Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Древнеиндийская философия. Школы главные представители.

Читайте также:
  1. IV. Порядок проверки классных журналов директором школы и заместителями директора
  2. АВТОРСКАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ САНАТОРНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
  3. Авторские школы
  4. Античная философия.
  5. Античная Философия. Досократический период (VI—V века до н. э.)
  6. Античная философия. Натурфилософские ориентации досократической философии. Философия Сократа.
  7. Апория закрытой социальной системы Эпименида. Демократия и философия.
  8. АРМ учителя, завуча, библиотекаря и директора школы.
  9. Билет 1. Философия. Ее роль в жизни общества.
  10. Билет 2. Античная философия.

Древняя индийская философия представлена множеством традиций, школ, доктрин, концепций. Многие из них взаимодополнительны, некоторые - альтернативны, т. е. явно противопоставлены друг другу. Несмотря на множественность школ, расхождения и различия во взглядах между ними, единство древнеиндийской философии неоспоримо. Определяющая черта ее характера - переплетение и взаимопроникновение религиозных, моральных и собственно философских идей. Религия занимала здесь особое место. Именно религиозно-мифологическое мировоззрение задавало древним индийцам их видение мира, их высшие жизненные ценности и ориентации. Так же, как и древнекитайская, древнеиндийская философия отличалась умозрительностью, слабой связью с научным, опытным знанием, приверженностью традициям, однажды изобретенным правилам и схемам. Древнеиндийские мудрецы твердо верили в Верховное существо, в духовное единство мира, скрытое за призрачным и преходящим характером всего существующего. Размышляя о зле и страдании человеческого бытия, они приходили к идее вечного нравственного миропорядка, порядка справедливости, выражающегося в законе Кармы. Карма - это суммарный, итоговый эффект поступков и помыслов живого существа во всех его предыдущих перерождениях, определяющий его судьбу в последующих перевоплощениях (круговороте рождений и смертей). В случае отрицательного сальдо - явного перевеса неправедных, греховных дел карма действует как закон возмездия: будущее рождение у человека будет худшим (в более низкой касте, в животном, растении). И наоборот, в случае положительного сальдо - перевеса добрых, праведных, благочестивых поступков и дел карма действует как закон морального воздаяния: человеку уготовано лучшее будущее (рождение в более высокой касте). Ну а если положительных дел и мыслей набирается достаточно много, создается некая критическая масса добра, человек вообще может вырваться из сансары - бесконечного круговорота рождений и смертей. В этом случае человек достигает состояния просветления и блаженства, растворяя свое индивидуальное "я" в бесконечной духовной субстанции мира. В числе важнейших средств достижения этого состояния философы Древней Индии называли приобретение и умножение знания (постижение Истины), самоконтроль, направленный на обуздание животных наклонностей, на устранение страстей, мешающих внутренней сосредоточенности и правильному поведению, ненанесение вреда всему живому, отказ от лжи, воровства, стяжательства. Все школы древнеиндийской философии различаются в зависимости от того, принимают или отвергают они духовный авторитет Вед. То или иное отношение к Ведам было принципиальным, культурно- и социально-дифференцирующим. Недаром в "Законах Ману" - древнеиндийском сборнике религиозных заповедей и предписаний сказано, что "тот дважды рожденный, который, опираясь на логику, презирает их (Веды.- П.Г.), должен быть изгнан как безбожник". Веды - древнейший памятник индийской литературы, богатейший источник религиозных и философских идей. "Веда" буквально означает "знание" (ср. "ведать" - "знать"). Вообще же Веды - откровение, священное знание (шрути), открытое богами для посвященных. Возникновение Вед относится к концу 2-го - 1-й половине 1-го тысячелетия до н. э. В течение многих веков Веды передавались изустно от поколения к поколению с помощью риши - старцев-мудрецов. Как тексты впервые были записаны на пальмовых листьях в V в. до н. э. Веды - это целый комплекс, состоящий из Ригведы (сборник гимнов мифологического и космологического содержания), Самаведы (собрание священных мелодий), Яджурведы (описание ведических ритуалов и правил совершения жертвоприношений), Атхарваведы (свод магических заклинаний и формул). Каждая веда в свою очередь делится на четыре относительно самостоятельные части: мантры (священные изречения), брахманы (теологическое обоснование ритуальной практики), араньяки (аллегорически-мистическое и медитативное толкование ритуалов, адресованное лесным отшельникам) и упанишады(заключительные философские трактаты, раскрывающие сущность мироздания). Составной часть Вед являются также веданги - тексты, посвященные фонетике, стихотворным размерам, грамматике, этимологии и церемониалу. Веданги - плод не сверхъестественного откровения, уже упоминавшегося нами шрути, а "запоминания" (смрити), т. е. человеческой мысли. Древнеиндийские философские школы, следовавшие в фарватере ведической традиции, принято называть классическими или ортодоксальными. Всего их шесть: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта. Соответственно к неортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм (в их теоретико-мировоззренческом аспекте) и чарвака-локаята. Они не считают Веды непогрешимыми и не дают своего обоснования их авторитета.

В своем историческом развитии индийская философия распадается на три периода:

ведический период (1500—500 гг. до н. э.),

классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и

период послеклассический, или индуистский (с 1000).

ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ

 

1.НЬЯЯ / ВАЙШЕШИКА.

Эти два учения возникли как самостоятельные школы примерно в 4 в.до

н.э. и впоследствии объединились в одну философскую систему.

Ньяя представляет гносеологическую школу. Адепты этого учения

занимались теорией познания. Так, были определены четыре основных

источника знания: восприятие, умозаключение, свидетельство и аналогия.

Согласно учению, именно эти четыре аспекта определяют мотивацию поступков

человека. Вайшешика является школой, тяготеющей к метафизическому

осмыслению бытия, и представляет космологические аспекты познания. В рамках

этой школы был предпринят структурный анализ базовых элементов – земли,

воды, огня и воздуха – и сопряженных с ними понятий – вкуса, цвета,

осязания и запаха. Это течение провозгласило параману – невидимую

субстанцию, составляющую все сущее, ибо это подтверждает последовательная

фрагментация любого объекта на все более мелкие компоненты.

За основу философской системы принимается личный опыт, приобретенный

на чувственном уровне. Полученный опыт анализируется, и определяется

категория проявления падартха, которая поддается познанию и вербальному

описанию. Таких категорий семь: вещество, качество, действие, общность,

особенность, присущнось и небытие. Все семь признаются как реальные. Иными

словами, реально все, что поддается эмпирическому изучению, представляет

субстанциональное начало, конкретные характеристики и находится во

взаимосвязи с другими объектами. При этом характеристики и взаимосвязи не

менее реальны, чем само материальное проявление. Все вышеперечисленное

принадлежит феноменальному миру и постижимо через опыт.

Философская система ньяя/вайшешика рассматривает качественные

характеристики объектов как безусловную реальность. Например, каждой вещи

присущи качества «древовидности», порождающие уже иные качественные

категории. Так, любое дерево в соответствующий период года становится

зеленым, то есть приобретает конкретное качество, которое, в свою очередь,

становится самостоятельной категорией.

Закономерно спросить: если познание осуществляется исключительно

чувственным восприятием, то каков же подход философии ньяя/вайшешика к

концепции Атмана? Тело, разум и чувства находятся в прямой зависимости от

Атмана, который по сути дела, является оживляющим (одухотворяющим)

принципом. Но каким же способом человек может осознать собственное Эго?

Следует ли с этой целью идентифицировать себя с Атманом или стоит искать

другие пути самопостижения? Согласно философии ньяя/вайшешика, человек

познает свое эго путем непосредственного осознания. Следовательно, «Я»

становится предметом личностного опыта. Что же касается восприятия других

людей, то их существование определяется на основании умозаключений, также

сделанных на основании личного, чувственного познания. Человек зрительно

идентифицирует их физическую оболочку и поступки и делает вывод о том, что

имеет дело с конкретными индивидуумами.

Подобно другим индуистским школам, ньяя/вайшешика рассматривает также и

концепцию мокши, или освобождения от мирских страданий. Для достижения

мокши необходимы усилия, основанные на понимании. Соответственно, эта

система не делает различий между умозрительным знанием и практическим

поиском путей к освобождению; оба аспекта представлены одним и тем же

процессом. Понимание является лишь необходимым условием духовного роста.

 

2. САНКХЬЯ.

Санкхья по праву считается древнейшей философской школой, о чем

свидетельствуют многочисленные ссылки на это учение в «Швегашватара-

упанишаде» и «Бхагавадгите». Однако не исключено, что в древних источниках

термин санкхья (знание, мудрость) употреблялся в утилитарном смысле.

Ключевыми понятиями системы являются пракрити (материя) и пуруша (духовное

начало). Судя по тому, что эти категории упоминаются в «Махабхарате», можно

сделать вывод о том, что система никак не моложе древнего эпоса.

Концептуальная основа школы построена на тех же тезисах, что

провозглашают и другие индуистские учения, - осмысление реальности бытия и

поиск путей к освобождению от страдания. Практические рекомендации

духовного роста дает сопутствующая санкхье йога.

Согласно санкхье, конечная реальность проявляется в двух ипостасях:

как пракрити (материя) и пуруша (сознание, духовное начало). Пракрити

представляет первичную субстанцию мироздания. Она сплетена из трех гунн

(буквально – веревок, канатов): саттвы (реальность, озарение; на

психологическом уровне тождественна счастью); раджаса (затемненность,

безостановочная активность, порождающая боль); тамаса (темное инертное

начало, порождающее невежество т безразличие).

Пракрити воплощенная в трех гунах, соотносится с причинным

материальным миром, ограниченным во времени и пространстве. Однако

первозданная, невоплощенная пракрити существует вне времени и причинности,

недоступна для эмпирического восприятия и является бессознательным

(бездуховным) началом.

Другими словами, вселенная возникла из непроявленной материальной

субстанции, недоступной чувственному восприятию. Эта реальность является

комбинацией качеств (гунн), но сама по себе не может быть идентифицирована.

В противоположность первой категории выступает пуруша, как чисто

духовное начало. Это понятие не следует понимать как разум, Эго или

интеллект, так как санкхья трактует последние три понятия как утонченные

материальные формы. Пуруша представляет вечный, неменяющийся принцип

индивидуальности, стоящий вне времени и пространства. Существуют разные

доказательства существования Пуруши, включая предпосылку об очевидности

таких проявлений, как воплощенные в пракрити удовольствие, боль и

безразличие. Помимо этого утверждается, что освобождение от невзгод имеет

смысл лишь в том случае, когда существует независимый от физической

оболочки Дух.

В соответствии с философией санкхья принцип самосознания (джива)

включает в себя одухотворенное пурушей Эго (аханкара), чувства и физическое

тело. Иначе говоря речь идет о двух основополагающих вселенских категориях.

Однако личности, не достигшие просветления, не способны идентифицировать

свое истинное «Я» - пурушу, и мотивация их поступков в основном зависит от

чувственных потребностей физического тела. Поэтому освобождение достижимо

лишь при условии дифференциации Пуруши и пракрити.

Иными словами, человек освобождается, как только осознает различие

между собственной духовной природой и подчиненными принципами Эго,

интеллекта, чувственного восприятия и физического тела. Методологию такого

освобождения предлагает Йога.

Стоит сказать несколько слов о гносеологии санкхьи и, в частности, о

позиции этой школы по отношению к причинно-следственным связям. Согласно

санкхье, чувственное познание материального мира воспринимается человеком

через ментальные образы. Не отрицая сущностность внешних проявлений,

признается, что человек не способен до конца познать мир как таковой, а сам

процесс познания сводится к восприятию чувственных впечатлений. Итак, мы

рассмотрели первый из трех источников познания. Вторым и третьим являются,

соответственно, умозаключение (аналогично школе ньяя) и шрути (знание,

почерпнутое из священных текстов). Однако на практике адепты редко

апеллируют к первоисточникам, ограничиваясь восприятием, умозаключением и

аналогией.

Заметим, что здесь можно отметить явное расхождение с позицией

философии ньяя. Последняя рассматривает мир как объект для чувственного

изучения, а с точки зрения философов санкхьи природа вещей до конца не

познаваема., то есть является не более чем чувственным впечатлением.

 

3. ЙОГА.

Йога представляет собой совокупность религиозно-философских дисциплин,

ведущих к освобождению. Основоположником учения считается Патанджали

(живший ок.200 ил 400 г.н.э.), систематизировавший основные методики в

своей «Йога-сутре», древнейшем письменном руководстве по йоге.

Несмотря на то что позиции йоги и санкхьи совпадают, существует и

принципиальное расхождение. В отличие от последней, йога придерживается

концепции личного божества (Ишвары). Доказательство существования Ишвары

сводится к выявлению качественных характеристик бытия. Так, один объект

превосходит другой по размерам и, следовательно, необходим критерий

(эталон) соотнесения величин. Эта посылка в свою очередь подразумевает

наличие Высшего Существа, носителя всех мыслимых категорий и качеств,

относительно которых осуществляется оценка всего сущего. Однако, вечный,

всемогущий Ишвара не считается Творцом материального мира. Эта концепция

Бога существенно отличается как от западной, так и той, что предложена

системой ньяя/вайшешика.

Своей целью йога ставит освобождение Пуруши (достижение мокши), а это

требует от человека духовной дисциплины. Система самосовершнствования

подразумевает восемь этапов:

1. Воздержание от неправедной жизни (лжи, лихоимства, половой жизни).

2. Соблюдение предписаний – внутренней и внешней чистоты.

3. Статические упражнения (позы-асаны).

4. Овладение гармоничным дыханием.

5. Направление сознания внутрь с целью подготовки физ. тела к дух. опыту.

6. Сосредоточение внимания на объекте.

7. Созерцание объекта.

8. Самадхи – состояние глубокой медитации (достижение сверхсознания).

Сам медитативный процесс представляет практическую реализацию природы

реальности, заявленную в философии санкхья. Личный Бог играет роль

источника духовной экзальтации, ибо доказательство его существования

постигается как интуитивное познание Высшего Начала. В то же время служение

Ишваре является неотъемлемой составляющей физической и умственной

подготовки йога.

 

4. МИМАНСА.

Последователи мимансы подвергли «Веды» логическому обоснованию и

придавали большое значение ведическим гимнам, текстам некоторых «Брахман» и

Упанишад». Это религиозно-философское учение подразделяется на две школы:

1. Пурва – миманса (ранняя) – особое внимание направлено на

соблюдение общественного и религиозного долга (дхармы) в свете ведийских

учений; иногда это направление называют дхарма – мимансой.

2. Уттара – миманса (более позднее учение) – основой является

концепция Брахмана как Первопричины всего сущего; внимание уделяется скорее

исследованию природы реальности, а не управляющим принципам; иногда эту

школу именуют брахма – мимансой.

Уттара – мимансу также называют ведантой, последней из шести

рассматриваемых философских систем. Отметим, что термин «ранняя» следует

понимать не в хронологическом порядке, а в свете того, что система

веданты несколько переосмыслила некоторые базовые принципы, обозначенные в

ведийской литературе. Заметим, что истоки обеих школ не совсем ясны.

Принято считать, что учение было впервые изложено в «Миманса-сутрах»,

Джаймини, жившим в 3 в.н.э. Однако задолго до написания этого трактата

учение передавалось из уст в уста. Наиболее известна поздняя интерпретация

сделанная бхашьей (комментарий к сутре) в период между 3 и 4 вв.н.э.

Отправной точкой учения является предпосылка о том, что имеют смысл только

те утверждения, которые предписывают условия действия причины. Суть такого

заявления заключается в том, что «Веды» рассматриваются как истина в

конечной инстанции. Познаваемы лишь события (факты) личной жизни, что же

касается вечных понятий, то они непостижимы, потому что не поддаются

описанию и идентификации. Таким образом, знания, изложенные в «Ведах»

существуют вне рамок условного мира.

Теория познания мимансы исходит из посылки вечности и непреложности

ведийских знаний: познание самоочевидно и тождественно самосознанию. Иными

словами, голые факты не отражают истинного знания. Итак, налицо явный

дуализм позиции. Разум существует вне связи с объектами изучения, а знание

не является производным от осмысления результатов эмпирического процесса,

но незыблемым и непреложным. Коль скоро извечная истина не может быть

выявлена с помощью фактических свидетельств, стоит принять ее такой, какой

она отображена в «Ведах». Можно сказать, что вклад этой школы в индуизм

состоит в утверждении незыблемости соблюдения законов Дхармы. «Веды» как

основной источник непреходящего знания должны вновь и вновь

переосмысливаться и комментироваться в свете практического применения. Все

что выходит за рамки предписаний, представляет очевидную угрозу отягощения

кармы и соответственно, умножения страданий в будущем.

 

5.ВЕДАНТА.

Философская система веданта (буквально – завершение вед) и поныне

пользуется большой популярностью. Ключевым понятием считается Брахман – конечная истина, непостижимая умом, но обретаемая в процессе молитвенного созерцания и углубленной медитации. Аргументация веданты сводится к следующему:Брахман бескачествен (не являясь частью феноменального мира, он и не то и не это);только обусловленность подразумевает конкретное понятие и качественные характеристики; соответственно, Брахман непостижим в рамках условных понятий. Согласно веданте, Брахман воплощается в физические формы, но при этом остается неизменен, является Первопричиной всего сущего, но поскольку он вечен и неделим, не может рассматриваться в свете причинно-следственных связей. Веданта является религиозно – философской системой, объединяющей множество учений, которые, в свою очередь отличаются богатством идей (порой противоречивых) и воззрений. Следует помнить, что основные идеи являются творческим осмыслением «Упанишад». Помимо рукотворных источников знания, веданта признает заповеди и личные умозаключения.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 65 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.021 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав