Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

БИЛЕТ 1… Специфика социологии как науки.

Читайте также:
  1. A1. Сущность и классификация организаций. Жизненный цикл организации и специфика управления на различных его этапах.
  2. I. Общие проблемы философии науки.
  3. I.ОГЮСТ КОНТ И ЕГО РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ СОЦИОЛОГИИ.
  4. PR — деятельность в органах власти: задачи и специфика.
  5. V. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ СОЦИОЛОГИИ
  6. VI. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ XX В. КОНЦЕПЦИИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА.
  7. VI. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В 60-Х ГГ. XIX ВЕКА. ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ, СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ.
  8. Аксиологическая проблематика в философии. Специфика ценностного отношения. Проблема ценностей. Ценностный мир человека.
  9. Актуальные проблемы логопедагогики как науки.
  10. Анализ компетенций по кафедре истории, культурологии, социологии и права

Социология -наука об общих и специфических закономерностях развития и функционирования исторически определенных систем, о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей в деятельности личности, соц.групп, общностей, классов, народов. Социология -это наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме. Социология -наука изучающая структуру общества, их элементы и условия существования а так же соц.процессы Объект социологии -это определенная часть окружающего нас материального или нематериального мира, объективную соц. реальность, которая существует независимо от нашего знания о ней и обладает своими специфическими свойствами. Другими словами объект это множество предметов, явлений, процессов на которые направлены интересы исследователей. Они сущ. до нашего знания и не зависят от него. Предмет социологии - полностью зависит от самого знания и явл-ся его частью. Предмет социологии представляет собой воспроизведение объективной соц.реальности на абстрактном уровне путем выявления наиб. значимых с практической точки зрения закономерных связей и отношений этой реальности. При выделении предмета абстрактно выделяется одна или несколько сторон объекта и изучается учитывая или не учитывая влияние других не выделенных сторон => каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов исследования. Предмет не может быть стабильным (он динамичен). Социальная -это совокупность тех или иных свойств особенностей общественных отношений интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях,которые проявляются в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к процессам общественной жизни. Специфика социологического знания заключается в том, что оно рассматривает общество как сложную соц.культурную систему, органическое единство различных сторон его жизнедеятельности функционирующих и развивающихся через соц.деятельность людей. Функции Социологии: Основные: Теоретико-познавательная (выявляет сущность природы человеческого сознания, его поведения в определенных условиях, познание проблем настоящего и будущего общества с учетом конкретно-исторических и социально-культурных условий развития) Управленческая (заключается в нахождении различных способах решения конкретных общественных проблем в настоящее время и тех, которые могут возникнуть в результате определенных управленческих воздействий). Остальные: мировоззренческая (в результате этой функции формируется общественный идеал, указывает направление движения общества на пути к прогрессу) познавательная (обеспечивает появление нового знания в различных сферах соц.жизни, показывает закономерности и перспективы соц.развития общ-ва.) прикладная (возникает благодаря социологическим исследованиям,кот. дают конкретную информацию для осуществления соц. контроля над соц. процессами.) Ф-я coц. контроля (проявляется когда происходит использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни) прогнозтическая (социология способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о развитии соц.процессов в общ-ве) ф-я соц. планирования (позволяет использовать данные соц.исследований для планирования развития сфер обществ. жизни) Идеологическая (в этом случае соц. исследования могут быть использованы в интересах каких-либо соц.групп для достижения ими определенных целей) гуманистическая(служит улучшением взаимопонимания между людьми,их сближению и совершенствованию общественных отношений)

 

БИЛЕТ 2… Социально-философские предпосылки выделения социологии в ранг самостоятельной науки. Зачатки представления об обществе возникают еще в мифологии. Переход от первобытно-общинных отношений к рабовладению, связанный с ним процесс разделения труда на умственный и физический, формирование политической организации и соц.структур создают предпосылки для философского осмысления общества и появления первых теорий общественного развития. Платон считал что общество делится на 3 группы: правителей, стражей, непосредственных производителей(ремесленники, землевладельцы). Границы в общ-ве непреодолимы. Таким образом по мнению Платона власть может стать независимой от давления материальных интересов и борьбы партий. Аристотель предпринимает попытку объективно рассмотреть достижения различных форм правления. Аристотель выделил классы: земледельцы, ремесленники, торговцы, воины, судьи и описывает их общественные функции. Самым полезным классом он считает земледельцев(т.к не влезают в политические дела и занимаются привычным для себя делом)Аристотелем были заложены основы политической социологии т.к. он предложил систематизацию типов общественного устройства разделив их на позитивные и негативные типы гос-ва. В период средневекового разложения феодализма и становления капиталистических отношений создают предпосылки для гуманистического и натуралистического объяснения соц.реальности. Гуманисты пытаются проникнуть в закономерности и вытесняют мистику. А.Данте, Ф.Петрарка, Л.Бруни прославляют талант человека в своих трудах, обосновывают необходимость разностороннего развития личности, провозглашают равенство всех людей перед законом. Никола Макиовелли обосновывает необходимость развития рационального общества в основе которого лежит имущественный интерес. Т.Мор и Т.Компанелло проповедают идею соц.рав-ва и ликвидации частной собственности. В 17-18 веках в соц. знания вторгается натурализм, начинаются поиски «природы»человека, естественного права и естественной этики. Г.Гроций считал источником естественного права выступает человеч. разум, в котором заложены стремления к спокойному и разумному общению. Т.Гоббс обосновывает учение о гражданском обществе,которое по его мнению явл-ся наивысшим этапом социальности. В гражд. общ-ве Гоббс выделяет 3 формы правления: демократия, аристократия и монархия. Французские материалисты Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ж.Ж.Руссо пытаются обьяснить причины соц. нерав-ва. В 18 столетии формируется новое напр-е в исследовании общ-ва под названием философия истории. Дж.Батисто, Викко, Гегель и др. философы создают концепции мир. истории как закономерного, связанного целостного процесса. На рубеже 18 и 19 веков своего расцвета достигает утопический социализм. Такие философы и мыслители как Оуэн, Фурье, Сен-Симон, создают детально разработанные проекты соц.устройства. К середине 19 столетия складываются основные предпосылки выделения науки об общ-ве в самостоятельную дисциплину. Основоположник О.Конт(1798-1857).По мнению Конта социология должна была освободить научные знания от метофизики и теологии. Позитивная социология-это истинно доступные и полезные для нас знания, которые противостоят фантастич. представлениям а так же здравому смыслу в виде его ограниченности и противоречивости. Конт пытается создать не только теоретическую но и доказательную позитивную теорию, т.е. теоретическую и эмперическую науку об общ-ве. Конт строит пирамиду наук, в основе которой лежит математика(как наиб. простая),астрономия, физика, химия, биология и социология. Связано это с тем что социология сложная наука и понять все невозможно.Учение Конта «Соц.Физика» имеет 2 раздела: соц.статистика(изуч.взаимод. элементов по отношению к общ-ву) и соц.динамика(посвящена соц.развитию и политике).

 

БИЛЕТ 5… Социологизм Э.Дюркгейма. Предмет соц-ии, согласно Дюркгейму, - соц факты, кото­рые, характеризуются двумя основными признаками: они сущ-ют вне индивидов и оказывают на них принудительное воз­действие. Впоследствии он доложил это истолкование предмета еще одним, определив соц-ию как и науку об институтах, их генезисе и функционировании. Представление Дюркгейма об основных разделах и отраслях соц-ии в определенной мере отражает его взгляд на значение тех или иных сфер соц-ой жизни. В целом со­ц-ия делилась на три осн-ые отрасли: соц-ую морфологию, со­ц-ую физиологию и общую соц-ию. Соц-ая морфология аналогична анатомии; она исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изуче­ние, во-первых, географической основы жизни народов в связи с соц-ой организацией, во-вторых. народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории. Соц-ая физиология исследует «жизненные проявления обществ» и охватывает ряд частных соц-ых наук. Она включает в себя: 1) соц-ию религии; 2) соц-ию морали; 3) юридич соц-ию; 4) экономич соц-ию; 5) лингвистич-ую соц-ию; 6) эсте­тическую социологию. Общая соц-ия, подобно общей биологии, осуществляет теоретиче­ский синтез и устанавливает наиболее общие законы. Солидарность для Дюркгейма - синоним общественного состояния. Он был убежден, что люди, в конечном счете, объединяются в об­щество не ради индивидуальной и групповой вражды, а вследствие глубокой и взаимной потребности друг в друге. Известно, что разделение труда ведет к формированию социаль­ных групп со своими особыми, нередко конфликтующими интересами. Это убедительно доказал еще Маркс. Осуществление принципа социальной солидарности может успешно противостоять теперь пагубным проявлениям индивидуального, груп­пового, национального эгоизма. При этом необходима такая солидар­ность, которая основана на различиях, на взаимодополнительности и взаимообмене. Выражаясь дюркгеймовским языком, насильственная и искусственная "механическая" солидарность должна уступить место естественной и добровольной "органической" солидарности. Современное общество безнадежно деградирует, когда разделение труда в нем основано на протекционизме, родственных связях, при­вилегиях, происхождении и прочих формах противоестественного со­циального отбора. Общество может процветать только при условии естественного социального отбора, основанного на свободном соревновании трудовых достижений, умов, талантов, нравственных досто­инств в равных деловых и соответственно вознаграждемых. Сущест­венное условие социальной эффективности и успешного функциониро­вания разделения труда, всех форм иморализма - безусловное приз­нание всеми членами общества определенного минимума объединяющих общих ценностей, образующих то, что Дюркгейм называл "коллектив­ным сознанием. Аномия - продукт неполноты перехода от механической к органической солидарности, ибо объективная база последней - общественное разделение труда - прогрессирует быстрее, чем находит моральную опору в коллективном сознании. Постоянно воспроизводится необходимое условие аномии - расхождение между двумя рядами социально порождаемых явлений: потребностями, интересами и возможностями их удовлетворения.

Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь навязанных обществом целей "нормальными", им же установленными средствами. При аномии, даже если существует понимание общих целей, отсутствует общее признание правовых и моральных способов действия, которые ведут к этим общим целям.

Люди приспосабливаются к состоянию аномии разными индивидуальными способами: либо конформизмом (подчиняющимся поведением), либо различными видами девиантного поведения (новаторство, ритуализм, уход от мира, мятеж), в которых отвергаются или цели, или средства, или и то и другое сразу.

 

БИЛЕТ 6… Принципы причинности и эволюции в социологии Г.Спенсера В основе учения Спенсера лежала теория естественного отбора и теория Чарльза Дарвина.Социология по его мнению призвана изучать эволюцию,которая проявляется в развитии общ-ва. Эволюция-это прогрессивное изменение,развивающееся по 3 напр-ям:1)в общ-ве происходит интеграция менее связанных форм общественной жизни;2)одновременно происходит движение от однородности к разнородности т.е дифференцаия; 3)эволюция предполагает движение от неопределенности к определенности. Спенсер выделяет три вида эволюционных процессов: неорганический,органический и надорганический. Все они подчиняются общим законам. Однако специфические законы высших фаз не могут быть сведены к законам низших фаз. Так, в надорганической эволюции выступают явления, которые не встречаются в неорганическом и органическом мире. Общество – часть природы, и в этом смысле такой же естественный объект, как и любой другой, оно не создано искусственно, в результате «общественного договора” или божественной воли. Спенсер в своих работах выделял типологию обществ: 1тип.)простые общества (характерна не связанность соц. реальностей); 2тип.)сложные общества (присутствует иерархическая структура управления, соц.сруктура, разделение труда); 3тип.)общество двойной сложности (в политической сфере более развиты и стабильны правительства, правоотделяется от религии и традиций, углубляется разделение труда); 4 тип.) общество тройной сложности (общество будущего,в которых функции гос-ва сведены до «охраны членов общ-ва от возможности нанесения вреда друг другу как непосредственного так отдаленного т.е нарушение равенства».По типу устройства Спенсер выделил два типа общества: «военное», в котором сотрудничество людей в достижении общей цели имеет принудительный характер, и «промышленное» с добровольным сотрудничеством. Общество как социальный организм, помысли Спенсера, состоит из трех главных систем: «производящей средства для жизни», «распределительной», «регулятивной». Последняя включает в себя систему социального контроля, который держится на страхе. «Страх перед живыми» поддерживается государством, а «страх перед мертвыми» — церковью. Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность.Законы обоснованные Спенсром:1)закон детерминированности общ-ва усредненным уровнем развития его членов(т.е общество развивается за счет людей); 2)закон выживания сильнейших из лучших.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 65 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав