Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Реформация и контрреформация на бел землях. Брестская уния и образование униатской церкви.

Читайте также:
  1. A. Образование карбоксигемоглобина
  2. I. Образование Монгольской империи.
  3. XIV. Светские наука, культура, образование
  4. А Профессиональное образование, трудовая деятельность, социальная адаптация лиц с нарушениями слуха и зрения
  5. А) ОБРАЗОВАНИЕ СОКРОВИЩ
  6. Антителообразование, первичный и вторичный ответ.
  7. Антропологические основания и социокультурная природа образования. Образование как ценность
  8. Беловежские соглашения в декабре 1991 г. Распад СССР и его последствия. Образование Содружества Независимых Государств
  9. Билет 25.Образование революционных партий в России. Их программные и тактические установки.
  10. Билет 27.Образование либеральных и монархических партий в России, их программные и тактические установки.

Место церкви в ВКЛ долгое время определялось существованием двух течений христианства. В 20—30-е гг. XVI в. в ВКЛ установилась религиозная толерантность — веротерпимость. После заключения Люблинской унии 1569 г. православная церковь начала терять ведущее положение в Беларуси. Православного вероисповедания в XVI в. придерживалось большинство восточнославянского населения (белорусы, украинцы). Однако в 20—30-е гг. XVI в. православная церковь оказалась в довольно сложном положении. Если католическая конфессия существовала за счет государственной поддержки, то православная — за счет пожертвований прихожан. Православная церковь, сохранявшая свой традиционный характер, не воспринимала перемен, происходивших в мире, не предлагала образование представителям шляхетского сословия. Церковнославянский язык проповедей был все более непонятен прихожанам. В то же время католическая вера распространялась и постепенно закрепляла свои позиции на белорусских землях благодаря политике великих князей литовских, поддерживавших католицизм. В конце XVI — начале XVII в. в ВКЛ в ответ на пропольскую политику правящих кругов Речи Посполитой стали возникать братства — национально-религиозные организации православного, преимущественно мещанского, населения. В братских школах использовались церковнославянский и старобелорусский языки. В XVI в. европейские страны охватило широкое общественно-политическое движение, направленное на реформирование католической церкви. Оно получило название Реформация, что в переводе означает «преобразование». Реформационное движение было вызвано кризисным положением католической церкви и нарастанием народного недовольства ее деятельностью. Ведущим направлением Реформации на территории Беларуси стал кальвинизм. Кальвинисты, например, считали единственным источником веры Библию и отвергали посредничество церкви между человеком и Богом. Идеи кальвинизма поддержали магнаты и большая часть шляхты. Переходя в кальвинизм, они наносили удар по католической церкви и Люблинской унии, поскольку католическая церковь поддерживала идею инкорпорации (вхождения) ВКЛ в состав Польши. Во всех странах Европы во второй половине XVI в. развернулось религиозно-политическое движение против Реформации — Контрреформация («контр» означает «против»). Главными его проводниками стали иезуиты — члены общества Иисуса Христа, которые благодаря распространению просвещения стремились закрепить позиции католической церкви. Иезуиты начали закрывать протестантские и православные школы и типографии. Под их руководством проводились погромы и сжигались книги. В ВКЛ Контрреформация не получила таких ужасающих форм, как в Западной Европе (например, Варфоломеевская ночь в Париже). Еще одна особенность Контрреформации в ВКЛ — ее направленность как против кальвинизма, так и против православия.

Брестская уния и становление униатской церкви. После Люблинской унии католичество было объявлено официально государственной религией. Православие не было запрещено, но не поощрялось. Для построения православного храма разрешение должны были давать католики. Отношения все более обострялись. Многие переходили из православия в католичество (в основном верхушка православного духовенства), также борьба с православием рассматривалась как борьба с Москвой. В 1586 г. умирает король Стефан Баторий. Новым королем становится Сигизмунд III Ваза. Он был ярым католиком. Была предложена идея унии. Основные положения: 1. Униатская церковь должна подчиниться Папе Римскому. 2. Униатская церковь должна признать основные каноны католицизма. 3. Сохранялась православная обрядность. 4. Церковные службы можно было вести на церковно-славянском и местных языках. В 1595 г. уния была одобрена Папой Климентом VIII. В 1596 г. в Бресте был созван церковный собор. Собор раскололся на 2 части. Сторонников и противников унии. После того, как киевский митрополит Рогоза со сторонниками перешел на сторону католиков, уния была подписана. Решения унии стали нарушаться с первых дней. Униатство как течение не шло из глубины народа, оно насаждалось сверху. И когда победило униатство, то многие приходы опустели без священников. Они заявляли, что не хотят служить посланцам сатаны. Лишь в середине 17 в. в униатских церквах побеждает белорусский язык.

11. Культура Беларуси в ХIV-ХVІ ст.

. духовная жизнь ВКЛ испытывала на себе сильное влияние идей Возрождения. В этот период в Беларуси был расцвет ренессансной культуры. Суть его состояла в бурном росте и взаимном обогащении культуры европейских стран, широком изучении и использовании достижений периода античности, возникновении сначала кирилличного, а затем и латинско-польского книгопечатания, проникновении гуманистических идей в культуру, распространении реформационных идей и движений. Эпоха Возрождения на территории Беларуси имела свои особенности. Экономическое отставание от передовых стран Европы и господство феодализма сдерживали всестороннее развитие светских форм культуры и переход от средневековой культуры к культуре нового времени. Специфическими чертами Возрождения в Беларуси стали также столкновение западноевропейской и восточноевропейской культурных традиций, наличие на относительной веротерпимости, взаимодействие и взаимовлияние белоруской, русской, украинской, польской и литовской культур, что обусловило полилингвизм литературы этого времени. Представителем ренессансной культуры в Беларуси был первопечатник, гуманист и просветитель Франциск Скорина (около 1490 - около 1551 гг.). В центре его внимания была проблема общества и человека. Он рассматривал вопросы смысла жизни, духовности мира, совершенствования общества и др. В 1521 г. в Праге Ф. Скорина издал 23 библейские книги Ветхого Завета. В Вильно он организовал первую в Беларуси типографию и издал «Малую подорожную книжицу» и «Апостол». Традиции Ф. Скорины были развиты поэтом-гуманистом Николаем Гусовским (около 1470 - 1533 гг.), прославившимся своим произведением «Песня о зубре», в котором с патриотических и высоких морально-политических позиций воспета природа родной страны, содержится призыв к укреплению государства, к единству европейских народов, осуждаются войны, междуусобицы. Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность СымонаБудного (около 1530 - 1593 гг.). Он впервые издал напечатанные на белорусском языке «Катехизис», «Об оправдании грешного человека перед богом», «Про светскую власть», «Новый завет». Взгляды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский (год рождения неизвестен - умер около 1599 г.). Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры. Важным явлением белорусской культуры явилась историко-хроникальная литература. Наиболее известными произведениями этого жанра стали «Летописец великих князей Литовских», «Хроника Великого княжества Литовского и Жемойтского», «Хроника Быховца», «Хроника польская, литовская, жемойтская и всей Руси» М. Старыйковского. Во второй половине 16 в. на смену традиционному летописанию пришла историко-мемуарная литература: «Письма» оршанского старосты Ф.Кмиты-Чернобыльского, мемуары новогрудского судьи Ф. Евлашевского, «Баракулабская хроника». На процесс становления и развития белоруской архитектуры и изобразительного искусства значительно повлияли древнерусские традиции, а также лучшие достижения архитектуры и искусства западноевропейских стран. Переосмысливая это наследие, белорусские мастера создали самобытные памятники в готическом, романском стиле и стиле барокко. Образцом белорусской готики являются церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Супрасли, Заславле. Во второй половине 16 в. были построены культовые здания в традициях ренессанса (протестантский собор в Сморгони и костел в Несвиже). С конца 16 в. появляется борокко. В этом стиле итальянским архитектором Дж. М. Бернардини в Несвиже был построен иезуитский костел.

 

12.Люблинская уния и образование Речи Поспалитой. Вопрос об унии был злободневным для Польши на протяжении более полутора столетий. Польские магнаты поднимали вопрос об унии на 4-х сеймах. Шляхту привлекали земли ВКЛ, чины и богатства.Она открыто добивалась включения в свой состав ВКЛ. Идея унии находила поддержку со стороны бел шляхты, надеявшейся получить «золотую польскую вольность». В 1562 бел шляхта создала в лагере под Витебском конфедерацию и обратилась с просьбой к Великому князю заключить унию с Польшей.Польская католическая церковь видела в унии средство расширения своего влияния на восток. В соответствии с этим актом Польское Королевство и ВКЛ объединялись в одно гос-во-Речь Посполитую (РП). Единого государя предполагалось избирать на общем сейме, провозглашая его Королем Польским, Великим князем Литовским, Русским, Прусским, Мазовецким, Жемойтским, Киевским, Волынским, Подляшским и Инфлянтским. Отдельное избрание Великого князя Литовского прекращалось.Права поляков в княжестве и жителей княжества в Польше уравнивались.Для обсуждения общегос-ных дел предусматривались общие сеймы. Люблинская уния сильно ограничивала суверенитет княжества, но его государственности окончательно не ликвидировала. Оно сохранило свое войско, судебную систему, административный аппарат, печать с Погоней. Обе части РП имели самостоятельные названия и до конца 17 в. – гос-ные языки. В княжестве таковым был белорусский. В рез-те Люблинской унии Польша получила большие возможности для проведения великодержавной политики в отношении населения Великого княжества. Политика РП по насаждению на бел землях католицизма и проведению полонизации дополнили дифференциацию бел общества этнорелигиозной дезинтеграцией. Полонизаторские процессы привели к отрыву от бел этнической общности ее интеллигенции, высших слоев, чем затруднили процесс формирования и развития единого народа. Противодействовать этим явлениям было трудно.Сенат РП состоял преимущественно из польских представителей.В сейме, где из 180 послов только 46 приходилось на Великое княжество, из них на бел поветы - 34. Наряду с политич ограничениями бел шляхта почувствовала и экономич ограничения. Она не могла получать земли в тех регионах, что были присоединены к Польше. Польская же шляхта стала активно пользоваться правом приобретения имений в княжестве. Все это явилось основой антипольских настроений в Беларуси в 70-90гг. 16 в. Было немало сторонников разрыва союза с Польшей, кот вели борьбу за независимость своего гос-ва. В этот период регулярно созывало свои сеймы ВКЛ. В 1581 была создана высшая инстанция-Трибунал, а принятие в 1588 своего свода законов - Статута - по существу сводило на нет некот положения Люблинской унии.




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 105 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав