Читайте также:
|
|
В основе хозяйственной взаимопомощи и взаимоподдержки лежит «всякая взаимовыручка, в более узком экономическом смысле форма обмена, зародившаяся в первобытной общине с появлением в ней распределения по труду и личной собственности». Именно эти отношения Б. Малиновский обозначил понятием «реципрокация», когда материальные блага и услуги находятся в постоянной циркуляции между субъектами на основе их взаимных обязательств.
Ранние формы поддержки первоначально носили ритуальный характер, и до XIX столетия они сохраняли форму народных праздников. И. Снегирев, анализируя древнейшие земледельческие славянские праздники, связывает их с четырьмя временами года, каждому из которых соответствовали свои «братчины, ссыпчины, холки, посиделки, беседы, Николыцины». Как правило, эти праздники связывали с ритуальным персонажем Ярилой, который олицетворял плодородие, прибыток, урожай. В.Соловьев, изучая мифологический процесс в древнем язычестве и проводя сопоставительный анализ с культами богов других культур, считает, что вакхический культ Шивы, Диониса, Адониса, Фро соответствует славянскому культу Яровита, или Ярила, которому также свойственны народные игры, танцы, угощения, употребление в неограниченном количестве спиртных напитков. «...Вакхический культ сопровождался оргиями, в которых человек терял свою сознательность, свой личный разум и волю, приходил в экстатическое состояние, становясь в уровень с слепою, инстинктивно действующей природой».
Если проанализировать различные формы крестьянских «помочей», то при всем их многообразии можно выделить определенный структурный сценарий, в котором сохранены остатки магических аграрных культов. Он состоит из следующих элементов: ритуальный договор, где обязательным элементом являются «хлеб — соль и магарыч», совместная трудовая деятельность в договоренные сроки и по завершении работ совместные трапеза, игры, танцы, катания. В народе «помочи» рассматривались как трудовой праздник, в котором принимало участие все сельское население независимо от социальной принадлежности селянина.
ПОМОЧИ — совместная крестьянская работа в помощь кому-либо, за участие в которой работникам предлагалось угощение. Основные виды помочей: уборка чего-либо (хлеба, проса а др. культур); толоки, зажоны, покос, молотьба, супряги (взаимное использование быков или коней для обработки земли); помочное — судебная пошлина; пособие невинно оклеветанному; помощник — в христианском мировоззрении «существо», подобное Адаму, которое должно «вспомоществовать», помогать в воспитании детей и во всех нуждах.
Среди различных видов «помочей» как специфической формы групповой поддержки можно различать обязательные внесезонные и сезонные «помочи».
К первому виду можно отнести такие виды поддержки, которые обусловлены экстремальными ситуациями, например пожарами или наводнениями, либо массовым падежом скота. В последнем случае часть приплода отдавали пострадавшим безвозмездно. Особой формой поддержки можно считать «наряды миром», когда в семье «работные люди больны» и необходима помощь в деле управления хозяйством: растапливание печи кормление домашнего скота, уход за детьми. К этой группе поддержки можно отнести и обязательные «помочи» при постройке дома, мельницы, когда, как правило, за угощение осуществляли весь необходимый комплекс работ. К этим видам помочей можно отнести сиротские и вдовьи помочи, когда данная группа снабжалась за счет общества хлебом, дровами, лучинами.
Сезонные помочи связаны с сельскохозяйственными работами: покос угодий, сбор урожая, «если у мужика осталась несжатая десятина-другая, то... в первый праздничный день, после обедни, он зовет помочь, от которой никто не отказывается». При коллективных помочах наблюдается разделение труда, где различные виды работ выполняют различные группы: «пахали мужчины, боронили женщины, сеяли старики». Ритуализированные формы поддержки с древними сакральными обрядами широко распространены в практике крестьянского быта и в XIX веке.
Другой разновидностью архаической модели помощи являются толоки. В разных местностях они имели различную направленность. С одной стороны, они были формой совместной деятельности, с другой — формой помощи бедным крестьянам. Толоки включали в себя не только совместную обработку земли, но и различные виды перевозок: сена, хлеба, навоза. Своеобразной была и форма складчины. Под этим явлением понимается не только совместное кормление, но и совместная заготовка корма для скота. Особой формой толок были женские толоки для «мятья льна». Такая форма взаимовыручки носила чисто экономический характер, поскольку давала возможность не топить овин несколько раз в одном доме.
Можно говорить и еще об одном виде хозяйственной помощи — это совместное использование рабочего скота. Такой вид помощи на юге России назывался «супряга», когда обработка земли осуществлялась «наемными волами». Этот вид помощи предусматривал взаимообмен услугами, когда предоставляющий помощь в конечном итоге сам выступал в качестве «нанимателя на работу».
Таким образом, в древнейший период славянской истории складываются основные праформы помощи и поддержки. На этой стадии реципрокные и редистрибутивные отношения получают свое общественное признание, формируется древнейшая идеологема поддержки на основе сакральных смыслов, аграрно-магических культов, общинных норм поведения и ценностей. В этот период происходит оформление групповых норм помощи таким основным субъектам как старики, вдовы, дети (хотя процесс инфантицида, возможно, и не снижается, поэтому приоритет отдается старикам и вдовам).
На этой стадии возникает паттерн помогающего субъекта. Динамика его развития предполагает ряд стадий от оберега к волхву, как носителя различных групповых смыслов и «этических» принципов защиты нуждающихся, а также определенных «сценариев» поддержки субъектов и группы в целом в разных экстремальных жизненных ситуациях.
Модели взаимопомощи носят не только внутриро-довой характер, но происходит расширение помогающего пространства, где вырабатываются принципы «соседской» взаимовыручки, архаические праформы которых дошли до XIX веке в виде совместных празднований, уборки урожая и т. п.
Нельзя не сказать и о том, что возможно именно на этой стадии оформляется закон «эквивалента», выражающийся в формуле «я — тебе, а ты — мне». В дальнейшем этот закон будет иметь различную интерпретацию в зависимости от того, как понимается и что понимается в этих дихотомических противопоставлениях, в зависимости от паттерна помогающего субъекта изменится идеологема помощи, что в конечном итоге повлияет и на формы поддержки.
Можно сказать, что философия жизни языческой общности вызывала к жизни определенные формы поддержки и защиты. Реципрокные и редистрибутивные социальные связи, поддерживающие сохранение единого пространства жизнедеятельности, важного для всех ее членов, сформировали особый нерв социо-генома, а его архетипические формы существования, сложившиеся за многие столетия, стали основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся. По мнению профессора Е.Аничкова, «... христианство на Руси уложилось в уже готовые формы дружинного быта, приспособилось к нему, влило в него новый смысл, привлекло дальше к знакомой из греческой канонической литературы государственности».
Основные понятия темы:
братчины, вдовы, выхованцы, годованцы, оберег, помочи, редистрибуция, реципрокный альтруизм, реципрокация, ритуальный договор, сирота, ссыпчины.
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 85 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |