Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Вклад М.Вебера в развитие социологии

Читайте также:
  1. B) Необходимо государственное вмешательство в развитие рыночной экономики.
  2. II. Период ВОВ и развитие отечественной Ψ в 41-45 года 20 века.
  3. III. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
  4. А ) выгоднее вкладывать средства в увеличение применения труда или капитала?
  5. А. Р. Лурия и его вклад в психологию.
  6. Агропромышленный комплекс и его развитие в условиях рыночной экономики
  7. б. Совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы.
  8. Банковский вклад
  9. Билет 12 Развитие речи детей. Методические приемы ее формирования. Значение речи для всестороннего развития ребенка.
  10. БИЛЕТ 15 Курс на инновационное развитие российской экономики : важнейшие цели и пути их достижения.

Макс Вебер (1864–1920) – немецкий экономический историк и социолог, внесший огромный вклад в развитие социологической теории. Наибольшее внимание он уделял исследованию социологических проблем, особенно вопросов методологии социальных наук, социологии религии и политики. Основные труды Вебера: “Протестантская этика и дух капитализма”, “Хозяйственная этика мировых религий”, “Хозяйство и общество”.

Вебер определял социологию как науку, стремящуюся понять соц. действие и дать ему причинное объяснение. Социология изучает поведение людей, вкладывающих в свои действия определенный смысл. Субъектом социального действия, согласно Веберу, может быть лишь отдельный индивид, а не соц. группа или общество в целом. Основным орудием соц. исследования выступает идеальный тип - теоретическая конструкция, служащая своего рода эталоном, с которым сопоставляются реальные явления.

Вебер рассматривал четыре типа социального действия (целерациональное, ценностно-рационалное, традиционное, аффективное), позволяющих описывать все многообразные формы человеческого поведения. С точки зрения Вебера, для современного общества характерно возрастание роли целерационального действия.

Он разработал три типа основания власти:

1. авторитет, традиции, основанные на священном характере институтов, опирающихся на опыт поколений;

2. правовые нормы, обеспечивающие эффективное развитие экономики,

3. эмоциональное признание, оказываемое вождям, обладающим исключительной властью. Исходя из этого, Вебер выделил такие категории, как авторитет, власть, статус, престиж, позволяющие анализировать степень влияния властных структур на развитие экономики.

6.Национальные школы социологии: немецкая школа

Немецкая культура по общему признанию чрезвычайно противоречива. С одной стороны, романтизм, связанный со стремлением к некоему не всегда определенному идеалу, с другой – это культура телесного низа, фиксируемая, в частности, в пристрастии немецкой живописи к явной деформации человеческого тела.

Социальная целостность – "тотальность" общества всегда выше, нежели человеческое существование. Только в этой целостности, которая чаще всего обретает воплощение в государстве и нации, отдельный человек находит смысл своего существования.

С установлением нацистской диктатуры "социология закончилась". Огромное число представителей немецкой культуры эмигрировали в Великобританию и США.

Сложнее обстояло дело с Г. Фрейером, А. Геленом и Г. Шельским. Эти социологи поддерживали нацизм, но после освобождения Западной Германии войсками союзников и создания зон оккупации, они оказались полезными. Характерной особенностью немецкой социологии 1990-х гг. становится эклектизм. Он характеризуется разрывом с традициями немецкой классической социологии и основательной американизацией немецкой общественной мысли.

Характерной особенностью немецкой социологии 1990-х гг. становится эклектизм. Он характеризуется разрывом с традициями немецкой классической социологии и основательной американизацией немецкой общественной мысли.

7.Национальные школы социологии: французская школа

Французская школа социологии представлена такими значительными учеными, как Тард, Лебон, Дюркгейм. В конце XIX в. именно во Франции заметно усиливается интерес к изучению явлений группового, массового поведения и тех психологических и социальных механизмов, которые делают возможным передачу социальных норм и верований и адаптацию индивидов друг к другу. Интерес к психологии масс особенно усилился после французских революций 1789, 1848 гг.

Франция-родина социологии. Именно там появились труды О. Конта, возникли идеи среднего класса. Во французской культуре была впервые осмыслена потребность в светском мировоззрении и светском образе жизни. Здесь была сформулирована идея прогресса как поступательного движения общества по картезианства. Франция является родиной Просвещения – наиболее влиятельного интеллектуального движения в истории мировой культуры. Она, как и Германия, – страна с богатой философской традицией.

Социология во Франции ориентирована на выяснение законов общества.

К середине Х I Х в. во Франции формируются такие направления мыслей, как опыт построения теорий прогресса (Ж. Кондорсе) и теории "социальной физики" (А. Кетле).

Дюркгейм создает французское социологическое сообщество, организует первый французский социологический журнал. У него образуется круг последователей, ориентированных на воспроизводство эмпирической картины мира, на фиксирование динамики коллективных представлений в различных обществах и при различных общественных состояниях. Он прокладывает пути к нескольким значимым направлениям французской социальной науки, среди которых структурная лингвистика, а далее, – французский структурализм.

Но наибольшее влияние на развитие современного социологического мышления оказали работы П. Бурдье. Его последователи есть во всех странах, в том числе и в России.

8.Национальные школы социологии: английская школа

Великобритания – страна не менее великой культурной традиции. Множество тех вопросов, которые были поставлены в континентальной культуре лишь в Х I Х в., в Англии рассматриваются в начале Х VII в. Речь идет о В. Шекспире, сформировавшим своего рода образцы социально-психологического анализа мотивации поведения людей в борьбе за власть, наследство, в разрешении извечной проблемы долга и личной заинтересованности, противостоянии благородства и подлости. Творчество Шекспира – один из главных предметов образования и в современной Великобритании, что, несомненно, влияет на формирование национального социологического мышления.

В Великобритании создана традиция изучения классового положения, классов в связи с задачами практической социальной политики. Здесь особенно ценят стабильность политического устройства и рациональные изменения государственной власти.

А. Смит и Д. Риккардо стали идеологами "робинзонады" – понимания общества как суммы индивидуумов, вступающих друг с другом в договорные отношения. Вторым постулатом экономической классики стала теория рынка как некоей идеальной модели, выступающей в качестве мощного объяснительного инструмента для условий данного момента и данного времени, исходящего из презумпции равенства участников сделки.

9.Национальные школы социологии: российские школы

Российская культурная традиция не была ориентирована на прагматизм и эмпиризм. В качестве доминировавших социальных идей в российской культуре выступали идеи справедливости и преодоления социального неравенства.

В процессе становления российской социологии как самостоятельной профессии можно выделить шесть этапов.

1.социальная мысль России сливалась с общекультурным процессом.

Это особенно ярко прослеживается в творчестве Н. Чернышевского и Н. Добролюбова. А. Герцена можно рассматривать как первого российского социолога.

2. Второй этап – время народничества и марксизма. Здесь особо следует выделить П. Лаврова и Н. Михайловского как лидеров народнического движения.

3. Третий этап – период после 1917 г. и до конца 1920-х гг. достаточно широкое признание получили российские социологи Н. Бухарин (1888-1938) и П. Сорокин (1889-1969). В 1917-1922 гг. оба активно участвовали в политической деятельности, но по разные стороны баррикад.

4. Следующий этап – период сталинской догматики (1929-1953 гг.).

5. "Оттепель", последовавшая за смертью Сталина, ознаменовалась возрождением социологии в 1960-е гг. В это время социология становится общественным движением, в сознательную жизнь входят социологи-шестидесятники. Их исследовательская работа оказывается важной составляющей общекультурного процесса этого периода в жизни советского общества. Именно в этот период завязываются и получают развитие международные связи российской (советской) социологии, в том числе и с коллегами из стран Восточной Европы.

6. Шестой этап в развитии отечественной социологии берет свое начало с рубежа 1980-х – 1990-х гг. Он характеризуется не только полипарадигмальностью, но и сосуществованием анклавов французской, немецкой, американской, английской социологий в пространстве российской общественной мысли.

10.Национальные школы социологии: развитие социологии в США

В США общество строилось из индивидов, а не индивиды и личности возникали из общества.

После изнурительной и жестокой гражданской войны США не обрели ни умиротворения, ни спокойствия

Распространение марксизма и социализма началось в США в связи с ростом рабочего движения во времена Великой депрессии. Еще одно направление социологии в США – коммунитаризм, связанный с именем А. Этциони.

Культура в США – гораздо более диверсифицирована и динамична в сравнении с европейской, что связано прежде всего с успешным строительством новой нации.

Ценность прагматизма обнаружилась в чикагской социологической школе, которая во многом определила тип социологического мышления в США.

Ныне в США социология – официально признанная доминирующая дисциплина социального мышления, наука, представляющая некие рамки интерпретации коренного мировоззренческого вопроса о соотношении "Я" и "Общества", индивидуума и социума




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 238 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | <== 3 ==> | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2025 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав