Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Формулирование основной проблемы исходного (авторского) текста.

Читайте также:
  1. I. Диагностика проблемы
  2. I. Судебно-следственная практика формирования системы доказательств по уголовному делу (постановка проблемы).
  3. I. Философско-нравственные проблемы
  4. II. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса «Актуальные проблемы уголовного права».
  5. II. Контроль исходного уровня знаний студентов
  6. II. Работа над созданием собственного текста.
  7. II. Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  8. III. Закончите предложение по содержанию прочитанного текста.
  9. III. Основной этап
  10. III. Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Как определить проблему или проблемы текста?

Если проблема в тексте одна, поставьте перед собой вопрос: что больше всего волнует автора, создавшего текст? Ответ на этот вопрос и будет являться основной проблемой текста.

Если проблем несколько:

1) совсем не обязательно их все формулировать, но если они лежат на поверхности, можно их назвать, перечислить;

2) определив несколько проблем, выберите ту, которая вызывает самые глубокие переживания автора.

Каково содержание проблемы?

— по идейно-тематической направленности:

• нравственные;

• социальные;

Психологические

• философские;

— по актуальности и важности: неактуальных проблем в тексте быть не может. Если автор пишет об этой проблеме, то она для него актуальна. Охарактеризовать проблему можно с помощью следующих определений: первоочередная, злободневная, острая, животрепещущая, серьезная, важная, главная, назревшая, неотложная, основная;

— по оценке трудностей ее решения: однозначная или спорная, сложная, неразрешимая;

— по психологическому восприятию ее автором: мучительная, острая, жгучая, наболевшая, животрепещущая, глубокая, назревшая, тяжелая и т.д.;

— по новизне: традиционные (как правило, это проблемы нравственные, психологические, философские, получившие новую интерпретацию, новое звучание в современном мире); новые (чаще всего это проблемы социальные, связанные с социальными, политическими, цивилизационными изменениями, новыми проблемами, с которыми столкнулись люди на рубеже веков).

Комментирование проблемы. Содержание комментария.

1) Оцените проблему с нескольких точек зрения (см. классификации предыдущего пункта):

— ее идейно-тематическую направленность;

— актуальность проблемы;

— сложность ее решения;

— восприятие проблемы автором;

— традиционность или новизну проблемы.

2) Определите, какими средствами автор привлекает внимание к проблеме:

— постоянно повторяет …;

— акцентирует внимание…;

— задает вопросы… и т.д.

3) Подумайте, как характеризует автора выбор проблемы:

— автор имеет свою взвешенную позицию по данному вопросу;

— переживает, оценивая ситуацию;

— показывает себя истинным гражданином;

— является знатоком человеческой души;

— стремится изменить что-то к лучшему;

— остро чувствует что-то и т.д.

4) Выясните, на чем автор концентрирует внимание:

— на точной формулировке проблемы;

— на постановке проблемы;

— на возможных путях, способах решения проблемы;

— на сложностях в решении проблемы и т.д.

4. Определение позиции автора и способов ее выражения:

Авторская позиция может отчетливо проявляться в тексте (публицистическом, художественно-публицистическом):

1) Акцент делается на содержании проблемы и предложенных автором способах ее решения. Возможные речевые формулировки:

— автор посвящает текст;

— заостряет проблему;

— воссоздает картину происходившего;

— определяет суть проблемы;

— помогает увидеть (понять) по-новому;

— утверждает, что;

— считает;

— объясняет причины;

— ставит вопросы и т.д.

2) Акцентируется внимание на психологических переживаниях, чувствах, эмоциях автора. Возможные речевые формулировки:

— не может остаться безразличным;

— эмоционально (взволнованно, возмущенно) характеризует проблему;

— не остается безучастным;

— негативно относится;

— позитивно или отрицательно относится к решению проблемы;

— осуждает;

— иронизирует по поводу;

— шутит;

— издевается и т.д.

3) Акцентируется внимание на эмоциональном воздействии на читателей авторской позиции

— стремится убедить читателей в правоте своей позиции;

— стремится сделать читателей единомышленниками;

— старается объяснить суть проблемы;

— старается заинтересовать проблемой;

— побуждает разобраться в проблеме до конца;

— заставляет изменить отношение к проблеме.

4) Авторская позиция явно не проявляется в тексте (художественном):

В художественных текстах писатель чаще всего избегает назиданий, не навязывает своей позиции, но она вытекает из множества факторов: сюжета, выбора эпизодов, характеристик героев, их описаний, композиции произведения, изобразительно-выразительных средств и т.д. Следовательно, необходим лингвистический анализ текста, позволяющий вербализировать позицию автора. Для того, чтобы понять позицию, задайте себе ряд вопросов:

— О чем говорит автор?

— Какие изобразительно-выразительные средства использует, как они помогают понять авторскую позицию?

— Какова композиция рассказа, помогает ли она понять позицию автора?

— Какова интонация рассказа (взволнованная, спокойная и т.д.)?

— Встречается ли в тексте характеристика героев, их поступков, черт характера, внешности? Помогает ли эта характеристика понять авторскую позицию?




Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | <== 2 ==> | 3 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав