Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Учение Оккама и специфика средневекового волюнтаризма.

Читайте также:
  1. A1. Сущность и классификация организаций. Жизненный цикл организации и специфика управления на различных его этапах.
  2. II. Витальное (прижизненное) изучение клеток.
  3. II. Изучение нового материала
  4. III. ПОДБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗБРАННОЙ ТЕМЕ
  5. III. Современное традиционное обучение (ТО
  6. IV. Учение Н. Хомского о глубинной и поверхностной структурах предложения.
  7. PR — деятельность в органах власти: задачи и специфика.
  8. Quot;Обучение мышлению".
  9. V. СТАТУС МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ О БОРЬБЕ С ВЕРБОВКОЙ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ, ФИНАНСИРОВАНИЕМ И ОБУЧЕНИЕМ НАЕМНИКОВ
  10. А-излучение - это поток тяжелых положительно заряженных

Учение: Сделал радикальные выводы из тезиса о свободной, ничем не ограниченной воле Творца.

Если воля Бога, согласно Дунсу Скоту, свободна лишь в выборе возможностей (Идей), предсуществующих независимо от воли в Божественном мышлении, то, по Оккаму, абсолютная свобода Божественной воли означает, что в акте творения она не связана ничем, даже идеями. Оккам отрицает существование универсалий в Боге; их не существует и в вещах. Так называемые идеи суть не что иное, как сами вещи, производимые Богом. Нет идей видов, есть только идеи индивидов, поскольку индивиды — единственная реальность, существующая вне ума, как Божественного, так и человеческого. Исходным пунктом познания мира является знание об индивидах.

Единичное не может познаваться с помощью общих понятий, оно является объектом непосредственного созерцания. Богу свойственна интеллектуальная интуиция идей, соответствующих индивидам, человеку — интуитивное познание индивидуальных вещей в чувственном опыте. Интуитивное познание предшествует абстрактному. Последнее возможно не потому, что в самих вещах есть «чтойности», то есть концептуально постижимые свойства или характеристики. Реально существующая вещь есть лишь «это», неделимая единица, лишенная определений. Понятия формируются в уме познающего субъекта на основе чувственного восприятия вещей.

Универсалии суть знаки в уме, сами по себе они являются единичными, а не общими, сущностями. Их универсальность заключается не в их бытии, а в их обозначающей функции. Универсалии-знаки подразделяются Оккамом на естественные и условные. Естественные знаки — это понятия (представления, мысленные образы) в уме, относящиеся к единичным вещам. Естественные знаки предшествуют словесным выражениям — условным знакам. Естественный знак представляет собой некий вымысел (фикцию), иными словами, качество, существующее в уме и обладающее от природы способностью обозначать. Оккам различает среди естественных знаков первые и вторыеинтенции ума. Первая интенция — это понятие (мысленное имя), приспособленное самой природой для того, чтобы подставляться вместо вещи, не являющейся знаком. Вторые интенции суть понятия, обозначающие первые интенции.

Логическое обоснование номиналистической концепции дано Оккамом в теории суппозиций (подстановок), которая объясняет, каким образом использование в языке общих терминов может быть совмещено с отрицанием реального существования универсалий. Оккам выделяет три типа суппозиций: материальную, персональную и простую. Только при персональной подстановке термин выполняет обозначающие функции, замещая (обозначая) вещь, то есть нечто единичное. При двух других термин ничего не обозначает. При материальной подстановке термин подставляется вместо термина. Например, в высказывании «человек есть имя» термин «человек» не обозначает конкретного человека, а означает слово «человек», то есть указывает на себя как на термин. При простой подстановке термин подставляется вместо понятия в уме, а не вместо вещи. Термин «человек» в высказывании «человек есть вид» отнюдь не обозначает какой-либо общей (видовой) сущности человека, которая обладала бы реальным существованием; он замещает видовое понятие «человек», наличное лишь в уме познающего субъекта. Поэтому использование общих терминов не обязывает к признанию реальности сущностей-универсалий.

Отсутствие общего в единичных вещах исключает реальное существование отношений и каких-либо закономерностей, в том числе причинности. Поскольку знание о мире формируется на основе общих понятий, о нём возможно только вероятное, но не достоверное знание.

В номинализме Оккама отрицается основная предпосылка схоластической философии — убеждение в рациональности мира, наличие некоего рода изначальной гармонии слова и бытия. Бытийные и концептуальные структуры отныне противопоставляются друг другу: бытием обладает только единичное, рационально невыразимое «это», смысловые же определенности, фиксируемые общими понятиями, не имеют места вне ума. Поскольку бытие больше не связано со смысловым значением слов, схоластическое исследование бытия, основанное на анализе слов и их значений, становится беспредметным. Специфика волюнторизма: Альтернативную доктрину, представителем которой был английский номиналист начала XIV в. Уильям Оккам, можно назвать «волюнтаризмом»: Бог свободен делать все что угодно, поскольку Его волю не сковывают никакие предзаданные трафареты, шаблоны, формы, — их просто не существует, каждая вещь творится Богом наново. Тем самым «волюнтаризм» разрывает связь, соединяющую Бога и мир предметов, которую можно было интерпретировать символически. А значит, предметный мир можно исследовать как сказываемый о самом себе, в этом смысле самодостаточный; мир вещей перестает быть собранием знаков, отсылающих мысль к миру Иному *.

28. Этапы развития философии Декарта. Декарт (1596-1650) - мыслитель 17в. Философия Декарта делится на три периода: ранний, зрелый, поздний. Ранний - 2 главных сочинения: "правила для руководства ума" (написано в 23 года) и "Рассуждение о методе". Основное содержание: 1)Формирование учения о методе научного мышления; 2)Идея --------; составляющие: дедукия, энумерация. Зрелый Декарт: основное произведение "Размышления о первой философии" (написано в 33 года). Основное содежание: 1)формирование о методе философского мышления (в универсальном радикальном сомнении) и развертывание на основе этого метода ниспровержение мира. 2)открытие субъектом (сознание - эго согито) как основание для истинного познания мира, т.е. как "аксиомы всех аксиом" или интуиции всех интуиций. Поздний Декарт - Работы (незаконченные) - "Первоначало философии" (44 года), "Страсти души". Основное содержание: 1)формирование картезианской системы (дуализма души и тела). Согласно Декарту, существуют независимо друг от друга 2 субстанции: субстанция протяженная, но немыслящая (телесная); субстанция мыслящая, но не протяженна. Эти субстанции не могут соединиться, но могут оказывать влияние друг на друга.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 71 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав