Читайте также:
|
|
Проблема единых сущностных оснований культуры одновременно акцентирует вопрос о реальном многообразии форм историко-культурного творчества, поскольку не существует культуры «вообще», она всегда конкретизирована в тех или иных образованиях.
Задаваясь вопросом о проблеме культурно-исторического процесса, мы можем заметить 2 точки крайности.
4. Существует общее единые закономерности в развитии культуры всего человечества. И это развитие носило и носит прогрессивный характер.
Человечество проходит ряд стадий (Американский культурный эволюционизм). Дикость-варварство-цивилизация.
Присутствует объективный характер.
Обе точки зрения относятся к Американской антропологии.
4. Культурный релятивизм.
Не существует общих единых законов для всего человечества, каждая культура развивается независимо и самостоятельно. Нет объективного критерия.
Оценку культуре давать нельзя, только лишь внутри самой культуры на ее основании.
Исторические этапы истории:
· Первобытная культура
· Цивилизация
Человек современного типа появляется примерно 40 тысяч лет назад.
4. Восток – Запад: сравнительный анализ культурных парадигм.
Парадигма – термин, введенный Куном, который означает – применительно к эволюции, развитию, науке.
Западная культура:
I.
· Принцип освоения мира, принцип овладения миром.
· Для Европейца мир, действительность распадается на субъект (кто оказывает влияние) и объект (тот на кого воздействуют). Человек как активное, действующее, творческое. Человек – преобразователь.
· Цель и смысл – сделать мир соразмерный человеку.
· Европа открыта миру.
· Идея преобразования социальной действительности общества. (просветители хотели освоить действительность на разумном основании)
· Идея изменение природы самого человека.(бурное развитие евгеники в Соц. России)
II.
· Принцип борьбы.
III.
· Интеллектуальные традиции формируются через критическое преодоление мифов (т.е. отрицание мифологии).
IV.
· Культура Логоса (древнегреч. Термин, имеет различные значения, в частности язык и мышление)
Для Запада именно мышление является той познавательной способностью, которая открывает человеку природу мира, сущность, что мир из себя представляет.
Восточная культура:
I.
· Принцип ненасилие над природой, принцип следования природе.
· Принципом социального устройства является гармония. Учение о середине (великий корень поднебесной. Гармония-путь поднебесной).
· Функции, данные каждому в зависимости от места в соц. Структуре, должны соответствовать закону Ли(закону долгой справедливости)
II.
· Принцип «естественного» хода природного ритма.
(Борьба противоположностей-Инь и Янь. Противоположности не уничтожают друг друга, а сменяют друг друга, тем самым образуя естественный ритм)
III.
· Интеллектуальные традиции формируются через рационализацию миру (через перевод языка образа на язык понятия (Веды)).
Вне логическое основание Восточной традиции никогда не отвергалось и отвергается. Это знание считается божественным, не человеческим, данное свыше.
IV.
· Приоритет внерациональным способам познания мира. (тот, кто постиг Дао не рассуждает, ибо рассуждающий не постигает)
· В начале – молчание, великое безмолвие, пустота, небытие.
Вывод: Если для Европейского сознания хаос нужно очеловечить, мир освоить, переустроить на собственный манер, то для Востока так поступать опрометчиво и безрассудно, вторгаться в природу, разрушать ее первозданную целостность, навязывать свой образец. Природе нужно следовать.
5. «Душевно-смысловой тип» Западно-европейской культуры.
Западная культура:
I.
· Принцип освоения мира, принцип овладения миром.
· Для Европейца мир, действительность распадается на субъект (кто оказывает влияние) и объект (тот на кого воздействуют). Человек как активное, действующее, творческое. Человек – преобразователь.
· Цель и смысл – сделать мир соразмерный человеку.
· Европа открыта миру.
· Идея преобразования социальной действительности общества. (просветители хотели освоить действительность на разумном основании)
· Идея изменение природы самого человека.(бурное развитие евгеники в Соц. России)
II.
· Принцип борьбы.
III.
· Интеллектуальные традиции формируются через критическое преодоление мифов (т.е. отрицание мифологии).
IV.
· Культура Логоса (древнегреч. Термин, имеет различные значения, в частности язык и мышление)
Для Запада именно мышление является той познавательной способностью, которая открывает человеку природу мира, сущность, что мир из себя представляет.
Дата добавления: 2015-04-22; просмотров: 35 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |