Читайте также: |
|
Рассматриваемые вопросы:
Ранняя архитектура Новгорода
Архитектура Новгорода после сер.Х111в.
Архитектура Новгорода XII в. убедительно иллюстрирует зависимость монументального строительства от социального заказа и строительного материала Обширность новгородских «пятин», простиравшихся от Чудского озера до «Каменного Пояса» (Урал), включавших нехоженые земли вплоть до Ледовитого океана, с вольнолюбивым населением, сильные и влиятельные торгово-ремесленные братства (корпорации) в самом Новгороде, консервативность боярства _ не способствовали утверждению единовластия в лице князя.
Первая треть XII в.— это период борьбы новгородских князей за политическую власть в городе и экономические привилегии. Уменьшение роли князя в общественной жизни города сказалось в превращении детинца с Софийским собором в общегородской религиозно-политический центр. Князь был вынужден покинуть детинец и обосноваться вне его, на Городище.
Сын Мономаха князь Мстислав (1096—1117 гг.) стремится поднять свой авторитет среди посадских сотен сооружением на Торговой стороне огромного Николо-Дворищенского собора (1113 г.). Против детинца, на старом княжеском дворе, Мстислав пытается создать новый идейно-композиционный центр, посвященный Николе Чудотворцу, особенно популярному в ремесленно-купеческих кругах. Монументальные лаконичные формы Никольского собора, увенчанного, так же как Софийский собор, величественным пятиглавием, расположенного на народном форуме древнего Новгорода придавали ему особое значение. Этот огромный каменный параллелепипед возвышался на Ярославовом дворище.
Новгородскими князьями ведется престижное строительство и за пределами города. Еще в 1103 г. князь Мстислав ставит на Городище, важном стратегическом пункте по дороге к оз. Ильмень, каменный храм Благовещения. Городище в XII в. превращается в официальную княжескую резиденцию.
Немного ниже по течению Волхова, на противоположной Городищу стороне, князь Всеволод возводит в древнейшем новгородском монастыре — Юрьевом — грандиозный Георгиевский собор (1119 г). По монументальности и величественности Георгиевский собор, господствующий над огромными водными просторами, соперничал с Софией. Он также использовался как княжеская усыпальница.
Новгородская летопись донесла до наших дней имя создателя Георгиевского собора — мастера Петра.
Объем храма лишен галерей и притворов, благодаря органично примкнувшей башне и равным по высоте собору плотно прижавшимся апсидам он воспринимается как монолит, противопоставленный окружающему пространству. Сохранив схему шестистолпного храма, мастер Петр включил с северо-запада башню с парадной лестницей, ведшей на княжеские хоры. Башню он возводит заподлицо с западной стеной, причем одинаковой с ней высоты, зрительно расширяя фасад, вследствие чего он кажется еще более величественным.
Особую выразительность собору придавала композиция трех глав. Массивная основная глава дополнялась двумя меньшими, поставленными по краям западного фасада: одна над лестничной башней, и другая над юго-западной ячейкой хор.
Торжественное величие Георгиевского собора усиливалось фресками: строгими рядами фигур святых на синем фоне, кирпичными обрамлениями проемов и карнизов, выделявшихся на шероховатой пластичной поверхности стен, затертых цемяночной штукатуркой.
Близок по схеме плана, но значительно меньше и более пластичен, шестистолпный трехглавый собор с круглой лестничной башней Антониева монастыря (1117—1119гг.). Он также приписывается творчеству мастера Петра.
Изменение социальной структуры Новгородских земель отразилось на дальнейшем развитии их архитектурной культуры. Окрепшие и получившие большие политические права ремесленные братства и купеческие сотни (сословное объединение) начинают играть важную роль в культурной жизни города. На их средства возводятся каменные храмы.
В качестве заказчиков теперь выступают не только архиепископы и бояре, но и объединения купцов или ремесленников и даже жители одной улицы — уличане. Меньшие материальные возможности, иные требования к храму и его размерам, более практичные взгляды и житейские идейно-художественные запросы приводили к изменениям в типах культовых построек.
Первое время еще сохраняются традиционные строительные приемы и общая схема крестово-купольных храмов с хорами и позакомарным покрытием. Своеобразным проявлением возросшей общественной значимости боярства и купечества стало строительство в самом детинце Сотко Сытинычем, имя которого связывается с былинным «гостем» Садко, каменной церкви Бориса и Глеба (1167 г.), не уступавшей по размерам княжеским постройкам.
Начиная с 1170-х годов происходят изменения в характере культового строительства, проявляющиеся прежде всего в уменьшении размеров построек и переходе к четырехстолпным храмам. Они были расчитаны на меньшее количество людей, отражали более простое запросы. Они служили общественными и композиционными центрами отдельных участков города. Эти небольшие, масштабные рядовой застройке четырехстолпные с тремя апсидами, храмы с позакомарными покрытиями и одной главой на барабане определяли облик здания, которое строилось зачастую всем приходом на собственные деньги.
Относительно хорошо сохранившимися образцами таких храмов могут служить Георгиевская церковь (не позднее 1180-х годов) в Старой Ладоге и церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1192 г).
Особенно характерна Георгиевская церковь в Старой Ладоге. (рис. 3.48). Почти кубический объем расчленен лопатками. Предельная лаконичность форм сочетается с чертами человечности, вещественность глухих плоскостей стен — с интимностью маленьких проемов. Тяжеловесность целостной массы контрастирует с незначительной величиной храма и смягчается живописностью линий. План храма сжат до предела, восточные ячейки основного квадрата заняты боковыми апсидами, над западными расположены отгороженные от внутреннего пространства помещения. Вместо хоров, которые были не нужны для посадского храма, в угловых частях на втором ярусе устраивались приделы, посвященные небесному покровителю основного заказчика, и каморки для хранения ценностей. В эти помещения вела узкая внутренняя лестница, по которой попадали на деревянный помост, а с него в изолированные помещения. Благодаря такому решению основное пространство храма приобретало крестообразную форму.
В самом конце XII в. неподалеку от резиденции князей Городища на средства Ярослава Владимировича была потроена церковь Спаса на Нередице. Это последняя княжеская постройка в Новгороде. Она уже почти ничем не от посадских церквей. Компактный грузноватый объем церкви Спаса на Нередице завершает невысокий пологий холм, прекрасно вписываясь в равнинный с редкими группами деревьев ландшафт. Архитектурные формы храма Спаса на Нередице с крупными членениями, лаконичным выразительным силуэтом как нельзя лучше отвечают суровости климата, характеризуя художественный идеал новгородца. В объемно-пространственной структуре храма Спаса на Нередице заметна тенденция дальнейшего ее упрощения, сокращения внутреннего пространства и экономии материала. Боковые апсиды понижены, на внутренних плоскостях стен нет лопаток, столбы квадратные. Отсутствовали также парадные хоры. Скромная внутренняя лесенка вела на «полати», по бокам которых находились приделы. Все поверхности стен в интерьере были расписаны.
Церковь Перынского скита (начало XIII в.) близ Новгорода.
Примером дальнейшего упрощения следующим этапом на пути формироания новгородского посадского храма может служить маленькая церковь Пе-рынского скита. Она построена, видимо,незадолго до монголо-татарского нашествия недалеко от Юрьева монастыря.
Квадратная в плане церковь Перынского скита имеет четыре столба со срезанными углами, несколько расширяющими затесненное помещение для молящихся. Единственная апсида намного понижена относительно стен, углы которых закреплены лопатками.
Особое место в архитектуре Новгорода занимает церковь Параскевы-Пятницы на Ярославовом дворище (1207 г.). Эта значительная по размерам и необычная по архитектуре церковь находится на Торговой стороне. Построенная в 1207 г. «заморскими купцами», она являлась патрональным храмом этой богатой корпорации. Отличаясь объемно-пространственной композицией и нехарактерными для Новгорода декоративными деталями. Четырехстолпная схема плана церкви Параскевы-Пятницы осложнена тремя притворами. Восточная ее часть удлинена, боковые апсиды внесены в основной объем, в связи с чем снаружи они имеют прямолинейные очертания. К ее более высокой части с четырех примыкали пониженные объемы.
Пятницкая церковь — важный шаг в формировании основ общерусской архитектуры. Она свидетельствует об изживании византийских традиций и сложении новых черт, которые выражались в переходе от статичных композиций к более динамичным, с ярко выраженным стремлением к вертикальному пирамидальному построению.
Одной из первых каменных культовых построек после вынужденного перерыва в строительстве была небольшая церковь Николо-Липненского монастыря, находившегося в 8 км от Новгорода при впадении р.Меты в оз.Ильмень. Храм Николы на Липне, построенный в 1292 г. среди болот («липны») на островке, знаменует дальнейший этап разработки типа посадских церквей.
Небольшой, квадратный в плане, с четырьмя столбами и одной апсидой объем храма производит целостное впечатление. Внутреннее его пространство дополняли маленькие деревянные хоры и придел. В нем заметно стремление к более живописному и интимному решению интерьера. В нижней своей части западные столбы имеют восьмиугольную форму, благодаря чему они меньше загромождают помещение и улучшают обзор.
Заметной становится тенденция к отказу от аскетичности внешнего вида и приданию храмам более праздничного облика. Композиционную целостность фасадам придает трехлопастное выразительное завершение.
Изменения коснулись не только внешнего вида культовых зданий, но и строительных приемов. Новгородские мастера отказываются от добавления в раствор толченого кирпича, перестают делать в стенах кирпичные прослойки, заменяя их рядами плитняка, и более рационально используют строительные материалы, в частности местный камень.
Близка по типу храмам Перынского скита и Николы на Липне Успенская церковь на Волотовом поле близ Новгорода (1352 г.). Этот четырехстолпный одноглавый храм с западным притвором и северным приделом был завершен трехлопастным покрытием. Новгородские мастера отказались от лопаток на фасадах, понизили апсиду в уровень пристроек, создав лаконичную объемно-пространственную композицию с высоко вознесенной главой. Особенностью интерьера Успенской церкви является близкое расположение столбов относительно стен, что позволило расширить центральную часть храма.
Увеличение количества каменных построек в первой половине XIV в., разнообразие их типов наглядно свидетельствовали об экономических успехах и расцвете культуры Новгорода. Наряду новыми формами храмов с трехлопастным завершением некоторые храмы возводятся по старинке - с позакомарным покрытием. Встречаются церкви с разновеликими притворами и нерасчлененными плоскостями стен (Спаса на Ковалеве —1345 г.), сооружаются храмы с щипцами и трехчастным членением фасадов лопатками (Николы Белого в Неревском конце —1312—1313 гг.). Однако со второй половины XIV в. господствующим типом культовых построек становится четырехстолпный одноапсидный храм с поскатным покрытием и одной главой.
Классическими памятниками архитектуры Новгорода рассматриваемого периода являются церкви Федора Стратилата на Ручью (1360—1361 гг.) и Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.).
Крупная церковь Федора Стратилата была построена всего за год на средства посадника — боярина Семена Андреевича.Своды храма имеют более плоское трехлопастное очертание, форма которо приближается к поскатному покрытию. Простота форм сочетается с величественностью.
Спаса Преображения на Ильине улице,построенный «уличанами» и боярином Василием Даниловичем. В этом храме ярко выражены черты новгородского зодчества периода его расцвета. Значительные размеры (около 15X15 м) усиливают впечатление торжественности и светской праздничности (рис. 3.57). Плоскости стен украшены трех- и пяти-лопастными бровками, образно повторяющими конструктивные элементы, рельефными крестами и различной формы проемами. Живописно расположенные пластические детали контрастируют с простотой и лаконичностью основного объема, усиливая выразительность храма. Увеличение декоративных деталей сочетается с упрощенным очертанием покрытия храма, которое лишено криволинейности и приобрело геометрически правильную поскатную форму, весьма целесообразную в условиях Севера.
В XV столетии завершается «золотой век» новгородской культуры. Владыка Евфимий, противник Москвы и сторонник западной ориентации, для усиления своего авторитета предпринимает перестройку епископского Владычного двора в Новгородском детинце (1430—1440-е годы). Из комплекса зданий, включавшего дворцовые постройки, часовую башню, церковь и склады, лучше всего сохранилась Евфимиева палата (1433 г.). Главное парадное помещение этого здания представляло большую квадратную палату площадью почти 150 кв.м, служившую, очевидно, для заседаний Совета господ. Она перекрыта четырьмя вспарушенными крестовыми сводами с нервюрами, опирающимися на центрально расположенный столб. Конструкция палаты и особенно ее интерьер, близкий готическим залам Европы.
Культовые постройки XV в. становятся скромнее, уменьшаются в размерах. Отличительной их чертой является возведение хозяйственного подцерковья для хранения ценного имущества заказчиков. Постановка храмов на полуподвальном этаже обусловила устройство крылец или папертей для входа в церковь.
После присоединения Новгорода в 1478 г. к Москве его архитектура, сохраняя своеобразие, развивается в русле общих тенденций русского зодчества.
Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 72 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |