Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Светское и конфессиональное призрение нищих в Московском государстве

Читайте также:
  1. a] сделки не подлежат государственной регистрации
  2. B 1. Как Вы относитесь к совместной работе государственных учреждений и религиозных организаций в социальной сфере?
  3. B) Сокращение государственной собственности.
  4. B. вместе с государственной экспертизой
  5. D-mapping «Бал истории» в честь 250-летия Государственного Эрмитажа
  6. I. Государственный стандарт общего образования и его назначение
  7. I. Место Государственной думы в системе органов власти царской России (1905 1912 гг.).
  8. II. Изучение государственного образовательного стандарта.
  9. II. Современное положение молодежи и состояние государственной молодежной политики в Курганской области
  10. II. Форма государственного устройства.

Развитие системы помощи в XV— XVII веках было связано с проблемами локализации нищенства и развития превентивных и оперативных мер против распространения голода и эпидемических заболеваний. Ш Конфессиональная и светская поддержка начинает оформляться в новых своих формах.

Церковно-монастырская поддержка в XV — XVII веках усиливается на фоне дальнейшего развития монастырей-вотчин, колонизации Севера, внутри-церковного раскола и стремлении государственной власти ограничить роль духовенства в политической и экономической жизни государства.

Можно отметить, что наряду с ростом развития монастырей имеется тенденция роста келий с нищими. С одной стороны, это связано с пандемическими ситуациями, голодом. Так, в 1419 году в результате холодов вымерзают озимые и яровые посадки, голодом охвачены многие города и селения. Страшный голод охватил русские земли в 1422, 1468 годах, когда из-за дождей и холодов погиб весь урожай. Отсутствие государственной поддержки вынуждало население селиться возле монастырей и жить за счет подаяний, а на погостах строить кельи. Этому способствовали и те оперативные и конкретные меры, которые оказывали деятели Церкви в условиях голода и эпидемий.

Так, в начале XVI века Иосиф Волоцкий (1439—1515), ученик Сергия Радонежского, игумен Волоколамского монастыря, открывает приют для сирот и стариков, в голодные годы кормит до 700 окрестных жителей. В 1608 году Троице-Сергиева лавра открывает свои амбары для продажи хлеба, сбивает спекулятивные цены. За 16 месяцев осады она кормит около 10 тыс. человек. А в 1681 году летом была сильная засуха. После молебствия о дожде на своем патриаршем дворе Иоаким жалует нищим 61 р. 12 ал. 2 деньги. По мнению историка И. Забелина, основываясь на сумме расходов, можно предположить, что нищих собралось около 2000, если «дача была по алтыну», или 600 человек, «если дача была по гривне».

 

Помимо пандемических обстоятельств, Церковь традиционно «оделяла милостыней» нищих в христианские праздники. Так, патриарх в 1678 году в праздник Успения кормил 2050 человек, и лично раздал каждому по 6 денег, 4 января 1690 года у патриарха кормилось 1166 человек, и каждому выдали но 6 денег, в день погребения патриарха Адриана «кормили» 5137 человек.

Таким образом, кельи строились возле монастырей, церквей и соборов, как учреждений, где нищие могли кормиться при различных ситуациях. Не случайно эта традиция закрепится и в дальнейшем, когда будут открываться светские учреждения. Так, официально за Аптекарским приказом были закреплены свои нищие, которых необходимо было поддерживать.

С другой стороны, рост монастырей сам провоцировал «развитие» системы кормления возле них, формируя систему кормления через ее институты. Только за один XVII век было основано 220 новых монастырей, к началу XVIII века их было 1201. Можно наблюдать, как с ростом монастырей растут и институты «нищих».

 

К XVI веку оформляется практика строительства келий, где проживали нищие во многих уездах. Так, в 1571 году в Веневском уезде насчитывались 54 кельи с нищими. В 1577— 1596 гг. в Коломенском уезде — 6 келий на 44 церкви, в самом городе Коломне насчитывалась 51 келья с нищими и убогими. Согласно Писцовым книгам, в 1578— 1579 гг. в Каширском уезде в селах — 27 келий с нищими, на погостах — 49, а в 1587 — 1589 гг. в Тульском уезде, при населении 2155 человек, насчитывалось 43 кельи с нищими, в городе Туле в этот период было 32 кельи. В период 1592—1594гг. наблюдается следующее соотношение келий с нищими и убогими по уездам: Владимирский — 5 келий, Переславль-Залесский — 2 кельи, Юрьев-Польский — 8, Муромский — 21, Ростовский — 15, Пошехонский — 8, Костромской — 19, Угличский — 13.

 

Этому способствовали и решения, которые принимали церковные иерархи, вынося приговоры церковного суда. В 30-е годы XVII века в Смоленске отмечено наличие шести изб, в которых проживало 110 нищих. Священный Синод обязывает финансировать ежегодно данные «заведения» в размере 40 и 30 рублей жителей города Якова Васильевича Петемкина и Семена Дмитириевича Соколинского за «вступление с их женами в законное супружество в плотском родстве в запрещенной степени родства».

Как отмечает отечественный исследователь И. Прыжов, к XVI веку сложились определенные группы нищих, которые кормились от различных институтов церкви: богадельные, кладбищенские, соборные, монастырские, церковные, патриаршие. Существовала и светская система кормления, где были свои разряды нищих: дворцовые, дворовые, гулящие и леженки, которые имели свою систему пропитания.

Между нищими существовала своя иерархия. Были патриаршие нищие, которые «питались» из «рук» патриарха. Так, в начале XVII века в Москве, при храме Николы Гостунского в Кремле, существуют «записные нищие», как правило только «поповские вдовы», насчитывающие от 10 до 18 человек, которые кормились от подаяний. Патриархи обычно «жаловали» им от двух деньги до гривны. «Записные нищие» встречаются и при других соборах: Успенском — 12 чел., Архангельском— 10 чел. Васильевском— 10 чел., Богоявленском — 10 чел., Чудове монастыре — 12 чел.

Количество церковных нищих могло превышать «записных нищих». Это зависело от богатства церкви, ее местонахождения. Так, в конце XVII века в Москве, при приходских церквах, насчитывались 18 богаделен. Богадельни предоставляли кров, пропитание нищим и убогим количество людей в богадельнях было различным. Так, в Успенской богадельне при церкви Успения на Покровке в Котельниках насчитывались 80 стариц, при церкви Святого Михаила на Тургеневском дворе на Моховой — 167 человек, в Кулишской богадельне в Китай-городе было 100 человек, а в богадельне при церкви Введения Пресвятой Богородицы в Барашах всего 16 старцев.

Постепенно складываются целые поселения из нищих и убогих, которые начинают кормиться не только от церкви, но и от различных слоев населения. Как констатировали писцовые книги в 1611 — 1612 годах в Нижнем Новгороде на 700 нетяглых дворов и 862 посадских двора насчитываются 141 «дворишков и избенок и кельишков» вовсе нищих. Но только к концу XVII столетия церковная власть делает шаги по упорядочиванию распространения поселений нищих. В 1678 году патриарх Иоаким повелел сломать нищенские избы по улицам и определил им жить только при церквах. А в 1678 году выходит указ патриарха Иоакима об установлении сбора со всех церквей «на вспоможение и прокормление» нищих.

Конфессиональная помощь не ограничивалась только системой кормлений в различных ситуациях. Можно наблюдать, что древнейшие традиции, связанные с лечением, попечением и обучением так же имеют место в данный период.

Можно отметить, что в начале XVI века монастыри открывают не только монастырские богадельни для нищих и странствующих паломников, но и учреждают больницы. Это такие монастыри, как Корнилиев монастырь под Вологдой и Печерский монастырь под Псковом. В 1626 году патриарх Филарет основывает в Москве больничный монастырь во имя Св. Федора. В 1631 году в Москве основан Знаменский монастырь, помимо келий, в нем находилась больница. В 1655 году келарь Иринарх на свои средства построил больничные кельи при Троицком Калязинском монастыре. К концу XVII века, в 1681 году Церковный Собор постановляет основать амбулаторный приют для больных нищих и пленных.

Известны случаи, когда церковь вступается за вдов и сирот в своей юрисдикции. Так в 1573 году была выдана Поместная грамота новгородского архиепископа Леонида вдове Марфе Пешковой с детьми. Данная грамота охраняла интересы вдовы и ее детей, поскольку муж ее погиб на «государьской службе, в государьском походе», наказано крестьянам платить ей денежный и хлебный оброк, а также обрабатывать ее землю. Это один из первых юридических документов, «прообразов» будущей пенсионной системы.

Не менее остро стояла проблема обучения будущих священников. Церковные власти стоят перед необходимостью открытия школ, где бы готовили настоятелей церкви. Известно послание новгородского архиепископа Геннадия митрополиту Симону от 1496 — 1504 годов о необходимости устроить училища для ставленников. В послании говориться о незнании будущими священниками основ грамоты. Архиепископ предлагает прежде чем обучать их основам христианского служения, «апостол дати», «псалтырь дати», необходимо «учити азбуку», для этих целей встает вопрос о необходимости организации училища, «училище учинити». Однако система образования начинает оформляться к середине XVII века. Как свидетельствовал Адам Олеарий, при патриархе Филарете в 1634 году учреждена в Москве Греко-латинская школа. А в 1686 году при Богоявленском монастрыре в школе грекоиеромонахов Софрония и Ани-кия Лихудов обучались «греческому писанию» 66 человек, «словенского книжнаго писания» — 166 человек.

Особенность формирования монастырей-вотчин на Севере связана с укрупнением разрозненных на погостах монастырей. Погост на Севере представлял собой пространство земли, где находился храм с прилегающим к нему кладбищем». На этих погостах стояли кельи, где поселялись монахи и монахини. Каждый из них имел свое хозяйство, а общими были храм и игумен, начальствовавший над ними. Однако после постановления Собора 1503 года об отделении мужских и женских монастырей происходит их дальнейшее реформирование. Монастыри переходят на общинное общежи-тельство: монахи уже не имеют личной собственности, все принадлежит только монастырю.

Рост монастырей зависел прежде всего от прогрессивных для того времени методов управления хозяйством (покупка земель, вклады князей и частных лиц, льготные условия хозяйствования для крестьян). Развитие монастырей-вотчин на Севере осуществляется практически по той же логике и по той же схеме, что и в Центральной России. Вот как прослеживается становление крупнейшего монастыря — Ферапонтова. Сын кн. Андрея, Михаил Андреевич, около 1437 года в день своей свадьбы пожаловал земли и пустоши, в 1438 году разрешил покупку земель. Уже к началу XVI века монастырю принадлежат не только ближние, но и дальние земли: в Дмитровском, Костромском, Галицком уездах.

 

Князья предоставляли право монастырю отрезать земли, кроме своих, для крестьян из других вотчин. Селившимся на монастырские земли «давалась свобода от податей на 10 или 20 лет, а также свобода от суда княжеской волости, с подчинением игуменскому суду во всех делах, «опричь душегубства».

Как мы уже говорили, помимо льгот для находившихся под патронатом монастыря, имелись и четкие гарантии защиты от произвола посадника и тысяцкого, которые довольно часто нарушали установленные объемы пошлин и налогов. Для наглядности приведем жалобу «сирот» Терпилова погоста на посадника и тысяцкого, которые требовали «давати им поралья» по новым грамотам, а не «по старым грамотам, по сорок бель, да по четыре сева муки, по десяти хлебов». Словом, льготные налоги для крестьян, умелое хозяйствование, всевозможные пожертвования делают монастыри-вотчины крупнейшими собственниками (так, Кириллов монастырь владел землями от Белого моря до Москвы).

Конечно же, на этом призрение не заканчивалось. Монастыри-вотчины предоставляли посадскому человеку или крестьянину прибежище «на старости лет под монашеской рясой или в качестве бельца, живущего в тиши монастырской ограды». М. Богословский, считал, что монастыри играли роль своеобразных страховых учреждений не только по случаю смерти, но и по старости. Внесение вклада было обязательным условием, чтобы «иметь страховой полис».

 

Однако постепенно, с усилением монастырского хозяйства, желающим попасть за монастырские стены предлагалось вносить все большие и большие суммы, т. е. монастыри становятся своеобразной системой «закрытого призрения». И. Бриллиантов, рассказывая о благотворительной деятельности патриарха Никона, приводит следующий факт: «Одна бедная девица хотела постричься в монахини и не имела средств уплатить вклад, требовавшийся для поступления в монастырь: Никон внес за нее этот вклад в размере 17 рублей». Практически все люди церкви вынуждены были платить определенный налог. Согласно писцовым книгам 1637 г., даже бобыли, жившие в нищенских кельях, питавшиеся милостыню, должны были платить твердо установленный оброк: «а на том месте дворе пономаря да 4 кельи, а в них живут нищие, а оброку те нищие платят соборному протопопу на год с кельи по гривне».

 

Таким образом, монастыри-вотчины, поставив в центр своего развития призрение ближнего как закрытую пансионную систему, акцентируя внимание на хозяйственной деятельности и становясь крупнейшими собственниками, рано или поздно должны были столкнуться с государственной властью. Окончательное подчинение Церкви государственной власти произойдет в XVIII столетии. В этот период развивается государственное призрение. Оно создается на основе царской благотворительности, на основе ограничения власти Церкви, в том числе и в деле призрения.

Система государственного призрения в XV— XVII веках была направлена на регламентацию отношений в период голода и эпидемий, формирование системы попечения лиц, состоявших на службе государства. В этот период продолжаются развиваться мероприятия, направленные на выкуп из плена населения, под государственный контроль берется система нищепитательства.

Как и в предшествующие столетия, проблема выживания во время голода в период оформления Московского царства стоит не менее остро. Суровые климатические условия определили характер землепользования как рисковый, с большой вероятностью потери урожая. Наиболее характерные проблемы были связаны с неожиданными морозами и засухой. Так в 1485 году снег уничтожает молодые весенние всходы, такая же ситуация в 1512, 1515, 1525, 1535, 1553, 1557, 1561, 1570 годы. Голод во многих землях русского государства, «бысть глад во всю русскую землю и много людей помроша». В 1589—1590 годах летняя засуха усугубляется ранней зимой «студена и снеги паче меры», в результате чего гибнет урожай, голод охватывает многие города и села.

Однако можно наблюдать, что постепенно проблемы населения в период голода становятся заботой власти. Институционализация учреждений, вызванных голодом, происходит, возможно, в период правления Ивана III, когда начинают организовываться житные дворы. Житные дворы открывались в городах и предназначались для запаса хлеба на период неурожая. Хлеб заготавливали так, чтобы его хватало на три года, с учетом того чтобы в год продавать одну треть, а на место проданного вновь столько же закупать в деревнях. При Борисе Годунове хлеб заготавливают из расчета четырех лет. Житные дворы входили в состав Житного приказа, а позднее, в XVII столетии в соединении со Стрелецким приказом реорганизованы в провиантскую канцелярию.

Однако масштабы бедствия в период голода были столь существенны, что одними житными дворами невозможно было решить данную проблему. Как свидетельствуют источники в 1601 — 1602 годах, в Москву, спасаясь от голода, со всех русских земель шел народ, за два года и четыре месяца от голода в Москве умерли около 127 тысяч человек. Вот почему эта проблема была в центре внимания как властей, а также и законодательно она была закреплена на помещиках, Церкви.

 

Так, власти в период правления Бориса Годунова в 1601 — 1602 годах разворачивают общественное строительство, с целью предоставления средств нуждающимся. В 1600 году в Кремле достраивается колокольня Ивана Великого с целью предоставления пособия жителям Москвы во время голода. С этой целью возводятся сооружения в других городах, которые охвачены голодом: Белгороде, Осколе, Томске. В этом же году Царь Борис Федорович Годунов, во время голода, организует в Кремле строительство каменной палаты, «чтобы людям питатися». С целью предотвращения спекуляции хлебом в 1601 году выходит указ об установлении твердой цены на хлеб и о борьбе со скупщиками хлеба. В 1603 году выходит указ, согласно которому разрешалось во время голода уходить «холопам» от феодала за пропитанием без оформления «отпуска на волю», это решение подтверждалось и Соборным уложением от 1649 года. В «жилецкие записи», долговых документах, разрешалось оформлять денежный долг в счет будущих отработок и откупов. По сути дела, появляется кредитная система, позволяющая в период массового голода физически и экономически выживать работному люду.

Со второй половины XVII века в период голода подключаются не только органы верховной власти, но и территориальные власти. В 1662 году выходит указ о прокормлении служилых и всяких скудных людей в неурожайное время. В указе определены основные превентивные мероприятия по недопущению голода, в частности предписывалось: а) митрополитам и власти, чтобы те обеспечивали продажу хлеба из своих запасов; б) чтобы местная власть продавала из житницы хлеб по твердой цене, а не спекулятивной; в) в том случае, если «купить хлеб будет нечем», тем под поручительство раздавать хлеб в долг, «чтобы божиим и нашим людям от хлебныя дорогови гладом не помереть».

В 1663 году выходит указ, где обязательное кормление холопов в период голода было установлено боярам. В случае нарушения указа, предписывалось: «государь повелел кликать бирючам по рынкам и торгам, что если бояре откажуться кормить своих холопей в голодное время, то они лишатся холопей, которые получат свободу».

Государственные мероприятия против эпидемий, морового поветрия, так же имеют место в данный период. Наиболее распространенной формой борьбы с этим явлением явились заставы, которые организовывали власти на местах. В 1572 году мор (чума) охватил Новгород и Псков. Властями «велено», чтобы в городе не погребали, а вывозили мертвых за черту города. Были поставлены заставы, дворы, где появлялась чума, «запирали с людьми», а «кормили тех людей улицей». Эти мероприятия позволили к осени справиться с эпидемией. Те же мероприятия были осуществлены в 1592 году в г. Ржеве.

Не менее строгие меры принимались против морового поветрия на скот. В 1640 году выходит указ о мерах против распространения морового поветрия на скот. В указе определены меры против распространения морового поветрия и ответственности лиц, продающих мясо зараженных животных. К тем было принято решение применять меры «бить кнутами безо всякой пощады». Определены чиновники со стороны власти, которые должны были вести надзор за исполнением указа; подьячие, решеточные приказчики, бирючи.

В 1654— 1655 годах центральную часть Российского государства охватил мор. В г. Переяславле умерло 3627 человек, осталось 939; в Суздале умирает 1177 человек; в Угличе умирает 319 человек при населении 619 человек. В эти же годы выходят санитарные грамоты, которые регламентируют действие властей в локализации эпидемий. В грамоте от 1654 года говорится, что для недопущения распространения «мора», необходимо было «мертвых хоронить», дворы обмывать, и у дверей зараженных дворов поставить «крепкие сторожы». В грамоте о санитарных мероприятиях от 1657 года указаны меры по ликвидации распространения «морового поветрия». Предлагается места «заморные» «засечь лесом», т.е. окружить лесной полосой. Поставить заставы, где несли бы службу «отставные дворяне», «служилые люди», «сколько пригожие», их численность определялась масштабами заражения. Основной их задачей было охранять территорию от мародерства, от «вывоза» и «вынеса», пойманных на месте ожидала смертная казнь.

Государственная власть вместо князей занимается выкупом пленных. Закон от 1551 года закрепляет обязательный выкуп пленных за счет государства, «царевой казны».

Соборное уложение 1649 года, которое было создано на основе статей кодекса Ивана IV, а также литовского и византийского законодательства, не только подтверждает право обязательно выкупа пленных, но и вводит на это специальный налог от двух до восьми «деньги с двора» (гл. VIII. О искуплении пленных). Были определены «тарифы» выкупа пленных, так за боярских детей, «взятых в бою», давали — 20 руб., взятых в плен не в бою — 5 руб.; за московских стрельцов — 40 руб., за украинских казаков — по 25 руб., за посадских — по 20 руб., за крестьян — по 15 руб.

В 1649 году состоялся выкуп православного населения из прибалтийских земель, было уплачено 190 000 золотых для покрытия убытков. В 1668 году для решения данных задач был организован Полоняничный приказ, который стал целенаправленно заниматься выкупом пленных и руководством сбора средств на их освобождение.

 

ПОЛОНЯНИЧНЫЙ ПРИКАЗ — учреждение, ведавшее делами- русских пленных с середины XVI века, сбором денег на выкуп пленных и их обустройство. Возможно, прекратил свое существование в связи с прекращением сбора полоняничных денег в 1679 году.

 

С периода правления Ивана IV начинает оформляться политика нищепитательства. Эта политика оформлялась с одной стороны в традициях княжеского нищепитательства, милостыни с рук, с другой — с учетом новых исторических реалий: войн, ростом «промыслового нищенства», отсутствием государственных учреждений помощи и поддержки.

Можно отметить, что русские цари, вплоть до Алексея Михайловича, продолжали традиции «милостыни с рук», веденной князьями в ранние эпохи. Г. Котоши-хин писал: «...пойдет царь с царицею по московским монастырям и молебствуют, и кормят чернцов, и дают милостыню: архимандритам и игуменам, и келарям по 20 и по 15 и по 10 рублев человеку, соборным и рядовым по 5 и по 4, и по 3, и по 2, и по рублю человеку да по полотенцу и по два платка.... И потом царь и царица ходят по богодельням и по тюрьмам и дают милостыню ж. Так же и нищим и убогим людем дают по рублю и по полтине и менши человеку. И тех денег расходится множество тысеч».

Однако политика нищепитательства осуществляется Иваном IV с регламентации жизнедеятельности монастырей. Так, Судебник 1550 года регламентирует жизнь в монастырях людей церкви, и нищим, живущим милостыней, было запрещено пребывание в монастырях бельцов и вдов, живущих от доходов со своего имения. Было подтверждено право епископатским судам осуществлять судопроизводство над людьми церкви. «А попа и дьякона, и чернца и черницу, и старую вдовицу, которые питаются от церкви Божий, ино их судити Святителю им его судиям». В Стоглаве 1551 года впервые появляется запрет на сбор милостыни в виде промысла. Монахам и монахиням предписано жить и трудиться в пределах своих монастырей. Старых и утративших здоровье монахов и монахинь монастыри должны пристраивать в монастырские больницы, где бы они получали пищу и одежду.

 

СТОГЛАВ — сборник решений Стоглавого собора 1551 года. Источником его были книги Священного Писания, памятники церковной юрисдикции, а также тексты вопросов от имени Ивана IV, содержал проект церковных преобразований.

 

Особо запрещалось возить по городам и селам калек и больных для сбора мирского подаяния. Было велено записывать их в особые книги и устраивать для них богадельни, кормить и одевать необходимо было за счет подаяния боголюбцев, а ходить за нуждающимися велено было здоровым нищим мужчинам и женщинам.

Можно наблюдать, что в более позднее время, «кормление с рук» нищих, не могущих добыть трудом себе пропитание, разрешено, более того они попадали под защиту государства. В 1589 году выходит Судебник, в соответствии со статьями 64, 67, 68 которого под охрану закона попадали вдовы, девицы, нищие, калики, московские городские нищие, при нанесении «обиды» которым в судебном порядке ответчик выплачивал штраф от четырех алтын до восьми алтын и две деньги. Ст. 189 запрещает в монастырях проживать торговым людям, подтверждено проживание там нищим, «которые от церкви божий питаются».

Такая система кормления просуществует вплоть до петровских реформ. Для некоторых групп населения милостыня была единственным источником к существованию. Например, в русских тюрьмах заключенного кормила семья. В том случае, если у заключенного не было рядом «сородичей», и он имел «малую вину», то таких узников выпускали, предварительно сковав их цепью с «товарищем». Они ходили и собирали милостыню в виде денег и хлеба, для себя и таких же, как они.

Важным моментом в оформлении политики нищепитательства явилась организация приказа Большого Дворца около 1574 года. Этот приказ помимо обслуживания нужд царской семьи, осуществлял распространение царских указов и грамот церковным властям, он же осуществлял выдачу руги и милостных денег монастырям и церквам из государственной казны, средств на церковные строения. Так, в 1656 году по приказу царя Алексея Михайловича на вотецких жилищах, в 760 километрах от Тобольска, построен Кондинский мужской монастырь для призрения старых, увечных, а также для вотяков обращенных в христианство. В 1679 году в московских богадельнях числятся 412 человек нищих, которым выдавались: пища, деньги, хлеб-соль и «прочая потребныя на писчу и одежду» из приказа Большого Дворца. В год было отписано выдавать «на потребу» кормовых и месячных Ш денег 1780 рублей, 412 чети ржи, 206 чети овса, 51 чети круп, 206 пудов соли.

 

РУГА — В XVI—XVIII средства на содержание церковного причта, главным образом на содержание городских церквей и монастырей, не имевших земли и других источников дохода. Ругу хлебом и другими продуктами в сельских церквах собирали прихожане.

 

По свидетельству Г. Котошихина, в период правления царя Алексея Михайловича начинают использовать монастыри, как государственные учреждения для служилых людей, «и русские всякие чинов люди будут ранены тяжелыми ранами и служеб служити будет им не мочно, а прокормитися им будет нечем, и таких людей отдают и велят поить и кормить, и одевать в монасты-рех, где кто сам быть похочет, до веку живота их, безденежно». В этом отношении интересно историческое свидетельство от 1682 года, челобитная Симонова монастыря архимандрита Гавриила с братией на монастырское содержание отставных солдат надворной пехоты, присылаемых из Приказа Большого Дворца. В челобитной просят оставить прежнее количество призреваемых — 27, добавление к ним еще сорока семи человек потребовало бы затратить дополнительно средств «деньгами близко 500 рублей», которых монастырь не имел. В ответе на прошение просьба была удовлетворена.

Можно отметить, что для реализации развития учреждений помощи в 1670 году открывается Приказ строительства богаделен, который хоть и просуществовал недолго, но, возможно, это была попытка заменить царские инициативы в деле целевых раздач милости просителям стерриторий. Как мы это видели на примере Грамоты Львовскому соборному причту от 1592 года. Было послано соболей, куниц и золотых угорских на строение храма Успения Богородицы и милостных денег на клирос и больницу. Согласно данной грамоте клиросу, священникам и дьяконам было определено двадцать рублей, а на больницу — десять.

Вместе с распространением государственных принципов защиты начинают осуществляться частные светские подходы к помощи и поддержке нуждающихся. В литературе XIX века этот вид помощи определяется как частная благотворительность. Она выражалась в.„7 тот период в мерах помощи, связанных с голодом, a также с устройством больниц для неимущих и их лечением. Подобной деятельностью занимаются совершенно различные люди — и бывший хранитель государственной печати А. Ордын-Нащокин, и патриарх Никон, и Ф. Ртищев. Известна и дальнейшая их судьба. А. Ордын-Нащокин, завершив государственную службу, постригся. После чего «он завел больницу, приставив к ней монахов и сам служил больным». Патриарх Никон, согласно, исследованиям И. Бриллиантова, помимо раздачи хлеба и денег «обратился к новому способу благотворительности —лечению больных».

Интересны судьба и деятельность Ф. Ртищева. Федор Ртищев родился в 1626 году. В 1645— 1652 годах помогает переезду в Москву из Киева ученым монахам Епифанию Славинецкому, Арсению Сатановскому и Дамаскину Птицкому. Царь и патриарх разрешают ему на свои средства учредить под Москвой орденский ученый монастырь: Андреевский-Преображенский, находившийся на берегу Москвы-реки в Преображенской пустыни. Тридцать монахов обучаются грамматике, риторике, философии, греческому и латинскому языкам. В период польской кампании 1654— 1656 годов, когда сопровождает царя в качестве начальника походной квартиры, на личные средства организует медицинскую помощь раненым и больным воинам. Собрав группу раненых, он устраивал их в определенные дома, где приставлял к ним врачей и наблюдателей. Выкупает пленных из татарской неволи. Через греческого купца Афанасия передает 1000 рублей серебром на выкуп невольников из плена. Строит больницу в Москве с двумя палатами на 13— 15 человек, где кормил и лечил неимущих стариков и слепых. Больница просуществовала до петровских времен. Федор Ртищев организовал два типа благотворительных заведений: амбулаторный приют для нуждающихся во временной помощи и постоянное убежище для нищих — богадельню. В феврале 1671 года, во время голода в Вологде, продав одежду и утварь, отправляет денежную помощь Вологодскому архиепископу Симону. Позднее высылает двести мер хлеба с «боголюбивыми людьми». В том же году, в марте, направляет в Вологду «девять сот Рублев денег да сто золотых». Под городом Арзамасом у Федора Ртищева была земля, зная бедственное положение арзамасского городского общества он отдает ее в вечное пользование городу. В 1673 году в возрасте 47 лет Федор Ртищев умирает. На Церковном соборе 1681 года царь предлагает по примеру боярина Федора Ртищева в каждом городе устроить богадельни и амбулаторный приют, собор принимает это предложение.

 

Можно отметить, что наблюдается интересная тенденция: частные благотворители открывают как бы «новую тематику» для помощи и поддержки нуждающихся. И если для лиц, состоящих на государственной службе, медицинская помощь является «наградой» за верность, мужество и т. д., то в нарождающихся традициях по отношению к «неслужилым людям» она выступает в качестве благотворительных акций, как идея христианского служения ближнему. Эта идея христианского служения ближнему близка не только данным деятелям, но и многом другим. Возьмем, к примеру, Ульянию Осорьину, помещицу. В голодные годы она разделила участь своих крестьян, а также ухаживала за больными и немощными. Такую благотворительную деятельность профессор С. Зеньковский называл «христианской социальной работой».

Тенденции благотворительности проявляются и в организации благотворительных обществ и благотворительных заведений. Благотворительных обществ до XVIII в. в Европейской России, согласно исследованиям, было — 4, благотворительных заведений — 13. Большинство заведений было предназначено для престарелых, убогих, неизлечимых больных.

 

Основные понятия темы:

больничный монастырь, вотчинские монастыри, выкуп из неволи, епископатские суды, Житный приказ, кельи с нищими, княжеское попечение, ктиторские монастыри, милостыня с рук, Монастырский приказ, политика нищепитательства, Полоняничный приказ, Приказ Большого Дворца, Приказ строительства богаделен, приходская система помощи, промысловое нищенство, церковные люди, частная благотворительность.




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 91 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав