Читайте также:
|
|
Конец 1760-х годов отмечен ростом числа журналов с ярко выраженной сатирической направленностью, рассчитанных на широкие читательские круги. Особенностью возникновения этой массовой сатирической журналистики явилось то, что инициатива в пробуждении интереса к период. изданиям подобного типа исходила от высшей власти - Екатерины II. В январе 1769 г. она организует выпуск еженедельных листов под названием «Всякая всячина», разрешив одновременно издавать подобные журналы всем желающим.
Ей было важно сохранить идеологический контроль над умами подданных. Легкая сатира перемежалась с назидательными поучениями.
Уже во втором листке «Всякой всячины» всем желающим предлагалось присылать свои материалы — «стихи и прозу».А еще раньше, в первом листке, разрешалось издавать журналы частным порядком. Первый листок «Всякой всячины» рассылался в Петербурге 2 января 1769 г. бесплатно и анонимно.
В столице начинают выходить новые период. издания («И то, и сио», «Ни то, ни сио». «Поденщина», «Смесь»). С начала мая начинает выходить журнал «Трутень» — самый боевой сатирический журнал, вступивший в полемику со «Всякой всячиной». Также «Полезное с приятным» и с июля 1769 г. журнал «Адская почта».
«Всякая всячина» приучала читателей К нравоучительно-развлек. тону. Екатерина II в иносказательной форме предпринимает попытки разъяснить читателям аспекты своей внутренней политики. В №62 помещена аллегорическая «Сказка о мужичке», в которой императрица снимала с себя ответственность за провал работы Комиссии по составлению нового Уложения в 1767 г. Рассказыв. о мужичке, которому стал тесен старый кафтан, и о добром приказчике, решившем сшить мужичку новый. Созвав портных, приказчик велел дворецкому дать им новое сукно и даже сделал раскрой. Но нерадивые портные и капризные мальчики, пришедшие со стороны, помешали сшить кафтан, и мужичок остался мерзнуть на улице. П. Н. Берков: «Мужичок — русский народ; кафтан — новое Уложение; дворецкий — приказчик Екатерины II; портные — Комиссия депутатов; четыре грамотных мальчика — представители Лифляндии, Эстляндии, Украины и Смоленской области, требовавшие сохранить им старинное местное самоуправление».
Основное место в занимала отвлеченная бытовая сатира. Суеверие и страсть к слухам, скупость, зависть и невоспитанность, самодурство и бесполезное модничанье, склонность к дурным привычкам и нетерпимость к окружающим — основные объекты сатиры «Всякой всячины». Она брала на себя роль «бабушки», видя в остальных периодических изданиях своих «внучат»: она журит одних, подбадривает других, советует третьим.
Первые номера «Всякой всячины» пользовались несомненной популярностью у читателей ввиду новизны подобного рода изданий. Функции редактора и соавтора императрицы выполнял Г.В. Козицкий, бывший до этого преподавателем Сухопутного шляхетного кадетского корпуса. В числе писателей — добровольных корреспондентов «Всякой всячины» И.П. Елагин, В.И. Лукин, А.П. Сумароков, А.О. Аблесимов, А.В. Храповицкий, графа А.П. Шувалов и др. Есть основания предполагать, что свои материалы в журнал посылали Д.И. Фонвизин, князь М.М. Щербатов и Н.И. Новиков.
Но с появления таких журналов, как «Трутень» и «Адская почта" "ВВ" была противопоставлена боевая, талантливая и богатая по форме сатира, представленная в журналах Н.И. Новикова и Ф.А. Эмина.
Концепцию незлобивой сатиры Екатерина II восприняла из англ. сатирико-нравоучительных журналов начала XVIII в., таких как «Зритель» ("The Spectator") и «Опекун» ("The Quardian"), издававшихся Р. Стилем и Д. Аддисоном. Популярность этих журналов в Европе была огромной, и русская императрица не хотела выглядеть отсталой. Есть и политический смысл. После провала попыток выступить в роли законодательницы Екатерина II постепенно начинает освобождаться от увлечения идеями французских просветителей и отдает предпочтение более умеренной доктрине английского просветительства времен Реставрации. И именно оттуда Екатерина II заимствовала устраивавшее ее решение проблемы в данном вопросе.
Неожиданная инициатива императрицы, ставшая стимулом подъема журнальной активности в России на рубеже 1760-х годов, была воспринята адекватно и имела успех. Но общественная поддержка самой инициативы очень скоро пошла на убыль. Стала очевидной неподготовленность русской период.печати конца 1760-х — начала 1770-х годов к выполнению ею функции выразительницы широкого общественного.мнения. Екатерина II пыталась формы такой сатиры насаждать во «Всякой всячине».
Все издания ощущали свою генетическую связь с «прабабкой», и отношение к её направлению сказывалось на позиции отдельных журналов. Но каждый журнал имел свое лицо, что отражалось в специфике его содержательного пафоса. Решающая роль в этом принадлежала издателям журнала. Следуя примеру все той же «Всякой всячины», журналы стремились сохранить анонимность своих публикаций. Это не мешало проявлению талантов издателей и даже по-своему стимулировало активизацию полемики между журналами в русле обозначившейся оппозиционности по отношению к заданному «Всякой всячиной» направлению.
13.Основные вопросы полемики «Всякой всячины» Екатерины II с «Трутнем» Н.И. Новикова.
В конце 60-х годов, следуя политике "просвещенного абсолютизма", императрица инициирует "либерализацию" издательского дела, предоставляя полную свободу частной инициативе в издательском деле. Сама Екатерина II основывает сатирический журнал с небрежно-ироническим названием "Всякая всячина". Таким способом августейшая особа решила сама разоблачать пороки общества, нести свет разума "в народные массы". Надо сказать, что в личной жизни Екатерина II была большая охотница до всякого рода шуток, сочиняла эпиграммы, пародии и т.д. Теперь государыня стала писателем-сатириком. Всего с 1769 г. вышло около 150 номеров журнала. Его форма и характер материалов весьма напоминали лондонский журнал Аддисона, выходивший в начале XVIII в. Сатира анонимного издателя (т.е. Екатерины II) была легковесной. Это была так называемая улыбательная сатира.
Но, разрешив анонимные издания журналов, Екатерина II оказалась втянутой в игру с огнем. Среди десятков различных журнальчиков, таких же пустых и легких, как и "Всякая всячина", появились и иные, в которых зазвучали нотки гнева против крепостного строя России. В первую очередь ими являлись журналы "Трутень", "Смесь", "Адская почта" и "Живописец". В них, а особенно в "Трутне" и "Живописце", которые издавал выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков, была развернута с морально-нравственных позиций острейшая критика крепостничества. Эпиграфом "Трутня" были многозначительные слова "Они работают, а вы их труд ядите".
Разгневанная жужжанием "Трутня", августейшая писательница резко прикрикнула на Новикова со страниц своей "Всякой всячины". Мужественный издатель принял вызов, и началось беспримерное единоборство двух журналов, двух мировоззрений. Отчаянно рискуя, Новиков создает в одном из выпусков "Трутня" прозрачно-сатирический портрет издателя "Всякой всячины", скрывающейся под именем "прабабки". Он анализирует стиль произведений "Всякой всячины" и всему миру отчетливо показывает, что "пожилая дама" не знает русского языка, но "так похвалами избалована, что теперь и то почитает за преступление, если кто ее не похвалит". Все узнали в этих намеках портрет государыни-императрицы. Полемика обострилась. Тираж "Трутня" постоянно увеличивался. В сентябре 1769 г. Новиков уже открыто пишет о некоем коронованном авторе, открыто пародирует этого автора, изображая его как "неограниченного самолюбца". Было более чем очевидно, что полемика с издателем "Трутня" превращается в позор для Екатерины. Больше она во "Всякой всячине" не отвечает. "Всякая всячина" закрылась. Но власть имущие так дело не оставили, и в начале 1770 г. "Трутень" был закрыт.
Мужественная полемика Н.И. Новикова в "Трутне" имела большой резонанс. Его открыто поддержали такие журналы, как "Смесь" и "Адская почта". Сам Новиков не сложил оружия, и в 1772 г., незадолго до Крестьянской войны появляется новый сатирический журнал "Живописец". Критика крепостничества на страницах новиковского журнала была более зрелой и более острой, чем в "Трутне". "Живописец" Уже не разменивался на описание деталей, подробностей, а давал критику крепостничества в целом. В знаменитых публикациях журнала — "Отрывке из путешествия", "Письмах к Фалалею", "Письмах дяди к племяннику" показана аморальность, бесчеловечность господствующего в России крепостного права. В конце концов "Живописец" был так же, как и "Трутень", закрыт. Однако с обличающей сатирой но-виковских журналов ознакомились довольно широкие круги тогдашнего общества. В 1770 г. Новикову удалось предпринять второе издание "Трутня", в 1773 г. — появилось второе, а в 1775 г. — третье издание "Живописца".
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 449 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |