Читайте также: |
|
рассматривал как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов и частей.
Анализ невербальной коммуникации тоже должен быть системным — именно такой точки зрения мы придерживаемся. Системный подход к невербальной коммуникации предполагает, что межличностное поведение имеет структуру, совершается по определенным правилам и в своей основе является осмысленным, интерактивным, социальным и культурным. При этом вербальный и невербальный коды мы считаем хотя и отдельными, но во многих отношениях неразделимыми, интегральными частями одной коммуникативной системы. Приведем здесь всего лишь два простых примера, свидетельствующих о спаянности речевого и неречевого кодов в реальном устном общении: (1) нельзя сказать искренно Я тебя ненавижу и при этом не смотреть на собеседника; (2) нельзя произнести Я во как наелся и не показать это жестом.
Решающим фактором и условием для производства и понимания жеста Р. Бирдвистел справедливо считал контекст. Один из самых почитаемых и цитируемых из его учеников, современный американский психолог и антрополог Адам Кендон приводит пример человека, стоящего с поднятым вверх кулаком (Кендон 1972). Без контекста нельзя понять, что это за жест и каков его смысл — то ли это жест приветствия, то ли угрозы, а может быть, это политический символ власти или жест, отражающий принадлежность лица к определенной политической партии. Только в контексте раскрываются и уточняются смысл и функции кинемы в коммуникативном процессе.
Уделив в своей научной деятельности большое внимание невербальному контексту, Р. Бирдвистел ввел в обиход очень важное понятие кинетической переменной <данной кинемы>. Кинетические переменные — это различные характеристики жестов и жестовой деятельности. Примерами кинетических переменных являются время совершения движения, способ его реализации, объем движения, степень мускульного напряжения и пр. Впоследствии понятие кинетической переменной в невербальной семиотике было несколько расширено, и к кинетическим переменным данной кинемы стали относить также некоторые параметры контекста ее употребления, такие как социальный статус партнеров по коммуникации, их возраст, пол, отношение друг к другу, тип ситуации общения и другие.
6. Формы и стадии кинетического поведения
Среди знаковых форм кинетического поведения мы выделяем собственно жесты, выражения лица (мимика), позы, телодвижения и манеры. Особого пояснения требует последняя форма ввиду многообразия видов манер и их интерпретации. Под манерами мы понимаем социально обусловленные ритуализованные формы поведения, приспособленные к оп-
ределенным ситуациям. Так, можно говорить о манерах поведения за столом во время еды, об этикетных манерах разговорного общения или манерах приветствия. Манеры в терминологическом понимании этого слова, в отличие от прочих форм, — это по большей части комплексные динамические знаковые формы. Их знание приобретается как в опыте общественной жизни, так и в специальном обучении.
Остальные формы поведения тоже противопоставлены друг другу по ряду признаков. Так, поза, в отличие от других, динамических, форм, является формой статичной. Собственно жесты и телодвижения отличаются от выражений лица инструментом исполнения: первые исполняются руками или, реже, ногами, а в исполнении вторых главная роль отводится корпусу. В сочетании выражение лица зафиксировано также место исполнения жеста и т. д.
Все кинетические формы мы делим на два класса — свободные и связанные. Свободными кинетическими формами являются движения или позы, исполняемые в интерактивном акте одной или несколькими частями человеческого тела без участия каких-либо других лиц и материальных объектов. Связанные кинетические формы представляют собой движения или позы, осуществляемые с помощью каких-то объектов или тел. Было отмечено, что частота связанных форм в общении довольно высокая и гораздо выше, чем свободных. Особенно важной оказалась роль связанных форм в становлении и развитии личности, вследствие чего их сегодня изучают самые разные науки о человеке, такие как психология развития, психолингвистика, социальная психология и психотерапия человека, антропология, а также теория и практика межкультурной коммуникации.
Важными для нас подклассами свободных и связанных кинетических форм являются, соответственно, свободные и связанные жестовые формы. Каждая из жестовых форм, будь то свободная или связанная, имеет с разной степенью четкости выделяемые фазы (стадии) артикуляции жеста, или фазы жеста. По аналогии с фонетикой, их можно назвать, соответственно, экскурсия, реализация (воспроизведение) и рекурсия.
И свободная форма жеста манить к себе пальцем, и свободная форма-поза сидеть, положив ногу на ногу, и связанное по форме жестовое движение хлопнуть дверью — все имеют по три стадии. Центральной для каждой из жестовых форм является одна стадия, реализация, в особенности ее кульминация, именуемая пиком (нередко в литературе по кинеси-ке "пиком" называют также, на наш взгляд неудачно, всю целиком фазу воспроизведения). Экскурсия готовит движение, придавая ему нужную форму, рекурсия — это стадия, освобождающая энергию, выход из движения. Движения могут начинаться с разных исходных положений и дальше идти к пику разными маршрутами, после чего имеет место рекурсия.
Фазы жеста могут иметь для разных жестов разную продолжительность. Например, по нашим наблюдениям после выполнения жеста-движения натянуть юбку на колени руки женщины обычно на какое-то мгнове-
![]() | |||
![]() | |||
180 _________________________________________________ Г. Е. Крейдлин
ние задерживаются на ноге и только потом медленно уходят (в данном жесте фазой-экскурсией является "положение рук на юбке", реализацией — фаза "натягивание юбки", а рекурсией — фаза "отведение рук", причем вторая и третья стадии более медленные, чем первая). После центральной фазы жеста поманить к себе рукой рука может сразу перейти в другую позицию, исходную для выполнения другого жеста.
Фазы жеста соотносятся с такими кинетическими параметрами, как интенсивность движения, направление и траектория движения, степень мускульного напряжения. Они связаны с амплитудой, или широтой, движения, напоминающей длину произносимого слога, со скоростью или временной продолжительностью движения, подобными темпу речи. Описывая фазы жеста, необходимо всякий раз учитывать коммуникативные — речевое, паралингвистическое и проксемное — типы поведения, которые оказывают значительное влияние на характер исполнения жеста.
К коммуникативному поведению относится также молчание, которое, по выражению М. Бахтина, часто является "продолжением беседы" и которое бывает двух абсолютно разных с функциональной, семантической и прагматической стороны типов, на что, кстати, кажется, до сих пор не обращали внимания, несмотря на довольно большую литературу об акте молчания.
К первому типу относится молчание с параязыковыми и жестовыми заполнениями, ко второму — молчание с полным отсутствием голосовых звуков; ср. Все мучения, которые она испытывала, явно отразились в длительном молчании, наполненном слезами и стонами (Ю. Крелин) и Я выходил из себя, жена молчала. Молчание — огромная сила. Надо его запретить, как бактериологическое оружие (С. Довлатов).
Молчание, таким образом, противопоставляется не говорению как таковому, о чем часто ошибочно пишут, а передаче информации речевым или параречевым способом. Плохо сказать *Петя молча кашлял, где кашлять — действие неконтролируемое и не несущее смысловой нагрузки, и вполне допустимо предложение Снова воцарилось молчание, и было слышно, как грозно сопит Федор Симеонович, потерявший дар слова (Стругацкие), где сопение является контролируемым действием, передающим определенный смысл. Угрюмое молчание и красноречивое молчание (последнее сочетание лишь в одном из значений) характеризуют жесты, взгляды и, возможно, другие формы невербального поведения, сопровождающие молчание, но нельзя " 'красноречиво не говорить или *угрюмо не говорить.
Таким образом, наступление молчания в конкретном акте коммуникации часто свидетельствует не о простом неговорении, а о переходе замолчавшего к другому семиотическому коду; при этом выразительные возможности молчания в сочетании с параязыковыми элементами и жестами не менее широкие, чем при полном молчании; ср. Он не мог вымолвить ни слова и молча заплакал (Ф. Достоевский); Я это сейчас заметил, хотя она почти все время молчала и стояла передо мной, потупив глаза и ужасно
Кинесика
стыдясь (Ф. Достоевский); Князь был поражен чрезвычайно и молча, обоими руками обнял Таню. Оба искренно поцеловались (Ф. Достоевский); Он помолчал, диковато озираясь, потом неожиданно зевнул, потом улыбнулся со злобой (М. Булгаков).
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 68 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |