Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНО-ПРАКТИ­ЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. ФОРМЫ И ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Читайте также:
  1. D) Отечественная культура в условиях тоталитарного общества.
  2. I. Социальная дифференциация общества. Социальная стратификация и мобильность.
  3. I. Сущность социальной структуры общества.
  4. I. Сущность, формы, функции исторического знания.
  5. II. АНАМНЕЗ ЖИЗНИ
  6. II. Атипичные формы
  7. II. Атипичные формы
  8. II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЗНИ
  9. II. Речевая деятельность человека. Создание текста. Коммуникативные качества хорошей речи и способы их достижения
  10. II. Социальная стратификация современного российского общества.

 

Агрегаты синтеза аммиака мощностью 1360 т/сут.

Агрегат на отечественном оборудовании (31,5 МПа) [4]

В этом агрегате (рис. 1.1) азотоводородную смесь, которая содержит 0,3% (об.) Аг, до 1% (об.) СН4, до 20 млн. долей СО и СО2, сжимают в четырехступенчатом центробежном компрессоре до давления 31,5 МПа и после охлаждения в воздушном холодильнике до 40 °С направляют в конденсационную колонну 9 агрегата синтеза аммиака. Барботируя через слой жидкого аммиака, она промывается от следов влаги и диоксида углерода и смешивается с циркуляционным газом в сепарационной части колонны. Смесь газов проходит через корзину с кольцами Рашига для отделения капель аммиака, поднимается по трубкам теплообменника, где, охлаждая газ в межтрубном-пространстве, нагревается до 35—45 °С и выходит из конденсационной колон­ны в выносной теплообменник 4. В межтрубном пространстве теплообменника газ нагревается до 140—190 °С (встречным газом, идущим по трубкам) и направляется в колонну синтеза 2.

Перед колонной синтеза газовая смесь, содержащая 3,3% (об.) NН3, разделяется на несколько потоков. Основной поток газа идет в низ колонны синтеза, поднимается по кольцевому зазору между корпусом колонны и катализаторной коробкой и поступает в теплообменник, размещенный над катализаторной коробкой в корпусе меньшего диаметра. В межтрубном про­странстве теплообменника газ нагревается до 400—440 °С за счет теплообмена с газом, выходящим из катализаторной коробки, и поступает в катали-заторную зону, где происходит образование аммиака из азотоводородной смеси. Четыре линии служат для введения в колонну синтеза газа перед каждой полкой для регулирования температуры реакции. Шестую линию, соединенную с огневым подогревателем, используют в период пуска для разогрева системы..

Пройдя последовательно четыре слоя катализатора, газовая смесь, содержащая 14—16% (об.) аммиака при температуре 480—530 °С по центральной трубе поднимается вверх, проходит по трубкам теплообменника, где охлаждается до 335 °С и выходит из колонны синтеза. Далее газовая смесь проходит по трубкам подогревателя воды 3, охлаждается до 215 °С, нагрева питательную деаэрированную воду от 102 до 286 °С,
проходит по трубкам выносного теплообменника 4, охлаждаясь до 60—75 °С, и поступает в аппараты воздушного охлаждения 5.

Аммиак, сконденсировавшийся при охлаждении газовой смеси до 30— 40 °С, отделяется в сепараторе 6, проходит магнитный фильтр 8, где очищается от катализаторной пыли, дросселируется до 2 МПа и выдается в сборник 13.

Газовую смесь, содержащую 10—12% (об.) аммиака, направляют из сепаратора в циркуляционное колесо компрессора 7, где дожимают да 31,5 МПа, компенсируя потери давления в системе, и подают во вторичную конденсационную систему, состоящую из конденсационной колонны и испарителя жидкого аммиака 10. В конденсационную колонну 9 газ вводят сверху; он проходит межтрубное пространство теплообменника, охлаждаясь га­зом, идущим по трубкам, до 20—25 °С, и поступает в испаритель 10, где охлаждается до минус 5—0 °С аммиаком, кипящим в межтрубном пространстве испарителя при температуре минус 12 °С. Смесь охлажденного циркуляционного газа и сконденсировавшегося аммиака подают в сепарационную часть конденсационной колонны 9, где происходит отделение жидкого аммиака от газа. Циркуляционный газ смешивают с азотоводородной смесью, и цикл повторяется. Жидкий аммиак из конденсационной колонны 9 при температуре минус 5 — минус 2 °С дросселируется до 2 МПа и выдается в сборник 13.


Метан и аргон, содержащиеся в исходной газовой смеси, накапливаются в цикле синтеза и снижают эффективное давление азотоводородной смеси. Для поддержания на определенном уровне концентрации инертов (СН4 и Аr) часть циркуляционного газа постоянно выводят из системы продувкой, которую проводят после первичной конденсации аммиака на выходе из сепаратора 6. Продувочные газы под давлением 29,5 МПа направляют в конденсационную колонну 11, где они проходят по межтрубному пространству теплообменника и поступают в трубки испарителя 12, в межтрубном пространстве которого кипит аммиак при минус 34 °С. Продувочные газы, охлажденные до минус 28 °С, возвращают в сенарационную часть конденсационной колонны для отделения жидкого аммиака. Они проходят по трубкам теплообменника, нагреваясь до 35—40 °С газом, идущим по межтрубному пространству. Затем продувочные газы направляют на использование. Содержание аммиака в продувочном газе после охлаждения снижается до 2% (об.). Жидкий аммиак из конденсационной колонны 12 дросселируется до 2 МПа и направляется в сборник 13.

В результате снижения давления в сборнике происходит выделение газов, растворенных в жидком аммиаке при давлении 31,5 и 29,5 МПа. Эти газы (Н2, N2, СН4, Аr, СН4) охлаждают в испарителе 18 до температуры минус 28 °С аммиаком, кипящим при минус 34 °С. Сконденсировавшийся аммиак отделяют в сепараторе 15, а газовую фазу, содержащую до 7% (об.) NН3, смешивают с продувочными газами, из которых выделен аммиак, и направляют на установку выделения аргона и водорода или на сжигание в горелки трубчатой печи. Жидкий аммиак из сепаратора 15 направляют в сборник жидкого аммиака 13, из которого он поступает в переохладители 14 и 17 и расширители 16, 19 для охлаждения и выделения растворенных в нем газов. Из расширителя 19 жидкий аммиак, охлажденный до минус 33 °С, насосом 20 подают на склад в изотермическое хранилище.

В переохладителях охлаждение продукционного аммиака ведут жидким аммиаком, подаваемым насосом из изотермического хранилища. В расширителях 16 и 19 охлаждение происходит за счет испарения аммиака при снижении давления с 2,1 МПа до 0,28 МПа и затем до 0,1 МПа. Подогретый в переохладителях аммиак возвращают на склад в хранилище теплого аммиака. Газообразный аммиак из испарителей 10, 12, 18 и расширительных сосудов 16, 19 направляют на сжижение в холодильные установки. Питатель­ную воду (170 т/ч) под давлением до 11 МПа передают в систему получения пара высокого давления.

Схемы некоторых агрегатов на отечественном оборудовании несколько отличаются от представленной на рис. 1.1. В них охлаждение циркуляционного газа ведут в двух параллельно установленных испарителях. На заводах, где часть продукционного аммиака используют в газообразном виде, из одно­го испарителя газообразный аммиак идет к потребителю, из другого — в абсорбционную водоаммиачную холодильную установку. При получении всей продукции в жидком виде один испаритель можно соединять с аммиачной компрессионной холодильной установкой, другой с абсорбционной холодильной установкой. Жидкий аммиак из конденсационных колонн и сепараторов передают в сборники, работающие под давлением 4 МПа. Переохладители и расширители на этих заводах не устанавливают. Жидкий аммиак передают на склад непосредственно из сборников или захолаживают в компрессионной холодильной установке.

Синтез аммиака может осуществляться в колонне, конструкция которой отличается от изображенной на рис. 1.1. Для отвода тепла реакции в катализаторе размещают двойные теплообменные трубки, под слоем катализатора устанавливают предварительный теплообменник. Для разогрева системы в период пуска и восстановления катализатора используют электрический подогреватель, размещенный в центральной трубе катализаторной коробки колонны синтеза аммиака.

На рис. 1.1 показаны основные узлы автоматического регулирования в агрегате синтеза аммиака. Оптимальный температурный режим в колонне синтеза аммиака 2 автоматически поддерживают регулированием заслонками подачи холодного газа на каждую полку с катализатором. Автоматическая выдача жидкого аммиака из сепаратора 5 и конденсационной колонны 9 в сборник 13 осуществляется при помощи регуляторов уровня, связанных с регулирующими клапанами на линии выхода жидкого аммиака из этих аппаратов. Уровень жидкого аммиака в испарителях 10, 12, 18 автоматически поддерживают регуляторами уровня, связанными с регулирующими клапанами на линии подачи жидкого аммиака в эти аппараты. На выходе продувочных газов из конденсационной колонны 11 установлен регулятор, поддерживающий давление перед колонной синтеза 2 и соответственно регулирующий содержание инертных газов в цикле синтеза. Постоянное давление в сборнике жидкого аммиака 13 автоматически поддерживают регулятором, регулирующим отвод газов растворенных в аммиаке. Автоматическая выдача жидкого аммиака из сборника 13 в расширительный сосуд 16 осуществляется при помощи регуля­тора уровня Р8, связанного с регулирующим клапаном на линии выхода из переохладителя 14. При максимальном значении уровня в сборнике 13 открывается отсечной клапан на выдаче жидкого аммиака в аварийное хранилище. Уровень жидкого аммиака в расширительном сосуде 19 поддерживают регулятором уровня, связанным с регулирующим клапаном на линии выдачи аммиака от насоса 20.

 

МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНО-ПРАКТИ­ЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. ФОРМЫ И ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

На вопрос "Что такое философия?" фазу ответить непросто, ведь речь идет об очень сложном, многогранном явлении духовной жизни человека и общества. Развернутый ответ на него можно получить лишь после изучения курса философии и большой самостоятельной рабо­ты. Философия — это особого рода мировоззрение, стремящее­ся к формированию рациональной и предельно обобщенной кар­тины мира и бытия (существования) человека в нем. Предлага­емое нами определение можно взять в качестве исходного и "рабоче­го". не забывая, впрочем, о том, что любые дефиниции всегда услов­ны, приблизительны, и поэтому нуждаются в развертывании и дета­лизации. Мы будем это делать, опираясь, в первую очередь, на поня­тие "мировоззрение", поскольку оно непосредственно относится к познавательной деятельности человека и его духовно-практическому

опыту.

* * *

Мировоззрение ("взгляд на мир"*) представляет собой очень слож­ный и богатый пласт духовного мира человека. Оно не исчерпыва­ется лишь знаниями и сведениями об окружающем мире. Мировоз­зрение — это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. Это убеждения и идеалы, принципы познания и прак­тической деятельности, ценностные ориентации и устремления людей. Кратко говоря, мировоззрение представляет собой образ мира, форми­руемый субъектом познания и практики (индивид, социальная группа, общество в целом). Оно является необходимой основой жизненной по­зиции человека и его бытия в мире.

Очевидно, что мировоззрение не сводится только к знаниям и пред­ставлениям человека об окружающем мире и о самом себе. Это ведь не только картина мира, но и формирующееся на ее основе отно­шение к миру, — заинтересованное или же безразличное, доброе или злое и т.д. и т.п. Мировоззрение человека не сможет сформироваться вне его духовно-практической деятельности, развития науки и техни­ки, влияния культурной среды. Без мировоззрения человек еще не стал человеком, и действовать в свой жизни он наверняка будет методом "проб и ошибок", т.е. неосознанно, вслепую. Следовательно, миро­воззрение — это не только совокупный результат, итог, но и необхо­димое условие для деятельности человека, ориентации во внешнем мире и изменения его. Без мировоззрения человек не сможет стать лич­ностью, т.е. социальным, культурным существом.

Субъектом (носителем) мировоззрения является, в первую очередь, мыслящий индивид, отдельный человек. Оно у него всегда неповторимо, так как у любого человека имеется свой жизненный опыт и знания об окружающем мире. Мировоззрением обладают и большие социальные группы людей (классы, слои и т.д.). В таком случае речь идет о типич­ных для этих групп взглядах и представлениях, оценках, идеалах. Зна­комство с художественной литературой дает нам представление, например, о мировоззрении русской интеллигенции второй половины XIX века (роман И. С. Тургенева* "Отцы и дети", роман Н.Г. Чернышевско­го "Что делать?" и другие произведения). Социологи исследуют ми­ровоззрение современной молодежи, политических элит. Существует и мировоззрение исторически конкретного общества, т.е. устоявшиеся и наиболее распространенные в нем идеи, взгляды на мир и человека, духовные ценности. Это, например, мировоззрение античного обще­ства (Древняя Греция и Рим), мировоззрение эпохи Возрождения и т.д.

Что касается структуры мировоззрения (индивида), то она вклю­чает в себя, прежде всего, знания. Они являются исходным началом, "клеточкой" мировоззрения. Знания бывают обыденными ("житейс­кими") и научными. Если нет знаний, то нет, разумеется, и мировоз­зрения. Однако, в мировоззрение влючаются не все знания, а лишь те, которые наиболее нужны человеку для объяснения мира и ориента­ции в нем.

Твердая уверенность человека в истинности своих знаний и пред­ставлений, в правоте своей жизненной позиции означает наличие в мировоззрении убеждений. Они являются важным показателем соци­альной и культурной зрелости человека, сформированности его как личности. Разумеется, прочность убеждений отнюдь не означает, что они не могут уточняться и изменяться под влиянием новых знаний и фактов, жизненных обстоятельств.

Мировоззрение включает в себя и идеал — мысленный образ со­вершенного и потому желанного будущего, которое выражает выс­шие устремления человека, цели и программы его действий. Нередко ради идеала люди отказывают себе во многом, сознательно идут на жертвы и лишения, как это делал, например, герой романа Н.А.Ост­ровского "Как закалялась сталь" Павел Корчагин. Впрочем, существу­ют не только высокие, но и низменные, реакционные и иные (в том числе и утопические) идеалы. Русский писатель А.М.Горький заметил в связи с этим, что когда-то природа лишила человека возможности передвигаться на четвереньках, но зато вручила ему в качестве посоха идеал как духовную опору и ориентир в жизни.

Специфическим духовным состоянием человека, которое форми­руется на основе мировоззрения, является вера (рациональная или же иррациональная) — психологическая установка на восприятие вообра­жаемой реальности как якобы действительно существующей. Рацио­нальная ("интеллектуальная") вера основана на знаниях и фактах (на­пример, вера в наступление весны), а иррациональная — на домыслах, фантазиях и догмах. С мировоззрением человека сопряжена надеж­да — единство знания и веры, радостное ожидание какого-то события или результата. Духовный мир человека излучает из себя и любовь, под которой понимается доброе и бескорыстное отношение к окружающе­му миру и людям, стремление человека к подлинно совершенному.

Мировоззрение индивида обусловливает и его принципы, т.е. важ­нейшие идеи и правила, которыми следует руководствоваться в жизни (например — "не укради", "не навреди природе" и т.п.). Большую роль в жизнедеятельности человека играют также его духовные ценности — идеи и понятия, с помощью которых люди определяют предметы, про­цессы и явления мира как положительные или отрицательные для них (добро и зло, прекрасное и безобразное и т.д.).

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что мировоззре-^, ние человека как бы трехслойно в смысле своего содержания. Оно включает в себя мироощущение (чувственно-эмоциональная сторона мировоззрения), мировосприятие (целостный образ мира) и миропони-мание (рациональное истолкование мира). Мировоззрение—это при­нятие или же неприятие мира человеком, формирование образа этого мира и постижение мира средствами познающего ума. На основе ми­ровоззрения складываются различные формы отношения человека к окружающему миру — познавательное, ценностное, художественно-эстетическое, нравственное и предметно-практическое.

В своей действительности мировоззрение может быть как науч­ным, так и ненаучным, прогрессивным или же консервативным, оптимистическим или пессимистическим, обретать какой-нибудь иной вид. Кроме того, в каждую историческую эпоху формируется и существует господствующая форма мировоззрения. Например, в Древ­нем мире таковым была мифология, в средние века доминировало религиозное, а в Новое время стало быстро набирать силу и укреп­лять свои позиции научное мировоззрение.

С точки зрения своего идейного содержания, мировоззрение все­гда многогранно, и поэтому в нем можно выделить ряд сторон. На­пример, в научном мировоззрении особую роль всегда играют знания о природной среде, ее строении и формах существования, законах раз­вития и функционирования. Экономическая сторона мировоззрения предполагает знания людей об экономике общества, о роли труда и техники, рынка, денег. Социально-политический аспект касается от­ношений между большими социальными группами (классы, нации) в политической жизни общества. Существуют также нравственный и эстетический, правовой, исторический, экологический и иные сторо­ны, грани мировоззрения. В целом же мировоззрение выполняет, преж­де всего, функцию познания человеком окружающего мира и ориента­ции в нем. В этом и состоит основная роль мировоззрения, вытекаю­щая из его сущности как духовного феномена.

Мировоззрение имеет не только различные типы (сложившиеся мировоззренческие системы) и стороны своего содержания. Оно все­гда существует в разных формах, которые различаются своеобразным восприятием и истолкованием окружающего мира и человека. Назо­вем и подробнее охарактеризуем эти формы, определим специфику и место философского мировоззрения.

Что касается мифологического мировоззрения, то в его основе ле­жит фантазия, вымысел. Немецкий философ Г.Гегель замечал, что пер­вые мифы были проявлением бессилия разума перед окружающим миром. Мифотворчество возникло в глубокой древности и несло в себе наивное повествование о происхождении и судьбах мира, о борь-*бе стихий и противоположных начал в нем. Например, в древнегре­ческой мифологии полагалось, что мир якобы возник из Хаоса. Затем появились Земля, День и Ночь, боги (всемогущие существа) — Зевс, Посейдон, Аид и другие, а сам мир стал ареной их деятельности и со­перничества. Мифы выразили сознание эпохи "детства человечества", и, по сути дела, были эмоционально-образным мировоззрением лю­дей того времени.

В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение своим основным признаком имеет веру в сверхъестественную силу (Бог) и ритуальное поклонение ему. Оно возникло в глубокой древности как выражение социальной и интеллектуальной слабости и уязвимости человека, его подавленности природными и общественными силами. В основе религии лежит догма (непререкаемое положение) о сотво-ренности мира и человека Богом. Поэтому ее называют иногда дог­матическим мировоззрением, которое существует в различных вари­антах (ислам, буддизм, христианство и другие религии мира).

Специфическим способом духовного освоения человеком мира яв­ляется художественное мировоззрение, которое "присутствует" в раз­личных видах искусства (литература, живопись, танец и др.) и формах народного фольклора. В основе этого мировоззрения лежит художе­ственный образ как единство эмоционального и рационального, инди­видуального и типического начал.

Обыденное ("житейское") мировоззрение формируется и существует на почве простейших знаний и представлений человека об окружающем мире. В нем воплощается личный опыт людей, непосредственные усло­вия их жизнедеятельности. Обыденное, или "повседневное" мировоззре­ние имеет тесную связь с формами народной мудрости (приметы, сказа­ния, афоризмы и др.), в которых аккумулируется совокупный познава­тельный опыт человечества.

Большой вес в современном обществе имеет научное мировоззре­ние, основой которого являются достоверные (истинные) знания че­ловека о внешнем мире и самом себе. Научное знание — это выраже­ние и олицетворение познавательной мощи и социальной силы человека. Для него не существует чудес, а есть лишь пока еще непоз­нанные явления и процессы. По своей сути наука является словно бы "расколдовыванием" мира, поэтому она всегда была надежной опо­рой и союзницей для ряда школ и течений в философии. Зачатки на­уки ("преднаука") возникли еще в Древнем мире, а систематическая наука сформировалась в Новое время, оказав в последующем колос­сальное влияние на ход человеческой истории, — как умственной,

так и социальной.

Что касается философии, то она, как уже нами отмечалось, является специфической формой мировоззрения и сферой духовной деятельности. Она возникла и сформировалась на пересечении названных выше пяти форм мировоззрения, в которых воплощены те или иные "сгустки" духовного опыта человечества. Философия выросла из них как из своих источников, но в последующем не утратила органической связи с ними. Она родилась из потребности систематизировать и обобщить весь опыт познания мира человеком, сформировать целостную теоретическую картину мира и бы­тия человека в нем. Наличие всесторонних и богатых связей философии с духовным опытом человека и общества дает основание говорить о том, что философия — это многогранное явление, которое требует различных определений —как формы мировоззрения, как формы познания и как фор­мы общественного сознания.




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 60 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав