Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Русская философия.

Читайте также:
  1. Антиповедение и русская «смеховая» культура.
  2. Античная философия.
  3. Античная Философия. Досократический период (VI—V века до н. э.)
  4. Античная философия. Натурфилософские ориентации досократической философии. Философия Сократа.
  5. Апория закрытой социальной системы Эпименида. Демократия и философия.
  6. Белорусская валютно-фондовая биржа
  7. БЕЛОРУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
  8. Белорусская универсальная товарная биржа
  9. Белорусская философская и общественно-политическая мысль.
  10. Белорусская философская мысль эпохи Возрождения и реформации (Ф.Скорина, С. Будны, С.Полоцкий и др.)

Теоретическая часть.

Русская философия XX века, испытав несомненный взлет в начале века, после революции 1917 года постепенно утратила национальное своеобразие, превратившись в интернациональную марксистско-ленинскую философию. Идеалистическими направлениями русской философии XX века культивировались не политические, а нравственные или религиозные пути спасения России. Эта направленность русской философской мысли могла быть осмыслена в категориях свободы, совпадения идеала и действительности. Как материалистические, так и идеалистические течения русской философии были философией жизни. Для них характерно преимущественное внимание к проблемам философии истории, социологии, проблеме человека, этики, то есть тем, которые напрямую выводили на решение животрепещущих проблем современности. Русская философия утверждает нерасчлененность субъекта и объекта. Субъект познания в ней выступает как факт внутри бытия. Русская философия осмысливает объективную реальность не как безличную, противостоящую реальности, а переживает ее как свою судьбу, сопрягая, таким образом, гносеологию с оценкой и моралью. Это, правда, не означало, что в русской философии не разрабатывались так называемые метафизические проблемы онтологии, методологии, гносеологии. Антропологическая ориентация русской философии является общепризнанной ее национальной особенностью. На протяжении всей своей истории она демонстрировала неизменное внимание к проблемам сущности и существования человека, предлагая большой спектр их решения. Начиная с середины XIX века вопросы существования человека, его ценности, свободы выходят в русской философии на первое место; она вся проникнута тревогой в связи с осознанием несовершенства бытия, наличия в нем иррациональных начал. Именно русская философия в начале XX века сформулировала и предложила решение основных вопросов философии существования — экзистенциализма, став как бы предтечей ее европейских течений. Развитие экзистенциализма в России связано с именами Л. Шестова и Н. Бердяева.

Философия Льва Шестова.

Лев Шестов (Шварцман) (1866-1938) был философом, для которого философия была не просто академической специальностью, а делом жизни и смерти. Он был однодум. Поразительна была его независимость от окружающих течений времени. Он искал Бога, искал освобождения человека от власти необходимости. Философия его принадлежала к типу философии экзистенциальной, то есть не объектировала процесс познания, не отрывала его от субъекта познания, связывала его с целостной судьбой человека. Этот тип философии предполагал, что тайна бытия постижима лишь в человеческом существовании. Для Льва Шестова источником философии выступали человеческая трагедия, ужасы и страдания человеческой жизни, переживание безнадежности. Свою философию Шестов называл «философией трагедии». Мыслитель выдвигает тезис о принципиальной несовместимости философии и науки. В философии исходным пунктом должен быть человек, вопросы о месте и назначении человека в мире, о его правах и роли во Вселенной. А объективная наука не может решить проблем, стоящих перед человеком, так как человек вообще недоступен научному познанию как таковому. Философия, считает он, должна исходить из предпосылок, прямо противоположных научным. Она — искусство, «стремящееся прорваться сквозь логическую цепь умозаключений и вносящее человека в безбрежное море фантазии, фантастического, где все одинаково возможно и невозможно». Кроме то-

го, философия должна быть философией человека, а его можно понять, лишь живя всей его жизнью, понимая и разделяя все его как положительно, так и отрицательно окрашенные чувственные переживания (любовь, ужас отчаяния). Кроме того, Л. Шестов борется с всемогущей, равнодушной к судьбам человека необходимостью. В мире, где ничто не может произойти вопреки необходимости, люди чувствуют себя «бессильными колесиками» одной большой машины. Задачу человека Шестов видит в том, чтобы освободить живое и чувствующее существо от власти мертвой необходимости и подчинить ее себе, то есть вновь обрести свободу.

Философия Н. А. Бердяева.

Н. А. Бердяев (1874-1948) — русский философ, значительная часть мировоззренческой эволюции которого проходила в рамках религиозного экзистенциализма. Н. А. Бердяев осуществил попытку создать объективно- идеалистическую «свободную христианскую философию», чуждую научности. Философия, в представлении Бердяева, есть учение о духе, то есть о человеческом существовании, в котором раскрывается смысл бытия. Философия должна быть основана на духовном опыте; она субъективна, а не объективна. По Бердяеву, экзистенциальная философия есть утверждение познания мира в человеческом существовании и через человеческое существование. Главным онтологическим началом в философии Н. А. Бердяева является свобода. Она абсолютна, иррациональна и несоизмерима ни с какими другими категориями; она добытийственна и существует как нечто, представляющее иррациональную субстанциональную силу, способную творить из ничего. Основная онтологическая категория в философии Н. А. Бердяева — человек, поскольку он стоит в центре мира «и судьба человека определяет судьбу мира, через него и для него». Человек и мир обогащают божественную жизнь, потому что «Бог с человеком есть нечто большее, чем Бог без человека и мира». Человек является единственным носителем духа (духовным существом), носителем добра и красоты, реализует высшую божественную правду. Он — высшая материальная структура (микрокосм), содержащая все элементы мира (макрокосма). Главенствующее место человека в мире определяется тем, что он является носителем добытийной свободы. Он, кроме того, экзистенциальный субъект, некая данность, стремящаяся к самоутверждению. Это объясняет происхождение зла в мире и возможность творчества и новизны в мире. Подлинное бытие человека (экзистенция) первично к любому возможному вне его бытию как природному, так и социальному. Этот мир объективирован, материализован экзистенцией. Поэтому мир человека есть объективированная его духовность. Каков дух человека, таков и его мир. Стать личностью — задача человека.

Русские космисты.

В начале XX века в европейской философии существовали две противоположные точки зрения: космоцентризм (человечество — ничтожная сила, несравнимая по масштабам с космическими силами) и антропоцентризм (возникновение человечества неслучайно, а как бы входит в программу саморазвития космоса; лишь на первых ступенях возможности человечества малы, но в перспективе, по мере роста научного знания и технической мощи, оно станет силой, определяющей направление и характер космических процессов). Русским философам удалось преодолеть эти крайности. Их позицию можно назвать «антропокосмизмом»: возможности человечества влиять на ход космических процессов возрастают. Человек и космос — это, в перспективе, два равноправных «партнера», уважительно относящихся друг к другу. Философы-космисты призывали к осторожности и благоразумию, суть которого — не навредить природе, не уничтожить среду своего обитания; жить в единстве и гармонии с космосом, а не со стремлением непременно «покорить» его. Человечество может попасть в ловушку собственной самонадеянности. Желая выйти из плена «первой природы» (естественной), люди могут оказаться в плену «второй природы» (техногенной, созданной самими людьми). Человек может улететь на другие планеты, писал К. Э. Циолковский; для этого у него достаточно ума. Но он не может улететь «от собственной глупости». Вместо того чтобы быть «частью природы», люди считают себя «господами над природой». Русский философ и естествоиспытатель В. И. Вер-

надский вводит в научный оборот понятие «ноосферы» (сферы разума) — высшей стадии биосферы (сферы жизни), связанной с деятельностью человечества. Зародившись на Земле, ноосфера имеет тенденцию к постоянному расширению, превращаясь, таким образом, в особый, структурный, элемент космоса. Влияние человеческого общества на ход космических процессов осуществляется и усиливается именно посредством ноосферы. В свою очередь, воздействие космоса на жизнь людей также происходит (и усиливается!) через ноосферу.

Марксизм и В. И. Ленин.

Материалистическая линия развития русской философии XX века связана с распространением в России марксизма, выдающимся представителем которого был В. И. Ленин. В. И. Ленин был марксистом, то есть знатоком теории Маркса, продолжателем его дела. В теоретических построениях обоих мыслителей было много общего: диалектико-материалистическое видение мира, признание исторически преходящего капитализма, обоснование революционно- преобразующей роли пролетариата как могильщика капитализма и др. Однако была и большая разница. Если К. Маркс к этим идеям пришел из немецкой классической философии, классической политэкономии и утопического социализма, то для В. И. Ленина и большинства марксистов теория Маркса была, прежде всего, социалистической доктриной, в основе которой лежит идея всемирно-исторической роли пролетариата, его диктатуры и необходимости ликвидации частной собственности. О философских основаниях этих идей речи не шло. Кроме того, Маркс был по преимуществу теоретиком, а для Ленина теория была руководством к действию — он был в основном практиком революционного движения. Создание революционной организации рабочих, политическая борьба с меньшевиками и другими противниками большевизма, первая русская революция — все это выносило на первый план отнюдь не философские проблемы. «Философией заниматься в горячке революции приходилось мало», — признается Ленин в письме к Максиму Горькому от 25 февраля 1908 года. Эта самооценка весьма характерна и важна. Ленин подчеркивает, что философские прения его интересовали в сугубо партийном, то есть политическом, плане. Указанный аспект, главный во всей ленинской интерпретации марксизма, определял и его понимание философии марксизма, да и философии вообще. Онаучивание и жесткая политизация марксизма Лениным, взгляд на марксизм как на социальный проект, подлежащий практической реализации в России, породили особую интерпретацию, версию марксизма, ставшего на долгие годы единственной идеологической доктриной.

 

Практическое задание: Изучите теоретический материал. Выполнить Тест. Инструкция: прочитайте вопрос и отметьте один правильный вариант ответа

 

ТЕСТ.

1) К важнейшим особенностям русской философии нельзя отнести

1) Стремление к целостному познанию

2) Нравственно-антропологический характер

3) До-систематический, до-логический характер

4) Эмпирико-сенсуалистический характер

2) Одной из сквозных идей русской философии является идея апокатастазиса, суть которой в

1) Спасении всех людей без исключения: и праведников, и грешников

2) Построении свободного теократического государства

3) Оправдании Бога, снятии с него ответственности за существующее на земле зло

4) Воскрешении всех когда-либо живших на земле людей

3) К характерным особенностям русской философии относится:

1) Рационализм

2) Эмпиризм

3) Антропологизм

4) Панлогизм

4) Верховный бог в славянской мифологии, творец Вселенной, распорядитель дождя и грозы, покровитель семьи и дома

1) Один

2) Сет

3) Гор

4) Род

5) Для древнерусской мысли характерна:

1) Объективность, безоценочность

2) Переоценка внешнего материального бытия

3) Интерес к общественно-политической проблематике

4) Абстрактное теоретизирование

6) Предфилософии Киевской Руси свойственен:

1) приоритет натурфилософских построений

2) мистицизм

3) нравоучительный характер

4) обоснование исключительности русского народа

7) Датой принятия православия на Руси считается

1) 944 год

2) 980 год

3) 988 год

4) 1054 год29

8) Город, в котором согласно «Повести временных лет» принял крещение великий князь Владимир

Святославич

1) Новгород

2) Киев

3) Корсунь

4) Константинополь

9) Киевская Русь приняла «культурную эстафету» от:

1) Византии

2) Золотой Орды

3) Хазарского каганата

4) Франции

10)Двуглавый орёл впервые был принят в качестве государственного символа России

1) Владимиром Мономахом в 12 веке

2) Иваном III в 15 веке

3) Иваном IV (Грозным) в 16 веке

4) Петром I в начале 18 века

11) К жанру социальной утопии в древнерусской литературе относится

1) «Задонщина»

2) «Сказание о Граде Китеже»

3) «Слово о законе и благодати»

4) «Повесть о белоризце-человеке и о монашестве»

12) Сергий Радонежский был современником

1) Ледового побоища

2) Стояния на Угре

3) Куликовской битвы

4) «Смутного времени»

13) Знаменитым русским иконописцем является:

1) Иван Федоров

2) Максим Грек30

3) Григорий Сковорода

4) Феофан Грек

14) Самая знаменитая икона Андрея Рублева:

1) «Благовещение»

2) «Спас Ярое Око»

3) «Богоматерь Донская»

4) «Троица»

15) «Слово о законе и благодати» написал

1) Филофей

2) Владимир Мономах

3) Иларион

4) Даниил Заточник

16) Идеологему «Москва – Третий Рим» впервые обосновал

1) Владимир Мономах

2) Филофей

3) Дионисий

4) Сергий Радонежский

17) Инициатором исправления церковных книг, явившегося поводом к расколу, стал:

1) Патриарх Никон

2) Протопоп Аввакум

3) Инок Филофей

4) Иосиф Волоцкий

18) Основателем русского книгопечатания является:

1) Ф. Скорина

2) И. Федоров

3) Д. Тверитинов

4) С. Ушаков

19) Духовный лидер нестяжателей

1) Иосиф Волоцкий

2) Нил Сорский

3) Серапион Владимирский

4) Юрий Крижанич

20) Выступали против владения монастырями землей, считали, что накопление богатства противоречит монашеским обетам

1) грамотники

2) никониане

3) раскольники

4) нестяжатели

21) Кодекс феодального образа жизни, предписывавший как строить семью и вести хозяйство, созданный на Руси в 16 веке

1) «Домострой»

2) «Великие Минеи Четии»

3) «Шестоднев»

4) «Толковая Палея»

22) Протопоп Аввакум был духовным вождем

1) иосифлян

2) жидовствующих

3) нестяжателей

4) раскольников

23) В «Вертограде Многоцветном» Симеон Полоцкий уподобляет мир

1) книге

2) шару

3) человеку

4) дому

24) Один из первых сторонников идеи панславизма (объединения всех славян)

1) Александр Герцен

2) Юрий Крижанич

3) Максим Грек

4) Аввакум32

25) Сподвижник Петра Великого, архиепископ новгородский, автор «Духовного Регламента»

1) Вассиан Патрикеев

2) Симеон Полоцкий

3) Михаил Ломоносов

4) Феофан Прокопович

26) Российская Академия наук была основана в

1) 1724 году

2) 1755 году

3) 1801 году

4) 1825 году

27) Сторонником деистического материализма в русской философии был

1) М.В. Ломоносов

2) Н.И. Новиков

3) Г.С. Сковорода

4) А.С. Хомяков

28) При открытии Московского университета в числе трёх его факультетов не было:

1) физического

2) философского

3) юридического

4) медицинского

29) Масонство было привнесено в Россию из:

1) Англии

2) Византии

3) Швеции

4) Ирана

30) К одной из центральных идей масонства относится:

1) Ограничение свободы человека, подчинение личности воле коллектива

2) Превосходство арийской расы над другими народами

3) Совершенствование человека через личное и соборное самопознание

4) Слияние с природой, отказ от достижений и благ цивилизации

31) По мнению современников, «создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению»

1) В.Г. Белинский

2) Г.Р. Державин

3) Л.Н. Толстой

4) Н.И. Новиков

32) «Русским Сократом» прозвали

1) М.В. Ломоносова

2) Даниила Заточника

3) Г.С. Сковороду

4) Стефана Яворского

33) По мнению Г.С. Сковороды, вся действительность распадается на три мира, к числу которых не относится:

1) человек

2) общество

3) природа

4) Библия

34) Работа «О человеке, о его смертности и бессмертии», являющаяся одним из первых философско-антропологических произведений в истории русской мысли, была написана

1) А.С. Хомяковым

2) А.Н. Радищевым

3) Даниилом Заточником

4) М.А. Бакуниным

35) Вопрос о роли и месте России в истории человечества был поставлен в «Философических письмах»:

1) В. Соловьевым

2) П. Чаадаевым

3) А. Хомяковым

4) А. Герценом

36) Первое «Философическое письмо» было опубликовано в журнале

1) Современник

2) Колокол

3) Телескоп

4) Европеец

37) К основным идеям «Философических писем» нельзя отнести

1) Следование христианским заповедям как единственному пути к спасению, к Царствию Небесному

2) Скептицизм по отношению к прошлому и будущему России

3) Подчиненность исторического процесса воле Бога

4) Отказ от всех форм насилия, принуждения человека человеком, государством или церковью

38) Был объявлен императором Николаем I сумасшедшим за свои философские воззрения

1) П.И. Пестель

2) В.И. Ленин

3) А.И. Герцен

4) П.Я. Чаадаев

39) Кому принадлежат следующие пессимистические строки: «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человеческого разума, а всё, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды»?

1) П.Я. Чаадаеву

2) А.Н. Радищеву

3) Н.Г. Чернышевскому

4) В.Г. Белинскому

40) Основной идеей западничества является

1) Сила власти – царю, сила мнения – народу

2) Россия должна развиваться по европейскому пути

3) Прогресс общества связан с развитием монархической власти

4) Православие, самодержавие, народность

41)Духовный лидер западников

1) В.С. Соловьев

2) К.С. Аксаков

3) Ф.М. Достоевский

4) А.И. Герцен

42) Наиболее близка к воззрениям «западников» идеология партии

1) Единая Россия

2) ЛДПР

3) Союз правых сил

4) КПРФ

43) Центральная идея философии И.В. Киреевского

1) Цельность духовной жизни

2) Равенство всех людей

3) Приоритет государства перед церковью

4) Любовь ко всему живому

44) Идейным главой славянофилов являлся

1) А.И. Герцен

2) А.С. Хомяков

3) А.Н. Радищев

4) Л.Н. Толстой

45) Представителем славянофильства был

1) С.Н. Булгаков

2) Н.Г. Чернышевский36

3) И.С. Киреевский

4) Н.И. Новиков

46) Вера в то, что спасение Запада в принятии православия, наиболее близка мировоззрению:

1) Русских космистов

2) Славянофилов

3) Старообрядцев

4) Западников

47) Вера в нравственную чистоту русского крестьянства характерна для:

1) Русских марксистов

2) Экзистенциалистов

3) Славянофилов

4) Иосифлян

48) Термин «соборность» в философии славянофилов обозначает

1) Приоритет коллективного над индивидуальным

2) Свободное единение людей во Христе

3) Спасение всех верующих

4) Общинное устройство общества при отсутствии государственной власти

49) Подлинным гимном свободе можно признать

1) «Легенду о Великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского

2) «Буддизм в науке» А.И. Герцена

3) «Живую Вселенную» К.Э. Циолковского

4) «Апологию сумасшедшего» П.Я. Чаадаева

50) Слова «красота спасет мир» принадлежат

1) В.С. Соловьеву

2) Ф.М. Достоевскому

3) Л.Н. Толстому

4) М.В. Ломоносову37

51) Смысл притчи Достоевского о «слезинке ребёнка» из романа «Братья Карамазовы» заключается в том, что

1) Надо любить детей

2) Мировая гармония не стоит даже одной человеческой жизни

3) Дети чище и добрее взрослых

4) В страданиях детей повинен социальный строй общества

52) Русский мыслитель, автор романов «Подросток», «Бедные люди», «Идиот», «Бесы»

1) Л.Н. Толстой

2) Н.В. Гоголь

3) К.Э. Циолковский

4) Ф.М. Достоевский

53) Философское учение, основанное Львом Николаевичем Толстым

1) Почвенничество

2) Философия всеединства

3) Народничество

4) Этика ненасилия

54) Главное нравственное правило с точки зрения Л.Н. Толстого

1) Страдающего убей

2) Познай самого себя

3) Не противься злому

4) Служи отечеству верой и правдой

55) Страна, где Владимир Соловьев в третий раз встретился с видением Софии как образом вечной женственности и премудрости Божией

1) Индия

2) Палестина

3) Египет

4) Греция

56) Автором работ «Смысл любви», «Красота в природе», «Оправдание добра», «Чтения о богочеловечестве» является

1) Павел Флоренский

2) Владимир Соловьёв

3) Алексей Лосев

4) Николай Бердяев

57) Концепция …. характерна для Вл. С. Соловьева.

1) Всеединства

2) Интуитивизма

3) Имяславия

4) Славянофильства

58) Одна из главных идей философии всеединства

1) Недопустимость любых форм насилия в общественной и государственной жизни

2) Философия должна помогать человеку решать насущные проблемы жизни

3) Невозможность достоверного познания Абсолюта

4) Воскрешение всех живших на земле людей

59) Высшей, наиболее совершенной формой любви, по мнению В.С. Соловьева, является

1) Любовь между мужчиной и женщиной

2) Любовь к истине

3) Любовь матери к ребенку

4) Любовь к Родине

60) Отечественный мыслитель, впервые создавший всеобъемлющую философскую систему на началах христианского гуманизма

1) В.С. Соловьев

2) Н.А. Бердяев

3) А.Н. Радищев

4) Ф.М. Достоевский

61) Русский мыслитель, который в работе «Имена» доказывал, что между именем и его носителем есть глубокая связь

1) С.Н. Булгаков

2) А.Л. Чижевский

3) П.А. Флоренский

4) Л. Шестов

62) Одно из главных произведений С.Н. Булгакова

1) «Смысл творчества»

2) «Оправдание добра»

3) «Столп и утверждение истины»

4) «Свет невечерний»

63) Представитель русского марксизма

1) Г.В. Плеханов

2) Н.К. Михайловский

3) Н.Ф. Федоров

4) В.С. Соловьёв

64) В.И. Ленин разработал учение о России как

1) Третьем Риме

2) Аграрной стране с общинным укладом

3) Слабом звене в цепи империализма

4) Великой державе

65) Основоположником русского космизма считается

1) Александр Радищев

2) Николай Бердяев

3) Николай Фёдоров

4) Фёдор Достоевский

66) Представителями «русского космизма» являются:

1) Н. Бердяев, В. Соловьев

2) Ф. Достоевский, Л. Толстой

3) А. Лосев, М. Бахтин

4) К. Циолковский, В. Вернадский40

67) Согласно Н.Ф. Фёдорову, высший моральный долг землян, центральная задача всех людей заключается в

1) Объединении всех религий

2) Воскрешении всех предков

3) Превращении человечества в лучистую энергию

4) Уничтожении страданий на земле

68) Синтез философских и научных учений, объединённых представлением о взаимосвязи человека и природы, человечества и Вселенной

1) Философия жизни

2) Философия всеединства

3) Космизм

4) Экзистенциализм

69) Одно из основных правил «космической этики» К.Э. Циолковского

1) Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой

2) Будь милосерден ко всему живому

3) Страдающего убей

4) Возлюби Бога больше, чем самого себя

70) Основное понятие гносеологии В.И. Вернадского

1) Абсолютная истина

2) Эмпирическое обобщение

3) Вещь в себе

4) Априорная форма чувственности

71) Ноосфера - это

1) Сфера разума

2) Сфера жизни

3) Божественная сфера

4) Трансцендентная сфера

72) Основоположник космической экологии и гелиобиологии

1) П.А. Флоренский

2) К.Э. Циолковский

3) В.И. Вернадский

4) А.Л. Чижевский

73) Русский философ, в книге «Самопознание» писавший: «Своеобразие моего философского типа прежде всего в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу»

1) Николай Бердяев

2) Владимир Соловьёв

3) Александр Герцен

4) Лев Шестов

74) Русский мыслитель … в работе «Самопознание» заявил, что положил в основание философии не бытие, а свободу.

1) Н.А. Бердяев

2) В.С. Соловьев

3) А.И. Герцен

4) Н. Федоров

75) Причина, первоисточник зла в мире по Н.А. Бердяеву

1) Несотворенная свобода

2) Государственная власть

3) Стихийные силы природы

4) Косная материя

76) Дуализм духа и материи, Бога и природы характерен для философии

1) К.Э. Циолковского

2) Л. Шестова

3) Н.А. Бердяева

4) Л.Н. Толстого

77) По мнению Л. Шестова, достичь невозможного человек может лишь благодаря

1) Вере в Бога

2) Научному знанию

3) Смирению

4) Любви к ближнему

78) Согласно Л. Шестову, главным врагами человека в борьбе за невозможное» являются

1) Одиночество и страх

2) Смерть и отчаяние

3) Разум и мораль

4) Вера и любовь

Литература:

1. Основы философии. Учебник для средних специальных учебных заведений. П.С. Гуревич. М: Издательский центр «Гароарики», 2002г.

2. Основы философии. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. В.А. Канке. М: Издательство «Логос», 2008г.43

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 33 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.084 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав