Студопедия
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Поль Кароль Фейера́бенд

Основной труд – «Избранные труды по методологии науки» (1986 г).

Свою концепцию он назвал «концепция эпистемологического анархизма». Анархизм малопривлекателен политике, но он независим в эпистемологии и философии науки.

Фейерабенд отрицает объективную истину как таковую (все остальное – догматизм). Также Фейерабенд отвергает кумулятивность и преемственность науки.

В основе лежит постулат «сменяющие друг друга теории несовместимы и несоединимы одна с другой. Значение термина зависит от теоретического контекста, при переходе термин изменяет свою смысловую нагрузку. Развитие познания происходит благодаря критике фактов». Поэтому, ученые в своей работе должны руководствоваться принципом пролификации; в западной науке – это создание и разработка теорий, несовместимых с уже существующими (подтверждение концепции К. Поппера).

«Изобретение предохраняет от догматизма и застоя» - критичное положение. Также он выдвигает принцип прочности (разрабатывать альтернативные теории, не обращая внимания на трудности, критику; упорно стоять на своем).

Фейерабенд отстаивает научный и мировоззренческий плюрализм; развитие науки – это хаотические перевороты, не поддающиеся рациональному объяснению.

Таким образом, по Фейерабенду, развитие научного знания – это неограниченное преумножение научных теорий, критика – это стимул научного процесса, успех научных теорий – степень убеждать ученого – одиночки.

Фейерабенд: «Наука не является единственной предпочтительной формой рациональностей людей». Источник идей – это любые ненаучные формы познания (искусство, магия). Он отрицает единый методологический плюрализм. «Может быть успешным любой метод, все позволено в науке, должна быть универсальная норма. Новые теории всегда не совместимы со старыми и включают отрицание последних».

Фейерабенд считает, что анархизм малопривлекателен, релятивизм представляют фашисты, марксисты и рационалисты, но все традиции равноправны.

Нужно решительно отделить науку от государства, избавить общество от деспотизма науки. Он пытается исследовать науку и критерии научности.

Он рассматривает науку в широком социокультурном смысле, критикует ее изнутри, опираясь на обширный материал по истории. «В основе лежат иррациональные компоненты. Фундамент науки весьма непрочный. Наука пытается занять лидирующее положение в современной цивилизации, что порождает фанатизм, отрицая другие формы бытия. Чисто рационального отношения к миру не было и быть не может. В результате поиска, ученый не может следовать жестким стандартам рациональности, так как нет строгих правил перехода от старого знания к новому».

«Принятые научным сообществом критерии эффективности срабатывают задним числом, это – его интерпретация».

«Наука близка по многим своим параметрам к мифологии, это – мир современной культуры, обоснование – на основе веры в нее».

«Наука действует с помощью силы, а не аргументов. Наука не является и не может являться проявлением одного разума. Наука несет столько же рационального, сколько миф и религия».

Курт Хюбнер проанализировал взгляды П. К. Фейерабенда. «Фейерабенд абсолютно прав, что степень рациональности одинакова, так и нет иного способа обоснования, кроме как от себя. Предыдущие знания основаны на онтологии. И то, и другое – продукты социокультурных обстоятельств. Различие лежит лишь в области содержания, остальное – не затрагивается мир и наука – это 2 равноправные формы постижения. Наука стимулирует развитие личности».

Проблема рациональности в науке

Поскольку сущность человека открыта, настолько же открытым остается вопрос о добре и зле. Новая материально – техническая основа породила резкое осуществление возможностей человека.

Научно – технический прогресс направлен на производство жизненных вещей, вовлечение народных масс в политику сопровождается отвращением. Происходят «приключения разума». Так возникла проблема рациональности – иррациональности. Есть свойства, характеристики предметно – познавательной деятельности человека с иррациональным и рациональным:

· Соразмерность – несоразмерность;

· Контролируемость – неконтролируемость;

· Конструктивность – деструктивность

Рационалистическая традиция сформулировала условие достижения истины, но это требование спонтанно, неподвластно стихии, человеческой психике. До середины 20 века к рациональному относились – порядок, закон, устойчивость; к иррациональному – хаос бытия, его неустойчивость.

Но в середине 20 века возникла синергетика. С появлением синергетики иррациональные понятия рационализируются и становятся неотъемлемым элементом научной картины мира. Следовательно, происходит переосмысление того, что ныне относится к рациональному и иррациональному.

Религия, стараясь приобрести характер государственного института, все в большей степени рациональна.

В начале 1990-х годов издательство «Наука» стало выпускать журнал «Человек». В нем (№ 4, 1991 год) опубликована статья «Иррациональное в рациональном», автора В. В. Налимова, одного из крупных специалистов прикладной математики.

Он доказывает, что рациональное и иррациональное – это 2 дополняющих друг друга сознания, их гармонизация в их предельности (антропный метод).

В конце 20 века возникает антропный принцип в космологии. Вселенная задается неким жестким отбором без числовых констант. В формулировке Уиллера «Не только человек адаптирован к человеку, но и Вселенная адаптирована с человеком». Признав антропный принцип, космология внесла иррациональное в рациональные представления. Математика допускает геометрию Лобачевского, Бойяи, Гаусса, Римена. Если в системе Евклида может быть только одна параллельная, то у Лобачевского – бесконечно много. Каждая геометрия – это свой язык Вселенной.

Курт Гедель (чешский математик) сформулировал теорему о неполноте формализованных систем (система математики Расселла, Уайтхеда). Согласно ней, в каждой достаточно богатой формальной системе существуют положения, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Следовательно, переход к новом системе аксиом чисто рациональным путем невозможен, переход возможен только на основе логики. Утверждения Налимова имеют доказательства.

Концепции развития истории и философии науки российских историков




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 65 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2025 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав