства, новейшего времени во многом напоминают возврат к средневековой ситуации, когда четкого различия между внутренней и внешней политикой не существовало. Эта аналогия побудила некоторых исследователей и политиков поставить вопрос о правомерности дальнейшего существования традиционных дипломатических институтов. Наиболее популярным выражением подобного пессимизма стало утверждение Збигнева Бжезинского, что в настоящее время бизнесмены могут вполне обходиться без дипломатов, и его пожелание отдать помещение американского посольства в Лондоне под студенческое общежитие. Стал популярным парафраз известного выражения: «Если бы министерств и посольств не существовало, не надо было бы их изобретать»4.
Многие исследователи, однако, выступают против такого упрощенного до примитивности взгляда на развитие мировой системы. Подобные взгляды, считают они, дают возможность представителям школы реализма по-прежнему утверждать центральную роль суверенного государства в международной политике. В этом ракурсе подход к министерствам иностранных дел как к «стражу у врат государства» (gatekeeper) вполне закономерен. Причем реалисты уделяют внимание лишь одному аспекту внешнеполитического ведомства — его символическому значению в качестве представителя государственной власти и стража ключевого института государственной системы — внешней политики.
Естественно, что при этом исходят из констатации коренного различия, якобы продолжающего существовать между внутренней и внешней политикой, и из исторически присущего внешнеполитическому ведомству права определять соответствие внешней политики национальным интересам. Такая трактовка роли дипломатического ведомства действительно подталкивает к выводу о неизбежности его кризиса в эпоху возрастающей взаимозависимости. В действительности функции и действия министерств иностранных дел сегодня гораздо разнообразнее и сложнее, чем роль «государственного стража». В их способности давать адекватный ответ на вызовы, с которыми сталкиваются правительства, содержится объяснение их выживания в среде, которая в силу различных причин не всегда этому благоприятствует. Внешнеполитические ведомства упорно отвоевывают себе нишу в политической системе, отмеченной драматическими переменами как в самих странах, так и на мировой арене. Наметилось возрастание роли государственных институтов в противодействии современным вызовам и угрозам. В частности, в Госдепартаменте США, в отличие от прошлой практики, когда к дипломатической работе на контрактной основе привлекались преимущественно частные лица и организации, теперь намерены подписывать контракты преимущественно с представителями государственных ведомств5.
Речь идет о том, что, утратив прежнюю прерогативу быть единственным проводником внешней политики, министерство иностранных дел теперь призвано осуществлять координационные функции. Иными словами, добиваться координации внешней деятельности различных государственных структур и других национальных и субнациональных институтов, а также координировать действия своего правительства с политикой других правительств, международных организаций, с активностью как официальных, так и неофициальных представителей академического и делового мира. Функции, утраченные министерством иностранных дел, теперь осуществляются другими акторами. Все, что ускользает из-под контроля государственной системы, подхватывается глобальной системой, в рамках которой ведутся переговоры, устанавливаются контакты, решаются новые проблемы.
Посольства в последние десятилетия комплектуются далеко не только карьерными дипломатами. Сотрудниками посольств становятся представители самых разнообразных ведомств — военных, разведывательных, коммерческих, информационных, агропромышленных и т.д. Например, поданным энциклопедии «Britannica», в крупных американских посольствах лишь около 15% персонала — чиновники Госдепартамента. Некоторые посольства сегодня напоминают небольшие военные городки или гарнизоны, где расположены офисы, резиденция посла, жилые дома для дипломатов, их семей, а также родственников, магазины, спортивные сооружения, бассейны, клубы и культовые здания. Все это превратило дипломатическую службу в чрезвычайно дорогостоящую отрасль государственного управления.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 112 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |