Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Орфоэпические нормы современного русского языка.

Читайте также:
  1. I. Орфоэпические нормы
  2. II . ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ, ТРЕБОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ ПО ВИДАМ СПОРТА
  3. II. Лексические нормы
  4. Административно-правовые нормы, их действие и реализация.
  5. Административно-правовые нормы, их характерные особенности. Материальные и процессуальные нормы.
  6. Административно-правовые нормы: понятие, виды
  7. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения.
  8. Акцентологические нормы
  9. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.,1990.
  10. Билет №15 Архитектура современного ПК.

Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия. Орфоэпией называют и совокупность правил литературного произношения. Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, их произношение в определённых грамматических формах, группах слов или в отдельных словах, а также особенности произношения слов иноязычного происхождения.

Важнейшие особенности русского литературного произношения определились ещё к первой половине 18 в. на основе московского разговорного языка, основной чертой которого является аканье.

В современном русском литературном языке нет полной унификации литературного произношения, однако орфоэпические нормы в целом представляют собой последовательную систему, развивающуюся и совершенствующуюся. В формировании литературного произношения огромную роль играют театр, радиовещание, телевидение, кинематограф – мощные средства орфоэпических норм и поддержания их единства.

Соблюдение единообразия в произношении имеет большое значение, орфоэпические ошибки мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения и высказывание во всей полноте и с достаточным вниманием не воспринимается. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения.

На характер произношения существенное влияние оказывают стили произношения. Выделяют два основных типа произношения: полный и неполный. Первый характеризуется соблюдением орфоэпической нормы, отчётливостью произношения, правильной расстановкой словесного и логического ударения. Для неполного (разговорно-просторечного) свойственно чрезмерное сокращение гласных, выпадение согласных, нечёткость произношения, нежелательные паузы.

Различаются также высокий (академический) стиль произношения, которому свойственна особая эмоциональность, и разговорный, используемый в общении. Высокий стиль отличает речь актеров, читающих стихотворный текст. Полный и высокий стиль произношения – неотъемлемое условие ораторского искусства.

Основные правила литературного произношения звуков.

1. ПРОИЗНОШЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

В русской речи среди гласных только ударные произносятся чётко. В безударном положении они утрачивают ясность и чёткость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией. Эти изменения называются редукцией. Редукция – это ослабление гласного в безударном положении. Выделяют редукцию качественную и количественную.

Количественная редукция – когда гласный меняет силу, долготу, но не качество. При качественной редукции гласный меняет силу, долготу и главное – качество. В русском языке количественной редукции подвергаются гласные [у], [ы], [и], качественной – [а], [о], [э].

Редукция зависит от положения в слове по отношению к ударению и от соседства с согласными (твёрдыми или мягкими). Изменения звуков в речи не находят отражения на письме.

После твердых шипящих [ж] и [ш] гласный [а] в первом предударном слове произносится как очень короткий [а], например жаргон, шагать, но перед мягкими согласными произносится звук, средний между [и] и [э], например жалеть, лошадей.

После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв Е и Я произносится звук, средний между [и] и [э], например весна, часы.

В остальных безударных слогах на месте букв Е и Я произносится очень краткий [и], например, великан, пятачок, вынести.

К нормам произношения гласных относят нормы ударения. Они изучаются акцентологией. В русском языке ударение свободное, т.е. может находиться на любом слоге в слове. Другой особенностью русского ударения является его морфемная подвижность: ударение может перемещаться с одной значимой части слова на другую в разных его формах и однокоренных словах.

2. ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

-для русского языка характерно оглушение звонких согласных на конце слова (например, в слове дуб, вместо звука [д] произносится [п]);

-оглушение звонких согласных перед глухими (например, в слове дорожка вместо звука [Ж] произносится [Ш]);

-озвончение глухих согласных перед звонкими (например, в слове просьба вместо звука [С] произносится [З]);

-твёрдый согласный, стоящий перед мягким, обычно (но не всегда!) смягчается

(например, в слове казнь звук [З] произносится мягко);

-сочетание звуков ЧН обычно произносится так же, как и пишется. Произношение ШН вместо орфографического ЧН в настоящее время требуется в женских отчествах на –ИЧНА: Ильинична, а также сохраняется в отдельных словах: КОНЕЧНО, ПЕРЕЧНИЦА, СКУЧНО и др.;

-сочетание звуков ЧТ произносится так же, как и пишется. Исключения составляют слова что, чтобы, ничто, что-то;

-в русском языке существует такое явление, как непроизносимые согласные. К их числу относятся сочетания следующих звуков: СТН (например, счастливый), ЗДН (праздник), РДЦ (сердце), ВСТВ (чувствовать).

3. Произношение иностранных слов.

-в некоторых безударных слогах на месте буквы О произносится звук О: бОа, радиО, хаОс и т.д.;

- в отличие от исконно русских слов, в которых перед буквой Е согласные традиционно смягчаются, заимствованные слова могут произносится по-разному:

1) одни сохраняют твёрдое произношение перед Е:

адаптер, адекватный, альтернатива, анестезия, антенна, антитеза, астероид, атеист, ателье, бутерброд, дельта, детектив, диспансер, идентичный, индекс, кашне, кодекс, коттедж, кузен, кредо, кюре, менеджер, нонсенс, панель, партер, патетический, пюре, регби, реквием, сервис, сессия, сонет, темп, тембр, теннис, термос, экспресс;

2)согласные, стоящие перед Е, смягчаются:

агент, агрессия, академия, анемия, брюнет, газель, дебаты, дефис, кинескоп, кларнет, компетентный, крем, лазер, музей, патент, пресса, претензия, прогресс, Одесса, рейд, сейф, свитер, тенор, терапевт, термин, термоядерный, террор, фанера, шинель;

3)допускается вариативное произношение:

бандероль, бассейн, декан, декадент, депрессия, трек.

Трудные случаи произношения в русском языке:

– ударение падает на первый слог:

августовский, банты, бармен, (без) умолку, блага, бунгало, вечеря,, генезис, гербовый, жаворонок, заговор, задешево, запертый, знамение, значимость, издавна, колледж, маркетинг, менеджмент, наискось, начал, начатый, отрочество, памятуя, перенятый, плесневеть, свёкла, сливовый, средства, статуя, судей, (кусок) торта, торты, тотчас, туфля, (много) туфель, форзац;

– ударение падает на второй слог:

аналог, анатом, арест, афера, балованный, балуюсь, безудержный, блокировать, двоюродный, (к) деньгам, досуг, донельзя, дремота, жерло, завидно, закупоренный, закупорить, заплесневеть, звонить, зубчатый, изыск, исчерпать, квартал,, красивее, кремень, ломота, ломоть, манёвр, намерение, (не) преминуть, опека, оптовый, осведомить, отчасти, платёжеспособный, принудить, пуловер, сабо, столяр, танцовщица, таможня, уведомленный, умерший, факсимиле, феерия, феномен, фетиш, ходатай, ходатайство, шасси, щавель, эксперт;

– ударение падает на третий слог:

агрономия, алкоголь, алфавит, апостроф, баловать, бытие, бюрократия, валовой, гастрономия, двоеженец, диоптрия, диспансер, договор, договоры, договорный, дотемна, духовник, еретик, жалюзи, каталог, кладовая, лососёвый, мастерски, начата, некролог, немота, непочатый, нормированный, обеспечение, облегчить, ободрить, одолжить, повторим, позвонишь, полчаса, предвосхитить, премированный, соглядатай, украинский, эпилог;

– ударение падает на четвертый слог:

аристократия, асимметрия, газировать, газопровод, новорождённый, нормировать, нормирование, обетованный, премировать, рассредоточение, сосредоточение, узаконение, усугубить, христианин;

– ударение падает на пятый слог:

бомбардировать, вероисповедание, договорено.

 

Домашнее задание по орфоэпическим нормам современного русского литературного языка

Задание 1. Верно ли утверждение, что в данных парах ударение выполняет смыслоразличительную функцию? Проверьте, составив с каждым словом словосочетание.

Острота – острота, видение – видение, ирис – ирис, трусить – трусить, клубы - клубы, угольный – угольный, склонен – склонен.

ЗАДАНИЕ 2. Распределите слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного перед Е (мягкое, твёрдое, вариантное произношение)

Адекватный, альтернатива, анемия, антенна, атеист, ателье, аутсайдер, бассейн, бартер, берет, бизнес, брюнет, бутерброд, гантели, гипотеза, гротеск, дебаты, дебют, депозит, департамент, депонент, дегенерат, деградация, депрессия, дефляция, дефицит, деформация, децентрализация, декан, демагог, де-юре, дельтаплан, дедуктивный, дегустатор, декламатор, диадема, девиз, детектив, детектор, де-факто, дефис, идентичный, индекс, компьютер, контекст, корректный, кофе, крем, кредо, критерий, купе, лазер, лотерея, менеджер, Одесса, орхидея, пресса, претензия, протеже, пюре, рейтинг, рельсы, тезис, темп, тест, террор, сервис, сервер, свитер, тенор, термин, темп, тезис, чартер, шинель.

ЗАДАНИЕ 3. Отметьте особенности произношения слов.

Крестный ход, съемочный, нечто, пожалеть, кричит как оглашенный, оседлый, лучше, радио, двадцати, Флобер, сожаление, афера, бомонд, ничто, Лукинична, оренбургский, Мопассан, кредо.

ЗАДАНИЕ 4. Поставьте ударение в словах.

Августовский, агент, агрономия, алкоголь, алфавит, аналог, анатом, апостроф, арахис, арест, аристократия, асимметрия, баловать, балованный, банты, баржа, бармен, безудержный, бензопровод, блага, блокированный, блокировать, бравурный, бряцать, бюрократия, валовой, вандалы, вероисповедание, ветеринария, вечеря, взбалмошный, включишь, внесена, вогнутый, ворота, воспринять, вручим, вручена, втридорога, вчистую, газированный, газировать, газопровод, гастрономия, генезис, гербовый, двоюродный, диспансер, добела, добыча, договор, донельзя, досуг, досыта, дотемна, дремота, духовник, единовременный, египтяне, еретик, жалюзи, желоб, житие, завидно, завсегдатай, задолго, зазвонит, закупорить, заржаветь, знамение, зубчатый, избалованный, издавна, издревле, изогнутый, изыск, иконопись, искони, исчерпать, камбала, каталог, квартал, километр, костюмированный, кладовая, красивее, колледж, корысть, кулинария, кухонный, легкоатлет, ломоть, ломота, маркетинг, мастерски, менеджмент, мизерный, мусоропровод, надолго, намерение, недуг, некролог, немота, нефтепровод, новорожденный, нормированный, обеспечение, обетованный, облегчить, ободрить, опека, оптовый, осведомить, откупорить, отрочество, пасквиль, пиццерия, плесневеть, повторена, повторим, подождала, подростковый. предвосхитить, премированный, принудить, пуловер, путепровод, рассредоточение, сабо, свекла, сироты, сливовый, совестливый, соглядатай, созыв, сосредоточение, средства, статуя, столяр. таинство, таможня, танцовщица, танцовщик, творог, тирания, торты, туфля, убранство, уведомить, углубить, украинский, умерший, упрочение, упрощенный, факсимиле, феномен, фетиш, филантропия, флюорография, формировать, хаос, ходатайство, хозяева, христианин, черпать, шасси, щавель, экскурс.

 

ТЕСТЫ

1. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

a) агония, револьвер, донельзя

b) мытарства, приданое, жалюзи

c) террор, феномен, жерло

d) жемчуг, танцовщица, кожух

2. В каком ряду во всех словах ударение падает на последний слог?

a) овен, дзюдо, завидно

b) банты, красивее, приняла

c) древко, ишиас, иконопись

d) апостроф, девиз, декольте

3. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

a) воткнутый, торты, дефис

b) донизу, вкралась, айвовый

c) кухонный, замкнутый, звонит

d) искоса, августовский, форзац

4. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

a) фетиш, генезис, асимметрия

b) созданы, сабо, доцент

c) угли, простыней, краны

d) засуха, торты, средства

5. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

a) прибылей, бела, лаптей

b) столяр, арахис, нужда

c) афиняне, отраслей, ведомостей

d) ферзи, скатертей, стопы (мн.ч.)

6. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

a) явленный, мещанин, безудержный

b) ядровый, агентство, ваяние

c) острога, танцовщица, запросто

d) ягдташ, юкка, багрить (окрашивать в багровый цвет)

7. В каком ряду во всех словах ударение падает на третий слог?

a) заселенный, занятой (человек), газопровод

b) апостроф, бюрократия, еретик

c) забронировать (закрепить что-нибудь за кем-нибудь), исповедание, пуловер

d) валовой, диспансер, зимовщик

8. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

a) дефис, начал, слалом

b) доска, свекла, кухонный

c) древко, прибыл, жаворонок

d) генезис, гербовый, знамение

9. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

a) позвонит, удобнее, балуюсь

b) лубочный, лассо, квашение

c) зубчатый, донельзя, закупорить

d) коклюш, засуха, малец

10. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

a) духовник, зубчатый, ходатайство

b) божница, балованный, оптовый

c) столяр, туфля, красивее

d) средства, партер, танцовщица

11. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

a) квартал, плесневеть, слоган

b) компас, фортель, эскорт

c) торты, кладбище, мытарь

d) жалюзи, свекла, камбала

12. В каком ряду во всех словах ударение падает на третий слог?

a) пломбированный, погруженный (на платформу), острога

b) километр, кладовая, мастерски

c) подбодрить, простыня, щепотка

d) ортопедия, побасенка, нефтяник

13. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

a) тошнота, цемент, фарфор

b) феерия, щавель, торты

c) толика, ремень, тигровый

d) таможня, сцепленный, счастливы

14. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

a) торты, цыган, осведомить

b) щегольски, умерший, эксперт

c) табу, свекольный, лососевый

d) фреза, шепотка, юродивый

15. В каком ряду во всех словах ударение падает на последний слог слова?

a) свекла, средства, цыган

b) досуг, апостроф, экскурс

c) звонит, дефис, принудить

d) фарфор, мастерски, начата

16. В каком ряду во всех словах ударение падает на последний слог слова?

a) бомбардировать, звонишь, газопровод

b) каталог, мусоропровод, пурпур

c) торты, включить, гримировать

d) еретик, феномен, плесневеть

17. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог слова?

a) вечеря, пасквиль, фланговый

b) цыган, торты, щавель

c) звонишь, догмат, мельком

d) колосс, регент, черпать

18. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

бокал, конечно, термос?

a) б[о]кал, коне[шн]о, [т’э]рмос

b) б[а]кал, коне[ч’н]о, [т’э]рмос

c) б[а]кал, коне[шн]о, [тэ]рмос

d) б[а]кал, коне[ч’н]о, [тэ]рмос

19. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

терраса, скучно, эссенция?

a) те[р]аса, ску[чн]о, э[сэ]нция

b) те[р]а[сс]а, ску[шн]о, э[с’с’э]нция

c) те[р]аса, ску[шн]о, э[с’э]нция

d) те[рр]аса, ску[шн]о, э[с’э]нция

20. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

роман, пустячный, шинель?

a) р[о]ман, пустя[ч’н]ый, ши[н’э]ль

b) р[а]ман, пустя[ч’н]ый, ши[нэ]ль

c) р[а]ман, пустя[шн]ый, ши[нэ]ль

d) р[а]ман, пустя[шн]ый, ши[н’э]ль

21. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

прачечная, тезис, грубошёрстный?

a) праче[шн]ая, [тэ]зис, грубош[э]рстный

b) праче[ч’н]ая, [т’э]зис, грубош[о]рстный

c) праче[шн]ая, [тэ]зис, грубош[о]рстный

d) праче[ч’н]ая, [т’э]зис, грубош[о]рстный

22. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

к шапочному разбору, балласт, Шопен?

a) к шапо[ч’н]ому разбору, ба[л]аст, Ш[о]пен

b) к шапо[ч’н]ому разбору, ба[л]аст, Ш[а]пен

c) к шапо[шн]ому разбору, ба[л]аст, Ш[о]пен

d) к шапо[шн]ому разбору, ба[лл]аст, Ш[о]пен

23. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

аббревиатура, кларнет, тире?

a) а[б]ревиатура, клар [нэ]т, ти[рэ]

b) а[б]ревиатура, клар [н’э]т, ти[р’э]

c) а[бб]ревиатура, клар [н’э]т, ти[рэ]

d) а[б]ревиатура, клар [н’э]т, ти[рэ]

24. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

опека, ассорти, нарочно?

a) о[п’э]ка, а[c]орти, наро[шн]о

b) о[п’э]ка, а[c]орти, наро[чн]о

c) о[п’э]ка, а[сc]орти, наро[шн]о

d) о[п’о]ка, а[c]орти, наро[шн]о

25. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

одиннадцать, яичница, адаптер?

a) оди[н]адцать, яи[чн]ица, адап[тэ]р

b) оди[н]адцать, яи[шн]ица, адап[т’э]р

c) оди[н]адцать, яи[шн]ица, адап[тэ]р

d) оди[нн]адцать, яи[шн]ица, адап[тэ]р

26. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

аккредитив, метеоролог, Ильинична?

a) а[к]редитив, ме[т’э]оролог, Ильини[чн]а

b) а[к]редитив, ме[т’э]оролог, Ильини[шн]а

c) а[кк]редитив, ме[т’э]оролог, Ильини[чн]а

d) а[к]редитив, ме[тэ]оролог, Ильини[шн]а

27. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

корректура, адюльтер, подсвечник?

a) ко[р’э]ктура, адюль[тэ]р, подсве[шн’]ик

b) ко[р’э]ктура, адюль[тэ]р, подсве[чн’]ик

c) ко[р’э]ктура, адюль[т’э]р, подсве[шн’]ик

d) ко[ррэ]ктура, адюль[тэ]р, подсве[шн’]ик

28. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

авиапассажир, генезис, встречный?

a) авиапа[с]ажир, ге[н’э]зис, встре[чн]ый

b) авиапа[сс]ажир, ге[н’э]зис, встре[чн]ый

c) авиапа[с]ажир, ге[нэ]зис, встре[чн]ый

d) авиапа[сс]ажир, ге[нэ]зис, встре[чн]ый

29. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

аллергик, альма-матер, отличник?

a) а[л’э]ргик, альма-ма[т’э]р, отли[чн]ик

b) а[лл’э]ргик, альма-ма[тэ]р, отли[чн]ик

c) а[л’э]ргик, альма-ма[тэ]р, отли[чн]ик

d) а[л’э]ргик, альма-ма[т’э]р, отли[шн]ик

30. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

конечно, сонет, тенор?

a) коне[шн]о, с[о]нет, [тэ]нор

b) коне[шн]о, с[а]нет, [т’э]нор

c) коне[чн]о, с[о]нет, [т’э]нор

d) коне[шн]о, с[о]нет, [т’э]нор

31. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

скучно, шинель, боа?

a) ску[шн]о, ши[н’э]ль, [ба]а

b) ску[чн]о, ши[н’э]ль, [бо]а

c) ску[шн]о, ши[н’э]ль, [бо]а

d) ску[шн]о, ши[нэ]ль, [бо]а

32. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

костюм, подсвечник, кларнет?

a) к[о]стюм, подсве[шн]ик, клар[н’э]т

b) к[а]стюм, подсве[чн]ик, клар[н’э]т

c) к[а]стюм, подсве[шн]ик, клар[нэ]т

d) к[а]стюм, подсве[шн]ик, клар[н’э]т

 




Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 149 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.028 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав