Читайте также:
|
|
Ответственность за неисполнение обязательств
Ответственность за неисполнение обязательств
В древнейшее время неисполнение договора каралось жестокими мерами, направленными против личности должника: продажа в рабство, удержание в темнице, убийство. Равным образом и в случае правонарушения предусматривается право мести либо твердо установленный штраф
Таким образом, вряд ли есть основания говорить об институте гражданско-правовой ответственности в архаический период римского права.
В классическую эпоху складывается представление об ответственности в виде возмещения убытков, то есть стоимости того, что кредитор потерял из-за неисправности должника
Возмещение убытков (damnum praestare) постепенно заменяет уплату штрафа (тем более месть) и тогда, когда вред причиняется правонарушением. Следовательно, возникают черты имущественной ответственности, то есть направленной на имущество должника и выражающейся в обязанности возместить причиненные убытки.
При определении объема такой ответственности, то есть размера, подлежащего выплате убытка, классическое право уже исходило не только из номинальной стоимости утраченной вещи (стоимости предмета обязательства вообще), а из той суммарной потери, которую нес кредитор ввиду неисполнения должником обязательства; иными словами, учитывался не только реальный ущерб, но и упущенная выгода.
Объем подлежащего выплате убытка складывался из реального ущерба (damnum emergens) и упущенной выгоды (lucrum cessans). Реальный ущерб определялся как утрата либо порча того, что существовало на момент возникновения обязательства; упущенная выгода – потеря прибыли, интереса ввиду неисполнения обязательства.
Ответственность возлагалась на должника только тогда, когда его поведение (при исполнении договора, в случае причинения вреда) было упречным, то есть содержало признаки вины. Признавалось, что нет вины (culpa), когда "лицо соблюдало все, что нужно", следовательно, под виной в римском праве понималось несоблюдение человеком такого поведения, которое требуется правом при данных обстоятельствах.
Вина в общем значении распадалась на умысел (dolus, dolus malus) и неосторожность, небрежность (culpa). Умысел характеризует такое поведение лица, когда он осознает отрицательные последствия своих действий и желает наступления именно таких последствий. Небрежность (или вина в узком значении) имеет место тогда, когда лицо не предвидит наступления неблагоприятных последствий своих действий, но как разумный человек должен был бы их предвидеть.
Право различало степени вины в узком значении (то есть небрежности), рассматривая в качестве оснований ответственности грубую небрежность (culpa lata) и легкую небрежность (culpa levis). Грубая небрежность проявлялась в непонимании того, что понятно всем и каждому, иными словами, в непринятии тех мер предосторожности, которые очевидны для всякого нормального человека. Легкая небрежность характеризовалась несоблюдением повышенной меры заботливости. Абстрактным критерием такой меры служило поведение в подобной ситуации доброго, рачительного хозяина, заботливого домовладыки. Конкретным критерием этой меры служила та степень заботливости, которую виновный проявляет в своих собственных делах.
52Вопрос.Ответственность за чужую вину. Случай и непреодолимая сила.
53 Вопрос.Контракты и соглашения: понятия и виды.
Договор (contractus) — соглашение двух или более лиц, в котором одно или несколько лиц обязуются перед другим лицом или перед несколькими лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо, т. е. такое соглашение, с которым связываются юридические последствия. В римском праве договор как основание возникновения обязательств имел место только в тех случаях, когда воля вступающих в договор сторон была направлена на установление обязательственных отношений.<br>Классификация договоров:<br>1) по предоставляемой защите:а) контракты — договоры, которые признавались цивильным правом и пользовались исковой защитой;б) пакты — неформальные соглашения различного содержания, которые, как правило, не пользовались исковой защитой (pacta nuda — «голые пакты»), но со временем некоторые из них получили судебную защиту (pacta vestita — «одетые пакты»);<br>2) по числу сторон:а) односторонние, в которых обязательство устанавливалось в отношении только одной стороны;б) двусторонние, в которых обязательство устанавливалось в отношении обеих сторон;<br>3) по форме:а) вербальный — устный договор, который устанавливал обязательство, приобретающее юридическую силу посредством и с момента произнесения слов, как то: — стипуляция, т. е. взаимный обмен торжественными обещаниями, которым устанавливалось либо солидарное обязательство непрерывными вопросами нескольких кредиторов и одним ответом всем, или вопросами нескольким должникам и ответом всех, либо акцессорное, когда сначала одному вопрос и ответ, потом другому; — устные обещания без вопроса и ответа;б) литтеральные — обязательства, возникающие путем составления письменного акта; <br>4) по моменту наступления обязательства:а) реальные — обязательства, возникшие путем передачи вещи и для совершения которых не требовалось никаких формальностей:— заем (mutuum), в котором займодатель передает заемщику денежную сумму или иные вещи в собственность с обязательством заемщика вернуть их;— ссуда (commodatum), в которой ссудодатель передает ссудопринимателю вещь для временного безвозмездного пользования с обязательством ссудопринимателя вернуть ее в целости и сохранности;— поклажа (depositum), в которой поклаже-датель передает поклажепринимателю вещь для возмездного хранения;б) консенсуальные — обязательства, возникающие с момента достижения согласия сторон.<br>Со временем в римском праве появились не подпадавшие под данную квалификацию договоры. Поэтому они получили название безыменных (contractus innominati), которые приобретали юридическую силу после исполнения договора одной из сторон (договор мены).<br><br>
Вопрос.Условия действительности договора. Его содержание.
Условия действительности договоров:1) обязательные, являвшиеся необходимыми для действительности любого договора:а) согласие сторон, т. е. наличие добровольно изъявленной воли двух или более сторон об одном и том же, выраженной в форме слова, письма, жеста, молчания.Стороны могли выражать свою волю любым способом и по своему усмотрению;б) дееспособность, т. е. способность лиц, заключающих договор, вступать в договорные обязательства;в) предмет договора, который может быть обозначен индивидуально (species) или родовыми признаками (genus), но в любом случае представлять интерес для кредитора;г) основание договора — соображения, известные обеим сторонам и образующие содержание соглашения;д) соблюдение установленной формы договора (манципация, стипуляция, устный, совершение простой передачи вещи);е) законность содержания договора, т. е. договор не должен был иметь своим предметом действие, нарушающее нормы права, и соглашение, противоречащее морали или добрым нравам;<br>ж) наличие цели договора (causa) — материальное обоснование, которое приводило к заключению договора;<br>2) факультативные, которые могли присутствовать или нет в зависимости от положений закона или содержания договора:а) срок (dies), указывающий на событие, которое должно непременно наступить, — момент возникновения (dies a quo) и прекращения (dies ad quern) договора);б) условие (соndicio), т. е. оговорка в договоре, от которой зависят возникновение, существование и прекращение договора;в) проценты (accessio);г) способ заключения договора (modus). Для совершения договора (как и всякой сделки) недостаточно, чтобы лица, его совершающие, имели решение воли установить определенные правоотношения. С внутренним решением лица, пока оно не получило выражения вовне, не могут связываться юридические последствия, так как подобного рода внутренние волевые процессы остаются неизвестными для окружающих и их никто не может принять в соображение в своих деловых отношениях. Воля должна быть выражена (изъявлена) вовне. Может случиться, что воля выражена лицом так неудачно, что внешнее ее выражение (или волеизъявление) — слово, письмо — оказалось не соответствующим внутреннему решению, тому намерению, которое было у данного лица. Тогда возникают вопросы: чему придать преимущественное значение — воле или ее внешнему выражению, и можно ли признать договор состоявшимся. Больше трудностей представляет вопрос в тех случаях, когда расхождение между внутренней волей и ее внешним выражением имеет место в волеизъявлении одной из сторон, причем другой стороне это расхождение оставалось неизвестным.(заблуждение).. Воля лица должна быть выражена в договоре сознательно и свободно, без какого-либо постороннего давления. Принуждение к заключению договора может выразиться в физическом насилии (это бывает редко; например, выводят рукой лица его подпись) или (чаще) в психическом давлении<br><br>
55 Вопрос.Заключение договора. Представительство.
В римском праве условия заключения договора были неодинаковыми и различались в зависимости от того, о каком договоре шла речь. Так, при заключении вербального контракта (стипуляции) необходимым условием являлось наличие инициативы от кредитора в форме вопроса к должнику, после ответа которого договор считался заключенным.
Для заключения консенсуального договора одна из сторон должна была сделать предложение заключить договор (оферту), а другая сторона – принять это предложение (акцепт). Для заключения литтерального договора требовалось соблюдение письменной формы договора, а для реального – передача вещи, составляющей предмет договора. Путем обмена письмами или извещениями можно было оформить договор и между отсутствующими сторонами (inter absentes).
Первоначально по римскому праву договоры заключались лично кредиторами и должниками, а договоры, заключенные через третьих лиц, не имели никаких правовых последствий для представляемого лица. С развитием римского права при заключении договоров появилась потребность в представительстве.
Условия действительности договоров:
1) обязательные, являвшиеся необходимыми для действительности любого договора:
а) согласие сторон, т. е. наличие добровольно изъявленной воли двух или более сторон об одном и том же, выраженной в форме слова, письма, жеста, молчания.
Стороны могли выражать свою волю любым способом и по своему усмотрению;
б) дееспособность, т. е. способность лиц, заключающих договор, вступать в договорные обязательства;
в) предмет договора, который может быть обозначен индивидуально (species) или родовыми признаками (genus), но в любом случае представлять интерес для кредитора;
г) основание договора – соображения, известные обеим сторонам и образующие содержание соглашения;
д) соблюдение установленной формы договора (манципация, стипуляция, устный, совершение простой передачи вещи);
е) законность содержания договора, т. е. договор не должен был иметь своим предметом действие, нарушающее нормы права, и соглашение, противоречащее морали или добрым нравам;
ж) наличие цели договора (causa) – материальное обоснование, которое приводило к заключению договора;
2) факультативные, которые могли присутствовать или нет в зависимости от положений закона или содержания договора:
а) срок (dies), указывающий на событие, которое должно непременно наступить, – момент возникновения (dies a quo) и прекращения (dies ad quern) договора);
б) условие (соndicio), т. е. оговорка в договоре, от которой зависят возникновение, существование и прекращение договора;
в) проценты (accessio);
г) способ заключения договора (modus).
56 Вопрос.Квази-контракты («обязательства как бы из договоров»)
Понятие квази-контракта. Римские юристы не могли не подметить того факта, что кроме обязательств, возникающих из договоров, а также из деликтов (правонарушений), в жизни возникают обязательства и в ряде других, самых разнообразных случаев. Но, подметив этот факт, римские юристы не выработали определенной классификации всех разнообразных случаев.
Гай в своем произведении «Aurea» сначала различает обязательства, возникающие из контрактов (ex contractu), из деликтов (ex maleficio), а все остальные случаи, объединяет в общую группу, так сказать, смеси, ex variis causarum figuris (т.е. возникающие из различных видов оснований — D. 44. 7. 1. pr.). В том же произведении есть указание (его подлинность сомнительна) на четырехчленную классификацию: ex contractu, quasi ex contractu, ex maleficio, quasi ex maleficio. Эта четырехчленная классификация была воспринята и в Институциях Юстиниана (3. 13. 2).
Разумеется, указание, что обязательство возникает «как будто из договора», «как бы из договора» (или «как бы из правонарушения»), еще не определяет сущности такого основания обязательства. Это — не определение, а сравнение: употребляя такое название, хотят сказать, что бывают случаи, когда договора нет, и тем не менее возникает обязательство, очень напоминающее договорные обязательства; например, если лицо, которому другое лицо не поручало ни общего управления своим имуществом, ни выполнения какого-либо определенного дела, берется по своей инициативе за ведение дела этого другого лица, то при известных условиях между этими двумя лицами возникает обязательство, аналогичное тому, какое устанавливается договором поручения.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 77 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |