Читайте также:
|
|
I. С т.з. классической ФП:
1. По вопросу о смертной казни Фихте занимал уникальную позицию, о которой сегодня забыли: если человек как член рода своими действиями обозначил невозможность пребывать в этом роде и если род осознал, что совершенное человеком преступление не совместимы с жизнью рода, то казнь – единственное средство. Но при этом род должен понимать, что казня члена рода, он в известном смысле наносит себе ущерб («режет по живому») и все таки искать возможность, чтобы дать преступнику время для осознания преступности, недопустимости совершенного им.
2. Гегель в «ФП»: «Наказание – это способ восстановления нарушенного права. Никакой законодатель не может добиться абсолютного соответствия наказания преступлению»:
а) наказание – это способ восстановления нарушенного права для всего общества, т.к. нарушая конкретную норму, субъект тем самым нарушает право в целом, он подрывает его;
б) наказание – это стихийно сложившийся способ установления в обществе правила: «законы должны выполняться».
Гегель говорил о том, что бывают «дурные законы» - это несправедливые законы, которые не соответствуют человеческой природе. При этом Гегель писал о том, что законы служат освобождению человека путем подчинения закону, обязанности:
закон освобождает человека от посягательств на его достоинство и собственность;
закон освобождает человека от мучительных рефлексий по поводу должного и запретного;
закон освобождает человека от бремени животных влечений, порочных соблазнов (долженствование - способность человека самостоятельно подчиняться норме, Дж. Роуз);
закон дает возможность человеку спокойно располагать последствиями своих поступков, он может выбирать, есть нормы и есть санкции.
II. С т.з. неклассических концепций теории наказания, в частности, с т.з. постструктуралистов (Мишель Фуко) выделяют 2 модели пенитенциарных систем:
а) обернская – основана на принципе: «день/ночь»: ночью преступник один, а днем он вместе с другими заключенными трудится, питается, но с полным запретом на общение;
б) филадельфийская – принцип полной, абсолютной изоляции, чтобы преступник мог обратиться к себе, своей совести, в полной мере осознать свое преступление и тем самым достичь свободы воли духа.
Эти системы более подробно описаны в книге М. Фуко «Надзирать и наказывать».
Фуко ссылается на подходы Бентама, что тюрьма должна быть своего рода поноптикумом: преступник должен постоянно находиться под неусыпным наблюдением и должны вестись записи относительно каких-либо отклонений.
Вопрос 26. Г.Гегель: смысл формулы «Освобождение через подчинение обязанности»
см. Гегеля о том, что закон освобождает человека и свободно располагать последствиями своих действий.
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 176 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |