Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Власть как социальное явление. Основные концепции власти.

Читайте также:
  1. I. Основные богословские положения
  2. II Основные источники загрязнений гидросферы.
  3. II Съезд Советов. Формирование органов советской власти. Судьба учредительного собрания.
  4. II. Основные положения учения Ф. де Соссюра о языке.
  5. II. Основные теории по анализу международных отношений.
  6. II.1.1 Основные источники информации для оценки эффективности строительной организации
  7. III. Назовите основные последствия прямохождения человека (т.е. изменения в строении, физиологии, поведении) в опорно-двигательной системе.
  8. III. Основные положения лингвистической концепции В. фон Гумбольдта.
  9. III. Основные положения синтетической теории эволюции
  10. III. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА.

Лекция

Тема: Политическая власть.

План

Власть как социальное явление. Основные концепции власти.

Виды власти. Структура и особенности политической власти.

Функции политической власти. Легитимность власти.

 

Власть как социальное явление. Основные концепции власти.

Власть – это сложное и разнообразное явление в жизни обще­ства. Она вы­ступает как отношение двух сторон, одна из которых имеет определяю­щее влияние на другую, и может организовать ее поведение в желаемом для себя направлении. В качестве сторон властных отношений могут вы­ступать различ­ные части общества – индивиды, группы, организации и т. д.

Специфической особенностью власти как общественного от­ношения вы­ступает доминирование властной воли, что характеризу­ется возможно­стью од­них людей навязывать свою волю другим.

Как волевое отношение власть существует в реальной и потен­циаль­ной (т.е. непроявленной) формах. Потенциальная власть мо­жет оказывать не менее сильное дисциплинирующее и организую­щее влияние, чем власть реально дей­ствующая.

Среди множества подходов к анализу природы власти, можно выде­лить два направления – нормативное и эмпирическое.

К нормативным концепциям власти относятся: легитимизм, систем­ные и реляционистские концепции.

Легитимизм характеризуется абсолютизацией правовых основ власти и представлений о законе, в которых закон выступает как правовое и мо­ральное правило, имеющее юридическую силу.

Данная концепция возникает уже в 4 – 3 в.в. до н. э., широкое распро­стра­нение получает при абсолютизме.

В дальнейшем легитимизм получает статус учения про незави­симость за­кона от общественных структур. Согласно этому учению, в государстве все равны перед законом, кроме верховного прави­теля, который является творцом законов и главным источником вла­сти.

В Новое время легитимисты отстаивали идеи государственного регу­лиро­вания экономики, четкой должностной организации власти и личной ответст­венности за ее использование.

Системные концепции рассматривают власть в качестве неотъ­емле­мого признака общественной системы, обеспечивающего цело­стность ее элементов.

К системным концепциям, прежде всего, относятся: мобилиза­ционно-це­левая концепция (Т. Парсонс), коммуникативная кон­цепция (Н. Луман), струк­турно-функциональная концепция (М. Крозье, Д. Истон).

Согласно мобилизационно-целевой концепции, поскольку пе­ред об­щест­вом возникают определенные цели, должен существовать механизм, позво­ляющий мобилизовать необходимые ресурсы для достижения этих целей. Именно такую функцию выполняет власть, опираясь на издание за­конов и кон­тролирование их выполнения.

Коммуникативная концепция рассматривает власть как обще­ние ме­жду управляющими и подчиненными, целью которого явля­ется:

· координация действий различных субъектов обществен­ных отно­шений,

· урегулирование общественных конфликтов,

· направление действий субъектов таким образом, чтобы об­щест­вен­ные интересы преобладали над частными.

В рамках структурно-функциональной концепции власть по­нимается, как особое свойство общества сохранять целостность, бла­годаря чему раз­нооб­раз­ные его подсистемы способны действо­вать согласованно, не всту­пая в про­ти­воречие друг с другом.

Реляционистские концепции рассматривают власть как взаимо­дейст­вие субъекта и объекта, которое выражается в том, что субъект контроли­рует объ­ект с помощью определенных средств. При этом отношения, воз­никающие ме­жду субъектом и объектом, являются конфликтными.

Существует три основных вида реляционистских концепций власти: воле­вая концепция (К. Маркс, М. Вебер), концепция "об­мена ресурсами" (П. Блау), концепция "зон влияния" (Д.Ронг).

Согласно волевой концепции, власть – это способность одних людей или их объединений навязывать свою волю другим людям, невзирая на возможное сопротивление с их стороны.

Концепция "обмена ресурсами" исходит из понимания власти как следст­вия неравного распределения ресурсов между участни­ками социаль­ных отно­шений. Неравенство в распределении ресур­сов порождает:

В рамках концепции "зон влияния" вводится понятие "зоны влияния" – сферы социальных отношений, в которой субъект имеет власть благодаря тому, что он располагает соответствующими ре­сурсами. За пределами этой сферы субъект утрачивает власть, т.е. перестает быть управляющим и ста­новится под­чиненным.

Эмпирическое направление представлено бихевиористской (поведенче­ской) концепцией власти и другими психологическими концеп­циями. Главной особенностью этих концепций является по­пытка объяс­нить властные отноше­ния психологическими мотивами их участников.

С позиций бихевиористской концепции стремление к власти провоз­гла­шается доминирующей чертой человеческой психики. Ут­верждается, что в стремлении к власти важную роль играют те блага и привилегии, ко­торыми об­ладают люди наделенные властью. Т. е. с приобретением власти связано полу­чение материальных благ, пре­стижа, свободы и т. п.

В рамках бихевиористской концепции выделяют три основные модели трактовки власти: силовую, рыночную и игровую.

Силовая модель исходит из того, что главным мотивом полити­ческого по­ведения людей является их стремление к власти, которая, в свою оче­редь, ста­новится средством достижения иных благ. По­скольку властные устремления людей разнонаправлены, то задача политической власти за­ключается, прежде всего, в том, чтобы обес­печить необходимый баланс властных сил в обществе.

Рыночная модель базируется на понимании власти как своего рода то­вара, на который распространяются отношения спроса и предложения. В результате образуется своеобразный рынок власти со своими покупате­лями, продавцами и посредниками – менедже­рами. При этом государст­венная власть выступает в роли силы, кон­тролирующей нормальное функ­ционирование этого рынка.

Игровая модель рассматривает властные отношения, борьбу за полу­чение власти как своеобразную игру, которая происходит в со­ответствии с опреде­ленными правилами.

В ряде других психологических концепций под основными мо­тивами вла­стных устремлений понимают: желание человека ком­пенсировать свои физиче­ские или духовные изъяны, необходимость сублимации неосознан­ных сексу­альных побуждений и т. п. Утверждается также, что в психике человека есть структуры, способствующие тому, что он подсознательно будет стремиться к рабству как возможности избежать ответственности и достичь чув­ства безопас­ности.

Все рассмотренные концепции акцентируют внимание на тех или иных особенностях и сторонах власти как феномена человече­ских отноше­ний.

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 300 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав