Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Использование музыкально-дидактических пособий и игр в процессе игры на детских музыкальных инструментах

Читайте также:
  1. I.Себестоимость и использование продукции производителей
  2. RAID 2. Отказоустойчивый дисковый массив с использованием кода Хемминга (Hamming Code ECC).
  3. V. Обыск, связывание, взаимовыручка, использование подручных средств
  4. VII. Подтверждающий опыт в процессе циркуляции света
  5. VII. Развитие личности в процессе воспитания
  6. XVIII. Жесты в процессе ставки
  7. Анализ бизнес среды: практическое использование моделей STEP/PEST, SLEPT
  8. Анализ отказов в процессе эксплуатации гидроприводов
  9. Байки модератора: что мы знаем о детских книжках
  10. Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии

Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у ребенка большой интерес. Кроме того, некоторые игрушки – инструменты используются как наглядные – дидактические пособия. Они помогают развитию музыкально-сенсорных способностей дошкольников, знакомя их с отдельными элементами музыкальной грамоты. В развитие звуковысотного, тембрового, динамического слуха и чувства ритма роль музыкально-дидактических игр и пособий очень велика. Например, для развития звуковысотного слуха используется игра «Лесенка», в которой дети различают направление движения звукоряда ручными знаками, играя на металлофоне, применяя при этом дидактические игрушки.

С самого начала надо учить детей играть правильно, в первую очередь уметь четко воспроизводить ритм. Для развития ритмического чувства используются игры «Тень - тень», «Прогулка». Благодаря этим играм у детей развивается чувство ритма, закрепляются знания о длительностях нот. С их помощью дети обучаются игре на различных музыкальных инструментах, развивается интерес к познанию.

В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы. Например, в музыкально–дидактической игре «Прогулка», звуки падающих капелек дождя хорошо передает металлофон.

Музыкально–дидактическое пособие «Музыкальный домик» благотворно влияет на развитие тембрового восприятия, совершенствование знаний о музыкальных инструментах.

Благодаря музыкально–дидактическим пособиям и играм дети с интересом обучаются простейшим приемам игры на разных инструментах, учатся пользоваться динамическими оттенками, подбирать по слуху, инструментовать пьесы, играть в ансамбле. Помогают обучению различные песенки–попевки включенные в репертуар. Все это делает игру не только интересной, но и ценной для их музыкально–сенсорного развития.

Весь комплекс приемов приобщения дошкольников к занимательному и сложному исполнительству развивает в действиях ребенка самостоятельность, внимание и организованность.

Музыкально-дидактические игры являют важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение- в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игры на музыкальных инструментах. Ценность этих игр в том, в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основных музыкальной грамоты, но и учиться любить, понимать и ценить музыку.

Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразными по содержанию и красочно оформлены. Тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание детей петь и слушать музыку.

Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр и пособий. Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия.

Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий — развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические пособия применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

Музыкально-дидактические пособия, как правило, включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями и т.д.). Музыкально-дидактические игры могут не использовать ее. Слушая музыкальные произведения, дети должны различать плавное и отрывистое движения мелодии, акценты, регистр, темп, тембр и т.д. и выполнять движения, соответствующие характеру частей, образам персонажей (например, «Птички летают и птички клюют» Т. Ломовой, «Игра с бубном» Л. Шварца и др.).

Различение свойств музыкальных звуков (высота, продолжительность, динамика, тембр) лежит в основе развития музыкально-сенсорных способностей (Н.А. Ветлугина). Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр, динамика), другие — с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения).

Развитие музыкально-сенсорных способностей (элементарных представлений о свойствах музыкальных звуков) является средством активизации слухового внимания детей, накопления первоначальных ориентировок в языке музыки. Как было отмечено, дети с легкостью усваивают представления о тембре и динамике звуков и труднее — о высоте и ритме. Поскольку основные музыкальные способности лежат в основе переживания выразительного содержания именно звуковысотных и ритмических движений, следует использовать в первую очередь музыкально-дидактические игры и пособия, моделирующие звуковысотные и ритмические отношения мелодии.

Применение зрительной наглядности, включающей пространственные представления (выше — ниже, длиннее — короче), помогает сформировать у детей представления о свойствах музыкальных звуков. Зрительная наглядность в образной форме моделирует отношения звуков по высоте и длительности.

Существуют различные классификации игр и пособий. Например, Н. А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные, хороводные1. За основание этой классификации взято различие игровых действий детей.

Э.П. Костиной разработаны настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей.

Иногда игры и пособия подразделяются на основании вида музыкальной деятельности, который осваивается с их помощью. Так, Л.Н. Комиссарова выделяет три группы музыкально-дидактических пособий для развития музыкального восприятия: для различения характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности2.

Аналогично можно подобрать музыкально-дидактические игры и пособия для овладения детьми различными видами исполнительства (пением, музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах).

Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно классифицировать музыкальные игры и пособия именно по этому основанию — их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально-сенсорных способностей (прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль. Осознание этих соотношений с помощью моделирования свойств музыкальных звуков помогает воспроизведению их детьми.

Музыкально-дидактические игры повышают эффективность процесса музыкального воспитания. Они способствуют развитию у детей музыкально-сенсорных способностей.
Играя в музыкально-дидактические игры, ребенок учится различать основные свойства музыкального звука: высоту, длительность, тембр, силу. Каждая музыкально-дидактическая игра имеет свою задачу, правила и определенное развитие действия.
Учебные задания в музыкально-дидактических играх облечены в игровую форму, поэтому они легче усваиваются детьми, вызывают большой интерес и желание выполнить их. Например, в игре «Громко — тихо запоем» (музыка Е. Тиличеевой) ставится задача научить детей различать динамику, но предлагается эта задача в увлекательной форме: из числа детей выбирается водящий, который отворачивается и закрывает глаза, в то время как воспитатель вместе с детьми прячет мяч. Затем дети вместе с воспитателем исполняют песенку, в тексте которой объясняются условия игры. Дети поют песню, то усиливая, то ослабляя звучание в зависимости от того, близко или далеко находится водящий от спрятанного мяча.
Часто музыкально-дидактические игры объединяют музыку с движением, а игровые действия в них диктуются развитием художественного образа. Это придает музыкально-дидактическим играм сходство с подвижными, хороводными, сюжетно-ролевыми играми. Отличительной чертой музыкально-дидактических игр является то, что в них решается учебная задача. Так, в игре «Догадайся, кто поет» (музыка Е. Тиличеевой) дети должны на слух различать тембр голосов своих товарищей. Взявшись за руки, они идут по кругу и поют песню (1-й куплет). Затем один из детей поет 2-й куплет песни ребенку — «жмурке», стоящему в центре круга с закрытыми глазами. «Жмурка» по голосу узнает, кто из детей пел, и называет его по имени.
Методика разучивания музыкально-дидактических игр несложна. Обычно с новой игрой дети знакомятся во время музыкальных занятий. Педагог объясняет детям условия игры, ставит определенную задачу. Затем исполняет песню, специально сочиненную композитором для этой игры, а дети выполняют необходимые действия — передают хлопками ритм мелодии, различают звуки по высоте и т. д. Постепенно дети запоминают слова и мелодию песни и через 1—2 занятия сами исполняют ее вместе с педагогом. Когда игра освоена детьми, они переносят ее в свою самостоятельную деятельность. Педагог должен поощрять стремление детей поиграть в знакомую игру.
Овладев навыками различения основных свойств музыкального звука в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, дети гораздо успешнее справляются с музыкально-исполнительскими задачами, например: воспроизводят динамические нюансы при исполнении песни; точно передают ритм, исполняя танец или музыкально-ритмическое упражнение.
Навыки, получаемые детьми в процессе музыкально-дидактических игр, являются стимулом для развития самостоятельной музыкальной деятельности и творческих проявлений.
Театрализованными играми детей шестого года жизни являются разные виды игр — с театральными куклами, образными игрушками, наборами самоделок, готовыми наборами плоскостного театра (по сказкам), играми-драматизациями. По содержанию и форме эти игры становятся более развернутыми, чем в средней группе. Детей нужно учить самим, в соответствии с замыслом, отбирать игровой материал, атрибуты к ним; пользуясь советами воспитателей, готовить оформление театрализованного представления или спектакля.
Деятельность старших дошкольников должна обязательно находиться в поле зрения воспитателя, так как по своей структуре театрально-игровая деятельность достаточно сложна. Воспитатель должен уметь вовремя подсказать детям способы осуществления замысла, образные действия, напомнить текст, чтобы игра не прервалась из-за возникших трудностей. Например, Валя принесла в детский сад свою игрушку — Хрюшу, которого мама помогла оформить таким, как в телевизионной передаче.
Вместе с детьми воспитатель вспомнил последнюю передачу с участием Хрюши, а Саша предложил придумать свою «передачу» и показать ее по «телевизионному экрану» (сделанному из фанеры). Идея понравилась детям. Вспомнили, что вместе с Хрюшей в передаче «Спокойной ночи, малыши» участвуют и Степашка, и Филя. Соответствующие мягкие игрушки в группе были, нужно было лишь сделать их похожими. Замысел осуществляли постепенно, интерес к идее не ослабел. При поддержке воспитателя инициатива детей получила интересное развитие.
В такой ситуации воспитателю нужно не только направлять деятельность детей, но и давать ей оценку, напоминать о тех знаниях, которые сообщаются на занятиях, предлагать подходящие несложные задания-упражнения, объединять 2—3 детей для их выполнения.
Использование образных игрушек (мягких, сувенирных) в театрально-игровой деятельности является существенным приемом приобщения детей к этой деятельности, помогающим им постепенно овладевать техникой управления театральными куклами и организовывать целостный спектакль.
Продуманно организованная обстановка для игр, обеспечение игровым материалом, атрибутами, оборудованием (ширмы для кукольного театра, театральные куклы, различные атрибуты к играм, декорации к спектаклям и т. д.) являются важным условием для осуществления успешного руководства театрализованными играми детей, сближения их с различными сторонами образовательной и воспитательной работы в детском саду.
Работа по руководству театрально-игровой деятельностью детей должна носить планомерный характер. Недостаточно только создавать необходимую обстановку для игр, нужно чтобы была тесная взаимосвязь содержания занятий театрализованных игр и получаемых детьми знаний и навыков. Важно учитывать индивидуальные склонности и способности детей, поощрять их стремление показывать спектакли малышам. Нужно устраивать конкурсы на лучшее исполнение ролей для участия в праздниках, развлечениях, что особенно стимулирует и активизирует детей, способствуя развитию их театрально-игровой деятельности.

Применение музыкально-дидактических игр на занятиях дает возможность провести их наиболее содержательно, часто музыкально- дидактические игры являются ведущим видом деятельности.

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Знакомлю детей с правилами игры, ставлю перед ними определенную дидактическую задачу. Усвоенные на занятиях правила и игровые действия музыкально-дидактических игр переносятся детьми в их самостоятельную деятельность, что считается одним из эффективных средств при развитии музыкальных способностей.

Большая роль в организации и проведении музыкально-дидактической игры принадлежит воспитателю, который является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в других режимных процессах. Воспитатели закрепляют и обогащают в процессе музыкально-дидактической игры музыкальные впечатления, навыки, знания и способности детей. Он тактично направляет ход игры, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Впоследствии дети могут и самостоятельно играть, без помощи педагога, выбрав ведущего среди сверстников.

Но чтобы воспитателю правильно организовать игру, чтобы руководить самостоятельной деятельностью дошкольников, умением творчески мыслить он сам должен владеть специальными навыками и знаниями, знать музыкальный репертуар. Поэтому планирую различные формы работы с воспитателями по развитию их музыкальной грамотности и музыкальной деятельности детей. Систематически провожу беседы, консультации, во время которых воспитатели знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр, получают советы и рекомендации по проведению игр со всеми детьми или с подгруппой, узнают, как лучше организовать игры в группе, на прогулке; теоретические и практические семинары, творческие мастерские, показ открытых музыкальных занятий.

Считаю, что одними усилиями музыкального руководителя без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей, а также их музыкальных способностей.

Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио и телепередач, аудиозаписей, музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки. Родители в домашней обстановке могут организовать и провести музыкально-дидактическую игру со своим ребенком. С содержанием, организацией и проведением музыкально-дидактических игр знакомлю родителей на родительских собраниях, а также помещаю материал на информационные стенды и в папках - передвижках.

Родители, хорошо зная своего ребенка, характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, игрой, постоянно обогащать музыкальные впечатления и одновременно развивать музыкальные способности. Провожу консультации, индивидуальные беседы с родителями с целью пропаганды педагогических знаний в области музыкального воспитания и развития музыкальных способностей, рассказываю им об опыте музыкального развития, накопленным ребенком в детском саду, о достижениях ребенка в развитии музыкальных способностей. Посещение открытых занятий дает возможность родителям наблюдать не праздничное выступление, а обычную рабочую обстановку, в которой развиваются музыкальные способности, навыки и умения их детей. Стало традицией проведение совместно с родителями новогодних утренников, праздника мам и бабушек, весеннего праздника "Прилетели журавли и соловушки малы", юбилейного концерта "С днем рожденья, детский сад!".

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по использованию музыкально- дидактических игр способствует успешному развитию музыкальных способностей дошкольников. По результатам диагностики показатель высокого и среднего уровня развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в период с 2007 по 2010 учебные годы увеличился на 12% (2007 - 2008 уч. год - 86%, 2008 - 2009 уч. год - 90%, 2009 - 2010 уч. год - 98%,)

Музыкально-дидактическая игра рассматривается как деятельность ребенка, которая связана с выполнением определенных музыкальных заданий с целью развития музыкального восприятия, музыкально-сенсорных способностей, совершенствования движений (A.B. Кенеман). Проблема музыкально-дидактической игры и ее роли в развитии сенсорных способностей ребенка подробно разработана H.A. Ветлугиной: создана классификация, охарактеризована структура и содержание игр, определен музыкально-дидактический материал и сформулированы требования к его эстетическому оформлению; в дальнейшем эту работу продолжили Э.П. Костина, А.Н. Зимина. Однако, только наиболее простые из музыкально-дидактических игр предназначены для детей раннего возраста. Как правило, они представляют собой игровые задания, направленные непосредственно на развитие сенсорных способностей (различение высоты, длительности, силы и тембра звука) и зачастую проводятся вне музыкального контекста.

Другой разновидностью игр, применяемых в музыкальном воспитании детей раннего возраста, являются игры, направленные на отражение характера музыки и ее сенсорных особенностей посредством движения. Такие игры называют музыкальными, но относят к типу дидактических, поскольку движение рассматривается как одно из средств музыкального воспитания (Н.А. Ветлугина). Совершенно очевидно, что осуществление подобной музыкально-игровой деятельности возможно только в том случае, если ребенок способен прислушаться к музыке и посредством движения прочувствовать и отразить не только общее настроение музыкального произведения, но и его форму, темповые, тембровые, ритмические и звуковысотные особенности. Однако, ребенок раннего возраста обладает весьма ограниченным запасом движений, которые чаще всего носят непроизвольный характер, зачастую не прислушивается к музыке и не имеет опыта ее осмысленного восприятия. Приобрести такой опыт ребенок может в процессе дидактической игры, основанной на музыке, созданной специально для детей, содержащей близкие и понятные ему образы, и помогающей освоить не только определенныедвигательные навыки, но и элементарные связи между музыкой и движением. В противном случае его игровая деятельность будет представлять собой игру под музыку, которая выполняет вспомогательную функцию и служит лишь для сопровождения движений и создания определенной эмоциональной атмосферы. Поэтому дидактическая игра, помогающая приобрести определенные двигательные навыки, на основе которых ребенок сможет освоить элементарные связи между музыкой и движением, является исходной формой музыкальной и музыкально-дидактической игры, а также неотъемлемым компонентом других видов музыкальной деятельности ребенка раннего возраста, имеющих эстетический характер. Игра как средство вовлечения детей раннего возраста в музыкальную деятельность рассмотрена в работах И.Л. Дзержинской, Т.С. Бабаджан и др. В то же время, в научно-педагогической литературе не содержится каких-либо данных о влиянии музыкально-игровой деятельности на формирование музыкально-эстетических интересов детей раннего возраста.

 




Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 27 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ЖИЗНИ РЕБЕНКА | Основные виды музыкально-дидактических пособий и игр в музыкально-сенсорном развитии дошкольников | Использование музыкально-дидактических пособий и игр в процессе пения | Использование музыкально-дидактических пособий и игр в процессе слушания музыки | МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ. |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав