Читайте также:
|
|
Некоторые люди, страдающие шизофренией, испытывают постепенное снижение эффективности высокоуровневых функций личности. Это связано с рядом факторов, часть из которых присуща шизофрении, включая, к примеру, дезорганизацию и депрессию, однако остальные относятся к стигме и социальной изоляции. Для тех, кто это испытал, подобное снижение эффективности функций было весьма неприятным, особенно учитывая то, что оно часто было постоянным. Лечение шизофрении означает, что некоторые из симптомов могут исчезнуть, однако даже это не гарантирует, что жизнь человека изменится к лучшему. Характерный пример подобной ситуации – депрессия при шизофрении: некоторые старые факты свидетельствуют о том, что депрессия может быть хорошим прогностическим фактором для шизофрении. И в самом деле, это часто прослеживается в клинической практике, когда реакция на лекарства аффективного компонента может послужить прогностическим фактором. Тем не менее, более свежие данные свидетельствуют о том, что хотя наличие депрессии может помочь диагностированию болезни, для человека это скорее отрицательный фактор, так как оно связано с более тяжелым восстановлением14, большим количеством рецидивов15 и в целом снижает качество жизни16. Иными словами, лечение шизофрении в этом случае может быть относительно более простым, но независимо от того, было ли лечение успешным или нет, человек по-прежнему страдает от снижения качества жизни.
Таким образом, как показано в случае депрессии при шизофрении, лечения болезни недостаточно для достижения по-настоящему высокого качества жизни. Предотвращение болезни на самой ранней стадии (первичная профилактика) является наилучшим вариантом, так как симптомы и снижение функционирования еще не развиваются на этих ранних стадиях. Однако, с практической точки зрения, профилактикой при шизофрении обычно занимаются на вторичном или третичном уровне, т.е., после того, как расстройство уже произошло или уже вызвало симптомы и/или функциональные расстройства. На самом деле, одна из основных трудностей при распознавании шизофрении на первичном профилактическом уровне, это идентификация симптомов – определение, что это именно те симптомы, которые указывают на шизофрению, и, следовательно, по определению трудно распознать болезнь на ранней стадии. Независимо от того, предотвращение рецидивов и последствий болезни (вторичная и третичная профилактика) может быть полезно, так как предотвращение рецидивов также предотвращает дальнейшее ухудшение функционирования, и, следовательно, повышает качество жизни. При том, что положительный эффект от профилактики оказывается меньшим для людей, которые уже страдали функциональными расстройствами, укрепление здоровья все равно играет ключевую роль.
Для улучшения качества жизни пациентов, необходим другой подход, который сделает сильнее те факторы в жизни человека, которые помогут ему осознать свои сильные стороны и улучшить качество жизни, независимо от его состояния или стадии болезни. Укрепление здоровья может применяться даже прежде, чем болезнь проявит себя, и таким образом способствовать первичной и вторичной профилактике. Прекрасным примером может послужить Раннее вмешательство при психозе, практика, которая обладает большим потенциалом не только для предотвращения наступления болезни у молодых людей с продромальными симптомами, но и для более продолжительного влияния на их здоровье и качество жизни в целом.17 Даже для тех людей, у которых не наблюдается развития шизофрении, укрепление психического здоровья может привести к улучшению качества их жизни и благополучию в целом. Знания о стрессорах, которые могут вызвать различные психические заболевания и рецидивы, могут помочь человеку. Сосредоточение внимания на укреплении здоровья в сочетании с профилактикой/лечением болезни помогает нам достичь улучшения качества жизни независимо от наличия заболевания.
Очень важным концептуальным выводом, который можно извлечь из данного подхода, является то, что сосредоточение внимания на укреплении психического здоровья позволяет рассматривать человека (а не болезнь) как центральное и наиболее важное лицо. И действительно, ориентированная на человека медицина развилась в важнейший ключевой подход в профилактике психических заболеваний и поддержании психического здоровья человека.18 Сосредоточение внимания на человеке, а не болезни, и применение профилактики психических заболеваний в равной степени к здоровым и больным людям, помогает бороться со стигмой, связанной с психическими заболеваниями и психиатрией.
Укрепление здоровья при шизофрении важно не только для личности, но и для общества в целом. Существует много доказательств того, что профилактика болезни и меры по укреплению здоровья при шизофрении могут быть клинически эффективными и рентабельными. 19 И хотя финансовые вопросы не должны играть никакой роли при лечении заболеваний, человеку приходится осознавать, что только экономически эффективные и рентабельные методы лечения помогут действительно улучшить ситуацию в вопросах психического здравоохранения для всех.
Выводы
Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что укрепление здоровья может считаться одним из важнейших вмешательств в лечение шизофрении, так как оно приносит пользу всем, 20 независимо от состояния или стадии болезни, может быть применено к широкому кругу людей, приводит к улучшению качества жизни, а не просто исчезновению болезни, и может быть экономически эффективным, а следовательно, косвенно полезным для здоровья многих людей. Учитывая данные факты, специалисты в области здравоохранения должны их применять для укрепления психического здоровья. Однако, часто это оказывается не так21. Поэтому потребуется еще много усилий для того, чтобы передать эту идею психиатрам, их пациентам, опекунам и семьям пациентов. Роль Всемирной Организации Здравоохранения в данной задаче оказывается очень важной, а организуемый ей День Психического здоровья оказывается ключевым событием.
Ссылки:
1. WHO. The World Health Organization Quality of Life assessment (WHOQOL): position Paper. Soc Sci Med. 1995;41:1403–1409.
2. Juvenal. In:Saturae, Liber IV, Satura X, 356.
3. Thales. In:Diogenes Laërtius, (R. D. Hicks, ed.), Lives of Eminent Philosophers I:37.
4. Kalra, G., Natarajan, P., Bhugra, D. Migration and physical illnesses (2011) Migration and mental health, pp. 299-312.
5. Christodoulou GN, Kontaxakis VP (eds, 1994). Topics in Preventive Psychiatry. Basel, Karger.
6. Herrman H. The need for mental health promotion. Aust N Z J Psychiatry. 2001;35:709–715.
7. WHO. Mental Health Action Plan for Europe: Facing the Challenges, Building Solutions. Helsinki, Finland: World Health Organization; 2005.14
8. Ryff CD, Singer B. Psychological well-being: meaning, measurement, and implications for psychotherapy research. Psychother Psychosom. 1996;65:14–23.
9. Kalra G, Christodoulou G, Jenkins R, Tsipas V, Christodoulou N, Lecic-Tosevski D, et al. Mental health promotion: Guidance and strategies. Eur Psychiatry. 2012;27:81–86.
10. Wood AM, Joseph S. The absence of positive psychological (eudemonic) well-being as a risk factor for depression: a ten year cohort study. J Affect Disord. 2010;122:213–217.
11. Burton NW, Pakenham KI, Brown WJ. Feasibility and effectiveness of psychosocial resilience training: a pilot study of the READY program. Psychol Health Med. 2010;15:266–277.
12. European Parliament Resolution of
19 February 2009 on Mental Health. P6 TA[2009]0063. Available at http://www.europarl.europa.eu
13. World Health Organization: Summary report: Prevention of mental disorders - effective interventions and policy options. Geneva: World Health Organization 2004.
14. Resnick SG, Rosenheck RA, Lehman AF. An exploratory analysis of correlates of recovery. Psychiatr Serv. 2004;55(5):540–547.
15. Tollefson GD, Andersen SW, Tran PV. The course of depressive symptoms in predicting relapse in schizophrenia: a double-blind, randomized comparison of olanzapine and risperidone. Biol Psychiatry. 1999;46(3):365–373.
16. Reine G, Lancon C, Di Tucci S, Sapin C, Auquier P. Depression and subjective quality of life in chronic phase schizophrenic patients. Acta Psychiatr Scand. 2003;108(4):297–303.
17. Christodoulou GN, Christodoulou NG. “Early Intervention in Psychiatry”. Launching editorial in: Early Intervention in Psychiatry 2007;1:5-6.
18. Christodoulou NG, and Ramalho R (2012). The paradigm shift from a disease-centred to a person-centred preventive medicine. Contribution in: Manifeste pour une Médecine de la Personne [French]. France 2012:47-55.
19. Christodoulou NG, Christodoulou GN. Financial crises: impact on mental health and suggested responses. Psychother Psychosom. 2013;82(5):279-84.
20. Min JA, Lee CU, Lee C. Mental Health Promotion and Illness Prevention: A Challenge for Psychiatrists. Psychiatry Investig. 2013 Dec;10(4):307-316.
21. Monshat K, Herrman H. What does ‘mental health promotion’ mean to psychiatry trainees? Australas Psychiatry. 2010;18:589.
Дата добавления: 2015-02-22; просмотров: 89 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |