Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Добро и зло. Борьба с правонарушениями и преступностью

Читайте также:
  1. A) добровольность вступления в брак и расторжения брака
  2. X добровольного сообщения лицом компетентному органу о даче взятки
  3. Адміністративна й кримінальна відповідальність за недобросовісну конкуренцію
  4. Антифашистская борьба белорусского народа.
  5. Борьба Гераклеополя и Фив
  6. Борьба за власть после смерти Петра 1
  7. Борьба за внимание общественности
  8. Борьба за свержение ордынского ига. Куликовская битва. Стояние на реке Угре.
  9. Борьба за существование.
  10. Борьба западных адыгов за свою свободу и независимость на 2-м этапе Русско-Кавказской войны (1829-1859 гг.).

как способ утверждения добра.?

Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, раз-

граничивающие нравственное и безнравственное.

Добро — категория этики, объединяющая все, имеющее положи-

тельное нравственное значение, отвечающее требованиям нравст-

венности, служащее отграничению нравственного от безнравственно-

го, противостоящего злу.

Зло — категория этики, по своему содержанию противоположная

добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном,

противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения.

Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных ка-

честв.

С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель —

устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее

моральную ценность. Добродетели противостоит порок.

Добродетельный человек не только признает положительные

нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в

соответствии с ними.

Добро — разновидность духовного блага.

В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра.

В12. Профессиональный долг, честь и совесть – основы нравственных

отношений в правоохранительной деятельности?.

 

Долг — категория этики, означающая отношение личности к обществу,

другим людям, выражающаяся в нравственной обязанности по

отношению к ним в конкретных условиях.

Долг — это нравственная задача, которую человек формулирует для

себя на основании нравственных требований, обращенных ко всем.

Долг может быть социальным: патриотический долг судьи, долг

следователя, долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский.

В глазах общества сотрудник ОВД — непреклонный страж законности,

которым движет только чувство долга, не допускающий компромиссов,

сделок с совестью, служащий только законности и справедливости.

Но, чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать

определенную должность и знать законы. Необходимы соответствую-

щие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже

справедливости, несмотря ни на какие внешние факторы.

Совесть — это категория этики, характеризующая способность человека

осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку

с точки зрения соответствия своего поведения требованиям

нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные

задачи и требовать от себя их выполнения.

Совесть — субъективное осознание личностью своего долга и ответственности

перед обществом, другими людьми, выступающее как

долг и ответственность перед самим собой.

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует

благородство, ответственность. Роль совести особенно важна,

когда сотрудник находится перед моральным выбором, а внешний

контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека

к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих,

когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами

человека, с его конкретным общественным положением, родом

деятельности и признанием за ним моральных заслуг (честь офицера,

честь судьи, честь следователя, честь оперативного работника, честь

адвоката). Сотрудник, соблюдающий ≪Кодекс чести...≫, клянется

быть беспристрастным

и справедливым, как велят ему долг и его совесть.

Честь и достоинство тесно взаимосвязаны, однако в отличие от достоинства,

основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает

людей дифференцированно.

 

В13. Совесть – как внутренний регулятор нравственного отношения сотрудников правоохранительной деятельности.?

Совесть - категория этики, характеризующая способность

личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно

формулировать для себя нравственные обязанности, требовать

от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков;

одно из выражений нравственного самосознания личности.

Совесть -- чувство ответственности за конкретно понятый долг,

это внутренний самоотчет за выполнение совершенно определенных

моральных обязанностей.Человек может считать своим долгом

совершение кровной мести и мучиться упреками совести за то,

что не мог ее совершить. В подобных случаях всегда встают

вопросы: является ли истинным то добро, перед которым мы

держим отчет? Тем ли идеалам мы служим? Возникает проблема

иерархии ценностей, рефлексии по поводу самих установок

нашей совести. И здесь совесть неизбежно вновь возвращается к

разуму, без которого человек не может совершить верный выбор в

сложной ситуации

В14. Категория чести – как оценка и признание заслуг юриста перед обществом.?

К числу наиважнейших категорий профессиональной этики относится

категория чести. Профессиональная честь - это признание общественным

мнением и осознание самими сотрудниками правоохранительных

органов высокой социальной ценности (нужности и важности)

самоотверженного выполнения своего долга. Чувство чести - это мощный

двигатель дел и поступков сотрудников правоохранительных органов.

Категория чести очень близко примыкает к категории достоинства.

Эти категории практически совпадают по своему объективному содержанию

, но различаются по форме. Оценка чести - это оценка общественного мнения,

а оценка достоинства - это, прежде всего, дело самой личности. Безусловно,

что и последняя оценка происходит не в отрыве от общественного мнения,

просто в данном случае акцент переносится на собственную самооценку,

которая опять-таки базируется на осознании своих заслуг перед

обществом и своей личной самоценности.

Сотрудники правоохранительных органов в своем большинстве –

люди чести. Она проявляется у них, прежде всего в выполнении ими

своего служебного долга. Его специфика в том, что и в мирное время

это требует мужества, выдержки, а порой и самопожертвования. Как

правило, они не говорят о своем высоком предназначении, о

постоянной опасности, сопровождающей их при выполнении долга.

Они его просто исполняют, и люди им благодарны за это.

Честь сотрудника правоохранительных органов неотделима от чести

коллектива, подразделения, в котором он несет свою нелегкую службу.

Поэтому он не может позволить себе ничего такого, что позорило

бы своих товарищей по службе. Честь коллектива - это и его честь.

Здоровое честолюбие не чуждо сотрудникам правоохранительных

органов.

Сплав чести сотрудника и чести коллектива порождает

чувство гордости.

И хотя авторитет правоохранительных органов за последние

годы в общественном мнении значительно снизился, все же вся

система правоохранительных органов в народе рассматривается

как необходимая и в целом оценивается положительно.

Категория чести, как следует из вышеизложенного,

действительно одна из важнейших в нравственной культуре

сотрудника правоохранительных органов. Дорожить честью –

это долг и повседневная обязанность. Содержание чести как

категории в значительной степени зависит от уровня общей

культуры человека, его духовного и физического развития,

умения мыслить по государственному. Этому надо

постоянно учиться.

В15. Долг служебный и моральный.?

Служебный долг юриста – совокупность требований правового

и морального характера, предъявляемых к юристу при

осуществлении им своих служебных полномочий. Так,

профессиональный и нравственный долг следователя

исключает промедление с осмотром места происшествия

или отказа от его проведения. Как составная часть

общественного долга служебный долг юриста – основа

нравственных отношений в профессиональной юридической

деятельности.

Служебный долг юриста имеет объективную и субъективную

стороны, т.е. является нравственным в объективном и

субъективном выражении.

Нравственная ценность объективного содержания долга

состоит в том, что он подчинен

решению самой высокой и справедливой задачи: защиты

личности, ее прав и законных интересов, обеспечения законности

и правопорядка в стране. Объективная сторона долга представляет

собой четко сформулированные задачи, поставленные государством

перед работниками юридического труда.

Нравственная ценность долга в его субъективном выражении

проявляется в том случае, когда общественные обязанности

, поставленные государством перед работниками юридического

труда, воспринимаются как справедливые и истинные,

осознаются ими, как личные глубинные потребности и убеждения,

становятся добровольной и целенаправленной деятельностью.

Субъективная сторона долга представляет собой внутреннее

убеждение в справедливости и правоте дела, которому

посвящается жизнь. Профессиональный долг мобилизует

юриста или рабочую группу(коллектив) на исполнение

работы качественно, в срок, с наибольшим эффективным

результатом, заставляет их использовать все физические и

нравственные силы для достижения поставленных целей.

Служебный долг юриста определяется взаимодействием

норм права и норм морали, поскольку нормы морали

регулируют внутреннее осознание человеком своего поведения,

а нормы права - внешнюю форму поведения.

Отступление от норм морали, как правило, всегда является

одновременно и нарушением правовых норм.

Требования профессионального долга юридически закреплены

в законах, уставах, положениях, инструкциях. В этих актах

закреплена и моральная оценка поступков юристов.

Например., в требованиях юридически оформленного долга

, выраженного в присяге прокурора заключена и

моральная оценка и правовая норма. В сфере профессионального

долга нет юридических требований, которые были лишены

моральной силы, как нет и нравственных норм, которые не

обладали бы правовой силой. Следовательно, в служебный

долг правовая и нравственная стороны сливаются воедино.

Служебный долг - необходимое качество работника;

внутренне осознаваемое чувство ответственности за

конкретный участок работы, понимание необходимости,

общественной полезности, четкости в выполнении порученного дела.

 

2 .Моральный ДОЛГ —одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения.

Для этого требуется еще внутреннее принуждение, налагающее обязанность в отношении самой обязанности, что и составляет смысл морального долга.

Статья 5. Профессиональные долг, честь и достоинство сотрудника органов внутренних дел(Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел РФ)

1. Профессиональные долг, честь и достоинство являются главными моральными ориентирами на служебном пути защитника правопорядка и наряду с совестью составляют нравственный стержень личности сотрудника органов внутренних дел.

2. Долг сотрудника состоит в безусловном выполнении закреплённых Присягой, законами и профессионально-этическими нормами обязанностей по обеспечению надёжной защиты правопорядка, законности, общественной безопасности.

6. Профессиональные долг, честь и достоинство выступают важнейшими критериями моральной зрелости сотрудника и показателями его готовности к выполнению оперативно-служебных задач.

 

В16. Соотношение морали и права?.

Право- совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Мораль - нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных; предмет специального изучения этики

Единство права и морали состоит в том, что:

1. И те, и другие являются нормами. Следовательно, и правовые, и моральные нормы логически и генетически имеют в своей основе социальную оценку предписываемого поведения. И те, и другие нормы являются предписаниями общего характера, имеющими сходную структуру и предназначенными для регулирования общественных отношений. Из этого, в свою очередь, следует общность их функционального назначения - нормы права и морали формируют эталоны и стандарты, включаемые в ценностно-нормативную ориентацию общества;

2. Сферы регулирования моральных и правовых норм в значительной степени совпадают. И право и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия. Учитывая это, а также принимая во внимание "универсальность" морали, её "вездесущий", "всепроникающий" характер, можно сделать вывод о том, что нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия.

3. Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за свои действия, что обеспечивает возможность сознательного выбора определённой позиции, принятия решения. Право и мораль обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться в сложном и изменчивом мире общественных отношений. Свобода и ответственность - пружины исторической активности человека, способ его существования в правовых и нравственных отношениях;

4. У права и морали одни и те же задачи, одна общественная цель: формирование отношений между людьми; они призваны охранять людей от общественно опасных посягательств, закреплять сложившиеся материальные и духовные отношения между людьми, оказывать целенаправленное воздействие на их поведение;

5. Право и мораль предполагают относительную свободу индивидов, что обеспечивает способность сознательного принятия решений;

6. Право и мораль в историческом развитии обладают преемственностью: каждое новое поколение не создаёт заново всех норм поведения, а заимствует правовые и моральные ценности прошлых эпох, видоизменяя и развивая их

Отличительные особенности права и морали:

1. По происхождению. Мораль появилась ещё до разделения общества на классы и становления государства. Нормы морали складываются и изменяются стихийно на основе представлений о «добре и зле» и так далее. Право, как известно, появляется вместе с государством, формируется государством.

2. По форме выражения. Нормы морали «живут», содержатся в общественном сознании, в них находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков. Нормы права выражены в строго определённой форме, содержатся в специальных нормативных актах (законах и других, имеющих письменную форму.

3. По сфере действия. Правовое регулирование - -это регулирование поведения людей с помощью системы законов, принятых компетентными правотворческими органами. Оно упорядочивает огромную область общественных отношений и вместе с тем оставляет вне сферы своего влияния значительную их часть. Например, законом не предусмотрено наказание за невежливость, за нарушение правил приличия. Подобные поступки попадают под действие моральных норм. Следовательно, мораль охватывает область отношений гораздо более широкую, чем сфера отношений, регулируемых правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию.

4. По значимости регулируемых отношений. Нормы права, как правило, регулируют наиболее важные общественные отношения, затрагивающие существенные интересы людей. Нормы морали регулируют не только названные отношения, но и иные. Это, в частности, бытовые отношения, отношения, касающиеся личности, её общения с другими людьми.

5. По способам установления, формирования. Правовые нормы создаются государством и только им. По-другому складывается мораль. Её нормы формируются социальными общностями (группами) людей. Для того чтобы норма морали получила право на «существование», не нужно разрешение официальных властей. Достаточно, чтобы такая норма была признана обществом, социальной группой - теми, кто намерен ею руководствоваться.

6. По времени введения в действие. Если моральные нормы «вводятся» в действие по мере их осознания, то правовые - согласно специально установленным правилам (конкретно установленный срок и другие).

8. По критериям оценки поведения людей. Если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права - с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного.

9. По характеру и способам воздействия на сознание и поведения людей. Нормы права содержат в себе более или менее подробное описание разрешаемого или запрещаемого действия. Они, как правило, заранее устанавливают санкцию, то есть меру ответственности за нарушение правового предписания. Нравственные нормы не имеют такой степени детализации и не предусматривают заранее определённый вид ответственности.

10. По мерам обеспечения. Поскольку право создаётся государством, постольку оно им и обеспечивается и охраняется. За правом как бы находится аппарат принуждения, органы, реализующие юридические санкции. По- иному обеспечивается мораль. Нарушение нравственных норм не влечёт за собой вмешательство официальной власти, применение юридических санкций. Сам коллектив, социальная общность решают вопрос о формах воздействия на лиц, не соблюдающих моральные требования.

11. По уровню требований, предъявляемых к сознанию и поведению человека. Уровень таких требований значительно выше у морали. Во многих случаях мораль требует от человека больше, чем тот или иной закон, установленный государством. Так, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана, оскорбления, предательства. Право предусматривает наказание только за злостные факты таких проявлений.

В17. Мораль и право в современном обществе?

Мораль Современного общества заключается в полной свободе, за исключением права на причинение непосредственного ущерба другому человеку. Жизнь большинства людей современного общества подчинена достижению не таких «вечных» целей, как любовь, дружба, доброта, а, например, таких как материальное благополучие и достаток, карьерный рост и богатства.

Кроме того, мы можем наблюдать свободу, перешедшую во вседозволенность, в отношении полов. Ранее мимолетные половые связи, рождение детей вне брака осуждались и порицались общественностью. А теперь браки все больше не по любви, а по «залету», развивается течение свингеров, число гомосексуалистов и ВИЧ-инфицированных растет год от года. Следствием всех этих негативных тенденций является кризис семьи и падение семейных ценностей.

Важно отметить в современном социуме рост агрессии и насилия. «Разборки», драки, применение оружия, как реакция на «неправильное» слово или действие – распространенное явление, подтверждаемое ростом преступности. Кроме того, увеличиваются масштабы дискриминации к людям другой национальности, расы, вероисповедания, сексуальной ориентации.

В целом, в современном мире наблюдается «культурное обеднение».

В современном обществе, действительно, наблюдается процесс разрушения классических нравственных императивов: «не убивай», «не воруй», «не лги», «сочувствуй и помогай другим людям». Думается, что для формирования нравственных основ личности необходимо разъяснение подрастающим поколениям толерантной этики, нравственности и моральных норм. У детей должно формироваться понимание, что нравственное поведение является рациональным и выгодным как для общества, так и для самого человека. И что нравственность — это желание другим добра и процветания. Кроме того, каждый должен осознать, что аморальное поведение одного работает против развития всего общества.

Современные тенденции развития России придают особое значение ценности права. Изменение системы социальных ориентиров и потребностей обусловило необходимость соответствующих преобразований во всех областях общественной жизни. Изменяется и право, роль которого в жизни общества все более возрастает. Отражая назревшие социальные потребности, право, с одной стороны, вынуждено «подстраиваться» под происходящие изменения, а с другой – само выступает инструментом, посредством которого можно наиболее быстро и качественно осуществить необходимые преобразования.

Таким образом, ценность права — это его способность служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.

Можно отметить следующие основные проявления ценности права для общества.

Право обладает, прежде всего, инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность. Право тем самым вносит элементы упорядочения и порядка в общественные отношения, делает их цивилизованными. Государственно- организованное общество не может без права наладить производство материальных благ, организовать их более или менее справедливое распределение. Право закрепляет и развивает те формы собственности, которые присущи природе данного строя. Оно выступает мощным средством государственного управления.

Ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую волю участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Ценность права определяется и тем, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе. При этом ценность права состоит в том, что оно не свободу обозначает вообще, а определяет границы, меру этой свободы. Верно замечено, что право наиболее полно проявляет себя как олицетворение и носитель социальной свободы, социальной активности, единых с социальной ответственностью, и вместе с тем такого порядка в общественных отношениях, который направлен на исключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов и групп.

Сложившаяся ситуация, характеризующаяся изменением природы государства, привела к трансформации правового поля и порождению противоречий между новыми законами, регулирующими рыночные взаимоотношения, и старыми, служащими инструментом манипуляции в руках бюрократии, а также, к возникновению групп и слоев, занимающих специфическое положение по отношению к государству (прежде всего, здесь следует назвать так называемый средний класс, появившийся в свете расслоения общества по имущественному и статусному принципам).

В 18. Особенности профессиональной морали юриста?

Профессиональная мораль юриста выступает как особенная по отношению к общему -- общечеловеческой морали. Общие принципы и нормы морали, выражая закономерные и устойчивые связи личности и общества, проявляются через профессиональную специфическую мораль, претерпевая при этом определенные изменения в соответствии с особенностями данной деятельности. Вместе с тем нормы общечеловеческой морали не исчерпывают всего содержания профессиональной морали, ибо всякое общее лишь приблизительно охватывает отдельные предметы. Профессиональная мораль включает в свое содержание наряду с общим и специфическое -- те нравственные дополнительные требования, которые предъявляются к людям именно данной профессии.

В этом отношении особенность профессиональной морали юристов является результатом специфического преломления общих принципов и норм морали в их служебной деятельности и неслужебном поведении и выражается в следующих чертах.

1. Моральные нормы юриста юридически оформлены, подкреплены законом, установлены государством.

2. Нормы и принципы профессиональной этики юриста носят повелительный характер и требуют исполнительности, обязательности выполнения.

3. Действия профессиональных юристов при всей их строгости должны быть справедливыми, не унижающими человеческое достоинство, и вместе с тем непримиримы к нарушителям законности и антигуманности.

4. Отношения профессиональных юристов с гражданами требуют индивидуального подхода и внутренней культуры и такта.

5. При применении права юристами необходимо ко всему подходить с точки зрения закона, отрешившись от своих личных симпатий и антипатий.

Из всех этих особенностей складывается во всей полноте профессиональная этика юриста и мораль, его нравственная культура в целом.

Для профессии юриста требования морали имеют особый смыл. С правосудием всегда связано представление о высоконравственных принципах: справедливости, гуманизме, честности, правдивости и т.д. В любой профессиональной морали не может быть каких-то особых нравственных норм, которые бы не вытекали из общих нравственных принципов. Так, в качестве специфических норм морали юриста часто приводят правило о недопустимости разглашения данных предварительного следствия, об адвокатской тайне и т.д., которые якобы составляют исключение из общих моральных принципов правдивости и искренности. Следует заметить, что эти правила являются правовыми нормами. Правдивость и искренность как нравственные принципы нельзя рассматривать в отрыве от гражданского долга, а иногда и правой обязанности не разглашать определённые сведения. Это касается государственной служебной тайны, а также определённой тайны при осуществлении правосудия. Всё это втекает из общих принципов морали, а не является исключением из них. В последние годы юристы стали уделять большое внимание вопросам нравственности как в своих монографических работах, научных статьях, выступлениях на конференциях, так и в периодической печати. Это обусловлено расширение сферы действия морального фактора в жизни общества. Однако необходимо разделять юридическую деятельность и деятельность должностных лиц судопроизводства. Должностные лица судопроизводства наиболее остро ощущают проблемы нравственности своей профессии, так как чаще сталкиваются с нестандартными ситуациями, нежели другие, а также ответственность за те или иные принятые решения, ибо последствия зависят от них в общей степени. Надо сказать, что культура и этика юристов всех отраслей всегда должна быть на «высоте».

Из понимания сущности профессиональной морали вытекает решение вопросов о развитии судебной этики, о расширении нравственных начал в уголовном судопроизводстве.

В19. Требования, предъявляемые к нравственной культуре сотрудников правоохранительных органов?.

Нравственная культура занимает одно из центральных мест в личной культуре сотрудников правоохранительных органов. Это объясняется характером их деятельности, ибо она связана с обеспечением прав и свобод граждан, выполнением их обязанностей перед обществом и государством, что, в свою очередь, предъявляет к сотрудникам органов высокие нравственные требования.

Нравственные качества, входящие в понятие нравственной культуры личности, всегда играли и играют ныне огромную роль во всех сферах человеческой жизнедеятельности, особенно военной, в деятельности спецслужб и правоохранительных органов.

В целом по своей сущности, содержанию и структуре нравственная культура сотрудников правоохранительных органов совпадает с нравственной культурой граждан России. Она является показателем их нравственной зрелости, определенным уровнем развития нравственного сознания и поведения, в котором находят реализацию нравственные требования общества.

В обобщенном виде моральные требования к сотруднику правоохранительных органов состоят в следующем:

- отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с международными и отечественными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали;

- глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого профессионализма, своей ответственности перед обществом и государством как работника правоохранительной системы, от которой в решающей степени зависят общественная безопасность, охрана жизни, здоровья, правовой защищенности больших масс людей;

- разумное и гуманное использование предоставленных законом работнику правоохранительных органов прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга;

- принципиальность, мужество, бескомпромиссность, самоотверженность в борьбе с преступностью, объективность и непредвзятость в принятии решений;

- безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность, забота о профессиональной чести, общественной репутации работника правоохранительных органов;

сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная солидарность,

- взаимопомощь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к действиям в сложных ситуациях, способность к разумному риску в экстремальных условиях;

- постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области служебной этики, этикета и такта, повышение общей культуры, расширение интеллектуального кругозора, творческое освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта.

Отношение к окружающим: скромность, гордость своей профессией, уважение чувства достоинства и чести – у себя и у других, совестливость, справедливость, требовательность, правдивость, вежливость, порядочность, доброжелательность, постоянная готовность прийти на помощь.

Отношение к выполнению служебных обязанностей: мужество, выдержка, самообладание, стойкость, решительность, требовательность, дисциплинированность, принципиальность, смелость, инициативность, честность, бескорыстие, усердие, самостоятельность, деловитость, творческий подход.

Отношение к Родине, обществу, государству, народу: патриотизм, преданность, верность долгу, ответственность, самоотверженность.

Основные нравственные требования к профессиональной деятельности сотрудников правоохранительной системы: идейная убежденность, личная дисциплинированность, законность, постоянное совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков и др.

 

В20. Личная дисциплинированность – основное требование к нравственной культуре юриста?.

Дисциплина предполагает организованность, порядок в той или иной области, жизнедеятельности людей. Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться и личным, и общественным целям, установкам, нормам и принципам.

Дисциплинированность - это требования дисциплины, исполнение которых

стало для сотрудника глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой

выполнять все нормативные акты, регламентирующие служебную деятельность.

Она является проявлением ответственности сотрудника за свои действия перед

обществом и законом, понимания необходимости подчинять свои действия роле

начальника, личные интересы - интересам службы.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «дисциплинированность»

- это специфическое качество сотрудника органов внутренних дел,

обеспечивающее устойчивое и неукоснительное выполнение требований законов и

иных нормативных актов. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели.

Внешние показатели дисциплинированности:

- строгое соблюдение законности,

- точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений начальников,

- бережное отношение к оружию, технике, средствам связи, иному служебному

имуществу,

- образцовый внешний вид.

Внутренние показатели дисциплинированности:

- убежденность в необходимости и целесообразности служебной дисциплины,

- знание законов и иных нормативных актов, регламентирующих служебную

деятельность,

- умение управлять собой в соответствии с требованиями служебной

дисциплины,

- навыки и привычки дисциплинированного поведения,

- самодисциплина.

Сложность задач, решаемых служебными коллективами, проблема

укомплектованностью личным составом и многое другое требуют того, чтобы

каждый сотрудник с пониманием относился к предъявляемым к нему требованиям,

служил не за страх, а за совесть. Только тогда можно говорить о высокой

сознательной дисциплинированности.

Такое качество, как дисциплинированность, не рождается вместе с

человеком и тем более не дается сотруднику органов внутренних дел вместе с

погонами. Оно формируется и развивается в процессе деятельности.

 

В21. Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека.?

Нравственные цели и функции международных правовых актов

Всеобщая декларация прав человека, принятая Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, содержит ряд принципиальных требований к организации правосудия, которые с полным основанием можно отнести к числу общечеловеческих правовых ценностей. Одновременно они воплощают и нравственные требования, общепризнанные нравственные ценности, отражают важнейшие этические категории. Гуманизм, справедливость, защита достоинства человека характеризуют нормы этого важнейшего документа ООН.

Ст.1 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

В ст.7 говорится, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона

Ст.5 запрещает подвергать кого бы то ни было пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Ст.11 провозглашает презумпцию невиновности, принцип гласности судебного разбирательства с обеспечением всех возможностей для защиты.

Ст.12 гласит, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

В ст.29 определяется, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Международный пакт о гражданских и политических правах, таким образом, развивая идеи гуманизма и справедливости применительно к производству по уголовным делам, устанавливает конкретные процессуальные гарантии личности, которые как минимум должны быть воплощены в национальном законодательстве членов мирового сообществ

Приведенные, а также и другие положения Всеобщей декларации прав человека в юридической форме закрепляют нравственные начала права, служат воплощению и защите нравственных ценностей.

Другой важнейший документ ООН - Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года воспроизводит, развивает и конкретизирует положения Всеобщей декларации прав человека

В22. Нравственное содержание Конституции РФ?.

Конституция Российской Федерации 1993 года содержит развернутую систему норм, создающих гарантии прав личности, включая гарантии справедливого правосудия, которые отражают общечеловеческие правовые и нравственные ценности.

В конституционном законодательстве всех государств при регулировании основ организации и деятельности судебной власти гуманные идеи нормативных актов мирового сообщества, отражающие общечеловеческие нравственно-правовые ценности, находят более или менее полное воплощение. Именно конституционное законодательство, как правило, формулирует принципы правосудия и правоохранительной деятельности.

Одна из ключевых статей Конституции России — ст. 2, помещенная в главе первой, где определяются основы конституционного строя, гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства". Здесь мы имеем дело с формулировкой принципа гуманизма, выраженной в праве на высшем, конституционном уровне. Эта конституционная норма, воспроизводящая этический принцип, обязывает, прежде всего, последовательно реализовать идею гуманизма во всем законодательстве, начиная с самой Конституции. Гуманизм, человеколюбие должны пронизывать все отрасли права России. Все, что не соответствует признанию человека высшей ценностью, должно быть устранено из отраслевого законодательства, какую бы область общественной жизни оно ни регулировало. Гуманизм — ведущий принцип правоприменительной деятельности. Государство, его органы обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Правосудие, деятельность судебной власти должны соответствовать принципу гуманизма. Процессуальное законодательство призвано создавать такой порядок судопроизводства, который обеспечивал бы защиту человека от правонарушений, в том числе от преступлений, восстановление нарушенных прав, охрану чести, достоинства, репутации честных людей. В то же время и те, кто подозревается или обвиняется в правонарушениях, преступлениях, должны быть ограждены от необоснованных обвинений и тем более необоснованного осуждения. Их свободы, права и законные интересы должны быть ограждены должным образом от необоснованного стеснения или нарушения, их человеческое достоинство не должно унижаться.

Ст. 7 Конституции характеризует гуманистическую сущность Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Гуманизм права и правопорядка в России ярко выражает глава вторая Конституции — "Права и свободы человека и гражданина". Ст. 17 Конституции фиксирует, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц. Ст. 18 Конституции устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Права и свободы обеспечиваются правосудием.

Регулируя начала правосудия, Конституция России фиксирует их демократическое содержание, отражая требования справедливости и гуманности.

Важнейшая этическая категория — категория справедливости означает, прежде всего, требование равенства между людьми. Ст. 19 Конституции провозглашает: "Все равны перед законом и судом". Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В23. Специфика нравственных проблем юридической деятельности?

Юридическая этика обусловлена спецификой профессиональной

деятельности, особенностями его нравственного и социального поло-

жения. "Необходимость повышенных моральных требований, а следо-

вательно, и особой профессиональной морали, как показывает исто-

рический опыт, проявляется прежде всего во врачебной, юридической,

педагогической, научной, журналистской и художественной деятель-

ности, т. е. в тех сферах, которые непосредственно связаны с воспи-

танием и удовлетворением потребностей личности.

Особенности профессиональной деятельности судьи, прокурора,

следователя настолько своеобразны и так существенно затрагивают

права и интересы людей, что требуют отдельной характеристики с

точки зрения их влияния на нравственное содержание этой деятель-

ности.

Деятельность судьи, следователя, прокурора носит государст-

венный характер, так как они являются должностными лицами, пред-

ставителями власти, осуществляют властные полномочия. Они наде-

ляются этими полномочиями для защиты интересов общества, госу-

дарства и его граждан от различных посягательств и в своем служеб-

ном общении с другими людьми представляют государственную

власть. Закон в ряде случаев прямо определяет государственный ха-

рактер принимаемых ими решений.

Действия и решения суда, прокурора, следователя затрагивают

коренные права и интересы граждан. Поэтому она должна соответст-

вовать принципам и нормам морали, охране авторитета государст-

венной власти и ее представителей. Выполнение государственных

обязанностей требует от представителей власти повышенного чувства

долга. Люди, решающие судьбы других, должны обладать развитым

чувством ответственности за свои решения, действия и поступки.

Подробное и последовательное регулирование законом всей

служебной деятельности судьи, следователя и прокурора является

особенностью этой профессии, накладывающей глубокий отпечаток

на ее нравственное содержание. Нет, пожалуй, другой такой отрасли

профессиональной деятельности, которая столь детально была бы

урегулирована законом, как процессуальная деятельность, осуществ-

ляемая судьей, прокурором или следователем. Их действия и реше-

ния по существу и по форме должны строго соответствовать закону.

Для профессиональной этики юриста характерна особо тесная связь

правовых и моральных норм, регулирующих его профессиональную

деятельность.

Реализуя правовое и нравственное требование справедливости,

юрист опирается на закон. Подчеркивая неразрывное единство спра-

ведливости и законности

Всякое решение, вся-

кое действие следователя, прокурора, судьи, если оно соответствует

закону, его правильно понимаемой сущности, будет соответствовать

нравственным нормам, на которых зиждется закон.

Таким образом, профессиональная этика юриста формируется

на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравст-

венных принципов, норм, правового и нравственного сознания.

Независимость и подчинение только закону образуют важнейший

принцип деятельности органов юстиции, оказывающий существенное

влияние и на ее нравственное содержание.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации судьи не-

зависимы и подчиняются только Конституции и закону.

Выступая

в глазах общества в роли блюстителей законности, они должны пока-

зывать образец неукоснительного ее соблюдения. Нарушения закона

его защитниками подрывают веру в его незыблемость и авторитет.

Из принципа независимости и подчинения только закону вытека-

ют важные требования нравственного характера.

Люди, которым доверено в соответствии с законом разрешение

социальных и межличностных конфликтов, несут повышенную нравст-

венную ответственность за свои действия и решения. Нравственные

проблемы всегда сопровождают людей юридической профессии. Из

сказанного следует, что особенности профессии юриста обусловли-

вают необходимость существования юридической этики.

В24. Особенности профессиональной этики юриста?

Профессиональную этику юриста или юридическую этику следует рассматривать как один из видов профессиональной этики, в задачу которого входит применение общих норм морали и нравственности в специфических условиях деятельности судей, адвокатов, прокуроров, следователей, нотариусов и др. юридических профессий.

Специфика профессиональной морали юриста

1.специфика труда (деятельности) – детальная регламентация всех сторон деятельности

2.нормы поведения и деятельности юридически оформлены(закреплены законодательно)

3.моральные нормы носят повелительный характер

4.действия юристов должны быть справедливыми, понятные окружающим, непримеримы к нарушениям законности, не должны унижать человеческое достоинство

5.необходимость индивидуального подхода

6.объективность(избегать симпатий, антипатий, предвзятости)

Особенности профессии юриста

1.Государственный характер деятельности

2.Их действия затрагивают коренные интересы и права граждан, судьбы людей

3.Личная ответственность за принимаемы решения, за законность, незаконность действий

4.Регулирование законом всей служебной деятельности

5.Взаимосвязь правовых и моральных норм и принципов

6.Независимость от политических партий, обществ мнения

7.Деятельность осуществляется в сфере социальных и межличностных конфликтов

8.Гласная деятельность

В25. Сущность морального выбора и риска в деятельности юриста?

Проблема морального выбора в деятельности юриста

Моральный выбор иногда трактуют слишком узко лишь как сознательный акт принятия человеком решения. Но для того, чтобы это решение было принято, необходимо наличие определенных объективных и субъективных предпосылок и условий выбора, возможностей познания этого выбора. Кроме того, принятием решения не заканчивается акт выбора. Продолжением его служит выбор средств реализации решения, практическое его осуществление и оценка результата. Поэтому при рассмотрении морального выбора в поле зрения попадают почти все объективные и субъективные компоненты поведения человека.

Субъективные условия включают в себя уровень нравственного развития личности, степень усвоения ею нормативных требований той или иной системы морали, развитость чувства долга, совести и другие нравственные характеристики личности.

Для того, чтобы выбор поступка был наиболее эффективным и с практической, и с нравственной стороны, человек должен познать все варианты возможных действий, чтобы затем определить среди них наилучший с его точки зрения. Специфика юридической деятельности вносит некоторые особенности в познание вариантов выбора, главная среди которых состоит в том, что отдельным категориям юристов достаточно часто приходится делать моральный выбор в ситуациях риска, когда трудно выяснить все возможные варианты выбора.

Характер юридической деятельности, связанный с острым противоборством, нестандартными ситуациями, значительно обостряет проблему выбора в условиях риска. Если будет установлено, что выбор действия был сделан правильно, но его осуществлению помешали объективные условия или условия, которые юрист не мог предвидеть, нравственная оценка этих действий должна быть положительной. Отрицательной оценки заслуживают те ошибки в выборе, которые вызваны некомпетентностью морального решения, нецелесообразностью избранных средств.

Если при выявлении вариантов выбора мораль играет роль регулятора, направляющего на наиболее полное и всестороннее исследование обстоятельств и возможностей выбора, то на этапе выбора варианта поведения ей отводится решающая роль.

Важную роль в выборе варианта поведения играет нравственная мотивация.

В26. нравственные конфликты в деятельности юристов?

Нравственный конфликт - это столкновение моральных норм в индивидуальном или общественном сознании, связанное с борьбой мотивов и требующее морального выбора.

Среди конфликтов имеющих профессиональное значение для сотрудников, следует обратить внимание на внешние и внутренние конфликты. Внешние конфликты проявляются как острые нравственные противоречия между людьми. Они выражаются в расхождении направленности ценностных отдельных личностей, социальных групп и общества.

Природа внутреннего конфликта иная. Их источником является сложность, разнохарактерность самих мотивов личности, находящихся в подчинении и соподчинении друг другу.

В27. Причины возникновения профессионально-нравственной деформации юриста?

Профессиональная деформация личности – это изменение психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональной деятельности. По данным психологии профессий считается, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми. Значительное, если не большее, число примеров профессиональных деформаций, приводимых авторами, касается профессии юриста и работников правоохранительных органов. Профессия юриста предъявляет повышенные требования к психике, интеллекту, эмоционально-волевым качествам человека. В какой бы области правоприменительной деятельности он не занимался, его рабочий день нередко бывает насыщен разнообразными проблемными ситуациями, различного рода конфликтами, требующими принятия решений правового характера, что уже само по себе в гораздо большей мере, чем в других профессиях, способствует повышенной утомляемости, избыточному раздражению, появлению стресса. Так, в ходе одного исследования выяснилось, что больше половины опрошенных прокурорских работников под воздействием перегрузок в работе постоянно испытывают отрицательные психические состояния, усталость, апатию, растерянность. Многие из них переживают повышенную тревожность, ощущают малозначительность, ненадежность своего социального, профессионального положения. Практически половина из них жалуется на раздражительность, головную боль, нарушения сна. Все это объясняет достаточно широкую распространенность среди работников правоохранительных органов различных психосоматических расстройств и заболеваний, возникающих под воздействием отрицательных эмоций и состояний. Причины профессиональных деформаций юристов многоплановы. Во многом они объективно связаны со спецификой юридической деятельности. Это и перегрузки (интеллектуальные, эмоциональные, физические), и несовершенство системы оценки труда, и постоянное общение с правонарушителями, и частое общение с людьми в конфликтных ситуациях, и некачественный кадровый отбор, да и много другого.

В28. Сущность и содержание этики?

Этика всегда была увлекательнейшей областью знания, она исходит из древности, с того самого момента, как человек стал обладать самосознанием. Этика исследует мораль и является наукой о морали и нравственности. Этика призвана воспроизвести нравственность идеально, обосновать её необходимость, происхождение, сущность, специфику, роль в обществе, законы развития. Способность этики решить эту задачу определяется состоянием нравственности на данном этапе развития общества. Этика должна проникнуть в сокровенную тайну нравственности, достичь такой глубины и основательности познания, которые делают возможным использовать её как инструмент направленного воздействия на сферу нравственной жизни, как важный инструмент нравственного прогресса.

Этика является способом осознания общественного бытия. Этические представления о нравственности рано или поздно вживаются в массовое сознание. Таким образом, этика должна:

- описывать мораль;

- объяснять мораль;

- учить морали, то есть прививать определённые моральные представления и принципы, морально воспитывать.

В29. Сущность и содержание этики сотрудника полици?.

Профессиональная этика сотрудников полиции характеризуется такими категориями как “профессиональный долг”, “служебное достоинство”, “профессиональная честь мундира”. Имеют вполне определенное профессиональное звучание в практике органов внутренних дел и такие этические категории как “ответственность”, “справедливость”, “гуманизм”, “коллективизм” и ряд других.

Как правило, сотрудник определяет свою линию поведения, конкретные поступки, отношение к службе и людям, сверяя их с его пониманием “личного и служебного достоинства”, “профессионального долга и чести”. Если его предполагаемые действия соответствуют представлениям работника о долге, чести, достоинстве, то он охотно выполняет свои обязанности, действует инициативно, не боится взять на себя ответственность, т.к. морально он одобряет и поощряет свои действия. От сотрудника полиции профессиональная этика требует неподкупности, верности духу и букве закона, соблюдения равенства всех перед законом.

Так, гуманизм правоохранительных органов -- это не абстрактное человеколюбие, а защита интересов добропорядочных (“законопослушных”) граждан и непримиримость к правонарушениям и преступникам. От работника правоохранительных органов профессиональная этика требует гуманного отношения к правонарушителю, предоставления ему максимальных возможностей для защиты, использования силы закона не только для наказания, но и для перевоспитания преступника.

Справедливость может обеспечиваться только в равенстве всех перед законом, в верховенстве закона.

Коллективизм в деятельности органов внутренних дел проявляется в личной ответственности каждого сотрудника за судьбу общего дела, за положение в коллективе, в товарищеской солидарности, и он не имеет ничего общего с круговой порукой и панибратством.

Этика имеет непосредственное отношение к деятельности следственных подразделений, поскольку:

1) этическими нормами и предписаниями, на треть расписаны уголовное и уголовно- процессуальное законодательство;

2) как следователи, так и правонарушители руководствуются в своих поступках морально - этическими нормами;

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Предназначение Кодекса

1. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации является профессионально-нравственным руководством, обращённым к сознанию и совести сотрудника.

2. Кодекс как свод профессионально-этических норм определяет для сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации:

· нравственные ценности, обязательства и принципы службы в органах внутренних дел;

· профессионально-этические требования к служебному и внеслужебному поведению, взаимоотношениям в служебном коллективе;

· профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения.

3. Настоящий Кодекс служит целям:

· установления нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника;

· формирования единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения;

· регулирования профессионально-этических проблем взаимоотношений сотрудников, возникающих в процессе их совместной деятельности;

· воспитания высоконравственной личности сотрудника, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали.

В30. Сущность и содержание этики адвоката?

Этические основы деятельности адвоката определяются его нравственным сознанием, т.е. взглядами, представлениями о добре и зле, о достойном и недостойном.

Адвокатом может быть тот, у кого безупречная репутация, чуткое сердце и солидная профессиональная подготовка. От него требуются такие качества, как настойчивость, смелость, выдержка, вера в справедливость, гуманность и уважительное отношение к людям. Обязанности адвоката неразрывно связаны с его ответственностью за нарушение профессионального долга. Очень часто регулятором поведения адвокатов выступают традиции и принципы морали, сложившиеся в адвокатуре.

Но во всех случаях существенной гарантией выполнения профессионального долга являются такие нравственные факторы, как совесть, честь, репутация адвоката. Осуществляя свои функции, ему необходимо руководствоваться нравственным смыслом правового закона. Адвокату важно использовать все не запрещенные законом средства и способы защиты лиц, обратившихся к нему за юридической помощью. Их применение во многом зависит от понимания адвокатом своего профессионального долга, от его совести. Осознание значения своего поведения и его последствий, стремление к добросовестности и максимальной самоотдаче диктует адвокату необходимость глубокого изучения дела и специальной литературы, истребования различных справок, обращения за консультациями к специалистам, определяет содержание и форму изложения доводов и т.д. Следование долгу связано с внутренней тревогой, постоянной проверкой своих действий, с потребностью самосовершенствования.

Профессиональный долг и профессиональная зрелость учат адвоката культуре нравственного мышления, вооружают ориентирами в конфликтных ситуациях, оберегают от разочарования и очерствения, показывают пути морального удовлетворения деятельностью, являются критериями самоконтроля.

Выделяют три основных принципа, являющихся "краеугольными камнями" адвокатской профессии, это честность, компетентность и добропорядочность. Они проявляются в различных аспектах адвокатской деятельности: при консультировании клиентов, в суде, иных публичных выступлениях, во взаимоотношениях с коллегами, с судебной администрацией, в ситуации конфликта интересов. Адвокаты Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в целях поддержания профессиональной чести, развития традиций российской (присяжной) адвокатуры и, сознавая нравственную ответственность перед обществом, принимают настоящий Кодекс профессиональной этики адвоката.

В31. Сущность и содержание этики работника прокуратуры?

Поведение государственного обвинителя, его позиция в целом должны опираться на нравственные нормы и им соответствовать. Прокурор защищает интересы общества, выступает от имени государства, но он в то же время призван охранять и законные интересы подсудимого, его достоинство.

Этика прокурорского работника

Нормативная основа:

- ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года (ред. от 01 июля 2010 года);

- Кодекс этики прокурорского работника

- Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

- Гражданско-процессуальный кодекс РФ.

Таким образом, можно дать следующее определение прокурорской этики. Прокурорская этика - наличие у прокуроров и следователей высокого уровня общеобразовательной и теоретической подготовки, обладание глубокими знаниями в различных областях, духовными и душевными качествами, проявление высочайшего профессионализма при выполнении своих функциональных и должностных обязанностей, неуклонное соблюдение при этом правил нравственности, принципов деятельности органов прокуратуры и гуманное отношение к людям. Являясь представителями государства, прокурорские работники должны всемерно содействовать утверждению в обществе духа законности и справедливости, сохранению и приумножению исторических и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации, осознавая при этом социальную значимость прокурорской деятельности и меру ответственности перед обществом и государством.

Целью настоящего Кодекса является установление правил поведения прокурорского работника, вытекающих из этого высокого звания, особенностей службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации и ограничений, связанных с прокурорской деятельностью.

Кодекс призван содействовать укреплению авторитета прокурорского работника, доверия граждан к государству и обеспечить единую нравственно-нормативную основу поведения прокурорских работников.

Прокурорский работник в служебной и во внеслужебной деятельности обязан:

Сохранять личное достоинство в любой ситуации, быть образцом поведения, добропорядочности, избегать конфликтных ситуаций, постоянно повышать профессиональную квалификацию, культурный уровень и т.д(исходя из общих положений кодекса)

В32. Культура служебных отношений юристов?

Особенности этикета служебных отношений

В профессиональной деятельности юриста существенное значение имеют манеры поведения, связанные с его психофизиологическими особенностями и являющиеся невербальными (не словесными) средствами общения:

речевые (голос, его тембр, интонация);

двигательные (мимика, жесты, движения тела);

слуховые (умение слушать и слышать);

зрительные (взгляд).

Манеры поведения как форма проявления эстетической культуры (речевые, двигательные, слуховые, зрительные) способствуют установлению психологического контакта между участниками юридического процесса6.

Благодаря этому юрист получает возможность своевременно сформировать объективное суждение о конкретной личности, о ее возможных действиях, решениях и выбрать соответствующую тактику и стратегию во взаимоотношениях. С другой стороны, манеры поведения самого юриста находятся под постоянным вниманием окружающих его лиц.

По мимике лица можно определить многие эмоции, поэтому юристу, если есть такая возможность, лучше общаться со всеми заинтересованными по делу лицами непосредственно, а не по телефону. Это связано с тем, что нередко по лицу человека мы узнаем больше, чем из его слов. Язык жестов и телесных движений обладает не меньшей информированностью для наблюдательного человека, чем мимика.

На межличностное общение в юридической практике очень сильно влияет то, как проявляется в жестах юриста его заинтересованность.

Голос является настолько же характерной чертой человека, как отпечатки пальцев. Говорить можно громко или тихо, гневно или любезно, успокаивающе или раздражающе. По интонации, тембру голоса можно многое узнать о человеке. Нередко одна только манера разговоров производит на собеседника такое же впечатление, как и умные, дельные поступки8.

Резкие колебания скорости (темпа) речи типичны для неуверенных в себе или недостаточно уравновешенных людей (у юристов неуверенность в себе чаще всего может быть вызвана недостаточной квалификацией и отсутствием опыта).

Для того чтобы юристу избежать излишней скорости речи необходимо предварительно работать над содержанием и формой предстоящей беседы, выяснить сведения, касающиеся личности собеседника и т.д. Вместе с тем специфика юридической деятельности заключается в том, что все нюансы беседы заранее невозможно проанализировать. Поэтому юристу наряду с тщательной подготовкой высказываний нужно предусматривать и импровизацию9.

Ясное изложение мыслей - неразлучный спутник разума, лучшее его украшение, и нет ни одной ценной мысли, вторая бы не выиграла, будучи изложена четко и логично. Меткость и уместность сказанного слова имеют часто решающее значение для того понятия, которое им выражается.




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 181 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.103 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав