Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Тема 6. Социальные функции религии

Читайте также:
  1. Callback-функции;
  2. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  3. I. Социальные фонды
  4. III. Охарактеризуйте биологические и социальные движущие силы эволюции человека.
  5. III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ
  6. N3 Функции философии
  7. V. Налоги, формирующие целевые бюджетные и социальные внебюджетные фонды.
  8. V. Социальные выплаты.
  9. VI. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
  10. Автономная речь в подростковых группах. Социальные установки, нормы и ценности в подростковом возрасте. Общение и половая идентификация. Первая любовь.

Понятие функции в социальной науке; функционализм как методологическая установка в социологии религии (Дюркгейм, Малиновский).

Основные социальные функции религии:

– компенсаторная: а) восполнение ограниченности и несовершенства социальных связей, религиозное обоснование социального конформизма (К. Маркс); б) культивирование радостного чувства социального благополучия, эйфории (Э. Дюркгейм, Б. Малиновский);

– функция легитимации (К. Маркс, Т. Парсонс), «сакрализации и космизации социального порядка» (П. Бергер, Т. Лукман);

– интегративная функция: сплочение верующих на единой религиозной основе, достижение религиозной идентичности, стабилизация социальных отношений (Э. Дюркгейм, Б. Малиновский) и функция дезинтеграции: разъединение членов различных социальных общностей, их противопоставление друг другу по признакам религиозных различий, религиозные конфликты, религиозные войны, расколы и распад религиозных объединений (К. Маркс, М. Вебер. Г. Зиммель, Л. Козер);

– функция смыслополагания (мировоззренческая, «рационализации» действий): выработка установок религиозного сознания, которые реализуются в поведении верующих, в религиозном культе, в религиозных движениях, и могут мотивировать расходящиеся в широком диапазоне ориентации: социально активное поведение, социальный протест, и - социальную пассивность, квиетизм; религиозный модернизм и - религиозный фундаментализм (М. Вебер, Р. Белла, Э. Фромм);

– регулятивная функция: установление для верующих ценностно-нормативной системы религиозного и общественного поведения, легитимной по причине ее сакрального происхождения (Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун, Н. Луман);

– функция социализации: а) «включение» индивида в общество, б) религиозное обращение, религиозная конверсия как перемена религиозной идентичности (Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, Г. Зиммель);

– коммуникативная функция: а) поддержание устойчивых связей между единоверцами (Э. Дюркгейм, Ч. Глок), б) коллективная память, трансляция религиозной составляющей социокультурного наследия, передача традиций (Э. Дюркгейм, Н. Луман, М. Хальбвакс, Р. Дебрэ).

Проблема функциональности и дисфункциональности религии. Р. Мертон о «латентных» функциях религии. Изменение характера и степени воздействия религии на общество на разных этапах социальной эволюции (Р.Белла).

Проблема религиозной интеграции в традиционном обществе («механическая солидарность») и в современном, функционально дифференцированном, обществе («органическая солидарность»). Проблема социальной солидарности в светском (секулярном) обществе: светские идеологии как функциональный эквивалент религии.

Тема 7. Религия и социокультурная динамика: П. Сорокин

Религия как культурная система, совокупность ценностей и норм, неотъемлемая часть общей культуры человечества. Три культурных уровня религии как эмпирического феномена: идеологический, поведенческий и материальный. Суперсистемы культуры и типы религии, формирующиеся в зависимости от их характера: чувственная, рациональная и интегральная. Социокультурная динамика как смена суперсистем. Разрушение преобладающей в Новое время чувственной системы западной культуры как сущность «кризиса нашего времени». Религия как исторически изменяющееся «миропонимание» во взаимодействии с другими компонентами социокультурной динамики.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 24 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав