Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Изучение источников (литературных, архивных, статистических)

Читайте также:
  1. A. Изучение психики ребенка в развитии
  2. I. Понятие и виды источников (форм) права.
  3. II. Изучение нового материала
  4. II. Профориентационное направление работы: обеспечение формирования и развития профессионального и жизненного самоопределения Изучение образовательных запросов
  5. IV. Изучение научной литературы и уточнение темы.
  6. IV. Изучение нового материала
  7. IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРУГА ИСТОЧНИКОВ, СтруктурЫ и объемА курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы
  8. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  9. Анализ источников воздействия на окружающую среду
  10. Анализ источников опасных сигналов и определение потенциальных технических каналов утечки информации и несанкционированного доступа.

Необходимый этап подготовки экскурсии – отбор литературы по теме и составление списка книг, брошюр, статей. Задача подобного списка – упрощение подбора фактического и теоретического материала для подготовки индивидуального текста.
Важная часть работы по подготовке экскурсии – работа над ее содержанием, которая начинается с накапливания материала и продолжается во время изучения литературы. Важное значение имеет фактическая сторона экскурсии. Необходимо использовать только достоверные и тщательно выверенные факты и сведения, имеющие отношение к теме.

При подготовке экскурсии используются следующие формы отбора фактического материала: беседы, с участниками и очевидцами исторических событий, встречи со специалистами, научными работниками, просмотры научно-популярных фильмов, изучение материалов государственных музеев и архивов. При отборе материала следует иметь в виду обязательность его связи со зрительным рядом, с объектами, которые предполагается использовать при показе. На заключительных этапах в руках создателей экскурсии должен остаться только тот материал, который будет раскрыт зрительно.

 

Помимо публикаций, материалы по теме экскурсии могут находиться в других источниках, играющих вспомогательную роль при подготовке материала. Они могут храниться в музеях, государственных архивах, частных коллекциях.

Следующий этап – изучение материалов, раскрывающих тему экскурсии. Изучение любого источника сопровождается конспектированием, копированием материалов для составления контрольного текста, «портфеля экскурсовода».


4. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

В ходе подготовки экскурсии знакомство экскурсовода с музеем начинается с тематико-экспозиционного плана, изучение экспонатов, раскрывающих тему, прослушивание экскурсий, проводимых экскурсоводами музея. Существует ряд форм использования экспозиций музеев в экскурсионной работе – непосредственно экскурсии по экспозиции музея, включение музейной экскурсии в обзорную городскую экскурсию в качестве подтемы.

Показ экскурсионных объектов является основной частью экскурсии. В этой связи их правильный отбор весьма важен. Объекты экскурсии определяются ее темой. Основными объектами экскурсий являются памятники истории, археологии и архитектуры; природные объекты: леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения; экспозиции музеев, картинных галерей, выставок.

Кроме того, экскурсионные объекты классифицируются:

1. по содержанию – одноплановые (растение, животное, произведение живописи, река, дом) и многоплановые (произведения архитектуры, лес, поле, улицы, площади связанные с историческими событиями);

2. по функциональному значению – основные (служат основой для раскрытия подтем), дополнительные (демонстрируются во время переездов между объектами, в качестве логических переходов);

3. по степени сохранности.


Правильный отбор памятников в качестве экскурсионных объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и наиболее глубокое раскрытие темы экскурсии. При отборе памятников для показа необходимо учитывать их художественную ценность, сохранность и т, п. Разнообразие объектов дает возможность обеспечить правильное чередование впечатлений у экскурсантов, позволяет сохранить элемент новизны при изучении различных тем.

В практике подготовки экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионных объектов.

Для оценки объектов, включенных в экскурсию, используют ряд показателей:

1. познавательная ценность – связь объекта с тем или иным историческим событием, художественные достоинства памятника, которые возможно использовать в экскурсии;

2. известность объекта;

3. специфичность объекта (внешние характеристики, историческая канва);

4. выразительность объекта – взаимодействие экскурсионного объекта с фоном, с окружающей средой;

5. сохранность объекта – состояние памятника в настоящее время;

6. месторасположение объекта – расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, качество дороги для автотранспорта.


Для каждой группы объектов существует своя классификация. Так, в архитектурно-градостроительных экскурсиях используются три группы объектов:

1. историко-архитектурные памятники и ансамбли;

2. произведения современной архитектуры, современное градостроительство;

3. стройки, процесс возведения зданий и сооружений.


Памятники архитектуры делятся на следующие группы:

1. старые города или сохранившиеся части старых городов, жилые дома в городе и на селе;

2. общественные здания (административные, учебные, театральные, музейные, библиотечные, торговые, лечебные);

3. памятники культового назначения (монастыри, церкви, мечети, костелы, колокольни, часовни);

4. военные памятники (кремли, крепости, башни);

5. промышленные здания (заводы, фабрики, мастерские, шахты, мельницы);

6. инженерные сооружения (мосты, каналы и т. п.);

7. монументы (арки, колонны, обелиски, стелы).


Правильный отбор объектов, их количество оказывают влияние на качество экскурсий. Необходимо помнить, что чем больше, объектов будет отобрано для показа на экскурсии, тем более поверхностно будет освещена ее тема. Для городской тематической экскурсии, рассчитанной на три-четыре академических часа, рекомендуется отобрать не более 15-20 объектов.

В экскурсию могут входить как объекты одной группы, например произведения архитектуры, так и объекты двух-трех групп: памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты. Набор объектов зависит от темы экскурсии, от ее содержания, от состава экскурсионной группы. Следует избегать однообразия в построении зрительного ряда.

Отбор объектов заканчивается составлением краткой характеристики на каждый из них. Подобная характеристика необходима, в первую очередь, самому экскурсоводу. Вместе с тем по этой характеристике может быть составлен рассказ, являющийся частью экскурсии.

Примерные направления данной характеристики:

1. наименование памятника (современное и первоначальное название);

2. историческое событие, с которым связан памятник, дата этого события;

3. местонахождение объекта;

4. данные о памятнике (автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, тексты надписей);

5. источники сведений о памятнике (литература, архивные данные, устные предания);

6. сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, время реставрации);


Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута – организация показа объектов в логической последовательности, обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. Путь следования экскурсионной группы намечается с учетом определенных требований к маршруту: объекты экскурсии не должны располагаться слишком близко друг к другу, заслонять один другой или контрастировать.

Существуют три варианта построения маршрутов:

1) хронологический,

2) тематический,

3) тематико-хронологический.

Обзорные городские экскурсии строятся по тематико-хронологическому принципу. Объекты в зависимости от своей роли в экскурсии делятся на основные и дополнительные. Основные – подвергаются более глубокому анализу, на каждом из них обычно раскрывается одна из подтем экскурсии. Разрабатывается несколько вариантов движения группы для экономии времени и избежания накладок.

Важнейший этап разработки новой экскурсионной темы – объезд (обход) маршрута.

Задачи организации объезда (обхода) маршрута: ознакомление с улицами, площадями, по которым проложен маршрут; уточнение места расположения объекта, место остановки автобуса или группы; проведение хронометража времени экскурсии, проверка целесообразности использования методических приемов показа; выбор точек для расположения экскурсионной группы и показа объектов.

Объезд дает возможность правильно определить время, необходимое для проведения данной экскурсии. После объезда (обхода) схема экскурсионного маршрута согласовывается с местной службой ГИБДД.

Определив маршрут следования, составляется контрольный текст экскурсии, куда включаются основные положения и фактический материал.

Существуют два вида экскурсионных текстов:

1. контрольный;

2. индивидуальный.


Контрольный и индивидуальный текст несколько совпадают по содержанию. Вместе с тем контрольный текст является образцом для подражания.

Контрольный текст – составляется экскурсоводом при разработке новой темы экскурсии. При составлении контрольного текста автор должен добиться соответствия материала цели и теме экскурсии. Контрольный текст содержит хронологическое изложение материала, не отражая структуры экскурсии, не строясь в маршрутной последовательности. В контрольном тексте содержатся материалы для вступительного слова, заключения и логических переходов между подтемами, содержаться материалы, связанные с объектами, не включенными в маршрут данной экскурсии. На основе контрольного текста могут быть созданы различные варианты экскурсий на ту же тему.

Существуют определенные требования к контрольному тексту: научность, логичность, удобство для использования, наличие ссылок на источники.

Контрольный текст является основополагающим документом для экскурсоводов, подготавливающих свои индивидуальные тексты.

Второй вид экскурсионного текста – индивидуальный. Данный текст экскурсовод составляет самостоятельно, готовя экскурсию на определенную тему.

Индивидуальный текст – отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с ее маршрутом, материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, он имеет четкое деление на тематические части. Части текста строятся по определенной схеме: характеристика объекта; материал, посвященный определенному периоду истории; локальный материал, характеризующий конкретные события, связанные с данным объектом и местом; выводы по подтеме, логический переход к следующей подтеме. Индивидуальный текст – готовый для исполнения рассказ, содержащий полное и четкое изложение материала экскурсии, прикрепленное к зрительным объектам. Каждая подтема – отдельный, содержательный рассказ.

Индивидуальный текст состоит из трех частей: вступления (вводное слово), основной части и заключения. Вступление подразделяется на две части – организационную и информационную. В первой половине вступления экскурсовод сообщает свою фамилию, имя, отчество, знакомит группу с водителем экскурсионного автобуса, с темой экскурсии, ее маршрутом, длительностью по времени, сообщает время и место ее окончания, называет то учреждение, которое организует экскурсию. Затем следует инструктаж о поведении и правилах безопасности экскурсантов. Во второй части вступления излагается содержание предстоящего мероприятия. Во вступлении могут быть названы отдельные подтемы экскурсии. Задача экскурсовода – заинтересовать аудиторию, привлечь внимание участников мероприятия к объектам, которые будут показаны, и к, самой теме. Основные требования к вводному слову – краткость и динамичность. Общее время вступления – 5 – 7 мин.

Основная часть экскурсии – показ и рассказ, раскрывающие тему. В основную часть входит несколько подтем. Каждая из них раскрывается на одном или нескольких объектах.

Одна из задач создателя новой экскурсии - связка между собой в содержании всех подтем, чему способствует последовательность показа экскурсионных объектов, в котором важную роль играют логические переходы.

Логические переходы - важная часть экскурсии. Существуют формальные и неформальные логические переходы. Длительность логического перехода обычно равна по времени перемещению группы от объекта к объекту. Содержание логического перехода определяется содержанием самой экскурсии, подтемы, после которой используется переход. Цель логического перехода – связать между собой отдельные составные части экскурсии. Вместе с тем, осуществление требования лаконичности словесного материала не должно вести к отрывочности сообщаемых экскурсоводом сведений каждая мысль, содержащаяся в материале экскурсовода, должна быть доведена до логического конца, каждый выдвинутый тезис должен быть убедительно раскрыт.

Одним из характерных признаков экскурсии является постоянное передвижение экскурсионной группы.

Движение в экскурсии происходит в трех видах:

1. передвижение от одного объекта к другому, по заранее составленному маршруту;

2. движение вблизи объекта для лучшего его наблюдения;

3. движение, дающее представление о размерах осматриваемой площади, о крутизне склона, глубине рва и др.


Движение в экскурсии — это не передвижение группы вообще, а передвижение, позволяющее выявить наиболее характерные стороны и детали изучаемых объектов (обход вокруг здания, передвижение по городской площади). Рассказ в это время незначителен по своим размерам, преобладают показ и самостоятельное наблюдение объекта (или группы объектов) экскурсантами.


Вопросы для самопроверки:

1. Что представляет собой экскурсионная методика?

2.Какие этапы бывают при подготовке экскурсии?

3.Что такое цель экскурсии?

4. Для чего существуют подтемы?

5.Чем цель экскурсии отличается от задач?

 




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 90 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав