Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Теория разделения общественного труда и связь её с проблемой социальной солидарности. Типы солидарности по Э.Дюркгейму.

Читайте также:
  1. C. Замену ручного труда машинным, переход от мануфактуры к фабрике
  2. Cдельная форма оплаты труда
  3. I. Работы с тяжелыми и вредными условиями труда
  4. I.ТЕОРИЯ АНОМИИ ПО Э. ДЮРКГЕЙМУ.
  5. II. Взаимосвязь стоматологической патологии и эндокринные заболевания.
  6. II. Работы с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда
  7. II. ТЕОРИЯ АНОМИИ ПО Р. МЕРТОНУ
  8. II. Требования охраны труда при ведении работ.
  9. III. Причинная связь между общественно опасным действием (бездействием) и последствием
  10. IIІ – дәріс. ХХ ғасырдағы және қазіргі заманғы әлеуметтанулық теориялар

О разделение труда.

 

 

Тема «разделения труда» является одной из центральных в работах основателей социологии. В какой-то степени она находит свое завершение в фундаментальной работе Эмиля Дюркгейма «О разделении общественного труда». Дюркгейм наиболее четко сформулировал социологическую проблему разделения труда. Он обобщил сформулированную в работах Конта и Спенсера идею о том, что именно разделение труда является тем базисным процессом, который в ходе эволюции ведет к преобразованию общества, детерминирует в нем формирование интегративных характеристик и свойств, которые в своем единстве образуют социальную целостность и моральную сплоченность индивидов. На впечатляющем по объему историческом материале Дюркгейм проследил последовательность и закономерности развития цивилизаций, которые предшествовали и сопровождали процесс разделения труда.

 

Э. Дюркгеймом был выведен универсальный принцип эволюции труда: на протяжении всей человеческой истории разделение труда только совершенствуется. Более того, феномен разделения труда Дюркгеймом понимался в довольно широком социальном контексте как процесс, который обеспечивает переход от механической солидарности общества к его органическим формам. Разделение труда в соответствии с таким подходом – наиболее значимый интегративный социальный фактор, который не ограничивается только сферой экономики, а охватывает все социальные институты и обеспечивает и воспроизводит единство общества в целом. Все общественное обустройство, не только по Дюркгейму, но по Марксу и Веберу, обеспечивается разделением труда.

 

Отталкиваясь от идеи Спенсера о противопоставлении разнополюсных идеальных типов общества, Дюркгейм сконструировал собственную дихотомическую структуру общества. Основным критерием, разъединяющим общество на два идеальных типа, является качество социальных связей. Для первобытных, архаических обществ была характерна индивидуальная неразличимость, растворимость индивидуального сознания в коллективном, при абсолютной групповой власти и подчинении личности обществу. Все социальные связи в то же время основывались на относительном сходстве институтов морали, однообразии нравственных норм, доминировании религиозного сознания. Репрессивное право и уголовные наказания поддерживали примат общественного, групповые нормы, коллективизм в условиях изолированного, самодостаточного социального функционирования. Все эти особенности характеризовали так называемую «механическую солидарность». Низкая плотность населения и небольшой объем населения не позволяли в архаичных обществах сформировать развитую систему разделения труда.

 

Однако уже на этой стадии процесса разделения труда, считает Дюркгейм, был заложен импульс, который был направлен на разрушение коллективного сознания, породил тенденцию к вычленению индивидуального. Разделенные, автономные, обособленные от исходной архаичной ассоциации индивиды нуждаются в кооперации, социальных взаимодействиях, то есть в том, что Дюркгейм обозначил термином «органическая солидарность». Для более развитых обществ, основанных на высоком уровне дифференциации труда, характерна, прежде всего, тенденция к постоянному распределению человеческого труда, которая порождает тем самым «общественную солидарность и является первопричиной возрастающей широты и сложности общественного организма».

 

Историческим законом, подводит итог своим рассуждениям Дюркгейм, нужно считать закономерность, в соответствии с которой общество, опираясь на разделение труда, в исторической перспективе перемещается к такому типу цивилизации, в котором механическая солидарность постепенно теряет под собой почву, а органическая, наоборот, становится преобладающей. В развитых обществах все социальные характеристики становятся не просто качественно иными, а изменяют свою полярность: устанавливается дифференцированная, взаимодополняемая социальная взаимозависимость, преобладает кооперативное охранительное право, формируется ориентированность на человека, в числе высших ценностей провозглашаются личное достоинство, равенство возможностей, социальная справедливость.

 

 

Проблема социальной связи в теории Э. Дюркгейма

 

Тема изучения природы и характера социальной связи является центральной во всем научном творчестве Э. Дюркгейма. К чему бы он ни обращался — к проблемам типологии обществ или к выявлению социальных факторов самоубийства, к изучению общественного разделения труда или раскрытию роли религии — везде его постоянно занимает одно: что заставляет людей сплачиваться воедино, а что разъединяет их?

«Каждый знает, что мы любим того, кто похож на нас, кто мыслит и чувствует, как мы. Но не менее часто встречается и противоположное явление. Часто случается, что мы чувствуем влечение к людям, которые на нас непохожи, именно потому, что они непохожи на нас».

Исходя из этого, он считает необходимым различать две формы социальной солидарности, которые он называет механической и органической. Эти понятия он вводит в своей первой работе «Об общественном разделении труда», считая, что именно характер и глубина разделения труда отражают уровень развития общества и формируют тот или иной господствующий тип социальной связи. Э. Дюркгейм здесь во многом основывался на идее конструирования идеальных типов обществ, между которыми существует определенная историко-логическая преемственность. Солидарность же рассматривается как высший универсальный принцип, высшая моральная ценность. Поэтому морально и само разделение труда.

Типы социальной солидарности

 

Механическая солидарность преобладает, по Э. Дюркгейму, в архаических, или примитивных, обществах. Это, используя его собственную терминологию, солидарность вследствие сходства. Члены общности или общины притягиваются друг к другу благодаря тому, что у них очень много общего: язык, обычаи, верования, даже общие исторические воспоминания (например, в виде устных преданий), в одинаковых ситуациях они испытывают одни и те же чувства. Такие же механизмы ведут к отталкиванию от представителей других племен. Это солидарность по принципу «свой — чужой».

Органическая солидарность, складывающаяся в более развитых, продвинутых обществах, — это продукт дифференциации функций его членов, углубления разделения общественного труда. Люди здесь, чем дальше, тем сильнее отличаются друг от друга по самым разным характеристикам. Однако именно вследствие этого они все сильнее нуждаются друг в друге, не могут друг без друга обойтись: обмен функциями, деятельностью и ее продуктами приводит к более глубокой взаимозависимости, а значит, к все большему сцеплению этих «социальных частиц». Каждый из людей по отдельности несовершенен, дополняя друг друга, они создают мощную интеграцию. Такой тип солидарности называется «органическим» по аналогии с органами живого существа, каждый из которых не похож на другие и выполняет свои специфические функции, и лишь только все вместе они создают возможности для функционирования организма как целого.

При господстве механической солидарности индивидуальное сознание поглощается коллективным. Возникновение человеческой индивидуальности возможно лишь в тех обществах, где доминирует органическая солидарность. При всей убедительности выделения двух типов солидарности и утверждения о преобладании их в различных по уровню развития обществах дифференциация эта носит в значительной мере аналитический характер. Конечно, и в современных индустриальных обществах встречается немалое число проявлений механической солидарности: например, в основе семейных и родственных уз. Национальные, религиозные и даже партийно-политические отношения есть не что иное, как проявления механической солидарности, поскольку строятся на основе взаимосвязей типа «свой — чужой».

 

10. 10 вопрос.
Карл Маркс (1818—1883) — один из самых известных и влиятельных социальных мыслителей XIX в. Еще при жизни автора возникло и стало самостоятельно развиваться учение марксизма, степень близости которого к источнику и истинность его интерпретации установить сложно.
Важное внимание в работах Маркса уделено философской антро​пологии и проблеме человека и общества. По Марксу, человек — это прежде всего человек производящий, в этом его главное отличие от животного. По мере развития производительных сил происходит от​чуждение человека от созданных им сущностей. Личность Маркс рас​сматривает в качестве результата социально-исторического развития, а не его исходного пункта.
Исходным посылом учения Маркса служит материалистическое по​нимание и объяснение истории. В предисловии «К критике политиче​ской экономии» он писал: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет эко​номическую структуру общества, реальный базис, на котором возвы​шается юридическая и политическая надстройка и которому соответст​вуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, поли​тический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей оп​ределяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».
К. Маркс одним из первых разработал представление об обществе как системе. В этой теории основополагающее место принадлежит учению об общественно-экономической формации — социальной системе, состоящей из взаимосвязанных элементов и находящейся в состоянии неустойчивого равновесия. Общественно-экономические формации соответствуют периодам всемирной истории, последова​тельно сменяющим друг друга. Маркс выделяет пять основных фор​маций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, ка​питалистическую и коммунистическую, отдельно упомянув об азиатском способе производства.
Социальное развитие, по Марксу, происходит в соответствии с опре​деленными законами, под которыми он понимает «внутреннюю и необ​ходимую связь» между явлениями. Маркс верил в существование универсальных и неизменных историчес​ких законов, лежащих в основе развития человечества. Он считал, что противоречия, борьба противоположностей есть источник движущей силы развития. Восхождение от абстрактного к конкретному у него рас​смотрено как общенаучный метод познания.
Теория социального развития у Маркса предстает как теория соци​альных революций. Социальную революцию он считал неизбежной и даже желательной, поскольку она должна обеспечить не просто пере​ход от менее прогрессивной общественно-экономической формации к более прогрессивной, не просто глубокое качественное преобразо​вание общественных отношений, но и специфический способ этого преобразования — быстрый, резкий, конфликтный сдвиг в социаль​ных отношениях.
Теория классов и классовой борьбы является центральной в уче​нии Маркса. Он в своих работах не дает определения класса, хотя ре​конструированное определение на основании его работ имеется. Классы, по Марксу, — это социальные группы, находящиеся в нерав​ном положении борющиеся между собой, а в более узком смысле это социальные группы, различающиеся отношением к собственнос​ти, прежде всего к средствам производства.
Пролетариат и буржуазию Маркс рассматривал как классы-анта​гонисты, а классовую борьбу — как движущую силу развития общест​ва, перспективу человечества видел в коммунистической формации, где не будет классового деления.

32 вопрос Наблюдение как метод получения привычных данных. Виды наблюдений.
Наблюдение - общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни. Его применение в социологии имеет ограничения, т.к. далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда социолог имеет дело с объектами, которые можно наблюдать, т.е. воспринимать с помощью зрения и слуха, он обязан делать это. Используя пример с изучением забастовки, скажем, что это исследование невозможно без наблюдения за поведением потенциальных забастовщиков, их лидеров и противодействующих им руководителей предприятия. Не менее очевидно и другое - наблюдение в этом случае (как, кстати, и во всех прочих) должно применяться в комплексе с другими методами сбора информации.
Классификация наблюдений производится по различным основаниям.
По степени формализованности выделяют неконтролируемое (или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное) наблюдения.
В первом исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом, согласно которым результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.
Во втором – наличие предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать; определение условий и ситуаций наблюдения; инструкции для наблюдателей; единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.
В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее (или включённое) и простое наблюдения. В первом исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы «изнутри». В простом наблюдении он регистрирует события «со стороны». В обоих случаях наблюдение может производиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия. Одна из модификаций включённого наблюдения – так называемое стимулирующее или «наблюдающее участие», в процессе которого исследователь создаёт некоторую экспериментальную обстановку для того, чтобы лучше выявить состояния объекта, в обычной ситуации «непросматриваемые».

33 вопрос.

Опрос — самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Существует две основных разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.
Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.
Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.).
При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).
Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).
Все вопросы можно классифицировать:
по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента);
по форме (открытые, закрытые и полузакрытые, прямые и косвенные);
по функции (основные и неосновные).
Вопросы являются главным и в письменном ивустном опросах, по скольку от них во многом зависит качество и количество полученной информации. Вопросы классифицируются по различным основаниям.
По структуре выделяют открытые, закрытые и полузакрытые вопросы. Открытый вопрос оправдан на стадии проб, пилотажа, опре деления области исследования и в качестве контрольного. В таком во просе отсутствуют предполагаемые ответы. Он предусматривает само стоятельное формулирование ответа, что позволяет выявить динамику мнений, оценок, настроений, ценностных ориентации и дает возмож ность респонденту подробно изложить свои убеждения. Открытых во просов в одном исследовании не должно быть много, так как часто ре спонденты не желают формулировать свой ответы и длительно размышлять на ту или иную тему. Следует учитывать и то, что откры тые вопросы сложно обрабатывать.
Закрытым называется вопрос, на который предложен полный набор вариантов ответа. Такой вопрос позволяет более строго интерпретиро вать полученные ответы. Закрытые вопросы бывают альтернативными (по типу: «да» и «нет») и неальтернативными — вопросы-меню, когда из набора вариантов ответов можно выбрать один или несколько. Закрытые вопросы легко однозначно интерпретируются и быстро обрабатываются.
Полузакрытые вопросы содержат набор вариантов ответов и дают возможность включить свой ответ (по типу «другое»). В отличие от за крытых вопросов, полузакрытые могут давать дополнительную ин формацию, не предусмотренную исследователем.
По функциям вопросы делятся на основные (программно-целевые), контрольные (проверочные по отношению к основным), вопросы-фильтры (фильтрующие респондентов на способных и неспособных ответить на вопрос), вопросы-ловушки (выявляют искренность и добросовестность отвечающих).
По содержанию различаются вопросы о фактах, событиях» ус ловиях, ситуациях, знаниях и вопросы о мотивах, установках, оцен ках, мнениях, настроениях. Первая группа вопросов, условно назы ваемая онтолого-гносеологической, отражает объективные Асоциальные процессы и явления, а также объективное знание о них, шгорая — аксиологическая — субъективные нравственные позиции и ([психологические переживания.
По форме вопросы подразделяются на прямые (непосредствен но обращенные к респонденту), косвенные (ответ выясняется не пря-I мым, а косвенным путем) и проективные (ситуация в вопросе предпо лагается, хотя непосредственно в данный момент не существует).

34 вопрос. Интервьюирование

Интервьюирование (от англ. «встреча», «беседа») - метод получения информации в ходе устного непосредственного общения. Предусматривает регистрацию и анализ ответов на вопросы, а также изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых.

Плюсы метода: наличие четкой цели

Возможность планирования действий по сбору информации

Обработка полученных результатов

Минусы: субъективность

Велик риск получить недостоверную или искаженную информацию

С одной стороны, респондент (от англ. «отвечающий», «опрашиваемый») - человек, участвующий в опросе в роли источника информации, - может отклониться от истины в силу целого комплекса причин. Среди них:

- податливость реальному или воображаемому давлению опрашивающего;

- склонность к выражению социально одобряемых мнений;

- влияние на ответы имеющихся поведенческих установок и стереотипов мышления;

- неотчетливое осознавание собственных мнений, позиций и отношений;

- незнание каких-либо фактов или ложная информированность;

- антипатия к исследователю;

- сомнения в последующем сохранении конфиденциальности сообщения:

- сознательный обман или преднамеренное умолчание;

- невольные ошибки памяти.

С другой стороны, интервьюер - лицо, непосредственно проводящее опрос, - также способен стать субъектом всевозможных искажений собираемых данных. Поэтому вполне естественно, что обычно предъявляются высокие требования к его научной квалификации, профессиональной компетентности, психологической проницательности, коммуникативной искушенности, добросовестности, уровню морально-этических качеств личности. Особое значение подчас приобретают при этом сдержанность и терпение, общая эрудиция, гибкость ума, располагающие манеры и внешность, устойчивость к утомлению

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 77 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав